Продуктивное чтение как способ формирования читательской компетентности

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Тема: Продуктивное чтение

как способ формирование читательской компетентности

учитель: Лукьянова Е.Н.

МКОУ «ВСШ» №2 с.Волчиха

Алтайского края

В связи с переходом к новой системно-деятельностной образовательной парадигме деятельность учителя претерпевает существенные изменения. Учитель должен не просто передать то, что он знает, он должен научить ребёнка добывать знания, применять уже имеющиеся знания не только по изучаемому предмету, но и по другим предметам, то есть это должны быть универсальные умения и навыки. Русский язык и литература - это единственные предметы, которые на всю жизнь человека определяет его мышление, способ общения, способность объясниться и понять другого.

Каждый учитель ежедневно в процессе своей деятельности сталкивается с рядом проблем:

  • Как мотивировать учащихся на изучение темы урока?

  • Как удержать познавательную активность учащихся на всех этапах урока?

  • Как мотивировать учащихся к чтению программных произведений?

  • Как научить их понимать прочитанное и писать изложение и сочинение

по тексту?

  • Как включить в процесс обучения всех детей, чтобы каждый раскрылся на уроке как личность и сделал шаг вперёд в своём саморазвитии

  • Как вовлечь школьников в поисковую деятельность, в творческую работу

  • Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы урок развивал мыслительную активность учащихся, познавательный интерес?

  • Как построить урок так, чтобы учиться и работать всем участникам процесса было интересно и продуктивно?

Каждый учитель мечтает, чтобы все его ученики приходили на урок подготовленными: полностью прочитали то или иное произведение или параграф. И не просто прочитали, поняли смысл прочитанного. При итоговой аттестации выпускник должен понимать смысл прочитанного текста. Будь это задание к тесту или текст в части С. Педагоги, работающие в 9-х и 11-х классах, знают, что большинство ошибок допускается вследствие непонимания самого задания. Каждый человек должен уметь работать с разнородной информацией во время учебного процесса. Большинство умений и навыков работы с информацией приобретается только через чтение, этим объясняется актуальность проблемы формирования у учащихся знаний, умений, навыков и способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.

Вот почему технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Светловской, приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна, может применяться на уроках любого цикла. Она направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных

Что значит продуктивное чтение? (Продуктивное - от слова «продукт»).

Что может быть продуктом чтения? (продукт чтения - это результат)

А какой результат может быть у чтения?(Понимание смысла прочитанного).

Понимание - это действительно результат продуктивного чтения. Но не только это. Понимание невозможно без другого результата чтения.

Что же является вторым результатом чтения?(Восприятие прочитанного текста)

Восприятие - это включение человека в чтение.

А что значит включиться в чтение?

Читаем - и представляем картины, героев.

Читаем - и ставим себя на место героев,

Читаем - и переживаем,

Читаем - участвуем в действии.

Читаем - задумываемся над содержанием,

Читаем - предполагаем конец истории,

Читаем - и реагируем на прочитанное: смеемся, грустим,

Читаем - удивляемся, радуемся - испытываем эмоции.

При этом неважно, как мы читаем: вслух, про себя, читаем сами или слушаем чтение другого. То есть настоящий читатель воспринимает текст через эмоции, воображение и содержание.

Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника.

Технология состоит из 3-х этапов.

I этап. Работа с текстом до чтения.

Цель - развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

Главная задача - вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

1.Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения); ученики прогнозируют содержание текста, предполагают о нем он по его названию, иллюстрации, портрету писателя. Возникает мотивация к чтению.

Работа в классе начинается с вопросов учителя: какими были ваши ожидания? Какие вопросы до чтения у вас возникали? На что обратили внимание перед чтением и почему?

Читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.

Если дети читают текст дома самостоятельно, этап антиципации сохраняется. Работу в классе начинаю с вопросов: «Какими были ваши ожидания? Какие вопросы до чтения у вас возникали? На что вы обратили внимание перед чтением и почему?» и т.п. Применение приёма « Отсроченная отгадка»

Урок - интрига- в начале урока : «Ребята, сегодня мы должны выяснить, что связало А.С.Пушкина и М.Глинку навсегда?» тема нашего урока «Два шедевра» вдохновенный романс "Я помню чудное мгновенье" на стихи Пушкина, в свое время посвященные Анне Петровне Керн, Глинка посвятил Екатерине Ермолаевне Керн.

II. Работа с текстом во время чтения.

Цель - понимание текста и создание его читательской интерпретации

Главная задача - обеспечить полноценное восприятие текста.

Дети самостоятельно читают текст про себя в классе или дома с установкой провести диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания.

Чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение.

По ходу чтения провожу словарную работу (объяснение и уточнение значений слов). В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно в процессе чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций.

Задай вопрос

С чего начинается осмысление учеником учебного материала?

- Когда он задает себе вопросы: «Что это…?» «Почему…?», «Зачем это мне нужно…?» и т.п.

Заданный учеником вопрос по тексту художественного произведения является для учителя способом диагностики знаний ученика, так как вопрос демонстрирует уровень погружения в текст, умение анализировать его в контексте литературного процесса.

Прочитайте вопросы в учебнике.

  • Какие из них требуют односложного ответа? Какие заставляют размышлять, анализировать?

  • Какие вопросы можно использовать для кроссворда ?

  • Во время работы с параграфом учебника, во время доклада ученика класс формулирует вопросы.

  • Составление вопросного плана

Кластер

Как конспект по прочитанному параграфу, материалу предложенному

Кластер: «Обстоятельство», «Пугачёв».

Драмогерменевтика

Непонимание текста начинается с того момента, когда какой-то из знаков-символов встречается впервые. То есть мы читаем незнакомое слово. Тогда, действительно, мы не будем воспринимать его целиком, будем читать его по слогам, повторять раз за разом.

Читаем дополнительный текст из словаря - разъяснение данного термина, понятия

Работа с термином урока по новой теме «Односоставное предложение» - словообразовательный анализ и морфемный, определение лексического значения корня, выход на определение.

III. Работа с текстом после чтения.

Цель - корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

Главная задача - обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
Ставит вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Её результатом должно стать понимание авторского смысла.

Рассказ о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.

Сведения о биографии писателя, об истории создания произведения можно сообщить и до чтения, если это оправдано.

Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям. Беседа
о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора и т.д.

Вопросы по иллюстрации: «Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)?

«Перепутанные логические цепочки»

Цель приёма: восстановление последовательности событий или технологии.

Расположите в правильной последовательности эпиграфы к главам романа «Евгений Онегин»

а)« Как не любить родной Москвы?»

б) «И жить торопиться, и чувствовать спешит».

в) «Прощай, и если навсегда, то навсегда прощай».

г) «O RUS!» ( О. деревня!)

д) « О, не знай сих страшных слов, ты, моя Светлана».

Составление цитатной характеристики героя, проведение сравнительного анализа стихотворений «Памятник» М.Ломоносова- «Памятник» А. Пушкина

Синквейн

Приложение

Яркое, красочное,

Даёт, характеризует, указывает

Используется в художественной речи для создания образа

Определение

Таким образом, техника продуктивного чтения представляет собой ряд технологических приёмов, направленных на активизацию мыслительной деятельности учеников. Главное её преимущество - активная позиция ученика к содержанию текста. Для него учебный текст - средство для осуществления различных мыслительных операций. Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных учеником собственных конструкций, глубокое осмысление текста. А самое главное - это включение ученика в чтение, что обогащает личность, раскрывает его творческие возможности.



© 2010-2022