Урок и презентация «Своеобразие лирики Есенина» 11 класс

Методическая разработка урока и презентация к уроку способствуют глубокому осмыслению творчества С.Есенина. Разнообразные методические приемы направлены на обогащение словарного запаса учащихся, способствуют цельному восприятию лирики и развивают творческое воображение учащихся. Использование на уроке приема «цветописи» активизирует познавательный интерес учащихся. Презентация рассчитана на эмоционально-отзывчивое соотношение жизни и поэзии Сергея Есенина. Материал урока рассчитан на два часа. ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема(2 часа): «Сергей Александрович Есенин как национальный поэт. Своеобразие лирики Есенина».

Цели:

1) образовательная: усвоить особенности личности и творческого метода поэта;

2) развивать понимание своеобразия лирики Есенина как одного из самых гармоничных поэтов;

3) воспитывать любовь к неброской красоте родного края.

Моя лирика жива одной большой любовью,

любовью к Родине.

С.Есенин.



Его поэзия есть как бы разбрасывание

обеими пригоршнями сокровищ его души.

Ал.Толстой.


Оборудование : портрет Есенина, мультимедийный экран, фломастеры, бумага.

Тип урока- комбинированный.

Этапы урока.

1.Организационный.

2.Проверка домашнего задания (чтение наизусть стихотворений С.А.Есенина).

3.Психологическая подготовка к изучению новой темы.

Задание : подобрать цветовую окраску к гласным .

Сопоставление с данными эксперимента (по книге А.П.Журавлёва «Звук и смысл»)

А - густо-красный

Я - ярко-красный

О - светло-жёлтый или белый

Е - зелёный

Ё - жёлто-зелёный

Э - зеленоватый

И - синий

Й - синеватый

У - тёмно-синий, сине-зелёный, лиловый

Ю - голубоватый, сиреневый

Ы - мрачный, тёмно-коричневый или чёрный

4.Объяснение нового материала.

Работа с презентацией «Звук и смысл»

Урок и презентация «Своеобразие лирики Есенина» 11 класс

- Составление плана очерка о Есенине.

План.

1.Константиново - родное село поэта.

2.Древняя рязанская земля - колыбель великого поэта России.

3. «Человек - неотъемлемая часть единой живой природы».

- Чтение плана.

- Работа со стихотворениями:

«Дождь»


Основной тон картины создают тёмные, сине-зелёные у, как

грозовые тучи с тёмными нотками ы и синеватыми небесными просветами и.

Зелёная гамма поддерживается многочисленными ударными е и ё.

Есть даже жёлтый мазок, ударный о, как раз в том месте, где появляется жёлтая деталь пейзажа - сухой песок.

Может, эти странные соответствия звука и цвета случайны?

«Зелёная берёзка…»

Стихотворение буквально переливается разными оттенками зелёного: от светло-зелёной листвы до тёмно-зелёного отражения в воде.

Но трудно всё-таки поверить, что поэт, сам того не замечая, выстраивает математически-точные соответствия между звуками, их окраской и цветом тех явлений и предметов, которые описываются в стихотворении.

Наблюдения над первой строкой стихотворения

«Воздух прозрачный и синий…»

В стихотворении 3 раза назван цвет синий, включая лазурь; значит, по нашей гипотезе должен доминировать «синий» и. И доминирует, превышая норму в три раза.

«Выткался на озере алый цвет зари…»

По сравнению с нормой, превышается частотность употребления а и у.

Цветовой картине, нарисованной словами, соответствует цветовое изображение красками вечерней зари: тёмно-синее небо, подсвеченное угасающим красным - это и есть вечерняя заря.

Грустные у, радостные а не что иное, как «тоска весёлая».

Это не случайность, а рука мастера, творение таланта.

«Поэтический талант включает поэтическую интуицию, сверхсознание поэта, которые помогают ему не только создавать нужные слова и рифмы, но и заставляют саму ткань стиха звучать музыкой звуков и гореть красками живописи». (Журавлев А.П.)

Есенин - один из самых гармоничных поэтов.

5.Цветопись в стихотворениях Есенина.

Урок и презентация «Своеобразие лирики Есенина» 11 класс

Уже в ранних стихотворениях Есенина природа воспринимается как живое существо, способное во всём уподобляться человеку. Метафора - характерная особенность стиля Есенина.

6. Закрепление изученного.

Аналитическая работа учащихся со стихотворением Есенина:

«О красном вечере задумалась дорога…»






7.Самостоятельная работа .

Урок и презентация «Своеобразие лирики Есенина» 11 класс

8. Подведение итогов. Оценивание деятельности.

9. Задание на дом : подготовить сообщение о С.А.Есенине на основе материалов урока.



















© 2010-2022