Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание -тся и -ться в глаголах»

Конспект урока по русскому языкуТема. Правописание -тся и -ться в глаголах (5 класс) Тип урока Введение новой темы. Цели. 1. Дать понятие о правописании -тся и -ться в глаголах. 2.   Отрабатывать навыки правильного написания -тся и -ться в глаголах, формировать орфографические навыки, упражняться в выборе правописния -тся и -ться в глаголах, обогащать словарный запас 3.  Развивать аналитические способности. 4.   Воспитывать любовь к животным. Оборудование. Таблица способов проверки правописания в глаголах -тся и -ться, иллюстративный материал. Раздаточный текстовой материал (2).
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 81»





КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ




Предмет: русский язык



Класс: 5



Тема: Правописание -тся и -ться в глаголах



Тип: Введение новой темы.



Учитель: Дорошенко Альфия Ануваровна, учитель русского языка и литературы
















Тема. Правописание -тся и -ться в глаголах (5 класс)

Тип урока. Введение новой темы.

Цели. 1. Дать понятие о правописании -тся и -ться в глаголах.

  1. Отрабатывать навыки правильного написания -тся и -ться в глаголах, формировать орфографические навыки, упражняться в выборе правописния -тся и -ться в глаголах, обогащать словарный запас

  2. Развивать аналитические способности.

  3. Воспитывать любовь к животным.

Оборудование. Таблица способов проверки правописания в глаголах -тся и -ться, иллюстративный материал. Раздаточный текстовой материал (2).

Ход урока

I.Организационный момент

На доске: Саша заботится о животных. Саша хочет заботиться о животных.

  • Запишите предложения, подчеркните глаголы, определите число, время, лицо глаголов.

  • В каком предложении вы не смогли определить у глагола время, число, лицо? Почему? На какие вопросы отвечают глаголы.

Давайте составим небольшую таблицу.

Что делает? (сделает?), что делают? (сделают?) 3 лицо

Что делать? Что сделать? Н.ф.




Теперь прочитаем текст и заполним таблицу примерами

Судьба животных блокадного Ленинграда ("Блокадная книга ")1.

...Хлебный магазин, где я получала паек, находится на углу напротив. Там, как и везде, окна заложены мешками, и продажа ведется при свете коптилки. Недавно я заметила, что у входа в магазин сидит овчарка. Шкура и скелет. Она сидит и смотрит на входящих и выходящих, и глаза у нее горят и просят. Но кто может с ней поделиться? Все проходят, не глядя, а она все сидит и сидит. Смотрит на каждого, и на меня в том числе. Она ждет, может ли с ней случиться что-нибудь хорошее; как долго ей еще мучиться? Но никто о ней не позаботится. Однажды я видела, как она направляется к своему посту. Она шла на трех лапах. Передняя левая болит. Может быть, вывихнула? Где же ее хозяева? Умерли или выпустили, чтобы ей самой кормиться?

Собачка деликатна. Просит без унижения. Взгляд ее говорит: "Я умираю от голода. Может быть, вы дадите хоть крошку?"

Это только отрывок из книги. На самом деле, от войны страдают не только люди, но и животные. Однако у нас есть и добрые люди, готовые поделиться последним куском хлеба. Вы бы смогли такое сделать. ^ с 7 ск ^ с. л о- <■ j • ф

Дайте толкование значений выделенных курсивом слов. К словам, выделенным жирным шрифтом, задайте вопрос и запишите в~соотвётствующей колонке таблицы. В вопросах и словах выделите окончание. Назовите лицо глаголов 1-го столбика. В какой форме стоят глаголы 2-го столбика. Теперь попробуйте сформулировать правило «Правописание -тся и -ться в глаголах».

Н.Объяснение новой темы.

Прочитаем правило на стр. 254.

В каких пишется.

Обратите внимание, что если в вопросе стоит ь, то ь будет писаться и в самом слове. Приведите примеры.

Рассмотрите таблицу:

Определение правописания тся и ться в глаголах по форме слова

Определение правописания гея и ться в глаголах по вопросу

ТСЯ- 3 лицо, ед. число или множ.число. Например: кувыркается, кувыркаются. ТЬСЯ - неопределённая форма глагола. Например: кувыркаться.

(Что делает?) кувыркается, (что делают?) кувыркаются. (Что делать?) кувыркаться.


- Вы вправе выбрать сами, как вам легче запомнить: определив форму слова или по вопросу. III.Закрепление нового материала.

Давайте прочитаем текст.

В России, конкретно в городе Москве, власти демонстративно, (не)взирая на протесты граждан, на глазах у людей подвергают страданиям и мученической, медле(н,нн)ой смерти опекаемых этими людьми д..машних животных - кошек, которые обитают в подвалах и на ч..рдаках жилых домов, и о которых люди заботят..ся и кормят. (За)то время, пока люди существуют рядом с этими животными, заботясь о них, животные становят..ся близки и дороги им как дети. Но на протяжении последних двух лет тысячи кошек заживо замуровывают..ся властями в п..двалах жилых домов, а также запирают..ся на ч..рдаках, где они погибают в мучениях от голода и жажды. Но людям должна дават..ся возможность освобождать этих животных, однако они вынуждены наблюдать их мучения, слышать их крики. От (не)выносимых переживаний при виде мучений дорогих им животных и от бессилия им помочь у людей случают..ся инфаркты и инсульты. Ведь добрые люди должны заботит..ся не только о себе и близких, но и о животных. Нельзя с этим не согласит..ся

Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание -тся и -ться в глаголах»

У нас имеют..ся сотни адресов домов и свидетельств опекунов, где власти замуровывали кошек внутри. Б..зобразия творят..ся каждый день. Так, в посёлке Подрезково Химкинского района Московской области на чердаке 9-этажного дома в настоящее время уже более трёх недель несколько кошек заперты без пищи и воды на глазах у (не)совершеннолетних детей и взрослых, которые этих кошек опекали и кормили. Власти угрожают р..справой детям, которые пытают..ся защищать этих кошек. (Не)совершеннолетний мальчик Сергей Мельничук тайно, рискуя сорват..ся вниз, пытает..ся кидать на крышу этим кошкам еду. А власти, за то, что он жалеет этих кошек, просит их не мучить и хочет спасти, угрожают его наказать и п..садить

в тюрьму. Каждую ночь можно наблюдать, как полуживые кошки выползают на крышу дома и кричат от голода.2

Как вы оцениваете поступок Сергея, правильно ли он делает, идя против властей. Правы ли власти, правильно ли с точки зрения моральных и нравственных норм обрекать безвинных животных на мученическую смерть.

Объясните значение выделенных курсивом слов. Вставьте пропущенные буквы. Выпишите эти слов в вашу таблицу. Подчеркнутые глаголы замените глаголами в форме настоящего времени с -тся и -ться и тоже запишите в таблицу. Выделите суффиксы и окончания.

Посмотрите на рисунки и придумайте к каждому из них предложения и словосочетания с использованием глаголов на -тся и -ться. Прочитайте задание и образец упражнения 624 на стр. 256. Вы также в СС обозначьте главное слово, а в предложениях определите лицо.

Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание -тся и -ться в глаголах»

Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание -тся и -ться в глаголах»


Давайте выполним упр. 625.

  1. Домашнее задание.

Знать правило на стр. 254.

Составьте 6 распространенных предложений или связный текст на тему '(Любовь к животным» с использованием глаголов на -тся и -тъся. В этих глаголах выделите суффиксы и окончания. Глаголы, которые можно использовать: заботиться, беспокоиться, тревожиться, мучиться, издеваться, затрудняться.

  1. Подведение итогов урока, комментирование оценок.

1А. Адамович, Д. Гранин. Судьба животных блокадного Ленинграда.- kotmurr.spb.ru/world/granin.html

2 animalsprotectiontribune.ru/Comissar.html

3

© 2010-2022