Конспект урока по литературе Страницы жизни и творчества А. П. Чехова 1 курс СПО

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ХАНТЫ - МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ


Б Ю Д Ж Е Т Н О Е У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

«Ю Г О Р С К И Й П О Л И Т Е Х Н И Ч Е С К И Й К О Л Л Е Д Ж»







Конспект открытого урока

Учебная дисциплина

«Русский язык и литература. Литература»

по теме «Страницы жизни и творчества Антона Павловича Чехова»

вид занятия урок изучения нового материала; урок-путешествие

специальность

38.02.02. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)





Разработчик:

Гуляева Надежда Ивановна,

преподаватель

1 квалификационная категория




г. Югорск, 2016

«Страницы жизни и творчества Антона Павловича Чехова»

Цель: познакомить студентов с биографией и творчеством Антона Павловича Чехова.

Задачи занятия

  1. Сформировать готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

  2. Сформировать устойчивый интерес к биографии и творчеству А.П. Чехова; умение анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; уметь выражать свое отношение в развернутых аргументированных устных высказываниях.

3. Сформировать умение структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях, формулировать выводы; умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.

Оборудование мероприятия:

-мультимедийное оборудование;

-доска;

- компьютер.

- презентация о жизни и творчестве А.П. Чехова;

Тип урока: урок изучения нового материала; урок-путешествие.

Организация учебной деятельности: фронтальная форма работы.

Педагогическая технология: коммуникативная, интерактивная.

Методический прием: прием выхода на формулирование целей урока и их предварительного развертывания по смыслу и содержанию, «Часики», ситуация успеха.

Методы обучения: словесные, наглядные, интерактивные, самостоятельная работа с текстом.

Виды самостоятельных работ: работа с учебником - поиск знаний, их осмысление, обобщение и систематизация знаний.

Оформление:

- выставка книг - произведений А.П. Чехова

Учебники:

Курдюмова Т.Ф. «Литература. 10 класс», стр. 397-430

Обернихина Г.А. «Литература», стр. 331- 353

План урока

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность

студентов

Время (мин)

Организационный момент урока

-проверка наличия обучающихся на уроке, их внешнего вида, готовности рабочих мест, создание в группе деловой обстановки.

- приветствие

- подготовка рабочего места студента

- наличие учебника и тетради

2

Подготовка обучающихся к изучению нового учебного материала

- стимулирование мотивации к активной познавательной деятельности студентов на уроке

- актуализация, мотивация, формулировка цели и задач урока

- сообщение темы урока

- запись темы урока в рабочих тетрадях

- подготовленные студенты читают отрывки из рассказов А.П. Чехова

- участие студентов в формулировке темы и целей урока

- запись в тетради вопросов, касающихся изучения темы урока

8

Изучение нового материала

- рассказ преподавателя с использованием технических средств обучения

- применение методического приема «Часики» для знакомства студентов со страницами жизни и творчества А.П. Чехова, чеховскими местами в России

-слушают, смотрят презентацию

- работают в парах: рассказывают друг другу материал учебника, отвечая на вопрос преподавателя

- обобщают материал, делают выводы

25

Итоги урока Контроль и оценка знаний

- задает контрольные вопросы

- подводит итоги урока

- объявляет оценки

- возвращаются к целям урока, делают выводы

-взаимооценка деятельности студентов на уроке

5

Домашнее задание

-объявляет домашнее задание (дифференцированное)

- записывают в тетрадь домашнее задание

4

Рефлексия

- цветорефлексия по итогам работы

1


Ход урока:

Эпиграф к уроку

«Если каждый человек на куске земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша»

Антон Павлович Чехов


1. Организационный момент

2. Подготовка обучающихся к изучению нового материала

Слово педагога:

Удивительно, но когда-то этот писатель предположил, что «…если каждый человек на куске земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша», и начал с себя. Мне хочется напомнить вам строчки из его произведений. Предлагаю окунуться в литературную мастерскую этого удивительного автора.

Подготовленные студенты зачитывают отрывки из известных по школьной программе рассказов А.П. Чехова (возможна инсценировка чеховских диалогов). Остальные студенты должны назвать произведение и действующих героев.

1 студент:

«Иван Евсеич поднял глаза к потолку и зашевелил губами. Булдеев и генеральша ожидали нетерпеливо.

- Ну, что же? Скорей думай!

- Сейчас... Васильичу... Якову Васильичу... Забыл! Такая еще простая фамилия... словно как бы лошадиная... Кобылин? Нет, не Кобылин. Постойте... Жеребцов нешто? Нет, и не Жеребцов. Помню, фамилия лошадиная, а какая - из головы вышибло...

- Жеребятников?

- Никак нет. Постойте... Кобылицын... Кобылятников.... Кобелев...

- Это уж собачья, а не лошадиная. Жеребчиков?

- Нет, и не Жеребчиков... Лошадинин... Лошаков... Жеребкин... Всё не то!

- Ну, так как же я буду ему писать? Ты подумай!» Но наступил вечер, а фамилия всё еще не была найдена. Так и спать легли, не послав телеграммы.

…Генерал не спал всю ночь, ходил из угла в угол и стонал... В третьем часу утра он вышел из дому и постучался в окно к приказчику.

- Не Меринов ли? - спросил он плачущим голосом.

- Нет, не Меринов, ваше превосходительство, - ответил Иван Евсеич и виновато вздохнул.

- Да может быть, фамилия не лошадиная, а какая-нибудь другая!

- Истинно слово, ваше превосходительство, лошадиная... Это очень даже отлично помню.

(Рассказ «Лошадиная фамилия»1885г., отставной генерал-майор Булдеев)

2 студент:

- Гм!.. Хорошо... - говорит Очумелов строго, кашляя и шевеля бровями. - Хорошо... Чья собака? Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу Кузькину мать!.. Елдырин, - обращается надзиратель к городовому, - узнай, чья это собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо. Немедля! Она наверное бешеная... Чья это собака, спрашиваю?

- Это, кажись, генерала Жигалова! - говорит кто-то из толпы.

- Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто... Ужас как жарко! Должно полагать, перед дождем... Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? - обращается Очумелов к Хрюкину. - Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб сорвать. Ты ведь... известный народ! Знаю вас, чертей!

(рассказ «Хамелеон», 1884г., Хрюкин и Очумелов)

3 студент:

На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий.

- Милый мой! - начал тонкий после лобызания. - Вот не ожидал! Вот сюрприз! Ну, да погляди же на меня хорошенько! Такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щеголь! Ах ты, господи! Ну, что же ты? Богат? Женат? Я уже женат, как видишь... Это вот моя жена, Луиза, урожденная Ванценбах... лютеранка... А это сын мой, Нафанаил, ученик III класса. Это, Нафаня, друг моего детства! В гимназии вместе учились.

- А я служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое... ну, да бог с ним! А ты? Небось, уже статский? А?

- Нет, милый мой, поднимай повыше, - сказал толстый. - Я уже до тайного дослужился... Две звезды имею.

Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились... Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира...

- Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.

(рассказ «Толстый и тонкий», 1883г.)

Отрывки зачитываются из книг, которые после выступления студента выставляются на импровизированную выставку книг.

Сообщение темы занятия

Слово педагога:

Да, вы правы, это Антон Павлович Чехов, писатель, о котором другой великий художник слова говорил: «Чехов - это Пушкин в прозе» (слова Л.Н. Толстого).

Сегодня наше занятие посвящено жизни и творчеству А.П. Чехова, талантливого русского писателя, в личности которого удивительным образом сочетались душевная мягкость, деликатность с мужеством и силой воли. Вся его жизнь - это неустанный подвижнический труд. Прожив 44 года и оставив миру более двухсот произведений прозы и драматургии, он успевал ещё заниматься садами, строить школы и больницы, работать врачом во время холерной эпидемии, помогать голодающим, он сумел провести своими силами на Сахалине всеобщую перепись и привлечь внимание всей России к бесчеловечным порядкам на «каторжном острове»… Подобных поступков множество, их можно продолжать перечислять. А.П. Чехов заслуживает нашего внимания как удивительная личность, как прекрасный писатель, мастер короткого юмористического рассказа и как драматург.

Постарайтесь сформулировать вопросы (2-3 вопроса) по теме урока, на которые в ходе занятия вы хотели бы получить ответы. Запишите их в тетрадь, зачитайте.

Поиск ответов на ваши вопросы и будет основной задачей нашего занятия.

  1. Изучение нового материала

Слово педагога:

Много ли мы знаем о Чехове? Каким представляем себе писателя? Какие места в России связаны с жизнью и творчеством Чехова? Предлагаю совершить путешествие по чеховским местам России, заглянуть в творческую мастерскую писателя.

Технология «Часики»: вся группа студентов делится на пары, назначая друг другу встречи на определенное время по импровизированным часам. На каждый час (по презентации) преподавателем дается тема для обсуждения. В течения 2-3 минут, используя ранее полученные знания (предыдущее домашнее задание), страницы учебника, студенты должны друг другу рассказать материал по теме. Затем совместно с преподавателем резюмируется информация. Студенты меняются в парах и получают новую тему для обсуждения.

Темы для обсуждения в парах:

  1. Таганрог - крупнейший центр Приазовья, морской порт, место, где родился писатель, где прошло его детство и юность.

    Биографические данные

    Творческая мастерская

    «Детство отравлено у нас ужасами». Третий ребенок в семье. Деспотичность и властность отца, светлое начало матери; торговая лавка, связь с природой, гимназическое образование (таганрогская классическая гимназия), начал зарабатывать уроками, один из самых активных читателей городской библиотеки, завзятый театрал. 15 июня 1879 г. Получил аттестат зрелости.

    Страсть к драматическому искусству проявилась в нем рано: уже в 13 лет он становится постоянным посетителем галёрки Таганрогского театра. Гимназистом он выпускает рукописный журнал «Зайка», пишет комедии «Нашла коса на камень» и «Недаром курица пела», создает драму «Безотцовщина».

  2. Москва, медицинский факультет Московского университета. Чехов - стипендиат Таганрогской гимназии.

8 августа 1879г. Приехал в Москву, поступил на медицинский факультет Московского университета как стипендиат таганрогской гимназии. Взял заботу о семье на себя. С первого курса он начал и учиться, и работать. Единственным средством существования становятся литературные заработки. В 1884 году окончил университет.

1880-1885 Чехов начал писать юмористические рассказы, первый «Письмо к ученому совету» вышел в журнале «Стрекоза». Псевдонимы писателя: «Антоша Чехонте» «Антоша», «Ан.Ч», «Дон Антонио Чехонте», «Человек без селезенки», «Г. Болдастов», «Брат моего брата», «Прозаический поэт». Преобладает стихия юмора. Печатается в юмористических журналах «Зритель», «Будильник», «Осколки»


  1. Звенигород. А.П. Чехов - заведующий больницей, внимательный врач.

    После окончания университета работает в Воскресенске и Звенигороде. Отношение к больным, следил за научной и практической медициной.

    Из книги Л. Малюгина, И. Гитович «Чехов»:

    «В середине лета Чехов перебрался в Звенигород - доктор Успенский попросил заменить его на время отпуска… Днём он принимал больных, а вечерами - лето стояло дождливое - писал роман «Драма на охоте», но от предложения занять постоянное место в Звенигородской больнице Чехов отказался, производя всю рутинную работу уездного врача...

    С середины 1884 по 1888гг. создал более 350 произведений. В эти годы формируется чеховский рассказ как новое явление русской литературы. «Умею коротко говорить о длинных вещах» - писал Чехов.

    Сборники рассказов «Пестрые рассказы» 1886г., «Невинные ручки» 1887г, «Рассказы» 1888г., «Хмурые люди» 1890г., «В сумерках» - Пушкинская премия.

    Повесть «Степь» 1888г.

    Пьеса «Иванов»

    Сотрудничество с журналом «Северный вестник»,

  2. Остров Сахалин. Перепись населения. Начало болезни.

    21 апреля 1890 году едет на Сахалин. Изучил историю, географию, экономику, природу острова Сахалин. Хотел обратить внимание общественности на каторжный остров. «Я еду, чтобы пожить полгода не так, как жил до сих пор», - говорил он. Вел дневник, дорожные впечатления легли в основу путевых очерков - книгу «Остров Сахалин». Встречался с правителями острова и его жителями, проводил перепись населения, изучал каторжные тюрьмы, условия жизни каторжан и ссыльных, условия жизни коренных народов (гиляков и орочей).

    В Москву Чехов вернулся 8 декабря 1890 года.

    Путь через Сибирь занял 82 дня, за которые Чехов написал девять очерков, объединённых под общим названием «Из Сибири».

    «Остров Сахалин» 1894г. Чехов приступил к работе над книгой о Сахалине в начале 1891 года, а 1893-м она была уже закончена.


  3. Имение Мелехово, Серпуховский уезд Московской губернии.

    В феврале 1892г. Чехов купил небольшое имение Мелехово. С 1892 по 1899 годы Чехов проживал в подмосковном имении. Имение было куплено за 13000 рублей у театрального художника Н.П.Сорохтина. Ежедневно с 5 до 9 часов утра он вел прием у себя дома, ездил к больным за десятки верст во всякую погоду.

    В 1892-1893 гг. врачебная деятельность Чехова превратилась в большое общественное дело. Это были годы, когда средней полосе России угрожала холера.

    Мелиховский период считается периодом расцвета Чехова как писателя. Несмотря на то, что он провёл там всего семь лет, за это время было создано более сорока самых известных произведений.

    Работа для Московского художественного театра.

    «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» (1898), «Анна на шее», «Ариадна», «Чёрный монах», «Остров Сахалин», «Дядя Ваня», «Палата №6», «3 года», «Моя жизнь», «Дом с мезонином», «Мужики», не говоря уже о пьесах «Чайка» и «Дядя Ваня».

  4. Ялта «Белая дача».

    В конце 1898 писатель купил в Ялте участок земли. Чехов переехал в Ялту вместе с сестрой Марией Павловной и матерью Евгенией Яковлевной. На участке был разбит сад и построен дом по проекту архитектора Л. Н. Шаповалова. Последние годы Чехов, у которого обострился туберкулёз, для поправления здоровья постоянно живёт в своём доме под Ялтой. В ялтинский период своей жизни Антон Павлович встречался в Крыму со многими виднейшими деятелями литературы и искусства той эпохи. Сюда в первую очередь относятся встречи с Алексеем Максимовичем Горьким, с А.Н. Толстым. В ялтинский период жизни Чехов сблизился с И.А. Буниным. Бывали у Чехова художник И.И. Левитан и певец Ф.И. Шаляпин.1901 год венчание с О.Л.Книппер.

    За 5 с лишним лет ялтинской жизни Чехов написал 9 крупных рассказов, 2 пьесы, рассказ "Случай из практики", пьесу "Вишневый сад" (1904). Каждое из этих произведений - общепризнанный шедевр.

    Рассказ «Дама с собачкой», пьесы «Три сестры» и «Вишнёвый сад», а также повесть «В овраге» и рассказы «Архирей», «На святках» и «Невеста».

    Весь 1902 год занимается подготовкой своего собрания сочинений.

    Особенности чеховских рассказов:

    простое и незатейливое название;

    картинка с натуры; шарж;

    выразительность детали;

    сценичность диалога; краткость;

    динамичность действия;

    минимум описаний и пояснений;

    говорящие фамилии;

    неожиданная концовка.

  5. Германия, курортный город Баденвайлер.

3 июня 1904 года Чехов выехал на курорт Баденвейлер в Германию. Из-за резкого обострения болезни, с которой ему не удалось справиться, писатель скончался 2 (15) июля 1904 года в Баденвайлере, Германия. Развязка наступила в ночь с 1 на 2 июля 1904 года. Похоронен у Успенской церкви Новодевичьего монастыря в Москве.


  1. Итоги урока. Выводы. Оценки.

Слово педагога:

Итак, сегодня вы узнали об основных этапах жизни и творчества А.П. Чехова, особенностях его рассказов и пьес. Ответьте на вопросы:

- Каким человеком представляется вам А.П. Чехов? Что вам кажется в нем особенно привлекательным?

- Какие события в жизни писателя, и какие произведения автора вы считаете самыми важными и почему?

- Чехов - доктор и Чехов - писатель. Что помогало ему объединять два таких разных направления деятельности?

И.А. Бунин писал: «Прост, точен и скуп на слова был он даже в обыденной жизни. Словом он чрезвычайно дорожил. К «высоким» словам чувствовал ненависть». Как характеризуют творчество писателя, драматурга Чехова это высказывание? (ответьте письменно, 3-4 предложения)

Владимир Владимирович Набоков - лауреат Нобелевский премии по литературе о значении творчества А.П. Чехова. Внезапно Набоков прервал лекцию, прошел, не говоря ни слова, по эстраде и выключил три лампы под потолком. Затем он спустился по ступенькам - их было пять или шесть - в зал, тяжело прошествовал по всему проходу между рядами, провожаемый изумленным поворотом двух сотен голов, и молча опустил шторы на трех или четырех больших окнах… Зал погрузился во тьму… Набоков возвратился к эстраде, поднялся по ступенькам и подошел к выключателям. "На небосводе русской литературы, - объявил он, - это Пушкин" Вспыхнула лампа в дальнем левом углу нашего планетария. "Это Гоголь!" Вспыхнула лампа посередине зала. "Это Чехов!" Вспыхнула лампа справа. Тогда Набоков снова спустился с эстрады, направился к центральному окну и отцепил штору, которая с громким стуком взлетела вверх: Как по волшебству в аудиторию ворвался широкий плотный луч солнечного света. "А это Толстой!", - прогремел Набоков".

Набоков В.В. поставил А.П. Чехова в один ряд с А.С. Пушкиным, Н.В. Гоголем и Л.Н. Толстым, тем самым очень высоко оценил значение творчества этого писателя для всей русской и мировой литературы.

Оценивание: взаимооценивание (группе предлагается назвать фамилии тех студентов, кто в ходе работы в парах сумел доступно, интересно и доказательно сформулировать ответы на поставленные вопросы - оценка «отлично»; все остальные обучающиеся - «хорошо»).

  1. Домашнее задание направлено на закрепление и применение знаний, полученных на уроке, способствующее расширению и углублению учебного материала.

Первый уровень - обязательный минимум. Задание должно быть понятно и посильно всем ученикам.

- составит хронологическую таблицу по биографии писателя (учебник Курдюмова Т.Ф., стр. 398- 431)

Второй уровень домашнего задания - тренировочный (аналитический). Его выполняют обучающиеся, желающие хорошо знать предмет и без особой трудности осваивающие учебную дисциплину. При этом они могут освобождаться от задания первого уровня.

- составить аналитическую таблицу «А.П. Чехов-драматург» (учебник Курдюмова Т.Ф., стр. 398- 431)

Наименование пьесы, год написания

Жанр

Проблематика пьесы

Главные герои пьесы

Третий уровень - творческое задание - используется в зависимости от темы урока, подготовленности группы и т.д. Оно выполняется студентами, как правило, на добровольных началах и стимулируется высокой оценкой и похвалой.

- мини-сочинение «Рекомендую прочитать» (отзыв на одно из произведений А.П. Чехова).

Рефлексия: на столе у каждого студента лежат бумажные квадратики «зеленый» и «красный»; в конце занятия студенты должны оставить один:

- «зеленый» - занятие познавательное, интересное, хотелось бы продолжить разговор с педагогом, обратиться к чтению произведений Чехова;

- «красный» - занятие неинформативное, скучное, ответов на поставленные вопросы не услышали, творчеством Чехова не заинтересовались.

  1. Литература:

1. Еремина Т.Я. Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках литературы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений.- М..: Просвещение, 2013.- 161

2. Эльмаа Ю.В., Федоров С.В. Информационные технологии на уроках литературы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений.- М..: Просвещение, 2012.- 176

3. Обернихина Г.А., Мацияка Е.В. Литература. Книга для преподавателя - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 173 с.

Интернет-ресурсы:

chehov.niv.ru/ А.П. Чехов

antonchehov.ru/ А.П. Чехов. Биография, произведения.

bookstand.narod.ru/Bibliografia/Chehov.htm Информационно-справочный ресурс. Обзоры творчества, биографии, публикации, главы, содержание.

tagancity.ru/page/chiekhov-anton-pavlovich Антон Павлович Чехов. Официальный сайт г. Таганрога.


© 2010-2022