- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект 5 класс по теме антонимы
Конспект 5 класс по теме антонимы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Тюменцева О.Н. |
Дата | 06.03.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
КПК: Совершенствование профессиональных компетенций учителей русского языка и литературы в области методики обучения связной устной и письменной речи в свете требований ФГОС.
Сроки: 18.08.15-26.08.15
1 группа.
Тюменцева Ольга Николаевна
УМК: Русский язык.5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.Тростенцова
Тема: «Антонимы»
Цели урока:
- предметные: познакомить со словами, имеющими противоположное значение, ввести термин антонимы, тренировать в подборе антонимов к словам;
- метапредметные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (изображение в словесную форму)
познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний; владение приёмами анализа и систематизации материала, синтеза, сравнения,
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
- личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со светстниками и учителем.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы обучения:
- по источнику знаний: словесные, практические, наглядные;
- по уровню познавательной активности: частично - поисковый;
- по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический , сравнительный.
Оборудование: бланки, карточки для групповой работы; презентация на интерактивной доске, мультимедийный проектор.
Этапы работы
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
Мотивация к учебной деятельности.
- Ребята, вы никого на перемене не видели здесь? Я потеряла своего помощника. Неожиданно раздается голос Кота Леопольда. «Ребята, давайте жить дружно!» (На экране отрывок из м/ф «Приключения кота Леопольда.»)
Объяснение собственного понимания увиденного.
Мотивация к учебной деятельности.
Актуализация знаний
Постановка
учебной задачи (проблемы).
Открытие нового знания.
Первичное закрепление комментированием во внешней речи.
Подведение итогов.
Рефлексия.
- Узнаете? Кот Леопольд пришел к нам на урок. Зачем? (слайд 1)
- Может быть, у него есть проблема, которую нужно разрешить.
- Леопольд очень любознательный. И у него к нам есть много нерешенных вопросов.
- Обратите внимание на доску. ( На экране выставляются картинки. (слайд 2)
- Подумайте, можно ли их как- то сгруппировать?
- Как? пауза и (слайд 3 - 4)
- Какое у них лексическое значение?
- Верно! Сегодня на уроке мы будем не только вести наблюдения над такими словами, но и подбирать их сами.
- У таких слов также как и у вас есть свое имя, свое название. А как называются такие слова, вы узнаете, если правильно подберете им противоположные по смыслу значения. У вас на партах лежат конверты с заданиями.
неряшливый мокрый
грубый новый
громкий истинный
работа аккуратный
старый тихий
ложный нежный
сухой отдых
- Как же называются слова, у которых противоположное лексическое значение? На доске: антонимы. (Открывается запись.)? Антонимы - это тема нашего урока. (слайд 5) Давайте запишем ее в тетрадь. Ребята подумайте, что мы будем делать сегодня на уроке.
Цель: дать понятие антонимам; научиться находить их в тексте и составлять антонимические пары. (СЛАЙД 6)
- Ребята, посмотрите это слова антонимы
Грубый - нежность
Смех - плакать
Далекий - близко (слайд 7)
Ребята посмотрите, на какой вопрос отвечает слово «грубый»?
-Тогда какое слово является антонимом для слова «грубый»?
- Какой мы можем сделать вывод?
- Попробуйте подобрать антоним к слову нежность.
- Вернемся к нашим словам. (слайд 8 )
- Какие признаки антонимов мы выяснили? Давайте попробуем дать определение Антонимам. (появляется слайд) Вставте недостающие слова.
Антонимы - это слова ….. части речи, с ………. лексическим значением. (слайд 9) (слайд 10)
- Давайте проверим, все ли слова имеют антонимы? Кот Леопольд предлагает нам поиграть в игру «Найди свою пару». (слайд 11)
- У вас на партах лежат слова с антонимами. Давайте попробуем подобрать им пары. Например (встает первый ученик) называет свое слово, затем встает тот, у кого слово с противоположным значением.
1.БОЛЬШОЙ - (МАЛЕНЬКИЙ)
2. МНОГО - (МАЛО)
3. ПОДНИМАТЬ - (ОПУСКАТЬ)
4. ШУМ - (ТИШИНА)
5. СМЕЯТЬСЯ - (ПЛАКАТЬ)
6. ВЫХОД
7. ДОМ
- У нас остались слова, которые мы не назвали . Давайте запишем их в тетрадь. Можем ли мы подобрать для них пару. ВЫХОД - ВХОД. Выделите в них корень. Что мы видим . К чему мы с вами пришли?
- А к слову ДОМ мы можем подобрать антоним. Попробуйте определить, что же это за слова, к которым нельзя подобрать антонимы? Можем мы их сравнить по какому либо признаку.
- Верно. Что мы узнали. (Должен ли присутствовать элемент сравнения)
- А теперь кот Леопольд предлагает нам посмотреть отрывок из м/ф «Приключения кота Леопольда» и выполнить задания.
- Давайте тоже подпевать коту. Кто не знает слов, тексты на партах.
- А теперь поработаем с текстом песни.
- Каждая группа выполняет свое задание. (слайд 12)
1 группа: выпишите пары антонимов в тетрадь.
2 группа: подберите антонимы к выделенным словам и запишите их в тетрадь.
3 группа: выпишите слова в тетрадь, которые не имеют антонимической пары.
- А теперь проверим. От каждой группы по одному ученику с ответом.
- Кот Леопольд решил проверить ваши знания. Внимание на доску.
- Являются ли антонимами данные слова? (слайд 13)
- Правильно ли подобраны антонимы? (слайд 14)
- Верно ли утверждение: все слова имеют антонимы? (слайд 15)
- Антонимы - это близкие по лексическому значению слова?
- Антонимы - это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
(слайд 16)
Откройте дневники и запишите домашнее задание по выбору: (слайд 17)
-
Придумать и записать 3 - 4 пары антонимов.
-
Используя антонимы, составить небольшой рассказ (3 - 4 предложения) о своей семье.
- Оцените свою работу, подарив коту Леопольду воздушные шары. (слайд 18)
Зеленый - все усвоил, был активен
Желтый - я был мало активен, но усвоил материал.
Красный - я бы еще хотел проработать материал.
- А кот Леопольд прощается с вами, благодарит за работу и приготовил вам сюрприз. Отгадайте, что лежит в пакете. Подсказка - антоним к слову горькие ( горькие -…. сладкие). Что же это? Правильно это сладкие конфеты.
- Кот Леопольд говорит вам «До свидания! (слайд 19)
»
- Может быть рассказать, что - то интересное
.- Да
У них противоположное лексическое значение.
Выполняют задания.
Формулируют цель урока.
Нет. (Да)
- Какой?
- «Нежный»
- Антонимы отвечают на один и тот же вопрос. Значит, являются одной и той же частью речи.
- Грубость
Тренируются в подборе антонимов.
- Нет
- Это слова, которые нельзя ни с чем сравнить по какому-либо признаку.
Для составления антонимической пары должен обязательно присутствовать элемент сравнения.
В ходе самостоятельной работы дети подчеркивают пары: хорошо - плохо, легко - трудно.
Анализируют собственную деятельность на уроке.
Умение принимать и сохранять учебную задачу.
Планирование деятельности.
Умение сотрудничать со сверстниками.
Самоконтроль.
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия.