Урок по литературе Отражение в повести Н. В. Гоголя Ночь перед Рождеством славянских преданий и мифов

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект АМО-урока (занятия).

Организационная информация

Авторы урока: Коковихина Г.В.

Предмет: Литература

Класс: 5 класс общеобразовательной школы, 20 обучающихся

Продолжительность урока: 45 минут

Методическая информация

Тема урока: Отражение в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» славянских преданий и мифов.

Автор учебника: Литература. 5 класс / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012. - (ФГОС. Инновационная школа).

Тип: Комбинированный урок. На уроке создаются условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений. Связан с предыдущим уроком, так как на основе полученных знаний создаются условия для восприятия новой информации, позволяющих развивать навыки и умения работы над художественным текстом произведения и его анализом.

Психолого - педагогическая характеристика особенностей класса:

Переход выпускников начальной школы на новую ступень обучения совпадает с
началом переходного возраста, поэтому многие психологические проблемы адаптации
обусловлены возрастными особенностями младших подростков.
В этот период развивается самосознание, самоуважение, формируется самооценка,
растет потребность в самоутверждении, формируется характер.
В этом возрасте наблюдается прогрессивный рост интеллектуального
развития. У большинства школьников возрастает общая осведомленность, умение
проводить аналогии и обобщать, развиваются комбинаторные способности. Темпы развития словесно-логического мышления превосходят темпы развития наглядно-
образного, но развивать у пятиклассников нужно обе формы мышления. В этом возрасте «память становится мыслящей, а восприятие - думающим. В этом возрасте важно научить детей правильно оценивать себя, вырабатывать объективные критерии собственной успешности или неуспешности, развивать умение проверять свои возможности и (с помощью взрослых) находить пути их совершенствования.
Для пятиклассников характерны любознательность и жажда проверки себя,
потребность в активности и социально значимой деятельности.
Они интересуются способами развития внимания, мышления, памяти, очень ценят
наблюдательность, внимательность, умение замечать детали. В этом возрасте очень
эффективны игровые упражнения с элементом соревновательности на уроках и во
внеурочной деятельности.
Урок ориентирован на класс, в котором обучаются ребята со средним уровнем способностей и смешанным типом восприятия. Мотивация учения невысокая, недостаточно развиты способности выделять главное, абстрагировать и классифицировать. Поскольку обучающиеся разного уровня самоорганизации, то оптимальный вариант проведения образовательного мероприятия - групповая форма работы с применением активных методов обучения, а также наглядности в виде слайд-шоу, направляющей восприятие учебного материала в игровой технологии.

Цели урока:

Создать условия для формирования системы знаний о роли славянских преданий и легенд для раскрытия идейного замысла автора (по произведению Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Задачи урока

Образовательная:

-способствовать углублению первоначального впечатления от прочитанного, первоначальных знаний о славянской мифологии

- способствовать выявлению фольклорных традиций в повести;

- способствовать закреплению умения работать с выразительно-изобразительными средствами.

Развивающая:

- способствовать развитию логического мышления;

- способствовать формированию умений и навыков работы с текстом повести;

- способствовать развитию воображения и творческих способностей;

- способствовать развитию кругозора и словарного запаса учащихся;

-прививать внимательное отношение к авторскому слову

Воспитательная:

- продолжить воспитание познавательного интереса, работоспособности,

- продолжить воспитание у учащихся чувства прекрасного;

- продолжить воспитывать интерес к творчеству Н. В. Гоголя.

-воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи при групповой форме работы

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют ученики в ходе урока:

Формирование УДД на уроке:

Личностные:

-формировать познавательные мотивы в обучении, интерес к новому, интерес к способу решения и общему способу действия.

-стремление к самоизменению - приобретению новых знаний и умений

-инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Регулятивные:

-умение планировать, контролировать и оценивать свою деятельность, умение структурировать свои знания.

Познавательные:

--умения отбирать материал по теме и его систематизировать;

- умение работать с текстом художественного произведения;

-умение интерпретировать текст художественного произведения;

-умение давать характеристику героям произведения , анализировать.

Коммуникативные:

-строить понятные для партнера высказывания, т.е. владеть вербальными и невербальными средствами общения;

-умение обосновывать и доказывать свою т.зр.;

-умение задавать вопросы и слушать собеседника;

-умение высказывать свое собственное мнение, вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета;

-умение дружить, уступать, убеждать.

Ход урока

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Инициация Метод «Дарю снежинку»

Цели задачи использования метода: Поприветствовать друг друга, создать положительный эмоциональный настрой, снять напряжение.

Разделить обучающихся на группы. Создать благоприятную обстановку

3 минуты

1.Класс заранее поделен на группы. Деление детей происходило по согласию детей и учителя. Группам заранее было дано задание опережающего характера. В каждой группе были распределены роли: капитан группы, секретарь. Капитан группы координирует работу группы, назначает отвечающих во время урока, принимает ответственные решения. Секретарь группы ведет лист контроля, где записываются достижения учащихся: от подготовительной работы до работы во время урока. Приложение №5. Группы продумывают название.

2.Вступительное слово учителя на фоне музыки песни «Новогодние игрушки»

- Здравствуйте, ребята. Проходите, себя проявляйте и улыбку выбирайте. У вас на столе лежат снежинки. Выберете снежинку понравившегося цвета и напишите пожелание своему товарищу. Прошу обратить внимание на символику цветов: красный- активность, оранжевый- творчество, желтый- оригинальность решений, зеленый -сотрудничество и поддержка.

После того, как все снежинки сданы, учитель их перемешивает.

- Каждый участник берет на выбор любой из листочков и читает пожелание «про себя».

- По команде учителя участники произносят по очереди пожелания громко с выражением для всех участников.

Пожелание учителя: « Чтобы урок был интересным и познавательным, я предлагаю быть активными, творческими ,оригинальными, работать слаженно, чувствуя поддержку друг друга. Желаю нам приятного сотрудничества, хорошего настроения и успехов.

Целеполагание. Метод «Ассоциаций»

3 минуты

Создать благоприятную обстановку; настроить на плодотворную работу, определить цели путешествия.

Учитель: Именно в преддверии новогодних праздников каждый из нас верит в чудеса. Но главное, что Вы сейчас сами совершили настоящее чудо - ваши снежинки - пожелания настроили на позитив. Чудеса - это всегда что-то неожиданное. А с каким новогодним праздником мы связываем чудеса? Приложение №2.

Учащиеся называют среди вариантов слово «Рождество». Учитель на доске прикрепляет слово «Рождество», просит учащихся назвать ассоциации к слову «Рождество». В результате на доске появляется набор слов ассоциативного ряда к слову «Рождество».

Учитель

Так пусть же сегодня, наперекор всем существующим законам природы в нашем классе будет настоящее Рождество со своими сюрпризами, подарками и новогодним настроением!.Какое же Рождество без красавицы-елочки! (На доске закреплен шаблон елочки) Пусть она будет украшением нашего праздника. Ребята, какое отношение слово» Рождество « имеет к нашему уроку? (Ответы учащихся) Учитель обращает внимание детей на эпиграф к сегодняшнему уроку: (слайд 1) «И сила Гоголя-художника проявилась именно в том, что его образы рождались на реальной основе, что сквозь всю роскошь фантазии проглядывали крепкие корни народной жизни...» (О. Гончар)

Учитель просит учащихся обратить внимание на ключевые слова высказывания , предлагает учащимся определить цели урока , используя эпиграф к уроку. Для этого этапа работы учащиеся на разноцветных шариках пишут свои цели на уроке и украшают елочку. (Шаблоны разноцветных шариков на столе)

Опасения и ожидания обучающихся. Метод «Дерево ожиданий»

4 минуты.

Цель: Выяснить ожидания и опасения каждого ученика для создания благоприятной образовательной среды и для обеспечения качественных результатов запланированной работы.

Учитель: Ребята, наша елочка будет нарядней, если мы продолжим украшать ее. Свои ожидания от урока напишите на разноцветных колокольчиках. Пусть они громче звенят и напоминают вам о том, что впереди вас ждет много хорошего и доброго! Свои опасения напишите на свечках. Пусть свеча догорает, и опасения - пропадают.

Учащиеся пишут свои опасения на свечке, а ожидания - на колокольчиках и прикрепляют все это на елочку.

Учитель: Наша красавица-елка преобразилась, но чудеса еще впереди.

Фаза 2 «Работа над темой»

Метод «Эрудит»

7 минут

Проверка знаний учащихся по содержанию текста произведения, настроить учащихся на решение задач урока

Учитель: (слайд 2)Сегодня мы продолжим работу по повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». Ваша активная работа будет проходить в группах. И начнем мы с небольшой разминки на знание текста художественного произведения. Задание группам. Каждая группа должна ответить на 5 вопросов по содержанию повести «Ночь перед Рождеством» за короткое время. За каждый правильный ответ группа получает звездочку, которую прикрепляют с помощью клея на голубой лист А-3.Затем представитель группы задает вопрос члену другой группы, конкретно назвав имя и фамилию. Если представитель группы не отвечает на вопрос, он просит помощи группы. Если группа не дает правильного ответа, то у групп, которые не участвовали, есть шанс получить дополнительный балл в виде звездочки. (Приложение №3) Секретарь фиксирует ответы учащихся в листке контроля. Если время ограничено, можно выбрать или вариант 5вопросов, или только конкурс вопросов «Ты - мне, я - тебе».

Проработка темы Метод «Творческая лаборатория»

7 минут

На основе предложенных учителем заданий учащиеся самостоятельно приходят к новым выводам и знаниям

Учитель: Вы хорошо поработали в группах, показали свои знания по содержанию текста, а теперь нам предстоит побывать в роли исследователей творчества писателя. Можно ли предположить, что описывая народную жизнь, писатель обращается и народному творчеству? А как еще называют устное народное творчество? (Слайд3)

Фольклор - художественное творчество широких народных масс , преимущественно устно-поэтическое творчество. Термин впервые был введен в научный обиход в 18486 английским ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе слово обозначает : народная мудрость, народное знание.

Обращает внимание на эпиграф к уроку. Сейчас вам предстоит поработать в группах.


Беседа с учащимися (что знают о великом христианском празднике, традициях Рождества).
Учитель: - Вспомните, где происходит действие повести? (В Малороссии, в Диканьке). То есть, указано конкретное место событий.
- Когда происходит действие? (В ночь перед Рождеством, а именно 24 декабря по старому стилю). То есть, можно определить и конкретное время событий.

- А что такое Рождество? (Христианский праздник, День рождения Иисуса Христа) (слайд №4).
- Что же такое праздник? Это всегда радость, веселье и чудеса. А в этой повести чудеса происходят ночью - в самое загадочное время суток. Именно в эту последнюю ночь перед Рождеством нечистые силы пытаются сделать как можно больше зла людям.
- Почему? (хотят, чтобы Рождество не наступило)
События повести.
Учитель:- Вы показали, что внимательно прочитали произведение и ознакомились с героями и событиями, о которых нам рассказывает автор. Теперь мы с вами попробуем выделить реальное и фантастическое в повести.

Вопросы

  • Что такое фантастика? (Фантастика - изображение заведомо неправдоподобного, невозможного в реальной жизни.)

  • Что такое реальность? (Реальность - действительно существующее, не воображаемое.)

  • Какие события происходят этой ночью? (Черт украл месяц, ведьма летает на метле, Чуб, Дьяк, Голова оказались в мешках, Вакула ходил к Пацюку и летал в Петербург на черте за черевичками для Оксаны.)

Задание для групп: заполнить в таблице рельные события и фантастические

Учитель: Мы уже можем сделать первый вывод из нашего исследования. Какой? (Место и время действия повести - реальны или возможны, а события, которые происходят - фантастичны (первый вывод записывается в тетрадь).
4).Герои повести.
Учитель: Теперь давайте вспомним, кто участвовал в этих событиях?
- Какие герои будут реальными, а какие - фантастическими?
-Как мы понимаем, какие герои обыкновенные, а какие волшебные существа?
Реальные герои. Вакула, Оксана, Чуб, Голова, Дьяк, Кум, Ткач, кумова жена. Дивчины и парубки. То есть: обычные люди, верующие, они не любят нечисть.
Волшебные существа. Черт, Солоха ("заодно с чертом"), Пацюк ("сродни черту"). Имеющие отношение к нечистой силе (слайд5)

Как изображает Гоголь фантастических героев? Обратимся к эпиграфу урока. (Фантастика и реальность близки друг к другу, тесно связаны.)

И вот это переплетение фантастики и реальности, комического и страшного только усиливает впечатления богатства жизни в произведениях Гоголя

- Каким будет наш следующий вывод? Волшебные герои живут среди обыкновенных, люди их не боятся (второй вывод записывается в тетрадь

. Анализ эпизодов.
Учитель:
- Теперь нам нужно подробнее рассмотреть те события, в которых участвуют фантастические герои (слайд6 ). Для этого мы проанализируем самые яркие эпизоды в этом плане.
На доске записан план анализа эпизодов.
-Что необычно, неожиданно в этом отрывке?
-Кто участвует в событии?
-Как реагируют обыкновенные герои на поступки волшебных? .
Работа в группах над эпизодами произведения:

Черт ворует месяц (первый абзац).
Пацюк ест вареники (3 - 4 абзацы).
Полет Вакулы в Петербург (второй абзац).
(Пока одна группа отвечает, две другие слушают, чтобы сделать общие выводы).
Учитель:
- Итак, третий вывод: Фантастическое событие представлено Гоголем как обыкновенное. То есть границы между реальным миром и фантастическим размыты (вывод записывается).
- Скажите, а почему нам вдруг становится смешно во время чтения? (Юмор тоже помогает передать чудесные события как обыкновенные. Когда мы смеемся, нам не страшно).
Проработка содержания темы. «Метод проектов»

10 минут

Задачи: Презентация материала на предложенную тему. Учащиеся в результате данного метода развивают познавательный интерес, умения самостоятельно находить информацию, связанную с текстом произведения, умения анализировать, обрабатывать , интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах в виде оформленного результата, успешно работать в группе, принимать обдуманные решения.

Учитель Я благодарю наших исследователей, а теперь мы перейдем к следующей части работы на нашем уроке. Основа фольклора - это народные предания и легенды. Многие фантастические герои повести взяты Гоголем из славянской мифологии. Группы подготовили проекты. Приложение №5. Каждая группа предварительно познакомилась с алгоритмом работы над проектом. Приложение№4. Ребята! Вам предстоит внимательно послушать и оценить лучший проект

Презентация проекта группы №1 на тему «История колядок»

Презентация проекта группы №2 на тему «Черт в славянской мифологии»

Презентация проекта группы №3 на тему «Ведьма в славянской мифологии»

Презентация проекта группы №4 на тему «Кузнец, коваль в славянской мифологии»

Обсуждение проектов. Оценивание проектов: по количеству набранных баллов группа получает количество звездочек.

Релаксация «Колядки»

Цель: снять напряжение, разрядить обстановку

3 минуты

Каждая группа представляет небольшой отрывок колядок. С этой целью на экране идет видеоролик с субтитрами. Дети исполняет подготовленные колядки.

Оценивание колядок на мастерство и оригинальность (выбор элементов костюма, предметов колядок)

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Рефлексия «Лестница успехов»

8 минут

Выяснить впечатления участников от прошедшего урока; подвести итоги; выявить опасения и ожидания на конец мероприятия.

Учитель: Итак, каким выводам мы сегодня пришли

Дети вспоминают три вывода:
Место и время действия повести - реальны или возможны, а события, которые происходят - фантастичны;

Волшебные герои живут среди обыкновенных, люди их не боятся;

Границы между реальным миром и фантастическим размыты.

(слайд7)
Ученик читает стихотворение:

Звезда стоит в морозной неге,

И мерно колокол звонит,

Луч искрится в пушинках снега,

И в церкви «С нами Бог» звучит.

И звону тихому внимая,

Освободясь от всех тревог,

Святую радость принимает

В России каждый городок.

Сердца светлеют в ночь такую,

Облагораживая нас,

И в небе ангелы ликуют -

Христос родился в этот час!

А. Щеколдин

- Рождество наступило, силы добра победили, хотя в Диканьке еще есть герои, которые имеют отношения к нечистой силе. Н. В. Гоголь всю жизнь решал этот вопрос: что побеждает добро или зло? И все сопоставления реальности и фантастики в его произведениях направлены на это.
- А вы как думаете, что должно победить?

Учитель предлагает учащимся с помощью листочков стикера в группах (ярких, разноцветных - добро, белый - зло) сделать гирлянду и прикрепить на елочку.
Учитель: Добро побеждает зло - это непреложный закон не только преданий, сказок, легенд, но и жизни. Каждый ваш добрый поступок - это восхождение по лестнице добра. У нас на уроке есть лестница успехов (шаблон на доске, на ступеньках лестницы написано:

1(низшая ступень) - было трудно,

2 ступень - было трудно, но интересно

3 ступень - я испытывал незначительные затруднения

4 ступень - было легко, интересно, увлекательно

Каждый из Вас пусть ответит на вопросы:

-Что понравилось на уроке?

-Какие впечатления у вас от урока?

-Что стало результатом работы?

Учитель просит учащихся прикрепить блестящую звездочку на определенную ступень лестницы в зависимости от впечатлений, достижений на уроке, а также просит подойти к елочке и, если опасения не осуществились, снять свечки.

Подведение итогов работы. Секретарь в группах выводит общий балл работы каждого участника группы. Учитель просит прикрепить листы А-3 со звездочками на доску возле украшенной елочки).

- Какая замечательная создается картина! Вам она ничего не напоминает?

Звучит запись рождественского колокольного звона. На слайде появляется изображение Диканьки.

-Позвольте поздравить всех Вас с наступающими святыми праздниками. Ведь скоро наступит Новый Год, Рождество. В преддверии этих праздников принято загадывать свои самые заветные желания, есть поверье, что они обязательно сбудутся! Сегодня мы сделали первый шаг в изучении творчества Н.В.Гоголя, примите читательские карточки почитателей гоголевского творчества.

Домашнее задание: Составить характеристику образов повести, нарисовать любимый эпизод повести, подготовить инсценировку эпизода повести.

Библиографический список
1. Аркин И.Н. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Книга для учителя.- М.: Просвещение, учебная литература.- 1996.- с.63-64

2. Висленко Л.П. Литература. 5-7 классы: Методическое пособие.- Спб.: «Паритет», 2001.- с.84-87

3. Литература. 5 класс: поурочные планы по программе А.Г.Кутузова/ сост. Л.М. Серегина.-Волгоград: Учитель, 2006.- с.101-106

Приложение№1.

Лист учёта и контроля знаний.

Фамилия

имя учащегося

Предварительная

подготовка

к уроку

Определение

целей

Участие в

конкурсе

«Эрудит»

Участие в

«Творческой

мастерской»

Работа

над

проектом

Обсуждение

проекта

Исполнение

колядок

Сотрудничество

и

поддержка

в группе

Итоговый

балл
















Приложение №2

Урок по литературе Отражение в повести Н.В.Гоголя Ночь перед Рождеством славянских преданий и мифов

Приложение №3

Вопросы к конкурсу «Эрудит»

1.Что собирала ведьма в рукав в ночь перед Рождеством? (звезды)

2.Как ведьма и черт попали в хату? ( через трубу)

3. Кто и зачем украл месяц? (черт, чтобы устроить отомстить кузнецу)

4.За что черт мстил кузнецу? ( Кузнец нарисовал в церкви сцену страшного суда)

5. Как звали ведьму, и кем она приходилась кузнецу? (Солоха, мать)

6. Почему из всех ухажеров Солоха предпочитает Чуба? (потому что богат)

7. Что ел пузатый Пацюк во время разговора с Вакулой? ( галушки, вареники со сметаной)

8. Что такое колядки? ( Рождественские песни.)

9. Что сказал Пацюк Вакуле на его вопрос о нечистой силе? (Тому не нужно далеко ходить у кого черт за плечами)

10. Кто угодил в мешки в избе Солохи? (Черт, голова, дьяк, Чуб)

11. Куда отправился Вакула, попав в Санкт-Петербург? (к запорожцам)

12.о чем думал кузнец, попав в царский дворец? (о красоте картин, паркета, ручек на дверях)

13. Какие два известных исторических лица появляются перед нами во дворце (Екатерина Вторая, князь Потемкин)

14 . Изображение чего-либо в смешном виде. (юмор)

15 Как запорожцы называли императрицу? (мама)

16 Какой слух прошел после исчезновения кузнеца? (о его смерти)

17. Как кузнец отблагодарил черта? (отвесил черту 3 удара хворостиной)

18.Поговорка, которую говорит Оксана Вакуле. (Ему когда мед, тогда и ложка нужна)

19. К кому отправились Чуб и кум в предрождественскую ночь? (к дьяку)

20. Почему за помощью Вакула обращается к Пацюку? (Он знался с нечистой силой)

21. Как можно укротить черта? (совершить крестное знамение)

22. Что сказала Оксана, когда Вакула принес ей черевички? (Нет, мне не нужно черевичков)

23.Один из видов эпического произведения. Больше по объему, чем рассказ, но меньше. чем роман. (повесть)

Приложение №4

Раздаточный материал для учащихся

Алгоритм разработки учебного проекта.

1.​ Выбор темы.

2.​ Постановка цель (чего мы хотим достичь, что хотим узнать в соответствии с нашей темой, цель формулируется всегда в глагольной форме: узнать, исследовать и т.п.).

3.​ Задача (что мы сделаем, чтобы реализовать нашу цель, пошаговые действия реализации цели, формулируются всегда в глагольной форме: например: изучить источники, посетить архивы библиотеки, музей и т.д.);

4.​ Ожидаемый результат (чего мы достигнем, какие результаты получим, чему научимся, например: информация о …, представление о …, создание информационного ученического сайта по теме и т.п.).

5.​ Информационные ресурсы (учебник, Интернет, книги и т.п.).

6.​ Форма представления (как представим полученную информацию, в какой форме: например, буклет, стенд, компьютерная презентация и т.п.).

7.​ Практическая значимость (Где можно использовать результаты работы, например, использование презентации на уроках истории, технологии …, выступление на конференции, участие в конкурсе, выступление в другом классе и т.п.).

8.​ Личная значимость (что получили лично для себя: знание, навыки, умения и т.п.)

9.​ Защита проекта.

Оценочный лист 1. Презентация проекта

Оцените проект по 3 балльной системе.

Слабо-1б. Хорошо-2б. Отлично-3б.

Критерии

Оценка

Постановка цели и задач

Содержание

Информационные ресурсы

Практическая значимость

Дизайн презентации

Культура выступления

Итоговый балл (общая сумма)

Приложение №5

Материал к проектам по заданным темам

История колядокУрок по литературе Отражение в повести Н.В.Гоголя Ночь перед Рождеством славянских преданий и мифов

Изначально колядки являлись частью языческих традиций. Их пели в день зимнего солнцестояния в праздник Коляды, когда солнце поворачивалось от Зимы к Лету. После принятия христианства данный обычай был приурочен к Рождеству. Тем самым люди чествовали Иисуса Христа. Когда родился Христос, на небе в Вифлееме зажглась звезда - Вифлеемская звезда. Отсюда символ звезды во время колядок. Языческие и христианские начала соединились в этих песнях воедино. Накануне светлого праздника Рождества молодые люди в деревнях и селах обходили все дома. Сам обряд был похож на целое театральное представление: яркие костюмы, танцы и песни, различные роли и сценарии. Никто не отказывал колядующим хотя бы в небольшом подарке. А тот, у кого был достаток, одаривали молодых людей как можно богаче, ведь это считалось добрым знаком. Более того, отказать колядующим считалось грехом. Как правило, сладости и какие-то безделушки колядующие оставляли себе, а собранные деньги отдавали церкви. Одним из символов Коляды была Коза. В костюм козы одевался веселый молодой парень и танцевал перед хозяевами дома и перед всей толпой колядующих. По поверьям, Коза была символом плодородия, богатого урожая, она уводила злые силы от дома .Чем веселее и интереснее проходил обряд, тем лучше был наступающий год. Именно поэтому веселая компания колядующих собиралась вместе за столом с богатым угощением, молодые люди водили хороводы, пели, танцевали и восхваляли праздник. Коляда, коляда,
На другой день Рождества!
Кто подаст пирога,
Тому двор живота.
Кто не даст пирога,
Тому сивая кобыла
Да оборвана могила!

КОЛЯДКА - песня, исполняемая во время обряда коляды.КОЛЯДОВАТЬ - на Рождество, на Святки, на Новый год: ходить по дворам с пением колядок, собирая угощение, деньги. КОЛЯДА - старинный рождественский и святочный крестьянский обряд - хождение по домам с поздравлениями и песнями, с получением угощения.

Ведьмы

  1. Ведьмы (от др.-рус. вbдь, «знание», «колдовство», «ведовство»), колдуньи, в низшей мифологии и народных поверьях женщины, вступившие в союз с дьяволом (или другой нечистой силой) ради обретения сверхъестественных способностей. Вера в ведьм получила широкое распространение в средние века, чему способствовало христианское представление о женщине как источнике соблазна и греха (к ведьмам относили также сторонников язычества; на представления о них повлияли воспоминания о языческом жречестве и, возможно, богах, образы которых снижались до уровня нечистой силы). Ведьмам приписывали эпидемии, засуху, неурожай. Ведьмы могли предсказывать будущее, делать яды и приворотные зелья. Они наделялись способностями оборотня, способностью летать по воздуху, оживлять любой предмет, делаться невидимыми. Их атрибуты - летучие мыши, чёрный кот, помело, кочерга, волшебные травы и т.п. Обычная внешность ведьмы - безобразная старуха, но она может принять и облик молодой привлекательной женщины. Для общения с нечистой силой ведьмы слетались на шабаш (см. Вальпургиева ночь) верхом на помеле, на козле или свинье. Особенно опасными считались ведьмы в периоды календарных праздников, когда их вмешательство могло повредить урожаю и благополучию всего общества: верили, что тогда (особенно в Новый год) можно увидеть ведьм, проносящихся в буре вместе с другой нечистью. К календарным праздникам приурочивались у разных народов обряды «сожжения ведьм» - чучел (итал. Бефана; ср. слав. Мару); двери домов и хлевов помечались крестами, оберегами против ведьм. Представления о ведьмах породили многочисленные средневековые легенды и былички, которые нашли отражение в художественной литературе (У. Шекспир, Н. В. Гоголь).Урок по литературе Отражение в повести Н.В.Гоголя Ночь перед Рождеством славянских преданий и мифов

  2. Образ ведьмы в повести Н.В.Гоголя. Диковинное имя Многих почитателей повести волнует вопрос о том, почему мать Вакулы зовут столь необычно - Солоха. Это имя диковинное даже для ведьмы, возможно, Гоголь специально выдумал его для своей героини? Оказывается, что нет. Такое имя существовало еще в глубокой древности. Его отголоски сохранились в современных фамилиях вроде Солошин, Солохов или Солошенко. Скорее всего, это имя является производным от какого-то другого христианского. Возможно, Солоха - это производное от Софьи, что означает «мудрая, мудрость». А если учесть, что ведьма значит «ведающая», владеющая тайным знанием, мудростью, то имя героини наиболее подходящее и символичное для колдуньи. По другой версии, это производное от Соломониды - женской вариации имени Соломон.

Автор сознательно изобразил этот персонаж в тесном сплетении фантастики и реальности: она одновременно и ловкая сельская баба, и заигрывающая и с чертом, и с дьяком разудалая ведьма. Все сельские женщины втайне завидуют ей. Солоха не пугает и не отталкивает читателя, ее невозможно назвать отрицательным персонажем. В образе этой героини видится лукавая насмешка, созданная великим литератором. В ней, этой дородной и привлекательной женщине, Гоголь хотел показать читателю различные людские пороки: измену, корысть, жадность, постоянный обман.

Славянская мифология Урок по литературе Отражение в повести Н.В.Гоголя Ночь перед Рождеством славянских преданий и мифов

Черт - в славянской мифологии злой дух. Образ ЧЁРТА дохристианского происхождения, но христианские представления о дьяволе оказали решающее воздействие на его позднейший облик: в фольклоре и народных картинках ЧЕРТИ - существа, покрытые черной шерстью, с рогами, хвостами и копытами. Говорят, что у каждого человека есть не только свой ангел-хранитель, но и свой собственный черт. Примостился он за левым плечом человека и на левое ухо нашептывает ему всяческие нехорошие замыслы. Стоит его послушаться, совершить какую-нибудь пакость, черт радуется, хлопает в ладоши.

В народных сказках Черт является одним из самых популярных персонажей. В сказке «Состязание с чертом» облик героя близок народным представлениям о нем. Он страшен, хитер. Нос у него пяточком, есть хвост и копыта, сам весь покрыт шерстью. Он пытается обмануть героя, но в итоге сам обманут.

Образ черта в славянской мифологии.

Образ Гоголевского черта

Существа, покрытые черной шерстью, с рогами, хвостами и копытами.

Вмешивается в жизнь людей, насылают непогоду, метель, причиняют мелкие неприятности.

Мерзкий, но считает себя красивым.

В некоторых ситуациях уверенный. Всегда старается схитрить. Очень активный, хваткий. Но бывает хвастливым. В последнем эпизоде проявляется такая черта характера, как трусость.

Образ черта, совмещает в себе реальные человеческие черты с фантастическими. Он «перепрыгивает с одного копытца на другое и дует себе в кулак, желая сколько-нибудь отогреть замерзнувшие руки».

Кузнец, коваль - в славянской традиции культурный герой; человек, способный ковать железо и изготовлять различные металлические орудия и разнообразные предметы. Кузнечное ремесло считалось высшим умением, искусством, связанным со сверхъестественным знанием, колдовством, в том числе общением с нечистой силой - чертями и т.п. Так, по некоторым поверьям, кузнецу в работе помогает черт. В русских сказках кузнецы нередко подковывают черта. Считалось, что кузнец владеет огнем, а огонь священен, и поэтому его боится вся нечистая сила. В народной сказке образ кузнеца встречается часто. Так, в сказке «Кузнец и Черт» Лукавый пытается обмануть кузнеца и получить его душу, но Кузнец оказывается умнее и хитрее. Он обманывает Черта и забирает полную кубышку денег. В другой сказке «Сын кузнеца» герой силой отбирает у Черта своих лошадей, а потом и во все уничтожает черта.

Образ кузнеца в произведении Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Николай Васильевич Гоголь всегда стремился найти идеал человека, богатого душой, наделенного высокими моральными качествами. И таких людей, воплощавших лучшие черты национального характера, он находил в народной среде, среди представителей трудового крестьянства. Так, в повести «Ночь перед Рождеством» автор рисует простых крестьян, которые наделены силой и красотой духа, жизнерадостностью и оптимизмом. Таков его кузнец Вакула.

Всем сердцем любит кузнец прекрасную Оксану. Но девушка поставила ему условие: «Достань, кузнец, царицыны черевички, выйду за тебя замуж». Ради любимой он готов на все, чего бы ему это ни стоило. Готов совершить даже невозможное. Какие бы испытания ни подстерегали героя, какой бы трудной ни была предстоящая борьба с враждебными силами, он относится к опасностям без страха. Хитрый черт пытается соблазнить юношу, обещая ему руку милой Оксаны, если тот отдаст душу. Но Вакула не только с легкостью побеждает своего искусителя, но и заставляет его служить себе. И даже попав во дворец всемогущей императрицы, юноша сохраняет чувство собственного достоинства и выходит победителем.

© 2010-2022