Конспект 5 класс по теме антонимы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КПК: Совершенствование профессиональных компетенций учителей русского языка и литературы в области методики обучения связной устной и письменной речи в свете требований ФГОС.

Сроки: 18.08.15-26.08.15

1 группа.

Тюменцева Ольга Николаевна

УМК: Русский язык.5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.Тростенцова

Тема: «Антонимы»

Цели урока:

- предметные: познакомить со словами, имеющими противоположное значение, ввести термин антонимы, тренировать в подборе антонимов к словам;

- метапредметные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (изображение в словесную форму)

познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний; владение приёмами анализа и систематизации материала, синтеза, сравнения,

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

- личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со светстниками и учителем.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы обучения:

- по источнику знаний: словесные, практические, наглядные;

- по уровню познавательной активности: частично - поисковый;

- по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический , сравнительный.

Оборудование: бланки, карточки для групповой работы; презентация на интерактивной доске, мультимедийный проектор.

Этапы работы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята, вы никого на перемене не видели здесь? Я потеряла своего помощника. Неожиданно раздается голос Кота Леопольда. «Ребята, давайте жить дружно!» (На экране отрывок из м/ф «Приключения кота Леопольда.»)

Объяснение собственного понимания увиденного.

Мотивация к учебной деятельности.

Актуализация знаний


Постановка

учебной задачи (проблемы).





Открытие нового знания.































Первичное закрепление комментированием во внешней речи.





Подведение итогов.

Рефлексия.

- Узнаете? Кот Леопольд пришел к нам на урок. Зачем? (слайд 1)



- Может быть, у него есть проблема, которую нужно разрешить.

- Леопольд очень любознательный. И у него к нам есть много нерешенных вопросов.

- Обратите внимание на доску. ( На экране выставляются картинки. (слайд 2)

- Подумайте, можно ли их как- то сгруппировать?

- Как? пауза и (слайд 3 - 4)

- Какое у них лексическое значение?

- Верно! Сегодня на уроке мы будем не только вести наблюдения над такими словами, но и подбирать их сами.

- У таких слов также как и у вас есть свое имя, свое название. А как называются такие слова, вы узнаете, если правильно подберете им противоположные по смыслу значения. У вас на партах лежат конверты с заданиями.

неряшливый мокрый

грубый новый

громкий истинный

работа аккуратный

старый тихий

ложный нежный

сухой отдых

- Как же называются слова, у которых противоположное лексическое значение? На доске: антонимы. (Открывается запись.)? Антонимы - это тема нашего урока. (слайд 5) Давайте запишем ее в тетрадь. Ребята подумайте, что мы будем делать сегодня на уроке.

Цель: дать понятие антонимам; научиться находить их в тексте и составлять антонимические пары. (СЛАЙД 6)

- Ребята, посмотрите это слова антонимы

Грубый - нежность

Смех - плакать

Далекий - близко (слайд 7)

Ребята посмотрите, на какой вопрос отвечает слово «грубый»?

-Тогда какое слово является антонимом для слова «грубый»?

- Какой мы можем сделать вывод?


- Попробуйте подобрать антоним к слову нежность.

- Вернемся к нашим словам. (слайд 8 )

- Какие признаки антонимов мы выяснили? Давайте попробуем дать определение Антонимам. (появляется слайд) Вставте недостающие слова.

Антонимы - это слова ….. части речи, с ………. лексическим значением. (слайд 9) (слайд 10)

- Давайте проверим, все ли слова имеют антонимы? Кот Леопольд предлагает нам поиграть в игру «Найди свою пару». (слайд 11)

- У вас на партах лежат слова с антонимами. Давайте попробуем подобрать им пары. Например (встает первый ученик) называет свое слово, затем встает тот, у кого слово с противоположным значением.

1.БОЛЬШОЙ - (МАЛЕНЬКИЙ)

2. МНОГО - (МАЛО)

3. ПОДНИМАТЬ - (ОПУСКАТЬ)

4. ШУМ - (ТИШИНА)

5. СМЕЯТЬСЯ - (ПЛАКАТЬ)

6. ВЫХОД

7. ДОМ

- У нас остались слова, которые мы не назвали . Давайте запишем их в тетрадь. Можем ли мы подобрать для них пару. ВЫХОД - ВХОД. Выделите в них корень. Что мы видим . К чему мы с вами пришли?

- А к слову ДОМ мы можем подобрать антоним. Попробуйте определить, что же это за слова, к которым нельзя подобрать антонимы? Можем мы их сравнить по какому либо признаку.

- Верно. Что мы узнали. (Должен ли присутствовать элемент сравнения)

- А теперь кот Леопольд предлагает нам посмотреть отрывок из м/ф «Приключения кота Леопольда» и выполнить задания.

- Давайте тоже подпевать коту. Кто не знает слов, тексты на партах.

- А теперь поработаем с текстом песни.

- Каждая группа выполняет свое задание. (слайд 12)

1 группа: выпишите пары антонимов в тетрадь.

2 группа: подберите антонимы к выделенным словам и запишите их в тетрадь.

3 группа: выпишите слова в тетрадь, которые не имеют антонимической пары.

- А теперь проверим. От каждой группы по одному ученику с ответом.

- Кот Леопольд решил проверить ваши знания. Внимание на доску.

- Являются ли антонимами данные слова? (слайд 13)

- Правильно ли подобраны антонимы? (слайд 14)

- Верно ли утверждение: все слова имеют антонимы? (слайд 15)

- Антонимы - это близкие по лексическому значению слова?

- Антонимы - это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

(слайд 16)

Откройте дневники и запишите домашнее задание по выбору: (слайд 17)



  1. Придумать и записать 3 - 4 пары антонимов.



  1. Используя антонимы, составить небольшой рассказ (3 - 4 предложения) о своей семье.

- Оцените свою работу, подарив коту Леопольду воздушные шары. (слайд 18)

Зеленый - все усвоил, был активен

Желтый - я был мало активен, но усвоил материал.

Красный - я бы еще хотел проработать материал.

- А кот Леопольд прощается с вами, благодарит за работу и приготовил вам сюрприз. Отгадайте, что лежит в пакете. Подсказка - антоним к слову горькие ( горькие -…. сладкие). Что же это? Правильно это сладкие конфеты.

- Кот Леопольд говорит вам «До свидания! (слайд 19)

»

- Может быть рассказать, что - то интересное


.- Да

У них противоположное лексическое значение.


Выполняют задания.








Формулируют цель урока.

Нет. (Да)



- Какой?

- «Нежный»

- Антонимы отвечают на один и тот же вопрос. Значит, являются одной и той же частью речи.

- Грубость





Тренируются в подборе антонимов.



- Нет



- Это слова, которые нельзя ни с чем сравнить по какому-либо признаку.

Для составления антонимической пары должен обязательно присутствовать элемент сравнения.


В ходе самостоятельной работы дети подчеркивают пары: хорошо - плохо, легко - трудно.



Анализируют собственную деятельность на уроке.



Умение принимать и сохранять учебную задачу.



















Планирование деятельности.
























Умение сотрудничать со сверстниками.



































Самоконтроль.





















































Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия.






















© 2010-2022