Урок по литературе на тему А. П. Чехов. Рассказ Хамелеон

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План - конспект урока по теме «А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон»

Цели:

  1. Познакомить обучающихся с творчеством писателя.

  2. Развивать навыки анализа текста.

  3. Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: проектор

Тип урока: первичного усвоения знаний

План урока:

  1. Организационный момент. Вводное слово учителя.

  2. Сообщение ученицы о Чехове.

  3. Викторина по рассказу.

  4. Анализ произведения.

  5. Подведение итогов. Д/з

Ход урока



1. Путешествие на родину А. Чехова в город Таганрог.

Учитель: Давайте сегодня совершим с вами путешествие по литературным местам и отправимся в город Таганрог, где 17 января 1860 года родился замечательный русский писатель Антон Павлович Чехов. Итак, вот и станция нашего назначения.

Таганрог-это южный морской город. Длинная полицейская улица, на которой родился писатель Антон Чехов, одним концом упиравшаяся в грязную площадь, другим выходила на высокий, обрывистый морской берег.

Дед Чехова-крепостной, откупившийся на волю. Отец писателя, Павел Егорович, чтобы прокормить большую семью (а у него было 5 сыновей и дочь), держал бакалейную лавку, где продавались чай, сахар, крупа, мука и другие продукты.

Сообщение ученицы О Чехове

2.Учитель: Когда Чехов поступает на медицинский факультет Московского университета, то именно в это время стали появляться в печати его произведения под псевдонимом Антоша Чехонте.

Вопрос: А под какими псевдонимами ещё печатался Антон Чехов? (Опережающее домашнее задание)

(Антоша Чехонте не единственный псевдоним писателя. Часто он подписывал свои ранние рассказы так: Человек без селезёнки, Брат моего брата, Балдастов, Врач без пациентов, Вспыльчивый человек и др.)

Большинство произведений Чехова сатирические. Что же такое сатира? Давайте обратимся к словарю.

Сатира - гневное осуждение и беспощадное высмеивание пороков общественной и личной жизни. Это слово пришло к нам из латинского языка. (Запись в тетради)

Учитель: Дома вы прочитали рассказ Антона Чехова "Хамелеон". Давайте проверим насколько внимательно вы читали текст, и кто самый внимательный читатель.

3. Викторина:


  1. Назовите фамилию городового

2.

Что нёс городовой в решете?

3.

Кого укусил щенок?

4.

Какая профессия была у человека, пострадавшего от укуса щенка?

5.

Какой породы щенок - "виновник скандала"

7.

Как показано волнение Очумелова?

8.

Чьё это описание: "В... глазах его выражение тоски и ужаса".

Давайте вспомним героев произведения, а поможет нам в этом кроссворд "Угадай фамилии чеховских героев"

4.Работа над анализом рассказа Антона Чехова "Хамелеон".

Вопрос: С чего начинается рассказ?

Кругом тишина и покой. И вдруг:

- Так ты кусаться, окаянная? - слышит вдруг Очумелов. - Ребята, не пущай её! Нынче не велено кусаться! Держи! А…а!

Вопрос: И какая же картина предстаёт перед Очумеловым?

Вопрос: Кто оказался виновником скандала?

Учитель: Действительно, виновником скандала оказался белый борзой щенок, в слезящихся глазах его было выражение тоски и ужаса.

Вопрос: А каким образом ведет себя страж порядка, полицейский надзиратель Очумелов? Давайте зачитаем. (Ответ в виде чтения по ролям)

Вопрос: Как вы думаете, почему рассказ называется "Хамелеон"? Кто такой хамелеон? (Опережающее индивидуальное домашнее задание)

Хамелеон - в словарях у этого слова есть два объяснения, одно из них говорит о том, что это разновидность ящериц, меняющих свой цвет в зависимости от обстановки, второе значение формулируется так: "переносное значение. Беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки".

Вопрос: Какое значение этого слова раскрывается в рассказе?

Имя героя рассказа давно стало нарицательным, понятие "хамелеонство" вошло в русский язык. Хамелеоном мы обычно называем человека, готового постоянно и моментально, в угоду обстоятельствам менять свои взгляды на противоположные.

Учитель: Давайте проследим, как меняется поведение Очумелова в зависимости от обстоятельств, обратите внимание на его речь, обращение к Хрюкину и "виновнику скандала".

Вопрос: Сколько раз и почему меняет своё решение Очумелов и как это проявлялось внешне?

Вопрос: Прочитайте "жалобу" Хрюкина. Что смешного в ней и как она характеризует Хрюкина? Как Очумелов обращается к Хрюкину? Найдите эти обращения. Почему он их так часто меняет?

Вопрос: Как вы думаете, почему Чехов обращает наше внимание на эти детали? Что такое деталь? Какова её роль в произведении?

(Деталь художественная (от франц. - подробность, мелочь, частность) - выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку. Деталь художественная может воспроизводить подробности обстановки, внешности, пейзажа, портрета, интерьера, но в любом случае она используется, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их среду обитания.

- Чехова называют мастером художественной детали. Попробуем найти выразительные детали в тексте и определить их роль?(

-Что несут служители закона?

1) Решето, доверху наполненное конфискованным крыжовником.

Учитель. Как вы понимаете слово конфискованный?(Конфискованный - отобранный.)

2) Узелок.

Учитель. Узелок и конфискованный крыжовник, что означают эти детали?

( Вседозволенность. Скорее всего в этом узелке что-то, что дали Очумелову как взятку.)

(Значит, полицейский надзиратель и городовой, по долгу службы обходя площадь, уже собрали "дань")

Очень важная деталь - крыжовник - мелочь, ягода, не представляющая особой ценности, но он конфискован!

Учитель. Таким образом, полицейский надзиратель, который должен следить за соблюдением законов, сам нечист на руку, сам нарушает закон. Очень важные детали. Или вот еще одна - шинель, которую то надевает, то снимает Очумелов. О чем это говорит?

Вопрос: Есть ли в рассказе герои, которых автор упоминает, но они не появляются перед читателями? Их роль в повествовании.

Учитель: Итак, Чехов показал нам хамелеонство, мгновенные изменения в поведении и чувствах Очумелова. Он показывает наглость, грубость Очумелова по отношению к Хрюкину, который стоит по социальному положению намного ниже Очумелова, и заискивание, трусость перед сильными мира сего.

Вопрос: Почему толпа так быстро ("словно из земли выросши") собралась вокруг Хрюкина? Почему писатель в одном случае использует слово "толпа", а в другом - "сборище"? Почему в конце рассказа толпа хохочет над Хрюкиным?

5.Учитель: тем самым Чехов как бы утверждает, что хамелеонство - всеобщее явление, за которым кроются чинопочитание, подхалимство, угодничество, лицемерие, самодурство. Так смешной рассказ становится гневным обличением российской действительности времён писателя. Персонажи Чехова образуют пёструю толпу, это люди разных судеб и разных профессий, их занимают различные проблемы - от мелких бытовых забот до серьёзных философских вопросов. И жизнь каждого героя - особая, отдельная чёрточка русской жизни, в сумме все эти черты обозначают все глобальные проблемы России конца XIX века.

Вопрос: А как вы думаете, актуально ли это произведение в наше время? Есть ли сейчас хамелеоны, подобные Очумелову?

Видео из «Ералаша» - «Хамелеон в кедах»

© 2010-2022