Конспект урока литературы на тему

Урок проводился в рамках Двенадцатых Московских областных Рождественских чтений в декабре 2014 года. Цель урока: понять авторский замысел в раскрытии образов героев драмы через использование христианских мотивов. Задачи:  раскрыть значение христианских понятий «грех», «воздаяние за грех», «покаяние», философское понятие «любовь»; показать, используя текст, как отношение к Богу и молитве характеризует героев пьесы; подвести итоги то теме «Творчество А.Н.Островского»; учить проводить исследователь...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 53







Религиозно-библейские мотивы

в драме А.Н.Островского «Гроза»



Конспект открытого урока,

проведённого в 10 «А» классе18 декабря 2014 года

в рамках Двенадцатых Московских областных

Рождественский образовательных чтений.



Учитель русского языка

и литературы высшей категории

Конюхова Ольга Владимировна

м.т.8-926-105-33-27

р.т.8(495)558-00-90









2014 год

Тема урока: Религиозно-библейские мотивы в драме А.Н.Островского «Гроза»

Цель урока: понять авторский замысел в раскрытии образов героев драмы через использование христианских мотивов.

Задачи: раскрыть значение христианских понятий «грех», «воздаяние за грех», «покаяние», философское понятие «любовь»; показать, используя текст, как отношение к Богу и молитве характеризует героев пьесы; подвести итоги то теме «Творчество А.Н.Островского»; учить проводить исследовательскую работу по тексту; развивать умение применять библейские легенды для раскрытия образов героев произведения; формировать умение высказывать свое мнение, вести дискуссию, применять ИКТ при подготовке к урокам.

Форма урока: беседа.

Методические приемы: беседа с анализом эпизодов произведения; выступления учащихся с мини-исследованиями по тексту пьесы, Библии, «Домостроя», по критическим статьям, истории театральных постановок драмы; работа с различными словарями и энциклопедией.

На уроке использованы следующие технологии: технология проблемного обучения, технология критического мышления, технология личностно-ориентированного развивающего обучения, технология интегрированного обучения, технология ИКТ.

Оборудование: пьеса А.Н.Островского «Гроза», иллюстрации к пьесе, портреты актрис, сыгравших Катерину, музыкальное сопровождение, стихо библейские заповеди и легенды, правила «Домостроя», толковый и философский словари, презентация по драме «Гроза».

Ход урока:

I.Организационный момент.

1.Сообщение темы и целей урока. Данный урок проводится в рамках Двенадцатых Московских областных Рождественских образовательных чтений и посвящён Православной культуре. Это заключительный урок по творчеству А.Н.Островского. Тема урока: «Религиозно-библейские мотивы в драме А.Н.Островского «Гроза». Слайд.

2.Сообщение цели урока: понять авторский замысел в раскрытии образов героев драмы через использование христианских мотивов. Слайд.

3.Формулировка задач учащимися, исходя из поставленной цели:

-раскрыть значение христианских понятий «грех», «воздаяние за грех», «покаяние», философское понятие «любовь»;

-показать, как отношение к Богу и молитве характеризует героев пьесы, опираясь на текст пьесы и используя материалы исследований;

- подвести итоги то теме «Творчество А.Н.Островского», чтобы подготовиться к сочинению. Слайд.

II Проблемно- аналитическая беседа с использованием исследовательского материала.

1. Вступительное слово учителя.

Чтобы понять роль библейских мотивов в раскрытии образов драмы «Гроза», необходимо вспомнить о происхождении А.Н.Островского. Обратимся к биографии писателя.

2.Сообщение учащегося о происхождении писателя.

Слово учителя. Для человека, формировавшегося в религиозной среде, воспитывавшегося на библейских принципах нравственности, отношение к религии героев его произведений было главным мерилом их духовности. Вот с этих позиций мы и подойдём к характеристике героев пьесы. Вы проводили небольшие исследования, работая с текстом и с различными источниками: Библия, «Домострой», критические статьи, словари и т.д.

-Как вы понимаете слово «грех» ?.

3.Ответ учащегося: что такое «грех», какие бывают грехи, какие грехи считаются «смертными» и сколько «смертных» грехов.

Учитель:

-Сколько раз в драме употребляется слово «грех» и производные от него «грешить», «согрешить», «грешница»?

Это значимая деталь в понимании авторского замысла.

-Какой символический смысл несёт в себе число 40 в православии?

4.Сообщение учащегося о символическом значении числа 40.

Учитель: Значит, А.Н.Островский прекрасно знал Библию, Священное писание и вкладывал определённый смысл в слова, связанные с христианством. А теперь мы перейдём к образам драмы и начнём с представителей «тёмного царства»: Кабанихи и Дикого.

-Что вы можете сказать о Марфе Игнатьевне Кабановой с точки зрения её отношения к религии? ( на доске слайды с изображением Кабанихи).

-Слово «грех» она употребляет 5 раз. Но она произносит и слово «благочестие».

-Что обозначает слово «благочестие»? (Благочестивый - почитающий Бога, соблюдающий предписания религии)

-Можно ли назвать Кабаниху благочестивой?

-По каким правилам живут на Руси в 19 веке?

-Что вы знаете о «Домострое»?

-Соблюдала ли правила «Домостроя» Кабаниха?

-На чём должны строиться взаимоотношения в семье? (на любви, поддержке, взаимопонимании).

--А на каких принципах строит их Кабаниха? (на полном подчинении своей воле и на страхе).

- Как она молится Богу? (будто выполняет тяжёлую работу, исполняет повинность, нет душевной потребности в молитве). Бог у неё злой, страшный, карающий, языческий.

- Несмотря на её молитвы ( а мы 4 раза слышим от неё слово «Бог»), получит ли она прощение, отпущение грехов?

-Как наказана Марфа Игнатьевна? (разрушена семья: дочь сбежала с Кудряшом, невестка мертва, сын выражает протест, обвиняя в случившемся мать).

-Это воздаяние за грехи. Объясните слово «воздаяние» (возмездие, кара ).

- Ещё более жестокий герой в пьесе - Дикой. Как характеризует его отношение к людям, поведение? Слайд. 3 раза произносит слово «грех». Вывод: Грешит на каждом шагу.

-Вспомните библейские заповеди.

-Как вы понимаете слово «прелюбодеяние»?

-Нарушают ли эти заповеди Кабаниха и Дикой?

- Кто ещё из героев пьесы нарушает библейские заповеди? Кто грешит?

-Раскройте смысл образов Феклуши и Глаши. Слайд.

-Что обозначает слово «благолепие»?

-Что такое «земля обетованная»?

Вывод: Феклуша - грешница - 4 раза произносит слово «грех» и только 1 раз слово «Бог», хотя ходит на богомолье. Любит сладко поесть, живёт за счёт других, не любит работать, подозрительна, лжёт ( благолепие-благообразие, благопристойность). Глаша разоблачает Феклушу, укоряя её (2 раза произносит слово «грех»).

-Каково значение образа Варвары? Нарушает ли она библейские заповеди? По каким законам она живёт? ( «Делай что хочешь, лишь бы всё шито-крыто было»). Слайд.

-Безгрешен ли Тихон? ( Безвольный человек, склонен к пьянству, обвиняет жену за то, что она не может угодить свекрови, не способен простить Катерину и защитить её. Он 3 раза произносит слово «грех» и 3 раза слово «Бог»). Слайд.

5.Главная героиня драмы Катерина, которую литературный критик Добролюбов назвал «лучом света в «тёмном царстве» - натура возвышенная. Прежде, чем начать разговор о ней, послушайте романс «Под лаской плюшевого пледа» - 2мин 35 сек.

-Откуда взят этот романс? (к/фильм «Жестокий романс», режиссёр Н.Михалков)

- О какой любви поется в романсе? (любовь - самопожертвование, которая приводит к гибели).

- Как вы понимаете высказывание И.С.Тургенева: «Любовь сильнее смерти, сильнее страха смерти»? (Когда человек любит, то он готов на все, готов пожертвовать собой ради любимого, готов совершить подвиг во имя любви. Главная героиня пьесы - Катерина готова пожертвовать многим во имя любви, даже своими принципами, она кидается в омут, не боясь кары божьей).

-Победила ли Катерина? Или она побеждена? Беседуя, мы ответим на этот вопрос. Чтобы понять мотивы поведения героини, надо вернуться во времена её детства и юности. Слайд.

6. Чтение наизусть монолога Катерины учащейся со слов «Отчего люди не летают!»

-О чём мы узнали из этого монолога? ( Птица-символ свободы. Любовь Катерины к красоте. Молитва для Катерины - это потребность души: «и сама не знаю, о чём молюсь и о чём плачу…». Соединение православных традиций: «пойдём с маменькой в церковь», язычества: «утром в сад уйду, ещё только солнышко восходит, упаду на колена и молюсь…» и устного народного творчества: «жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле». Ей чужды законы «темного царства», она живет так, как ей велит ее совесть. Катерина - греч. «чистота», «благопристойность».

- Почему религиозная Катерина решилась на любовь к Борису? (Катерина осознаёт свой грех искренне и глубоко. Она 20 раз произносит слово «грех» и 11 раз слова «молитва», «покаяние», «Бог». Для неё «любовь сильнее смерти, сильнее страха смерти». Она покончила жизнь самоубийством, а ведь это самый большой грех в православии. Никто кроме Бога не вправе решать судьбу человека).

-Полюбив Бориса, испытав любовь, может ли Катерина остаться в доме Кабановых?

-Боялась ли она смерти? Прочитать отрывок (Д.1, явл 9, стр.116)

- Но какой она предстала перед Богом? ( Она покаялась).

- Что такое покаяние? ( Добровольное признание в своём проступке, признание своей вины, исповедь).

-Где и как происходит признание Катерины в совершённом грехе? Зачитать отрывок: (Д.5, явл.6)

-Каково значение символических образов в этой сцене: гроза, как кара Божья; барыня-грешница, для которой Бог только карающий; геенна огненная. Слайд.

-Что такое геенна огненная?

- На что надеялась Катерина? (На прощение)

-Здесь уместно вспомнить библейскую притчу о грешнице. Сообщение учащегося. Слайд.

_-Способны ли калиновцы, которые сами грешат на каждом шагу, простить Катерину? (Они могут только осуждать).

-Обратимся к последней сцене пьесы. Зачитать слова Кулигина. (Д.5, явл.7)

Вывод: Смерть Катерине была не страшна, потому что она покаялась. Но она долго не могла решиться на самоубийство.

-Зачитать последние монологи Катерины: Д.5, явл.2.; Д.5, явл.4.

Вывод: Смерть для Катерины - начало новой жизни.

-Разве только из-за любви бросается Катерина с обрыва?

-Могла ли Катерина поступить иначе, чтобы вырваться из «тёмного царства»? ( обряд венчания, клятва в верности мужу перед Богом, не было разводов, ей некуда пойти: «Как это страшно, когда некуда пойти!» - услышим мы слова Мармеладова из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», т.е. эта тема безысходности была характерна для русской литературы середины 19 века).

-Могла ли Катерина рассчитывать на Бориса? Зачитать отрывок (Д.5, явл.3): «Только одного и надо у Бога просить, чтоб она умерла поскорее…»

-Самоубийство Катерины - это победа или поражение?

- Можно ли это назвать протестом Катерины против «темного царства»?

Вывод: Хочется ещё раз подчеркнуть современное звучание пьесы, написанной в 19 веке. Тема любви вечна.

- Что такое любовь как философская категория?

7. Сообщение учащегося. Любо́вь - чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.

Любовь рассматривается как философская категория, в виде субъектного отношения, интимного избирательного чувства, направленного на предмет любви. Любовь выступает важнейшим субъективным индикатором счастья.

Любовь - одна из фундаментальных и общих тем в мировой культуре и искусстве. Рассуждения о любви и её анализ как явления восходят к древнейшим философским системам и литературным памятникам, известным людям.

Любовь Катерины - мягкая, жертвенная, снисходящая к ближнему любовь с забвением собственных интересов в заботах и во имя любимого, бескорыстная самоотдача, растворение любящего в заботе о любимом. Именно такое понимание любви восхваляло христианство в период заката языческой культуры.

Учитель: Да, тема любви - тема вечная. Катерина испытала такую любовь, без которой она не могла дальше жить, как без воздуха. Для неё любовь - Божий дар. Она умирает физически, но возрождается духовно, потому что прощена Богом за чистоту души, за искренность, за молитвы, за признание в грехе. Религиозность Катерины подчеркивали литературные критики.

8. Сообщение учащегося «Образ Катерины с точки зрения её религиозности в критической литературе 19-20 веков». Слайд.

Учитель: Некоторые актрисы тоже были склонны подчеркнуть религиозность Катерины как определяющую черту её характера, поведения и поступков. 9.Сообщение учащегося о знаменитых актрисах - исполнительницах роли Катерины в драме «Гроза». Слайды.

Заключительное слово учителя:

Мерилом нравственных ценностей для А.Н.Островского явилась проверка героев драмы на их отношение к религии и на соблюдение ими нравственных основ христианства. Это один из приёмов, которые используют писатели для раскрытия литературных образов, их духовно - нравственной культуры и формирования нравственных ценностей, основой которых является любовь. Мы же с вами усваиваем эти ценности посредством внимательного чтения и анализа классических произведений.

III. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

IV. Домашнее задание: Сочинение по творчеству А.Н.Островского, темы в учебнике, стр.133. Биография Н.А.Некрасова, учебник, стр.135-144. Индивидуальное задание: презентация по биографии Н.А.Некрасова.

© 2010-2022