Уроки по лирике Пастернака

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

19

Уроки по лирике Бориса Пастернака

Для изучения творчества Б. Л. Пастернака я отвожу 4 урока. Первый и второй посвящаю ознакомительной лекции, на которой ученики смогут познакомиться с личностью писателя и его творческим стилем.

В лекции акцентировано внимание на самых ярких фактах жизненного пути поэта, звучат известные стихи, в которых проявилась самобытность творческого таланта Пастернака. Лекция построена по образцу стихотворений поэта: в ней обрывистость, недосказанность, непоследовательность. Отобрано только то, что должно удивить, заставить задуматься. В ходе лекции учитель обращается к шедеврам русской живописи и музыки, которые перекликаются с творчеством поэта. Всё это вызывает интерес учащихся к творческой судьбе Пастернака, а некоторая намеренная недосказанность в лекции учителя - стремление самостоятельно «дойти до самой сути».

На этих же уроках они получают творческие задания, которые будут выполнять в группах. На 3-4 уроках ученики выступают с отчётами о выполнении заданий. Кроме того, на третьем уроке ученик выступает с кратким сообщением о содержании романа «Доктор Живаго».

В данной разработке предлагаю содержание лекции, подробные комментарии к домашнему заданию и образцы работ учащихся над поэтической геральдикой Пастернака в виде эйдос-конспектов.

Справка. Эйдос-конспект (греч.eidos - вид, образ) - изображение и краткое рассуждение, дающее толкование своего видения темы.

Что даёт ученикам работа с эйдос-конспектами?

  • помогает увидеть образ, созданный поэтом, глазами учащегося;

  • позволяет проверить уровень восприятия произведения или всего творчества поэта, а комментарий к конспекту показывает, насколько глубоко понята тема учеником;

  • требует от учеников самостоятельной работы в выборе образов, учит их исследовательской деятельности;

  • развивает творческие способности учеников, интегрирует разные виды искусства: литературу и живопись;

  • для менее подготовленных учеников конспект, составленный одноклассником, является своего рода помощником, учит сравнивать разные точки зрения.

Уроки №1- 2

Тема: Гамлет XX века. Жизнь и творчество Б. Л. Пастернака.

Цели: Ознакомить с творческим и жизненным путём поэта, с особенностями его творческого стиля, мотивировать творческую деятельность учащихся с произведениями Пастернака, развивать навыки анализа стихотворений с опорой на особенности стиля поэта, раскрыть значение лирики Пастернака для русской и мировой поэзии.

Оборудование: фотовыставка с изображением писателя в разные периоды жизни, выставка репродукций картин И. Левитана «Заглохший пруд», «Тишина», «Золотая осень»; И. Шишкина «Зима»; Ф. Васильева «Перед дождём», «После грозы», «Мокрый луг»; К. Флавицкого «Княжна Тараканова»; фотография скульптурной группы «Лаокоон»; записи музыкальных произведений композиторов А. Н. Скрябина, Ф. Шопена, П. И. Чайковского, песен на стихи Пастернака.

Ход урока

1. Актуализация опорных знаний. Беседа о сложных путях поэтов «Серебряного века». Ученики приводят примеры о судьбе и творчестве уже изученных ими поэтов.

2. Лекция учителя по теме урока. Ученики ведут записи в тетрадях.


Борис Леонидович Пастернак

(1890-1960)

«Вся земля была его наследством,

А он её со всеми разделил…»

А. Ахматова


К нему приходят трудно и по-разному. Вернее, не приходят, а отправляются в дорогу к нему. И далеко не всем удаётся дойти…

Привлекает ореол опальности вокруг имени «юродивого». «Не трогайте этого юродивого!» - сколько раз могли бы повторить эту фразу вслед за Сталиным те, кто привык смотреть на мир официально утверждённым взглядом. Сколько раз отступались от непонятных с наскоку строчек! «Где человек, до конца понявший Пастернака? - восклицала М. Цветаева, - Пастернак - это тайнопись, иносказание, шифр». Но если не гордиться собственным невежеством, вдруг да и прорвёт плотину непонимания. Спрессованная до гениального косноязычия строка явит всю мощь сконцентрированного в ней чувства.

Стихотворение «Свеча горела» («Зимняя ночь»)

«Сколько современных поэтов зажгли свои свечи

от великой свечи Пастернака!»

А. Вознесенский

Мы зажигаем свечу Пастернака, чтобы тоже приобщиться к его таланту, попытаться приблизиться к тайне его поэзии. Его поэзия сложна, но она, как формула белка, из которого только и строится всё живое.

До сих пор бытует мнение о труднодоступности поэтического языка Пастернака. Нужно говорить о другом: о высокой требовательности к читателю. Его поэтика ждёт гениального восприятия. Доступными могут и должны быть товары народного потребления, а дух всегда скрыт и самобытен, требует расшифровки, как сама жизнь, остающаяся загадкой.

Итак, войдём в мир Пастернака и попробуем подняться до его мировосприятия.

Он родился в Москве, в семье прославленного художника и известной пианистки. Первые детские впечатления - от повседневного многочасового труда, труда творческого и вдохновенного, но в то же время напряжённого, упорного, не зависящего от настроения и самочувствия.

Родители дружили с Л. Н. Толстым, отец Пастернака иллюстрировал его произведения. Толстовский гуманизм вошёл в повседневную жизнь семьи. Оказать помощь нуждающемуся в ней - норма поведения Пастернаков. Это сочеталось с готовностью всегда быть самим собой, «ни единой долькой не отступаться от лица», находить смысл и удовлетворение в самом процессе творчества, а не в погоне за славой.

Эту семейную традицию истинных русских интеллигентов Пастернак пронёс через всю жизнь. Если дело касалось необходимости моральной или материальной поддержки одной из очередных жертв сталинского режима, он всегда оказывался рядом. В поле его забот и внимания были Ахматова и Шостакович, Мандельштам и Твардовский. Он не таился, говорил громко, не боялся принести себе вред. Пастернак говорил о том времени так, как мы говорим о нём теперь. Он категорически отказался подписывать писательскую поддержку смертного приговора Бухарину, Рыкову, Радеку…

Учился поэт в двух университетах: Московском и Марбургском. Улица, где он жил в Марбурге (Германия), носит имя Пастернака.

До литературы в его жизни была философия. Ему предлагали остаться в Марбурге, стать доктором философских наук. Отказался…

Звучит мелодия Скрябина «Ноктюрн»

После философии было сильное увлечение музыкой. Первые музыкальные сочинения Пастернака поощрял выдающийся русский композитор Скрябин, установивший связь между звуком и цветом. Он входил в число знакомых отца - художника Леонида Осиповича Пастернака. В доме частыми гостями были художники Репин, Серов, Врубель, Ге, Васнецов, композитор Рахманинов. Скрябин стал кумиром Пастернака: «Жизни вне музыки я себе не представлял. Музыка была для меня культом». Но отказался и от музыки…

До музыки было детство, живопись отца. Но увлечение живописью, музыкой и философией не прошло для Пастернака бесследно. Его поэзия живописна и музыкальна. Это разные грани кристалла, именуемого Борис Пастернак.

Поэт должен был выбирать: или взбивать выпотрошенные образы, или создавать заново. Честность требовала новизны. Он берёт краску дважды, а то и трижды: сначала как художник набрасывает контур, затем как писатель разъясняет.

Звучит мелодия Чайковского «Белые ночи»

Его экологическое сознание кроется в преклонении перед природой как святыней.

М. Цветаева писала: «Его грудь заполнена природой до предела. Кажется, уже с первым своим вздохом он вдохнул, втянул её всю - и вдруг захлебнулся ею - и всю последующую жизнь с каждым новым стихом выдыхает её, но никогда не выдохнет». Слёзы восторга и внутренний трепет - постоянные спутники его монологов.

Стихотворение «Белая ночь»

Многие стихотворения поэт посвятил не только всегда совершенной природе, но и красивым во всех отношениях людям.

Стихотворение «Памяти Рейснер»

Справка. Лариса Рейснер (1895-1926) - писательница, в годы Гражданской войны была разведчицей, политработником Волжской военной флотилии. Легендарная женщина-комиссар.

Он думал, что первым результатом революции станет рождение свободной личности. В 20-е годы Пастернак создаёт поэмы «905-й год», «Лейтенант Шмидт», «Высокая болезнь», которые посвящены русским революциям. По существу они на одну тему: «Человек и история, их взаимоотношения, что значит для человека оставаться самим собой в постоянно меняющемся мире?»

30-е годы. Побывав на стройках Урала, куда его направили в творческую командировку, он, вместо того, чтобы прославлять достижения первых пятилеток, возмущался бюрократической неразберихой и страшными условиями жизни рабочих, с ужасом смотрел на этапы ссыльных крестьянских семей. Работать становилось всё труднее, ведь от поэта ждали славословий существующему режиму, а он вместо этого писал: «Мне хочется домой, в огромность квартиры, наводящей грусть».

В середине 30-х власти уверились, что подлинных произведений соцреализма от Пастернака не дождёшься, и тогда его перестали печатать. Он был вынужден заняться переводами. Гениальный во всём, за что бы ни брался, Пастернак сказал своё слово и как непревзойдённый мастер перевода произведений Шекспира, Гёте, Шиллера.

Долгие годы скромная, почти отшельническая жизнь на подмосковной даче в Переделкино и непрекращающийся труд, подчас «в стол», без надежды на публикацию. При этом - ни капли озлобления, раздражения, обиды. Пастернак с его удивительной собранностью и самодисциплиной (ни одного дня нерабочего, все дни - рабочие) сам создавал атмосферу и среду утраченной обществом культуры.

Звучит запись песни на слова Пастернака

«Никого не будет в доме» в исполнении С. Никитина

Пастернака почти не публиковали до самого начала 90-х. Ему не суждено было узнать о новом рождении его творчества, о вспышке всеобщего интереса к его лирике, о том, что творчество Пастернака прочно войдёт в школьные программы. Молодые поэты, ученики и поклонники великого Мастера ещё в 50-е предсказали его вечную и неувядаемую славу:

«Поэзия Пастернака - это Библия, и ей предстоит так же долго жить»

Семён Липкин

«Для людей моего поколения слово «Пастернак» было паролём, по которому мы отличали своих от чужих. Любовь к его поэзии была не просто свидетельством порядочности. Человек, не способный ощутить прелесть его стихов, становился чуждым духовно, с ним не о чем было говорить»

Александр Кушнер

Что же создаёт необычный стиль поэта, притягивающий любого думающего читателя? Давайте войдём в его творческую лабораторию.

Труден и оригинален словарь стихотворений Пастернака. Он снял литературные запреты и условности, влил в свою поэзию язык обихода. Комментарий к стихам Пастернака обширен. Это новые и устаревшие слова, имена философов и художников, научные термины. Чтобы понять смысл стихотворения, надо обладать обширными познаниями в различных областях, обращаться к словарям. Словарь Пастернака предельно конкретен. Для него недостаточно сказать «растение», «трава», «цветок», он скажет: «таволга», «анемон», «мальва», «бальзамин».

Стихотворение «Образец»

Звучит «Вальс №7» Шопена

Он был частью природы, её звуковым лицом. Чуткий слух музыканта помог Пастернаку воспроизвести звуки мира природы, заключая их в чудесные аккорды. Слова в его стихах стянуты единой фонетической сетью, звуки, как птицы, перекликаются, перепархивают с ветки на ветку, составляя звукопись и знакомя нас с Пастернаком как с тонким музыкантом:

Это - круто налившийся свист,

Это - щёлканье сдавленных льдинок,

Это - ночь, леденящая лист,

Это - двух соловьёв поединок.

Он был голосом даже тишины:

«Тишина, ты - лучшее из всего, что слышал…»

Демонстрация картин И. Левитана «Заглохший пруд», «Тишина»

В равной степени он любил раскаты грома и тишину осеннего леса. Любил описывать грозу, которая вызывала у поэта состояние счастья.

Демонстрация картин Ф. Васильева «Перед дождём», «После грозы», «Мокрый луг»

Стихотворение

«Счастье»

Пастернак говорил: «Поэзия валяется в траве, под ногами, так что надо только нагнуться, чтобы её увидеть и подобрать с земли».

Стихи поэта наполнены цветом. Его лирика - своеобразный цветовой атлас со множеством тонов, полутонов и оттенков.

Стихотворение

«Ты в ветре, веткой пробующем»

В этом стихотворении описывается дождь - любимое явление природы у Пастернака, сирень - его любимый цветок. Гамма цветов: сероватый - оперение «воробышка» (он подразумевается), зелёный - листва, сиреневый - у соцветий, синий - «мильоном синих слёз». Метафорически сливаются в неразрывное целое воробышек и сиреневая ветвь. Раздаются тревожные звуковые аккорды: ночной сад «забормотал», «торкался», «дребезжал». Стихотворение воспринимается всеми органами чувств: мы даже осязает тяжесть капель благодаря сравнению их с запонками.

Демонстрация картины И. Левитана «Золотая осень»

Звучит отрывок из цикла Чайковского «Времена года»

Октябрь серебристо-ореховый,

Блеск заморозков оловянный.

Осенние сумерки Чехова,

Чайковского и Левитана.

Здесь Пастернак соединяет, казалось бы, несоединимое: три известных имени - писателя, композитора и художника, но под рукой Мастера они сливаются в органическом единстве любви к осенней природе и умении передать эту любовь разными средствами искусства.

Одна из трудностей проникновения в мир Пастернака - это ассоциативные ряды его образов.

Ассоциация - связь представлений по сходству, смежности.

Марина Цветаева так писала об этой особенности лирики поэта: «В ассоциативности своего мышления Пастернак неисчерпаем, но у каждого человека свои ассоциации, поэтому можно сказать, что Пастернака читатель пишет сам».

Примером сложной ассоциативной метафоры может служить стихотворение «Душа», в котором состояние души сопоставляется с состоянием княжны Таракановой, а холодные потоки воды сравниваются с февралём: «февралём залило равелин».

Справка. Княжна Тараканова - самозванка, выдававшая себя за дочь русской царицы Елизаветы. Умерла в Петропавловской крепости. По легенде - погибла во время наводнения, когда в закрытую камеру хлынула вода.

Демонстрация картины К. Флавицкого «Княжна Тараканова»

Стихотворение

«Душа»

Ещё один пример ассоциации:

Точно Лаокоон,

Будет дым на трескучем морозе,

Оголясь, как атлет,

Обнимать и валить облака.

(Из поэмы «905-й год»)

Справка. Лаокоон - скульптурная группа родосских мастеров (50 лет до нашей эры), хранится в Ватикане. Богиня Афина, помогавшая грекам, послала на троянского жреца Лаокоона двух змей, задушивших его с сыновьями во время греко-троянской войны.

Демонстрация фотографии скульптуры

Как видим, ассоциативностью своих образов Пастернак увлекает читателя в лабиринты мыслей и побуждает его расширять собственные познания.

Сложен и своеобразен синтаксис стихотворений Пастернака. Он смело нарушает привычные для нашего слуха нормы. Его раскованный синтаксис напоминает речь чем-то удивлённого, внезапно заговорившего человека. Например, в стихотворении «Метель» речь идёт о путнике, заблудившемся в некоем посаде.

Справка. Посад - предместье, пригород.

Заблудиться в пространстве для поэта то же, что заблудиться во времени. Многократное повторение строки «в посаде, куда ни одна нога не ступала», расположенной в каждой строфе по-разному, создаёт образ кругового движения путника и возвращения на то же самое место. А спиралеобразное расположение этих слов дополняет образ внезапно разыгравшейся метели, которая закручивает спиралью привычные места и превращает их в незнакомую местность. Слова в стихотворении покидают привычные места и располагаются самым необычным образом, создавая загадочность и очаровывая читателя.

Звучит этюд Шопена соч.10 №2

На его фоне чтение стихотворения «Метель»

Строки его стихотворений иногда набегают друг на друга, как вагоны неожиданно затормозившего поезда, потому что любое явление поэт стремится поймать, захватить врасплох. Это стремление обусловило еще одну стилевую черту - речевую парадоксальность. Так, в стихотворении «Ночь», описывая ночной полёт лётчика, Пастернак показывает мир одновременно в его земных подробностях и в крупном космическом плане. Предметы и явления здесь вступают в непривычные связи, но они обусловлены временем и местом. Неожиданно он сопоставляет труд лётчика и художника. Их объединяет напряжённая, сосредоточенная работа, необходимость немедленного выполнения своей миссии, потому что и тот, и другой «вечности заложник у времени в плену».

Стихотворение «Ночь»

Анна Ахматова так писала о лирике Пастернака:

«Природа всю жизни была его единственной музой, его невестой и возлюбленной, его женой и вдовой. Он остался ей верен до конца, и она по-царски наградила его».

Свежая поэзия Пастернака была не о природе, а самой природой, пожелавшей говорить его устами. Дерзость глазомера - вот чего он требовал от художника: видеть дальше и глубже других. Афористичность языка - подтверждение слов А. Ахматовой, писавшей, что Пастернак «сам себя сравнил с конским глазом». Некоторые из его афоризмов впоследствии стали названиями произведений: «Жизнь прожить - не поле перейти», «И дольше века длится день». В стихотворении «Иней» афоризмы выстраиваются от народных поговорок («у страха глаза велики») до собственных философских изречений («порядок творенья обманчив, как сказка с хорошим концом»).

Звучит полонез Огинского «Прощание с Родиной»

На его фоне чтение стихотворения «Иней».

Философские раздумья о быстротечности жизни у поэта ассоциировались с идущим снегом, а годы отсчитывались от зимы до зимы, и каждый год 10 февраля он благодарил судьбу за все горести и радости.

Демонстрация картины И. Шишкина «Зима»

Стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать»

Так проходила жизнь, менялся облик поэта, а в душе прибавлялось мудрости и добра.

Демонстрация фотографий поэта от молодости до старости

под запись песни на слова Пастернака

«Снег идёт» в исполнении С. Никитина


Пришло время усомниться в том, что будущее можно построить, его можно только взрастить. В стихотворении «После грозы» выражена его точка зрения на соотношение исторического события и личности. Не безликая масса, не разум титанов, не общественные перевороты, а «воспламенённые души» творят историю. Главное для человека - «ни единой долькой не отступаться от лица» независимо от социальных потрясений и переворотов. Потрясения в обществе и обновлённая после грозы природа изображаются как единое целое, образуя приём параллелизма.

Стихотворение «После грозы»

Сам поэт жил по своим нравственным, человеческим законам:

В компании личин и кукол

Комедии я не ломал,

И в тон начальству не сюсюкал

В толпе льстецов и прихлебал.

Пастернак стал духовной альтернативой тирании. XX век выбрал его для решения извечно русского противостояния: поэт и царь, власть и дух. Сталин, с его мистическим суеверием, это понимал и не трогал поэта. О жизни и смерти, о Боге пытался говорить с ним по телефону Пастернак.

Звучит этюд Шопена «Мазурка», соч. 10 №3

Он был по духу человек Возрождения, угодивший в эпоху жестокого террора. Он пережил трагедию своего поколения, о котором писал: «Мы были музыкой во льду…» Пастернак просто не входил в своё биографическое время. Он начал перевод «Гамлета» в кровавом 1938 году и нашёл в Гамлете своего духовного брата. Он и был Гамлетом XX века, уже познавшим свою судьбу с неизбежной трагический развязкой.

Стихотворение «Гамлет»

В романе «Доктор Живаго», который первоначально назывался «Свеча горела», поэт показал гибель русской интеллигенции, потерю Бога в душах современных ему людей. Роман впервые увидел свет в 1957 году, когда поэт, уже не надеясь разорвать кольцо молчания вокруг своего творчества, передал произведение итальянскому коммунистическому издательству. Роман вызвал огромный интерес во всём мире и был переведен на 24 языка. В СССР впервые напечатан в 1988 году.

Ученик Пастернака поэт Андрей Вознесенский писал:

«С появлением «Живаго» нас заставляли видеть в нём политического монстра… Спровоцированный литературными интриганами Н. С. Хрущёв организовал травлю поэта с тем же размахом и темпераментом, как освоение космоса и кукурузы».

Позор для нашей культуры, что не отечественная, а Шведская академия разглядела гений поэта. В 1958 году Пастернаку была присуждена Нобелевская премия. Зная, что стоит вопрос об исключении его из Союза советских писателей за роман «Доктор Живаго», Пастернак писал в президиум Союза писателей: «Деньги Нобелевской премии я готов перевести в Комитет Защиты Мира… Я не ожидаю от вас справедливости. Вы можете меня расстрелять, сослать, сделать всё, что вам угодно. Я вас заранее прощаю. Но не торопитесь. Это не прибавит вам ни счастья, ни славы. И помните, всё равно через несколько лет вам придётся меня реабилитировать».

Московские писатели обратились к правительству с просьбой лишить Пастернака гражданства. Ему угрожали высылкой из страны. И Пастернак писал Хрущёву: «Выезд за пределы моей Родины для меня равносилен смерти, и поэтому я прошу не применять ко мне этой крайней меры. Я связан с Россией рождением, жизнью, работой. Я не мыслю своей судьбы отдельно и вне её». Опальный поэт, опасаясь преследований, вынужден был отказаться от премии. Горечь обиды, боль души вылились в стихах.

Стихотворение «Нобелевская премия»

Прошли годы… 9 декабря 1989 года в Шведской академии Нобелевская премия и медаль были вручены сыну поэта, Евгению Борисовичу Пастернаку. Пастернак посмертно восстановлен в Союзе писателей.

Он был злостно и нагло затравлен. Начавший творчество с восторга перед жизнью и человеком, Пастернак в конце жизни произнёс слова:

Я человека потерял,

С тех пор, как всеми он потерян.

Стихотворение «О, знал бы я, что так бывает…»

А. Вознесенский писал:

Художники уходят

Без шапок, будто в храм,

В гудящие угодья

К берёзам и дубам.

Побеги их - победы.

Уход их - их восход

К полянам и планетам

От ложных позолот.

Б. Л. Пастернак умер 30 мая 1960 года от рака лёгких.

Стихотворение А. Галича «Памяти Б. Пастернака»

На одном из разносов Пастернака кто-то из выступающих проницательно воскликнул: «Что поделаешь с Пастернаком? Это вулкан! Что можно поделать с Везувием?»

Поэт был чистой музыкальной совестью века. Он, прежде всего, был Мастером. Сегодня во всём мы имеем распад профессионализма. Наши мастеровые не могут повторить того, что век назад умели их прадеды. Крепкий кристалл стихов Пастернака - укор и урок нам.

Когда телевизор набухает кровью наших собратьев, когда народ идёт на народ, слышится мольба поэта:

Если только можно, Авва Отче,

Чашу эту мимо пронеси.

Чем был ХХ век? Веком атомной бомбы? Чудовищного геноцида и погромов? Обнищания духом? Стирания личности? «Да», - скорбно вздохнём мы. И, просветлев, добавим: «Он был и веком Пастернака».

3. Домашнее задание.

Ученики распределяются на 6 групп и по своему желанию выбирают одну из тем лирики Пастернака. Учитель объясняет, что темы тесно связаны, зачастую переплетаются между собой и всё же в стихотворении преобладает одна из них.

Задание состоит в следующем. Ученики каждой группы учат наизусть или выразительно читают стихотворения по избранной теме, рекомендованные учителем. 1-2 стихотворения анализируют и с анализом выступают перед классом.

Каждая из групп готовит 1-2 словесно-изобразительных сочинения (эйдос-конспекты) под названием «Герб Бориса Пастернака». В нём, используя ведущее средство стиля поэта, - ассоциативные метафоры - нужно создать творческие композиции в виде рисунков. В них с помощью символов, собственных ассоциаций необходимо воплотить своеобразие творчества именно этого поэта, сконцентрировать информацию, полученную во время лекции о Пастернаке. В своих устных выступлениях ученики должны прокомментировать содержание своих гербов, прочитать составленные анализы отдельных стихотворений поэта.

Все полученные задания ученики распределяют внутри своих групп.

Список рекомендованных тем и стихотворений:

  1. Музыка. Отрывок из поэмы «Высокая болезнь»: от слов «Мы были музыкой во льду» до «Заслякоченный чёрный ход», «Тишина».

  2. Живопись. «Золотая осень», «Зазимки».

  3. Философия. «Во всём мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво».

  4. Религия. «Рождественская звезда», «Гефсиманский сад».

  5. Любовь. «Единственные дни», «Любить иных - тяжёлый крест», «Без названия».

  6. Природа. «Когда разгуляется», «Липовая аллея».




Образцы поэтических гербов Пастернака, выполненные учащимися


Уроки по лирике Пастернака


Описание герба

Пастернак всегда оставался верен себе. Воспитываясь в интеллигентной семье, он находил радость в процессе самого труда, но никогда не был «притчей на устах у всех». Он работал и прятал свои стихотворения в стол, не имея возможности печататься, но при этом знал: всё во власти времени. На гербе я изобразила, прежде всего, лёгкий занавес, какой сохранял при жизни Пастернак:

И окунаться в неизвестность,

И прятать в ней свои шаги,

Как прячется в тумане местность,

Когда в ней не видать ни зги.

Он символизирует и скромность поэта. Время всё расставило на свои места. И теперь, когда поэзия Пастернака открылась миру, можно, наконец, созерцать её таинство, красоту и непостижимое обличье.

В центре герба - свеча, это символ поэзии Пастернака. Яркую, щедро излучающую светлую радость, талант и любовь к жизни свечу, от которой «столько современных поэтов зажгли свои свечи», окружают холодные, равнодушные ко всему снежинки. Такая парадоксальность, противоречивость, загадочность поэта и пробуждают в читателях необычайное увлечение его творчеством. Снежинки символизируют и его любовь к зиме. В стихотворениях «Зазимки», «Иней», «Февраль. Достать чернил и плакать» Пастернак предстаёт сказочным царём зимы, вновь и вновь поражая воображение читателей.

Поэзия Пастернака основана ещё на одном символе - трёхгранном кристалле. Одна грань символизирует музыкальность его поэзии: на ней изображены клавиши, от которых исходят музыкальные звуки:

Я клавишей стаю кормил с руки

Под хлопанье крыльев, плеск и клекот…

Вторая грань символизирует живопись. Пастернак, описывая природу, свою святыню и мадонну, делал это подобно художнику, пишущему милые черты. От неё исходит веточка сирени - его любимого цветка:

Далёкая молодость в сотах,

Седая сирень расцвела.

«Во всём мне хочется дойти до самой сути…» - написал поэт. Философия - это третья грань поэзии Пастернака. Здесь я изобразила перо, как символ писательского труда.

В своём увлечении философией, музыкой и живописью Пастернак черпал вдохновение в творчестве Чехова, Чайковского и Левитана, поэтому на трёх гранях кристалла начертаны первые буквы их фамилий.

Гениальная метафора поэта:

Небосвод завалился ольхою,

Этим звёздам к лицу б хохотать,

А Вселенная - место глухое -

привела меня к мысли изобразить устремлённую в небо веточку ольхи, плавно переходящую в россыпь звёзд на небе. Я хотела этим сказать, что вся жизненная энергия, исходящая от трёх граней кристалла Пастернака, устремляется ввысь, в Космос. Здесь я вижу связь природы и всего сущего с Космосом, преклонение перед Богом, его всемогуществом и справедливостью. Космос - это вечный источник загадок мироздания. Поиск истины у Пастернака бесконечен и непредсказуем, но одно он мог сказать твёрдо:

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

Уроки по лирике ПастернакаУроки по лирике ПастернакаУроки по лирике ПастернакаУроки по лирике Пастернака

© 2010-2022