Программа по литературе 10 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Общие сведения о Рабочей программе

Рабочая программа составлена в соответствии с Образовательными стандартами среднего (полного) общего образования по литературе 2004 года, на основе авторской программы под редакцией В.Я. Коровиной «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5 - 11 классы. 10 - 11 классы» М.: Просвещение, 2010 г.», допущенной Министерством образования и науки РФ.

Учебник: Литература. 10 класс. Учеб.для общеобразовательных организации. Базовый и профил.уровни. в 2-х ч.Ю.В. Лебедев.М.: Просвещение,2014.

Цели изучения предмета:

• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и само­совершенствованию, способной к созидательной деятельности в современ­ном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального

самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

•развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литера­турного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вку­са; устной и письменной речи учащихся;

•освоение текстов художественных произведений в единстве формы и со­держания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном про­цессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;

•совершенствование умений анализа и интерпретации литературного про­изведения как художественного целого в его историко-литературной обу­словленности и культурном контексте с использованием понятийного язы­ка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов фор­мы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произ­ведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; па-писания сочинений различных типов; определения и использования необ­ходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в биб­лиотеке, в ресурсах Интернета и др.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

-написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;

- письменный и устный развёрнутый ответ на проблемный вопрос;

- комплексный анализ текста;

- изложение с элементами сочинения;

№ п/п

Раздел

Тема раздела

Количество часов

Из них

На изучение нового

контроль

1

Введение(2)

Русская литература XIX века в контексте мировой культуры.

2

2

2

Литература 1 половины XIXв. (31)

А. С. Пушкин

29

22

7

М. Ю. Лермонтов

Н. В. Гоголь

3

Литература 2 половины XIX в.(72)

И. А. Г о н ч а р о в.

72

64

8

А. Н. Островский.

И. С. Тургенев.

Ф. И. Тютчев.

А. А. Фет.

А.К. Толстой

Н. А. Некрасов.

М. Е. С а л т ы к о в - Щ е д р и н.

Л.Н. Толстой

Ф. М. Достоевский.

Н. С. Л е с к о в.

А.П.Чехов

4

Из литературы народов России (1)

К. Хетагуров

1

1

5

Обзор зарубежной литературы второй половины ХIХ века (2)

Ги де Мопассан

2

2

Ибсен. Рембо.

6

Повторение. Итоговое тестирование (2)

2

1

1

Итого

108

92

16

Место предмета в учебном плане.

Федеральный базисный учебный план отводит 105 часов, рабочая программа рассчитана на 108 часов (в раздел «Русская литература 19 века» добавлены по 1 часу на изучение творчества И. Тургенева, Ф. Достоевского, Л. Толстого и А. Чехова, 2 часа на темы «Повторение. Итоговое тестирование»). Программа предназначена для изучения литературы в 10 классах на базовом уровне и составлена из расчёта 3 часа в неделю (102 часа в год). На уроки развития речи отвожу 10 часов, из них 6 классных сочинений и 3 домашних сочинения. 10 часов отвожу на уроки внеклассного чтения.

Учебно-методического обеспечение:

Учебник:

1. Литература 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Автор - составитель: В. И. Коровин. Допущено Министерством образования Российской Федерации 7 - е издание. Москва «Просвещение» 2004

Дополнительная литература:

1. Беляева Н. В. и др. Литерату­ра: 10 кл.: Ме­тод, советы / Под ред. В. И. Корови­на. - М.: Просвещение, 2007.

2. Чертов В. Ф. Тесты. Вопросы и задания по курсу литерату­ры XIX века:10 кл. - М.:Просвещение,2002, 2004

3. Анализ художественного произведения: Художественное произведение в контексте творчества. - М., 1987.

4. Орлов П. А. История русской литературы XVIII века. - М., 1991.

5. Русская литература XIX-XX веков. В 2 т. Т. 1: Русская литература XIX века: Учебное пособие для поступающих в МГУ им. М. В. Ломоносова / Сост. и науч. ред. Б. С. Бугров, М. М. Голубков. - М.: Аспект-Пресс, 2000.

6. Русские писатели. XIX век: Библиографический словарь. В 2 ч. / Под ред. П. А. Николаева. - М., 1996.

Форма аттестации: по учебному плану в 10-м классе итоговой формой аттестации является средняя триместровая оценка.


Требования к уровню подготовки.

Знать/понимать

  • Образную природу словесного искусства;

  • Содержание изученных литературных произведений;

  • Основные факты жизни и творческого пути А.Пушкина, М.Лермонтова, Н.Гоголя и др.

  • Изученные теоретико-литературные понятия.

Уметь

  • Воспринимать и анализировать художественный текст;

  • Выделять смысловые части художественного текста;

  • Определять род и жанр литературного произведения;

  • Выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения, давать характеристику героев;

  • Характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • Сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • Выявлять авторскую позицию;

  • Выражать свое отношение к прочитанному;

  • Выразительно читать произведения;

  • Владеть различными видами пересказа;

  • Строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • Участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • Писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведения, сочинении.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Создания связного текста на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • Определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

  • Поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).







п/п

дата

Название разделов, количество часов

Тема урока

Изучаемые понятия

Средства обучения

Виды контроля

1.

Введение

(2)



Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры.

Мировая культура

2.

Основные темы и проблемы русской литературы XIX века.

Литературный процесс

3.



Литература 1 половины XIXв. (29)

А. С. П у ш к и н. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина. Слияние гражданских, философских и личных мотивов.

4.


Романтическая лирика А. С. Пушкина периода южной и Михайловской ссылок Трагизм мировосприятия и его преодоление

«Погасло дневное светило...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Демон».

наизусть

5.

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина.

Русский романтизм, лирический герой

«Поэт», «Поэту» («Поэт! Не дорожи любо-вию народной...»), «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом»

видео

6.


Эволюция темы свободы и рабства в лирике А. С. Пушкина.

«Вольность», «Свободы сеятель пустынный...», «Из Пиндемонти»

7.

Философская лирика А. С. Пушкина.

Хронологическая таблица. «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»),

портрет

8.

Тема жизни и смерти.

«...Вновь я посетил...», «Отцы пустынники и жены непорочны...».

9.

Петербургская повесть А. С. Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека»

Эволюция темы

10.

Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник».

11.


Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России

Философская лирика

наизусть

12-13.

Р.Р. Классное сочинение по творчеству

А. С. Пушкина.

сочинение

14.


М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Романтизм и реализм в творчестве поэта

«Нет, я не Байрон, я другой...».

15.

Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова

Лирический герой

«Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»)

альбом

16.

Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон»

Поэт-пророк

СД

17.

Анализ стихотворений «Валерик», «Сон»

18.

Философские мотивы лирики Лермонтова

«вечные» темы

«Как часто, пестрою толпою окружен…»

портрет

наизусть

19.

Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений.

«Выхожу один я на дорогу…»

20.


Вн.чт. Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова.

21.

Проверочная работа по лирике Лермонтова.

альбом

тестирование


22-23.

Р.Р. Классное сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова

сочинение

24.

Н. В. Г о г о л ь. Жизнь и творчество Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Сквозная тема

портрет

25.

Сатирическое и эпикодраматическое начало в сборнике «Миргород»

26.

«Петербургские повести» Н. В. Гоголя Образ «маленького человека»

Тема «маленького человека»

27.

Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода

28.


Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект»

29.


Вн.чт. Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести»

30-31.


Р.Р. Классное сочинение по творчеству

Н. В. Гоголя

сочинение

32.

Литература 2 половины XIX в.(72)

Обзор русской литературы второй половины XIX века.

портрет

33.

И. А. Г о н ч а р о в. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» - «Обломов» - «Обрыв». Особенности композиции романа. Его социальная и нравственная проблематика

Идейная основа

34.

Обломов - «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти.

Идейно- художественное своеобразие

35.

«Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе

Жизненные позиции героев

36.

«Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике

37.

А. Н. Островский. Жизнь и творчество Традиции русской драматургии в творчестве писателя. «Отец русского театра»

38.

Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев.

Критическая статья

39.

Своеобразие конфликта. Смысл названия

40.

Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства»

41.


Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы

42.

Р.Р. Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Домашнее сочинение по драме А. Н. Островского «Гроза»

диапозитивы

сочинение

43.

И. С. Тургенев. Жизнь и творчество. «Записки охотника» и их место в русской литературе

портрет

44.

И. С. Тургенев - создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети»

45.


Базаров - герой своего времени. Духовный конфликт героя

46.

«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»

слайд-комплект

47.

Любовь в романе «Отцы и дети»

портрет

48.

Анализ эпизода «Смерть Базарова».

49.

Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети».

50.

Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению

сочинение

51.

Зачетная работа за первое полугодие

тестирование

52.

Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество.

Цикл стихотворений

портрет

53.

Единство мира и философия природы в его лирике.

«Silentium!», «Не то, что мните вы, природа,..», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Природа - сфинкс...»

54.

Человек и история в лирике Ф. И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве

Философская лирика

«Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять.,.»

55.

Любовная лирика Ф. И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой».

«О, как убийственно мы любим...», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...»)

56.

А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы.

Художественное своеобразие лирики «Даль», «Это утро, радость эта...», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...»

57.

Любовная лирика А. А. Фета. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Р.Р. Домашнее сочинение по лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета

«Вечные» темы в лирике. «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Певице» и др.

сочинение

58.

Вн.чт. А. К. То л с т о й. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А. К. Толстого. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта.

«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...»

59.

Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта.

«В дороге», «Еду ли ночью по улице темной...», «Надрывается сердце от муки...» и др.

60.

Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца.

«Рыцарь на час», «Умру я скоро...», «Блажен незлобивый поэт...» и др.

61.


Н. А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу.

«Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом...»л «Музе», «О Муза! Я у двери гроба...», «Поэт и Гражданин» и др.

62.

Тема любви в лирике Н. А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация.

«Мы с тобой бестолковые люди...», «Я не люблю иронии твоей...», «Тройка», «Внимая ужасам войны...» и др.

слайд-комплект

63.

«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка».'"

Творческая история

портрет

64.

Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства

Сюжет, композиция, система образов романа.

65.

Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Образ героя

66.

Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме. Р.Р. Домашнее сочинение по творчеству Н. А. Некрасова

сочинение

67.

М. Е. С а л т ы к о в - Щ е д р и н. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина

68.

Вн.чт. Обзор романа «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа.

69.

Вн.чт. Образы градоначальников

70.

Л. Н. Тол стой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека

Роман-эпопея

слайд-комплект

71.

Вн.чт. Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого

72.

История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе

Жанровое своеобразие

73.

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

Искания героев

74.


Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

75.

Женские образы в романе «Война и мир»

Своеобразие художественного мира

76.

Семья Ростовых и семья Болконских

77.

Семья Ростовых и семья Болконских

78.


Тема народа в романе «Война и мир»

79.


Тема народа в романе «Война и мир»

80.

Кутузов и Наполеон

81.

Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир».

82.

Художественные особенности романа. Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению

83.

Анализ эпизода из романа «Война и

мир».

Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению

Домашнее сочинение

84.


Ф. М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды

слайд-комплект

85.

Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф. М. Достоевского

портрет

86.

История создания романа «Преступление и наказание».

87.

«Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание», проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя

Своеобразие сатиры

88.

Проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя

89.


Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова.

90.

«Двойники» Раскольникова

портрет

91.

Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе. Р.Р. Домашнее сочинение по роману «Преступление и наказание»

Основные темы, идеи и образы поэзии.

сочинение

92.

Н. С. Л е с к о в. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Поэтика названия повести. Особенности жанра.

жанр

93.

Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа

94.

Вн.чт. Катерина Кабанова и Катерина Измайлова. (По пьесе «Гроза» и рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».)

95.

А. П. Ч е х о в. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90-х годов. «Человек в футляре»

Рассказ

слайд-комплект

96.

Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов.

«Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой»,

97.

Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов.

«Случай из практики», «Черный монах»

98.

Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч»

99.


Особенности драматургии

А. П. Чехова

драматургия

100.

«Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда

Тема, сюжет, проблематика

101.


Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля

102.

Зачетная работа за второе полугодие

портрет

тестирование

103.

Из литературы народов России (1)

Вн.чт. К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира». Изображение тяжёлой жизни простого народа.

Комедия

СД

104.

Обзор зарубежной литературы второй половины ХIХ века (2)

Вн.чт. Жизнь и творчество Ги де Мопассана. «Ожерелье».

Символический образ

слайд-комплект

105.

Вн.чт. Жизнь и творчество Ибсена. Драма «Кукольный дом». Жизнь и творчество А. Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль»

альбом

106.

Повторение. Итоговое тестирование (2)

Повторение.

107.

Итоговое тестирование

тестирование

108

Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы ХIХ века.


© 2010-2022