- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок и презентация «Своеобразие лирики Есенина» 11 класс
Урок и презентация «Своеобразие лирики Есенина» 11 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Агеева С.Н. |
Дата | 21.01.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема(2 часа): «Сергей Александрович Есенин как национальный поэт. Своеобразие лирики Есенина».
Цели:
1) образовательная: усвоить особенности личности и творческого метода поэта;
2) развивать понимание своеобразия лирики Есенина как одного из самых гармоничных поэтов;
3) воспитывать любовь к неброской красоте родного края.
Моя лирика жива одной большой любовью,
любовью к Родине.
С.Есенин.
Его поэзия есть как бы разбрасывание
обеими пригоршнями сокровищ его души.
Ал.Толстой.
Оборудование : портрет Есенина, мультимедийный экран, фломастеры, бумага.
Тип урока- комбинированный.
Этапы урока.
1.Организационный.
2.Проверка домашнего задания (чтение наизусть стихотворений С.А.Есенина).
3.Психологическая подготовка к изучению новой темы.
Задание : подобрать цветовую окраску к гласным .
Сопоставление с данными эксперимента (по книге А.П.Журавлёва «Звук и смысл»)
А - густо-красный
Я - ярко-красный
О - светло-жёлтый или белый
Е - зелёный
Ё - жёлто-зелёный
Э - зеленоватый
И - синий
Й - синеватый
У - тёмно-синий, сине-зелёный, лиловый
Ю - голубоватый, сиреневый
Ы - мрачный, тёмно-коричневый или чёрный
4.Объяснение нового материала.
Работа с презентацией «Звук и смысл»
- Составление плана очерка о Есенине.
План.
1.Константиново - родное село поэта.
2.Древняя рязанская земля - колыбель великого поэта России.
3. «Человек - неотъемлемая часть единой живой природы».
- Чтение плана.
- Работа со стихотворениями:
«Дождь»
Основной тон картины создают тёмные, сине-зелёные у, как
грозовые тучи с тёмными нотками ы и синеватыми небесными просветами и.
Зелёная гамма поддерживается многочисленными ударными е и ё.
Есть даже жёлтый мазок, ударный о, как раз в том месте, где появляется жёлтая деталь пейзажа - сухой песок.
Может, эти странные соответствия звука и цвета случайны?
«Зелёная берёзка…»
Стихотворение буквально переливается разными оттенками зелёного: от светло-зелёной листвы до тёмно-зелёного отражения в воде.
Но трудно всё-таки поверить, что поэт, сам того не замечая, выстраивает математически-точные соответствия между звуками, их окраской и цветом тех явлений и предметов, которые описываются в стихотворении.
Наблюдения над первой строкой стихотворения
«Воздух прозрачный и синий…»
В стихотворении 3 раза назван цвет синий, включая лазурь; значит, по нашей гипотезе должен доминировать «синий» и. И доминирует, превышая норму в три раза.
«Выткался на озере алый цвет зари…»
По сравнению с нормой, превышается частотность употребления а и у.
Цветовой картине, нарисованной словами, соответствует цветовое изображение красками вечерней зари: тёмно-синее небо, подсвеченное угасающим красным - это и есть вечерняя заря.
Грустные у, радостные а не что иное, как «тоска весёлая».
Это не случайность, а рука мастера, творение таланта.
«Поэтический талант включает поэтическую интуицию, сверхсознание поэта, которые помогают ему не только создавать нужные слова и рифмы, но и заставляют саму ткань стиха звучать музыкой звуков и гореть красками живописи». (Журавлев А.П.)
Есенин - один из самых гармоничных поэтов.
5.Цветопись в стихотворениях Есенина.
Уже в ранних стихотворениях Есенина природа воспринимается как живое существо, способное во всём уподобляться человеку. Метафора - характерная особенность стиля Есенина.
6. Закрепление изученного.
Аналитическая работа учащихся со стихотворением Есенина:
«О красном вечере задумалась дорога…»
7.Самостоятельная работа .
8. Подведение итогов. Оценивание деятельности.
9. Задание на дом : подготовить сообщение о С.А.Есенине на основе материалов урока.