- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок литературы Образ дома в стихотворениях И. Бунина (11 класс)
Урок литературы Образ дома в стихотворениях И. Бунина (11 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мачульская Н.В. |
Дата | 29.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
8
Анализ стихотворения Ивана Бунина «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…»
Иван Бунин
***
У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать прости родному дому!
У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.
Как бьётся сердце, горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом
С своей уж ветхою котомкой!
25.VI.22
-
Вступительное слово учителя:
-
Иван Бунин…Какие ассоциации возникли у вас?
Иван Бунин
-
Нобелевский лауреат (1993 год)
-
эмигрант
-
Россия
-
уникальный человек
-
поэт
-
прозаик
-
«мастер своей прозы» (И. Бунин)
БРОДНИК - СТРАННИК
( этой теме на Руси отводилось большое место; не было ни дома, любили путешествовать; постоянный поиск дома и сознание, что дома никогда не будет)
Отсюда, САМОСОЗНАНИЕ
БРОДНИК
(мелкое место, возможность миновать опасность)
(знающий дорогу)
-
Чтение стихотворения «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…»
-
Изменилось ли у вас настроение к концу стихотворения?
-
1927год - позади революция в России;
-
осознание, что произошло.
-
На каких образах стоится два катрена? Работа над образным строем стихотворения.
Полёт бег
Свобода свобода
ДОМ
Тепло, уют, очаг, гармония, семья
счастье
нора
гнездо
земля, низ
небо,
вверх
Какие образы прослеживаются в стихотворении? В чём их особенность?
-
С одной стороны, образы соединенные,
-
С другой - противоположные.
-
Мир между полётом и бегом;
-
Образы природные.
Гнездо птица
Нора зверь
(это не просто нора, которая идёт вглубь земли)
-
Где человек? (Между птицей и зверем.)
-
Человеку нужен ДОМ!
-
Дом человека объединяется со зверем и птицей: дом построен на земле, устремлённый вверх (небо).
-
Что страшнее: нет дома или потерять дом?
-
Герой был совсем молодым, когда потерял своё место.
Дом
(тепло, семья, очаг, уют, гармония)
нора
гнездо
счастье
-
Человек теряет дом, когда был молодым («сердце было горько…» - метафора)
Что потерял? (отцовский двор» -
«отец» корни
-
У героя было место, где он жил. Сейчас он потерял дом, он в пространстве.
дворянство корни
горько горестно
«родной» «чужой»
-
Был родной дом - потерял, корни потерял, а, значит, потерял будущее! Его нет!.
-
Последняя сточка первого катрена: «Сказать прости родному дому»
Прощай
-
Между первым и вторым катреном проходит время.
1-ый катрен: дом потерял - сердце осталось.
2-ой катрен: начинается также, поменялись местами слова - приём параллелизм.
Герой потерял высоту, спустился на землю. Сердце бьётся «громко» и ,в то же время, «горестно» (чувство притуплённое, у «горько» - есть надежда, а у «горестно» - поиск дома, ощущение, что, может быть, хоть что-нибудь будет вместо дома.
Антитеза - «чужой», «наёмный дом» (за деньги, на которые нельзя купить отчий дом).
Ветхая котомка - она осталась
Деепричастие «крестясь» единственное деепричастие; чувство долга, которое он пережил, пронёс через всю жизнь. То, что держит человека - это его дом.
Задание:
-
Нарисуйте восприятие этого стихотворения через цвет.
-
Почему РУССКИЙ БРОДНИК (образ - приём ключевого образа)?
Критик Д. Быков так объяснил факт из биографии И. Бунина: «Сам Бунин считал эмиграцию и, спасением от гибели, и главной драмой своей жизни. Тоска по Родине терзала его неотступно…
Он всегда демонстративно использовал старую орфографию, с милыми его сердцу ерами и ятями».
-
Какой скрытый образ, но «явно» присутствующий? Образ памяти!
Если она вечна, то…
Если она утрачена, то…
(от биографии к личным проблемам!)
-
Рефлексия:
Бунин помог мне…
понять…
почувствовать…
Задание на дом: Написать сочинение «Образ дома в стихотворениях И. Бунина».
Иван Бунин
***
параллелизмУ птицы есть гнездо, у зверя есть нора. е-е-е- е; я[а]- -а н-н-р-р
(ассонансы; аллитерация)
Как горько было сердцу молодому, а- -а- а; о о р-л-р-м-л-м-
Когда я уходил с отцовского двора, [а]-а-[а]- [а]- [а]- -[а]- [а]-а; о-о к-х-ц-[ф]-с-к
Сказать прости родному дому! а-а-[а]- [а]; о-о р-р-н-м-м
У зверя есть нора, у птицы есть гнездо. е-е-е-е; [а]- [а]-а н-н-р
Как бьётся сердце, горестно и громко, а-[а]-о-о-о к-к-т-[ц]-с-ц-н-с-т-к; р-р-р--
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом а-а-а-[о]-а-о; к-х-к-ч
С своей уж ветхою котомкой! [а]- [а]- [а]- [а] с-с-х-к-к
У/ пти/цы /есть /гнез/до,/ у /зве/ря /есть /но/ра./ -U/-U/-U/-U/-U/-U/ 2-4-6 (шестистопный хорей)
Как /горь/ко/ бы/ло/ серд/цу/ мо/ло/до/му,/ -U/-U/-U/-U/-U/-
Ког/да/ я/ у/хо/дил/ с от/цовс/ко/го/ дво/ра,/ -U/-U/-U/-U/-U/-U/
Ска/зать/ прос/ти /род/но/му /до/му!/ -U/-U/-U/-U/-U/-
Контекстуальные синонимы: «двора-дома»
Антонимы: «родной - чужой»; «зверь - птица»; «гнездо - нора»; «полёт - бег»; «небо - земля».
Рифма: муж. перекрёстная а точная («нора - двора»; «молодому - дому»)
жен. б
муж. а
жен. б
Метафора: «отцовского двора»
Устаревшее слово: «ветхою котомкой»
Олицетворение: «бьётся сердце»
I катрен
II катрен
Всего:
Существительных
7
7
14
Прилагательных/наречий
3+1
3+3
6+4=10
Глаголов /деепричастий
5
5
10
Местоимений
1
1
2