Односоставные предложения. 8 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Урок - практикум на базе комплексного анализа текста.


Односоставные предложения


8 класс

Цели урока:

1. Закрепление сведений об односоставных предложениях.

2. Повторение пунктуации при однородных и обособленных членах предложения.

3. Содействие развитию логического мышления, умения сравнивать, обобщать.

4. Воспитание любви к Родине через текст.

5. Работа над выразительностью речи.

Ход урока.


  1. Оргмомент.


  1. Терминологический кроссворд.

- Запишите по вертикали термин, обозначенный в теме нашего урока, и дайте ему определение.

- Затем по определениям заполните в кроссворде строки по горизонтали.



О

Д

Л

Е

Ж

А

Щ

Е

Е


П

Р

Е

Д

Е

Л

Е

Н

И

Е



Е

П

Н

А

Я




В

О

Е

Т

О

Ч

И

Е



Б

С

Т

О

Я

Т

Е

Л

Ь

С

Т

В

О


О

П

О

Л

Н

Е

Н

И

Е


О

В

Е

С

Т

В

О

В

А

Н

И

Е

У

Б

Л

И

Ц

И

С

Т

И

Ч

Е

С

К

И

Й



А

П

Я

Т

А

Я




10Д

В

У

С

О

С

Т

А

В

Н

О

Е

11О

Б

О

С

О

Б

Л

Е

Н

И

Е



12О

Д

Н

О

Р

О

Д

Н

Ы

Е





13Б

Е

З

Л

И

Ч

Н

О

Е


По горизонтали:

  1. Главный член предложения.

2.,5.,6. Второстепенные члены предложения.

3. Связь предложений в тексте.

4.,9. Знаки препинания.

7. Тип текста.

8. Стиль текста.

10. Предложение с двумя главными членами.

11. Один из способов смыслового выделения или уточнения части высказывания.

12. Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же словом.

13. Предложение, в котором нет подлежащего и быть не может.

3.Беседа


  1. Чем односоставные предложения отличаются от двусоставных?

  2. Расскажите о видах односоставных предложениях.

  3. Чем определённо-личные и неопределённо-личные предложения отличаются от безличных?

  4. Чем отличаются определённо-личные предложения от неопределённо-личных?

  5. Как называются односоставные предложения, имеющие обобщающие значение?

  6. Что обозначают назывные предложения?


  1. Разминка.

-Узнайте вид односоставного предложения по характеристике сказуемого:

а) глагол в 1 лице ед. ч.

б) глагол в 3 лице мн. ч.

в) глагол в неопределённой форме

г) глагол в прош. вр. мн.ч.

д) глагол во 2 лице мн. ч.

5. Работа с текстом. (Текст на столе у каждого ученика.)

1. Русская берёзка… 2.Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений. 3. Наблюдая в лесу я понял что берёза это воистину крестьянское дерево. 4. В ней есть всё: и бабий ситцевый платок, и побелённая хата, и русская печь, и половик, и холщёвая рубаха, и курочка ряба, и даже молоко, которое пьют на всей земле.

5. Всматриваясь в берёзовый лес в узловатые его стволы вспоминаешь трудовые крестьянские руки сноровисто делающие любую тяжёлую работу.

6. А м_л_дые бере_ки, тоненькие, пр_мые, как (бы) на ц_почках пр_поднявш__ся к голубому весеннему куполу неба, напоминая д_вич_ю красоту, стройную и статную, с русыми косами, светл_окую, радуют глаз, в_поминается много-много русских имён, таких (же) светлых и чистых…

7. Смотришь на берёзу и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни звуки гармоники юность детство. ( По Н. Жукову)

Беседа по содержанию


  • Выразительно прочитайте текст.

  • Определите тему и идею текста.

  • Как можно озаглавить его?

  • Найдите предложение, в котором выражена главная мысль.

  • Какой вид связи использует автор?

  • Определите стиль текста.

Работа над синтаксисом и орфографией текста


  • Найдите в тексте предложения, в которых пропущены знаки препинания.

(3, 5, 7)

  • Какое из них простое, односоставное? (5)

  • Запишите это предложение, расставьте в нём знаки препинания и выполните синтаксический разбор.

Всматриваясь в берёзовый лес, в узловатые его стволы, вспоминаешь трудовые крестьянские руки, сноровисто делающие любую тяжёлую работу. ( повеств., невоскл.,простое, односост., опр.-личн., распростр., осложн. обособл. обстоят. и

определ.)


  • Запишите предложения 3 и 7, расставляя знаки препинания, графически объясняя их расстановку. (Один ученик на доске чертит схемы этих предложений)

Наблюдая в лесу, я понял, что берёза - это воистину крестьянское дерево.

Смотришь на берёзу, и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармоники, юность, детство.


  • Найдите в тексте простое односоставное предложение и сложное, одна часть которого является односоставной. ( 1, 4 )

  • Выполните морфемный и морфологический разбор слов наблюдая , приподнявшуюся.

  • Выполните орфографический разбор предложения третьего абзаца.

(Один ученик работает за доской)

Итог работы с текстом


  1. Каким умением надо хорошо владеть, чтобы быстро находить в тексте односоставные предложения?

  2. Что можно сказать об авторе на основании данного текста?

6. Подведение итогов урока.


© 2010-2022