- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по русскому языку на тему УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА ТРУДА. «ЗАЙЧИК НА ПАЛЬЧИК И ДРУГИЕ» (7 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА ТРУДА. «ЗАЙЧИК НА ПАЛЬЧИК И ДРУГИЕ» (7 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | МИЩЕНКО Н.А. |
Дата | 28.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МИЩЕНКО Н.А.
7 класс
Русский язык
ТЕМА. УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА ТРУДА.
«ЗАЙЧИК НА ПАЛЬЧИК И ДРУГИЕ».
Цель: рассказать о старинных русских народных куклах-оберегах;
в ходе рассказа изучить основные приёмы изготовления куклы Подорожицы;
учить писать сочинение-описание, содержащее порядок изготовления одной из русских кукол-оберегов;
Развивать мышление, речь , самостоятельность.
Воспитывать интерес к изучению истории Родины.
Ход урока:
- О теме сегодняшнего урока мы погорим позже. Соответственно, и о цели. Могу только сообщить, что сегодня у нас УРР.
-Предлагаю , вам первое задание. 5 и 3. Как вы думаете , как связаны эти цифры с нашим уроком?Повторяю у нас сегодня УРР.
("5"-5 стилей речи;"3"-3 типа речи):
Если мы сообщаем научные сведения , то прибегаем к ...
Если составляем различные документы, то пользуемся ...
Если мы читаем произведения художественной литературы , то обращаемся ...
Если пишем статью в газету или готовим выступление по какой-либо острой общественной проблеме , то пользуемся ...
-А вот второе задание называется , закончи фразу: С помощью этих вопросов мы восстановим наши знания о стилях речи.
-О каком стиле речи мы не вспомнили. Когда используется?
-Для выполнения третьего задания предлагаю вам обьединиться в группы и поиграть в пазлы. Соберите пазлы , восстановите картинку , наклейте.
Опираясь на изображения , озвучьте , с каким типом речи вы работали.
Объясните свой выбор.(3-описание,вывешивание структ. схемы)
-Итак , мы с вами хорошо подготовились. Пришло время узнать тему урока.
(Показываю зайчика)
-Как вы думаете, что это такое ? Для чего этот предмет предназначен? Для чего был необходим? Это - современная игрушка?
Так вот тема нашего урока звучит так :
"Зайчик на пальчик и другие".
-Чтобы сформулировать цель нашего урока (т.е. ответить на вопрос ,чем мы сегодня будем заниматься , чему будем учиться , предлагаю вам отправиться в музей русской игрущки . Вот фрагмент этой экспозиции .
-Какая из кукол, на ваш взгляд, самая необычная? Почему?
-Только ли для нас , современных людей , интересен внешний облик куклы?(История, способ изготовления)
-Так какова же цель нашего урока?
Цель:
1) узнать побольше о старинных куклах-оберегах;
2) изучить основные приёмы изготовления;
3) учиться писать сочинение-описание , содержащее порядок изготовления одной из старинных русских народных кукол).
Итак , немного истории.
Учёные считают , что русской народной кукле ~ 5000 лет. Сейчас известно
~ 90 видов кукол. (С некоторыми из них мы познакомимся на уроке).С давних времен игра в куклы поощрялась взрослыми.
- Почему? (Играя в них , ребёнок учился вести хозяйство, обретая образ семьи. Кукла не простая игрушка, а символ продолжения рода , залог семейного счастья). В каждой семье куклу делали по-своему . Традиционно кукла была тряпичной . В иных домах их до 100 шт. накапливалось. С 5 лет потешку могла сделать сама девочка. И куколка уже рассматривалась как эталон рукоделия . Когда девушку выдавали замуж (в 14 лет), всех своих кукол она забирала в ларчике с собой, прятала на чердаке и иногда играла. Были в русской семье и особые куклы - обереги?
- Каково их предназначение ?
- Наверное, интересно, как же эти куколки изготавливались? А вот смотрите и запоминайте. Куценко Талина покажет вам, как изготовить куклу "Подорожницу".
Это - кукла-обрег. Где же она должна оберегать хозяина?
Пение, демонстрация .
Закрепление порядка изготовления.
- Давайте вспомним , как изготовить Подорожницу.
- Какие , материалы необходимы ?
- С чего начнём работу?
- Как изготовить платье?
- Что держит куколка в руках? Как вы думаете, чем наполняли мешочек?
- Как изготовить руки куколки ?
- Последняя деталь?
- Во время изготовления кукол строго придерживались следующих правил .
Кукол - оберегов очень много .
Вот некоторые из них .
Кувадки (обереги в колыбель) отгоняет злую силу.
День и Ночь (на каждое t суток)
Лихоманки ( у колыбели , над печкой ) от болезни демонов - трясовиц :
Глупея , Глядея , Ленея , Трясея, Огнея .15 января оберег заменялся.
Ангелочек ( в подарок на именины; 4 лоскута)
Колокольчик(кукла добрых вестей ).
3 собки, т.к. счастье из 3 частей :
если тему хорошо , душе радостно, дух =>ч-к счастлив)
Желанница (показывать её нельзя).
Крупиничка (зерновушка).
Семиручка (на Покров , 14 окт.).
Неразлучники.
Коза (Рожденственская кукла; символ энергии и силы).
-
А теперь приступим к работе. Перед вами изображения различных кукол- оберегов . Рассмотрите ту, которая больше понравилась, заинтересовала. Мысленно проследите, как эту куклу можно изготовить. Опишите процесс изготовления, придерживаясь структурного плана сочинения-описания. Не забудь-те, работаем в худ. Стиле .
- Проведём словарную работу . У наших предков к/боли куклы Желанницы было еще и называемое Дерево желаний . А у нас Дерево синонимов.
ЗАДАНИЕ: подобрать синоним.
Вы можете придумать свою куклу - оберег , дать ей имя и объяснить в сочинении , как следует её изготовлять .
Прослушивание сочинений.
Подведение итога.
Я задам вам всего 3 вопроса:
Если ответ "да"- хлопок .
1) Сегодняшний урок был для вас полезен?
-В чём польза?
2) Вы сделали сегодня на уроке какое-нибудь открытие ?
-Какое?
3) Можно ли про эту русскую куколку составить не только текст
- сочинения-описания ?
- сочинение-повествование?
-сочинение-рассуждение?
ПРАВИЛА ИЗГОТОВЛЕНИЯ КУКЛЫ - ОБЕРЕГА.
-
Кукла делается безликой.
-
Лоскутки для куклы брали из ношеной одежды (защитная энергетика).
3. Нельзя пользоваться иглой , ножницами.
4.Части куклы скреплялись нитью .
5. Нить обматывали по солнцу (3,7,9 раз).
6. В наряде обязательно присутствует красный цвет.