Внеклассная работа по русскому языку. План проведения Недели русского языка. Внеклассное мероприятие для 7-8 классов

Внеклассная работа по русскому языку является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся.     Целями и задачами внеклассной работы по русскому языку являются: ·       привитие любви к великому русскому языку; ·       пробуждение интереса к нему как к учебному предмету; ·       повышение общей языковой культуры; ·       углубление и расширение знаний, получаемых на уроке; эффективное углубление знаний учащихся в различны...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Верлина О.К.,

учитель русского языка

и литературы

МБОУ-СОШ № 14

г.Армавир

Внеклассная работа по русскому языку

Введение.

Внеклассная работа по русскому языку является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся.

Целями и задачами внеклассной работы по русскому языку являются:

  • привитие любви к великому русскому языку;

  • пробуждение интереса к нему как к учебному предмету;

  • повышение общей языковой культуры;

  • углубление и расширение знаний, получаемых на уроке;

эффективное углубление знаний учащихся в различных областях науки о языке.

Предметная неделя русского языка и является одной из самых эффективных форм внеклассной работы по предмету. Очень важно суметь вызвать у детей активный интерес к проводимому мероприятию, а это зависит от умения и желания учителя воспитать в своих учениках любовь к языку, к родному слову. Данная разработка поможет учителям сделать такое мероприятие ярким и незабываемым.

Неделя проводится как заблаговременно подготовленный праздник, с привлечением как можно большего количества учащихся. Содержание этого вида внеклассной работы весьма разнообразно. В рамках её можно проводить викторины, устные журналы, лингвистические КВНы, олимпиады, конференции, конкурсы. Организация таких мероприятий - дело хотя и чрезвычайно трудоёмкое, зато интересное и плодотворное.

Предлагаю один из возможных планов Недели русского, а также иллюстративный материал.


План проведения Недели русского языка.

День первый

  1. Радиолинейка с сообщением о начале Недели в школе, а также знакомство с планом проведения (актив школы).

  2. Устный журнал «Русский язык: прошлое, настоящее, будущее» (8-9 классы).

  3. Выставка в библиотеке «Великий, могучий русский язык».

День второй

  1. Беседы в 1-4 классах о происхождении слов. Готовят и проводят беседы учащиеся 7-8 классов:

    • о названии дней недели и месяцев;

    • о названиях школьных предметов;

    • о названиях школьных принадлежностей.

  2. Выпуск листовок в защиту русского языка на тему: «Долой слова-паразиты!»(5-6 классы).

День третий

  1. Беседы о культуре речи:

    • как разговаривать по телефону;

    • как мы общаемся;

    • как обращаться к знакомым и незнакомым людям (5-8 классы)

  2. КВН для 7-8 классов «В мире русского языка».

День четвёртый

  1. Конкурс лингвистических газет (7-8 классы)

  2. Конференция в старших классах «Русский язык в современных условиях».

  3. «В гостях у словаря» (для 5-6 классов занимательные уроки проводят учащиеся 9 классов).

День пятый

  1. Викторина «Как получить пять?» (в рамках уроков,5-8 классы).

  2. Путешествие в мире слов (встреча в библиотеке, 5-6 классы).

  3. «Умники и умницы» (9-11 классы).

День шестой

Подведение итогов. Торжественная линейка. Закрытие.




Внеклассное мероприятие

по русскому языку

для 7-8 классов

КВН



Составила

Верлина О.К.,

учитель русского

языка и литературы

МБОУ-СОШ № 14

г.Армавир


Внеклассное мероприятие по русскому языку

для учащихся 7-8 классов.

КВН

Цель мероприятия:

- повысить интерес учащихся к изучаемому предмету;

- развивать творческие способности учащихся, логическое мышление, воображение;

-воспитывать этику и эстетику общения.

Ход мероприятия

Звучит музыкальная заставка начала игры КВН, команды выходят на сцену.

Ведущий 1 (слова приветствия)

Великий, могучий, свободный,

Надежды и силы родник!

Тебе посвящаем мы праздник сегодня

Родной наш, правдивый и гордый язык!

Ведущий 2

Сегодня у нас необычный вечер. Мы проводим КВН юных филологов. Встречаются три команды. Им предстоит нелёгкая борьба. Победит, конечно, сильнейший.

Ведущий 1

Итак, вас приветствует Клуб Всезнающих и Наиумнейших. Чтобы стать победителем в игре Ума и Разума, вам необходимо хорошо ориентироваться в лабиринтах и правилах русской грамматики.

Ведущий 2

Посмотрим, какая команда быстрее разгадает мудрые языковые загадки, в какой команде больше знающих и остроумных любителей русского языка. Дерзайте, думайте, отвечайте, побеждайте! А у нас - жеребьёвка.

Ведущий 1

Итак, первый конкурс нашей игры - представление команд «Позвольте представиться!»

Согласно проведённой жеребьёвке участники игры представляют свои команды (название, девиз, эмблема, приветствие соперникам и жюри)

Предлагаю возможные варианты.

1.Приветствие команды «Восклицательный знак»

1 ученик

Друзья мои, приятели!

Живу я много лет.

Примите восклицательный

Наш пламенный привет!

2 ученик

Ребята, в предложениях

Стою я для того,

Чтоб выделить

Волнение, тревогу, восхищение,

Победу, торжество!

3 ученик

Не зря я от рождения

Противник тишины,

Где я, те предложения

С особым выражением

Произносить должны!

Все вместе:

Ура! Мы победим

И лучше всех экзамен

На грамотность сдадим!

4 ученик

Мы рады Вас приветствовать, друзья!

Команда наших удальцов

Спешит посостязаться с вами.

Уменьем, знанием блеснуть

Перед соперником достойным.

5 ученик

А кто сильней окажется,

На то укажет случай.

Удачи Вам, соперник наш в игре!


1 ученик

Жюри нас по пути направит

И без вниманья не оставит.

Коль ошибёмся, нас поправит,

Коль скажем правильно - прославит.

Оценку за ответ поставит.

Ему передаём привет.

Ведь без жюри дороги нет!

2.Приветствие команды «Междометие»

1 ученик

Ах, как трудно жить на свете,

Не усвоив междометий!

Сердце так и гложет страх

Ах!

2 ученик

Эх, ведь спросят как назло!

Вот бы нынче повезло!

Я по списку дальше всех!

Эх!

3 ученик

Ох, беда уже близка,

Так и ждёт меня доска

Если б кто-нибудь помог!

Ох!

4 ученик

Ух! Захватывает дух!

Притворюсь-ка я, что глух!

Хоть бы в классе свет потух

Ух! Ах! Эх! Ох! Не вызвали!

Все вместе

Охать, ахать мы не будем,

И победу мы добудем!

Ведущий 2

А нашу игру сегодня будет судить многоуважаемое жюри.

(представление жюри)

После представления, жюри объявляет оценки за конкурс «Приветствие».

Ведущий 1

Говорят, рассказать скороговорку

Тяжелей, чем влезть на горку.

А у нас второй конкурс «Телефонограмма»

Условия: команды выстраиваются в параллельные линии. Ведущий сообщает скороговорку первому игроку из каждой команды. По сигналу тот шёпотом передаёт её второму и т. д. Последний должен внятно и громко произнести скороговорку.

Скороговорки:

  1. У Кондрата куртка коротковата

  2. Проворонила ворона воронёнка

  3. Под деревом тетерев тетерева встретил

Ведущий 2

Пока жюри выставляет оценки командам, перейдём к следующему конкурсу. Итак, приглашаем на третий конкурс «Грамотеи».

Язык - это история народа, это путь цивилизации. Изучение и сохранение русского языка является не праздным, от нечего делать занятием, но насущной необходимостью.

Ведущий1

«Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок, и вместителен…» - так писал А. И. Куприн о родном языке. Всегда ли он послушен нам?

А теперь условия очередного конкурса. Вам необходимо исправить «сочинизмы» и «изложизмы» некоторых школьников.

  • Онегину нравился Байрон, поэтому он и повесил его над кроватью.

  • С Михаилом Юрьевичем Лермонтовым я познакомился в детском саду.

  • Язык Базарова был тупой, а потом заострился в спорах.

  • Старый князь Болконский не хотел свадьбы сына с Наташей Ростовой и дал ему год условно.

  • Андрей Болконский считал, что добьётся славы, сидя не в кабинете, а на месте сражения.

  • Писатель в своих произведениях показывает нам простой язык.

  • Пушкин пришёл ко мне с колыбелью.

  • В библиотеке стояли столы и ребята, заваленные книгами.

  • Муму прижалась к стенке, когда подошла барыня и оскалила зубы.

  • Белозубый Витя и его светлые глаза смотрят вдаль.

  • Бойцы жалели голодных детей и давали им консервные банки.

  • В музее природы есть рысь, бобёр, олень и другие товарищи.

  • В лесу было тихо, но за углом выли волки.

  • Иван Денисович видится нам всего один день.

  • Халат Обломова весь запотел, встрепался и облежался до нитки.

Во время проведения конкурса проводится игра со зрителями в скороговорки. Участники вытягивают листочек со скороговоркой, читают её, запоминают и трижды повторяют вслух. Тот, кто ошибётся три раза, выбывает из соревнования.

Жук жужжит над абажуром.

Ужин нужен и жуку, и ужу.

Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки.

Рис рос, рос и вырос.

После росы росли розы и др.

Ведущий 2

В разговорном языке культурных людей, писателей и поэтов - от 15 000 до 18 000 слов. Великий Пушкин, располагавший словарём в 20 000 слов, мог выражать самые тонкие душевные переживания. Какую гамму человеческих чувств, настроений, мыслей может нарисовать, обладая несметным сокровищем в 200 000 слов! А сколько слов знаете вы?

Командам предлагается разгадать шарады.

Ведущий 1

Сюжет

наш следующий - разминка.

Игры проходит половинка.


4 конкурс «Разминка»

  1. Я - синоним осьминога.

А без с - в метле нас много. ( Спрут-прут)

  1. Я - жилище для зверька,

Для сверчка и паучка.

Есть ещё и тёзка мой:

Редкостный зверёк пушной. (Норка)

  1. Известное я блюдо,

Когда прибавишь «М»

Летать, жжужать я буду,

Надоедая всем. (Уха-муха)

4.Я - травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударенье -

И превращаюсь я в конфету. (Ирис)

5. Меня вы в сказке отыщите,

Я в сказке Пушкина герой.

Но л на н лишь замените

Сибирской стану я рекой. (Елисей- Енисей)

6. С к я в школе на стене,

Горы, реки есть на мне,

С п от вас я утаю

Тоже в школе я стою. (Карта-парта)

7. Союз - мой первый слог,

Второй мой слог - предлог

А целое - у молодца

Посреди лица. (Нос)

8. Я у дуба, я у зуба, я у слов и у цветов.

Я упрятан в темноту, я не вверх, а вниз расту. (Корень)

9. Начало - голос птицы.

Конец на дне пруда.

А целое в музее найдёте без труда. (Картина)

Ведущий 2

Команды славно поразмялись,

А мы все славно посмеялись.

Одно жюри у нас трудилось.

Ты посмотри, как омрачилось

Главнейшего судьи чело.

Ведущий 1

Да, будто снегом занесло.

Наверное, команды наши

Здесь заварили столько каши,

И наломали столько дров,

Что просто не находит слов

Судья, чтоб чётко нам сказать:

Младых людей большая рать

Ошиблась в чём-то, и сейчас

Судейский гнев падёт на вас

Ведущий 2

Но нет! Как можно, чтоб жюри

На нас гневилось! Посмотри ты сам.

Судья лишь объявить оценки хочет.

Жюри подводит итог конкурсов «Грамотеи» и «Разминка».

Ведущий 1

(Звучит музыкальная заставка конкурса Капитанов).

На сцену приглашаются капитаны.

До сих пор от капитанов ни словечка

Мы не услышали. Сердечко

У них трепещет. Вы готовы?

Дадим же капитанам слово.

Ведущий 2

Мы их на сцену приглашаем

Все знают, как мы уважаем

Их силу, ум, да в общем всё,

Всё то, что может быть, спасёт

Команды их от пораженья.

Уменье принимать решенья

Понадобиться им сейчас.

Конкурс капитанов

Капитанам предлагаются задания по исправлению ошибок в употреблении фразеологизмов. Готовятся конверты с заданиями, капитаны сами выбирают себе конверт.

Задание 1. Исправьте предложения.

1.После приезда Ольги жизнь у нас стала бить другим ключом. 2.Павел Константинович знал всю его подноготную жизнь. 3. Отец не захотел слушать объяснения и послал Вадика туда, куда и Макар не гонял. 4. Вообще-то без минуты повар, осталось сдать экзамены. 5. Писатель идёт в одну ногу со своим временем.

Ответы:

1. …. стала бить ключом.2. …знал всю его подноготную. 3. …послал туда, куда Макар телят не гонял. 4. …без пяти минут повар. 5. … идёт в ногу со временем.

Задание 2. Исправьте предложения.

1. Побывайте и вы в этих местах, где не только нога человека, но и нога журналиста ещё не ступала. 2.Не везде ещё местная интеллигенция повернула лицо к очагам культуры. 3. Педагог должен знать, в чём кроется успех этой работы, подметить в каждом питомце только одну ему присущую изюминку. 4. Приведённые показатели играют мало места для нашей экономики. 5. Шефы с честью оправдали свой долг.

Ответы:

1. …где не ступала нога человека. 2. …повернулась лицом. 3. …подметить в каждом питомце изюминку. 4. …играют незначительную роль в нашей экономике. 5. …выполнить долг.

Задание 3. Исправьте предложения.

1. Мы обязаны объявить самую решительную борьбу с хулиганами. 2. Необходимо уделить самое серьёзное значение делу повышения производительности труда на заводе. 3. Значительный эффект на аудиторию оказывает использование примеров, взятых из жизни. 4. Не нужно замыкаться в себе, давайте делиться своими больными местами. 5. Как говорится, чем дальше в лес, тем больше щепки летят.

Ответы:

1. …объявить борьбу хулиганам. 2. …уделить внимание. 3. …производить эффект. 4. …говорить о наболевшем. 5. …чем дальше в лес, тем больше дров.

Пока капитаны выполняют задания, а жюри подводит итоги, проводится конкурс с болельщиками.

Ведущий 2

Болельщик, знай, мы не забыли

И про тебя и сотворили

Весёлый конкурс, чтобы ты

Мог воплотить свои мечты

О знанье слов и выражений.

Ведущий 1

Немало нужно тут умений,

Чтоб разгадать загадку эту.

И я скажу вам по секрету:

Сам чёрт здесь ногу поломал,

А вот ответа не узнал.

Ведущий 2

Знаете ли, вы, ребята, что означают выражения шиворот-навыворот (наоборот, наизнанку), спустя рукава ( трудится неохотно, небрежно), точить лясы ( вести бесполезную шумную беседу), искать вчерашний день ( надеяться найти, вернуть то, что безвозвратно ушло, чего уже нет), забубённая голова (бесшабашный, разгульный, отчаянный человек).

Ведущий 1

А теперь отгадайте наши загадки- шутки.

  • Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше? (бежать со всех ног)

  • Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. (нос)

  • Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь … (медвежью услугу)

  • Фальшивят, путают слова,

Поют кто в лес, … (кто по дрова).

Ребята слушать их не станут:

От этой песни … (уши вянут)

  • Есть ли у Земли лицо? (стереть с лица земли)

  • Первое участие в бою, первое испытание на каком-либо поприще. (боевое крещение)

  • Ничего не добившись, обманувшись в своих ожиданиях. (Не солоно хлебавши)

  • Может ли вопрос заболеть? (Больной вопрос)

  • Какое блюдо бывает в голове у некоторых людей? (каша)

  • Днём, на виду у всех. (Среди бела дня)

Ведущий 2

Ты только посмотри!

Уже готово нам жюри

Сказать, как капитанов оценило.

Объявляются результаты конкурса капитанов.

Ведущий 1

Решили вас, друзья, сейчас

Мы испытать серьёзно.

Составьте вы меню для нас

Вот это будет классно!

6 конкурс «Меню»

Необходимо за отведённое время составить из всех букв, входящих в слова, названия блюд.

1) КРОТ+КАША=? (картошка)

2) БОБР+РЕДУТ=? (бутерброд)

3) СУД+ ТЕНЬ=? (студень)

4) ТОСКА+ ПАР+ ШОВ=? (простокваша)

Ведущий 2

Ох, и трудно вам, ребята,

Сегодня тут приходится.

Да делать нечего пора

Нам конкурс следующий начать.

7 конкурс «Цветоводы»

Ведущий 1

Вот вам букеты, а вы должны

Вписать сюда названья тех цветов,

В которых есть лишь звонкие согласные.

Командам раздаются заранее заготовленные рисунки с букетами цветов, куда и следует вписать названия. (лилия, георгин, роза, мимоза и т.д.)

Жюри подводит итоги конкурсов «Меню» и «Цветоводы».

Ведущий 2

А у нас последний конкурс «Домашнее задание».

В основу домашнего задания «Театр-экспромт» нужно положить пословицу. Командам предлагается обыграть её так, чтобы соперники сумели её отгадать.

Примеры пословиц:

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Чем дальше в лес, чем больше дров.

Ученье - свет, а неученье - тьма.

Сколько верёвочке не виться, а конец всё равно будет.

Сколько волка не корми, а он всё в лес смотрит.

Подобные пословицы более всего подходят для домашнего задания, так как в них уже заложено действие и результат. Поэтому такие пословицы легче развить, легче разыграть.


Ведущий 1

Команды славно постарались.

Я думаю, что не остались

В обиде зрители, что всех

Нас сотрясал здоровый смех.

Ведущий 2

Давайте же пригласим

В последний раз на сцену

Команды. Зритель им похлопай,

Всё ж они старались.

Ведущий 1

Не всё, быть может, получалось

Но всё-таки они хотели

Повеселить нас. Попотели

Изрядно, чтоб нас позабавить

Игрою весёлой, чтоб прославить

Свои вовеки имена.

Ведущий 2

Осталась шуточка одна,

Последняя. Её жюри нам скажет

И прямо на того укажет,

Кто победил.

Ведущий 1

Ну что ж, каков итог?

Каких призов заслуживают игроки,

Большие наши шутники?

Объявление итоговых оценок, вручение призов.

Ведущий 2

Вот так закончилась игра.

Закончилась. Увы, пора прощаться.

Наступил финал. И может быть,

Не каждый ждал такой концовки,

И не всех такая радует развязка.

Но главным здесь был всё же смех,

А шутка не ждала подсказки.

Ведущий 1

Мы будем рады видеть вас

Вновь в этом зале и в тот час,

Когда мы снова соберёмся

И снова славно посмеёмся.

Ведущий 2

Теперь заканчиваем речь

Привет, друзья, до новых встреч.

Звучит заключительная песня.


© 2010-2022