Итоговый урок-игра по чтению Сильное звено

Литературная игра «Сильное звено» для обучающихся 6-7-9  класса специального коррекционного образовательного учреждения 8 вида. Цель. 1. Нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы. Освоение учащимися  эталонов нравственного поведения человека в обществе. 2. Развитие чувства понимания образного языка литературного текста. Развитие устной речи, совершенствование техники чтения, развитие умения в чтении по ролям, в пересказе. 3. Вос...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема. Итоговое занятие по произведениям русской и советской литературы 19-20 веков.

Литературная игра «Сильное звено» для обучающихся 6-7-9 класса специального коррекционного образовательного учреждения 8 вида.

Цель. 1. Нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы. Освоение учащимися эталонов нравственного поведения человека в обществе.

2. Развитие чувства понимания образного языка литературного текста.

Развитие устной речи, совершенствование техники чтения, развитие умения в чтении по ролям, в пересказе.

3. Воспитание эмоционального отклика на прочитанное произведение посредством слушания музыки.

Оформление. У каждого ученика Книга для чтения.

На доске: Сильное звено. Таблица баллов. «Поляна» с писателями.

Словарные слова. 6 класс - ветеринар, эгоист, Рождество, гвардия, чертоги.

7 класс - булат, поэма, тракт, чалма, псевдоним.

9 класс -

Ход урока.

1. Орг. момент. Тема и цель.

Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проводим итоговый урок по прочитанным произведениям. А что мы будем делать, сейчас вы мне скажете.

Итак, на уроках чтения мы: (плакат, отвечают дети)

-читаем и пересказываем

-читаем наизусть и выразительно

-читаем по ролям

-рисуем словами и карандашом

-рассуждаем и делаем выводы

-сочувствуем и сопереживаем героям

-учимся на примере героев.

И сегодня мы постараемся выполнить то, что вы перечислили.

Урок проведем в виде игры.

Правила игры.

1. В игре 10 туров. Каждый тур соответствует определенной теме. Каждому классу задается по три вопроса. Очки засчитываются за каждый вопрос.

2. Каждый тур начинает команда, у которой больше правильных ответов.

3. Очки считает счетная комиссия. После каждого тура очки складываются и получается общий результат, который заносится в таблицу.

4. Десятый тур - творческая работа. Это выразительное чтение, чтение по ролям, чтение наизусть, словарная работа, работа с иллюстрацией. Общий командный зачет подсчитывается после окончания всей игры.

Болельщики могут добавить очки своей команде, сделав творческую работу - иллюстрирование, сочинение или словесное рисование, чтение наизусть.

В счетную комиссию предлагаю в составе: Сасевой Т. И.

Масленниковой М. В.


Ход игры.

1 тур. Сказки.

6 класс

1. Как были наказаны за жадность, зависть и себялюбие мачеха с дочкой в сказке «Двенадцать месяцев»?

2. Как братья-месяцы выручают падчерицу из беды? Почему они это делают? (за ее доброту и трудолюбие)

3. Почему Герде помогали все в поисках Кая? (она искренне горевала и все сочувствовали ей)

9 класс

1. Какой добрый поступок совершила Людмила в сказке Жуковского «Три пояса»?

2. Как наградила старушка Людмилу за доброту?

3. Почему в сказке Жуковского «Три пояса» именно Людмилу выбрал князь в жены? (за доброту и сострадание)

7 класс

1. К какой группе сказок относится «Сивка-бурка» - волшебные, бытовые или про животных? (волшебные)

2. Как поступил с волшебной кобылой Иванушка-дурачок, когда поймал ее на пшеничном поле? (отпустил)

3. Как отблагодарила кобыла Ивана за доброту? (Сивкой-буркой)

Общий вопрос. За что в сказках получили награду герои - Иванушка-дурачок, Падчерица, Герда и Людмила? (за доброту, смекалку, трудолюбие. сострадание)

Итог в таблицу.

Вывод по сказкам. Доброта, скромность, незлобливость - это сила, которой все подвластно. Сказка учит нас стереотипу поведения, учит добру и справедливости.

2 тур. Мы в ответе за тех, кого приручили.

6 класс

1. Почему Маленький принц огорчился, увидев много роз на земле? (Он думал, что только у него одного есть роза)

2. Кто научил принца увидеть свою розу особенной и неповторимой? (Лис)

3. Какой смысл вкладывал Лис в слово приручить? (Подружиться)

9 класс

1. В рассказе Е. Носова «Трудный хлеб» объясните название. Что значит «трудный хлеб»? В прямом или переносном смысле употребляется прилагательное трудный?

2. Какие черты характера Чанга заслуживают уважения?

3. Почему охотник обиделся и ушел от автора, когда тот спросил: А почему вы другую собаку не заведете?

7 класс

1. Почему в рассказе Ю. Яковлева «Багульник» Коста все время хотел спать на уроках? (Он после школы выгуливал собак)

2. Как менялось по ходу действий отношение Женечки к Косте? Расположите слова по порядку: сопереживание, интерес, раздражение, любопытство, понимание, уважение.

3. С каким растением сравнивает учительница Костю и почему? (в ее глазах Коста расцвел как веточка багульника)

Общий вопрос. Можно ли применить к героям этих трех произведений слова автора сказки «Маленький принц» А. Сент-Экзюпери: Мы в ответе за всех, кого приручили? Докажите.

3 тур. Рассказы о животных.

6 класс

1. Почему дед в рассказе К. Паустовского «Заячьи лапы» считал, что он сильно провинился перед этим зайцем? (Дед в него стрелял, а заяц его спас)

2. Почему дед не мог сварить из него суп, как ему посоветовал ветеринар? (он ему обязан жизнью)

3. Почему дед не продал зайца московскому профессору? («Заяц не продажный, живая душа. Пусть живет на воле»)

9 класс

1. Расскажите, как произошла первая встреча Снапа с новым хозяином? Как он смог приручить этого пса?

2. Собака была очень маленькой. Зависит ли от размера собаки его характер? (нет)

3. Чего не хватало собакам в рассказе «Снап», чтобы расправиться с волками? Почему именно благодаря Снапу собаки смогли справиться с волками? (у него была сила духа)

7 класс

1. Кто влез в квартиру в рассказе Чарушина «Верный Трой»?

2. Как отреагировал Трой на вора?

3. Почему хозяева не бросили безногую собаку?

Вывод. Человек и природа неразделимы. Если мы порвем цепочку, мы сами погибнем. То есть «мы в ответе за всех, кого приручили».

4 тур. Рассказы о детях. 6 класс

1. Кому писал письмо Ванька Жуков в рассказе Чехова «Ванька»? (дедушке Константину Макарычу) Дойдет ли Ванькино письмо до деда? (нет).

2. Кто научил читать сына горничной и зачем она это сделала? (Барышня Ольга Игнатьевна от скуки)

3. Как описывал свою жизнь у сапожника Ванька? Почему он пишет письмо тайком, когда дома никого нет?

9 класс.

1. Почему панночка не могла веселиться с подругами в повести Гоголя «Майская ночь или Утопленница»?

2. Как жилось панночке в дому у отца, когда там появилась мачеха?

3. Как Левко помог панночке успокоиться?

7 класс

1. Сравните, как жили дети в повести Короленко «Дети подземелья»: мальчики - Валек и Вася и девочки - Соня и Маруся: дом, условия жизни, еда, игрушки. Чем отличались Соня и Маруся друг от друга, хотя обеим было по 4 года? (одна истощена от голода, вторая жила в достатке)

2. Какое чудо сотворила кукла? Почему Вася не забрал куклу, когда дома ему пригрозили наказанием? (не мог огорчить Марусю)

3. Какое событие помирило отца и сына? (смерть Маруси)

Вывод. Какие качества характера мы воспитываем в себе. Читая о трудной жизни детей? (Сострадание)

5 тур. Героические произведения. 6 класс

1. Какой город хотел построить царь Петр на берегу Невы в рассказе С. Алексеева? (Санкт-Петербург)

2. Почему вернул медаль Шапкин и как ее снова заработал? (стало стыдно, пошел первым в бой)

3. Какой подарок хотел получить Наполеон ко дню рождения и получил ли он его? (взять Смоленск, не получил)

9 класс

1. Почему отец карлик-медовар заставил короля убить своего сына? (он бы не выдержал пыток короля)

2. Почему немцы не убили русского солдата Андрея Соколова? (за смелость)

3. Кто помог выжить Андрею Соколову, когда погибла вся его семья? (мальчик-сирота)

7 класс

1. Почему Жилин в повести Л. Толстого «Кавказский пленник» вел активный образ жизни - ходил по селу, всем помогал, лечил, ремонтировал, а не ждал, когда за него пришлют выкуп? (хотел сбежать)

2. Как звали девочку, которая помогала Жилину и почему она ему помогала? К кому подходит пословица «Не бросай друга в беде»? (Дина принесла шест, она любила Жилина. Жилину. Дине.)

3. Что такое Бородино и о каких событиях рассказывается в стихотворении Лермонтова «Бородино»? (о первой победе русских войск над непобедимым Наполеоном)

Вывод. Героические рассказы учат нас любить свою родину и быть достойными ее гражданами и защитниками.

6 тур. Юмористические произведения. 6 класс

1. Что натворили Леля и Минька в рассказе Зощенко «Елка»? (съели и сломали подарки)

2. Как наказал детей папа? (прекратил праздник)

3. Какой вывод сделал Минька из этой истории? (нельзя брать чужое)

9 класс

1. Что смешного в эпизоде, когда Вася Куролесов покупает поросят?

2. Как Вася отнесся к псу, который оказался в мешке вместо поросенка?

3. Почему капитан Болдырев взял Васю с собой на задание?

7 класс

1. Какая кличка была у деда Митрия в рассказе Паустовского «Последний черт» и за что он получил такое прозвище? Обидным ли оно было? (десять процентов - его покусала свинья)

2. Что смешного было в описании приготовления к кругосветному путешествию в рассказе М. Зощенко «Великие путешественники»? Что дети - Леля, Минька и Степка взяли с собой в кругосветное путешествие? ( Три рубля, посуду, сухари, сахар, одеяло, нож)

3. Какое правило знал Степка, чтобы не сбиться с пути? И кто его все-таки «сбил» с пути? (Спать, поворачивая ноги туда, куда надо будет идти. Леля и Минька перевернули спящего Степку ногами домой)

Вывод. Юмиристические рассказы помогают нам воспитать в себе жизнелюбие. Подсказывают достойный выход из разных ситуаций.

Физкультминутка. Распределить на две поляны писателей - 19 век, 20 век.

7 тур. Музыкальная пауза.

Слушание музыки.

6 класс Песня «Я люблю тебя, Россия»

9 класс «Марш Черномора».

7 класс «Романс Пушкина».

8 тур. Работа с иллюстрациями.

6 класс

Объясните иллюстрацию на стр. 63. Рассказ «Гришенька».

7 класс

Объясните иллюстрацию на стр. 259. Рассказ «Багульник».

9 класс

Объясните иллюстрацию на стр. 201. Рассказ «Судьба человека».

Вывод. Красив тот, кто красиво поступает.

9 тур. Назовите произведения, из которого я зачитаю строки.

6 класс

1. «Орехов в колоде было с пуд. Ну что ж, теперь бурундук с голода не помрет. Надо только перетащить орехи в другое дупло. Да в такое, чтобы ни один медведь не нашел». Ю. Качаев «Грабитель».

2. «Мама говорила, что в реке спрятана какая-то тайна. Что когда-то жили на земле добрые великаны. Один из них потерял в этой речке волшебные ключи. С тех пор быстрая вода шевелит их где-то на дне, и все кругом звенит: и река, и кузнечики по берегам, и даже небо, если оно голубое и чистое». А. Белорусец «Звонкие ключи».

3. «Дед обрадовался зайцу, будто родному. Как старый лесной житель, дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. Гибнут они только в тех редких случаях, когда огонь их окружает». К. Паустовский «Заячьи лапы».

4. «Носит Шапкин медаль, да только покоя себе не находит. Товарищей сторонится. Целыми днями молчит. -Тебе что же, медаль язык придавила?! - шутят солдаты». С. Алексеев «Медаль»

5. «- А в чем тайная сила цены, выведал?

- Нет, дедушка, не выведал. Сам дошел, когда работать начал. В руках, дедушка, тайная сила цены. В руках. В моих, в твоих, в кувшинниковых, в лодочниковых - в трудовых руках». Е. Пермяк «Тайна цены».

7 класс

1. «Нагрузил Илья Бурушку дорогой казной и повез ее в Киев-град. Там построил три церкви каменные. Остальное серебро-золото роздал вдовам, сиротам, не оставил себе ни полушечки». Былина «Три поездки Ильи Муромца».

2. «Прибежала девочка - тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на черного похожа. Видно, что дочь. Тоже - глаза черные… и лицом красивая».

Л. Толстой «Кавказский пленник»

3. «-Ишь ты, господи… соскучились по братце… А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад… Возьми ее… Собачонка ничего себе… Шустрая такая… Цап этого за палец! Ха-ха-ха… Ну, чего дрожишь? Сердится, шельма… цуцик этакий» А. Чехов «Хамелеон».

4. «- Ты взял у сестры куклу? Отец тяжело перевел дух. Я съежился еще больше, горькие слезы жгли мои щеки. Я ждал. Но в эту критическую минуту раздался вдруг за окном резкий голос Тыбурция: _Эге-ге!.. Мой бедный маленький друг…» В. Короленко «Дети подземелья».

5. «Я видел, как они довольны мною, что я отказался жаловаться на них, и воспользовался этим, попросив у них разрешение брать книги у закройщицы. Они не решились отказать мне, только старуха удивленно воскликнула: -Ну и бес!» М. Горький «В людях».

9 класс

1. «Ах, сестрицы, - сказала тихая Людмила,- вам не пристало смеяться над этою старушкою. Она стара: ее ли это вина? И вы состаритесь в свою очередь, для чего же смеяться над тем недостатком, который непременно будете иметь сами. Смеяться над старыми - значит прежде времени смеяться над собою». В. Жуковский «Три пояса».

2. «Он вошел… и остобенел! Лиза… нет, Акулина, милая смуглая Акулина, не в сарафане, а в белом утреннем платьице, сидела перед окном и читала его письмо. Алексей не мог удержаться от радостного восклицания. Лиза вздрогнула, подняла голову, закричала и хотела убежать». А. Пушкин «Барышня-крестьянка».

3. «Парубок, - говорила она, и что-то неизъяснимо-трогательное слышалось в ее речи. - Парубок, найди мне мою мачеху! Я ничего не пожалею для тебя. Я награжу тебя. Парубок. Найди мне мою мачеху! Она страшная ведьма: мне не было от нее покою на белом свете… Найди ее, парубок, найди мне мою мачеху!..» Н. Гоголь «Майская ночь».

4. Он и спрашивает меня: «Так что же, русс Иван, четыре кубометра выработки - это много?» - «Так точно, - говорю,- герр комендант, много». - «А одного тебе на могилу хватит?» - «Так точно, герр комендант, вполне хватит и даже останется». М. Шолохов «Судьба человека».

5. Собаки подбегали по две и по три, окружая волка кольцом, и лаяли на него, пока не налетел последним белый песик. Этот не стал тратить времени на лай, а ринулся прямо к горлу волка, но промахнулся и успел только вцепиться ему в нос. Тогда десять больших собак сомкнулись над волком, и две минуты спустя он был мертв. Э. Сетон- Томпсон «Снап».

10 тур. Т ворческая работа

6 класс

1. Выразительное чтение стихотворения С. Михалкова «Будь человеком».

Стр. 37

2. Чтение по ролям басни И. Крылова «Зеркало и Обезьяна». Стр. 186

3. Чтение наизусть стихотворения В. Жуковского «Жаворонок». Стр. 158

4. Словарная работа. Объясните слова:

- ветеринар - специалист, который лечит животных

- эгоист - человек, который ставит свои желания и интересы выше интересов других

-Рождество - праздник рождения Иисуса Христа

-гвардия - отборные, лучшие войска

-чертоги - палаты дворца

5. Д.з. Составление рассказа по картине В. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке». Р. я. Стр.209.

7 класс

1. Выразительное чтение стихотворения К. Ваншенкина «Мальчишка».

Стр. 282

2. Чтение по ролям басни И. Крылова «Кукушка и Петух».

Стр. 86

3. Чтение наизусть отрывка из стихотворения Лермонтова «Бородино» к 200- летнему юбилею Бородинской битвы. Стр. 80

4. Словарная работа. Объясните слова:

-булат - стальной меч, холодное оружие

-поэма - большое стихотворное произведение

- тракт - большая проезжая дорога

-чалма - мужской головной убор

-псевдоним - новая фамилия, которую выбирает себе писатель или артист

5. Д.з. Составление рассказа по картине И. Шишкина «Утро в сосновом бору» Р.я. стр. 161

9 класс

1. Выразительное чтение стихотворения н. Рубцова «Зимняя песня». Стр. 219

2. Чтение по ролям басни И. Крылова «Кот и Повар». Стр. 51.

3. Чтение наизусть отрывка из стихотворения А. Пушкина «Руслан и Людмила». Стр. 67

4. Словарная работа. Объясните слова:

-лампада - небольшой стаканчик, подвешиваемый на цепочке к иконам, с церковным маслом и фитильком.

-гусли - старинный музыкальный инструмент

-вереск - хвойный кустарник

-понева - домотканая шерстяная юбка - старинная национальная одежда русских крестьянок

-к черту на кулички - неизвестно куда

5. Д. з. Сочинение по картине И. Левитана «Озеро (Русь)». Чт. стр. 113

Итог.

Учитель. Молодцы! Со всеми заданиями справились.

Давайте подведем итог и выявим победителя.

Победитель получает годовую пятерку.

Хорошо на уроке работали… Они получают пятерки за урок.

Записываем домашнее задание. Прошу всех подать дневники. Всем спасибо за работу.








© 2010-2022