Особенности изучения устного народного творчества на уроках литературы в 5 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

методика литературы

Особенности изучения устного народного творчества на уроках литературы в 5 классе общеобразовательной школы

План

1. Первая тема по литературе в 5 классе и задачи ее изучения.

2. Особенности изучения устного народного творчества на уроках литературы в 5 классе общеобразовательной школы.

а) Начальное понятие о литературном герое и сюжете произведения при изучении сказок в 5 классе.

б) формирование понятия о жанре художественного произведения на примере произведений устного нарордного творчества.

в) Приобретение учащимися первоначальных понятий об образности и выразительности русского народного слова.

г) Знакомство учащихся с собирателями произведений устного народного творчества.

3. Осознание учащимися значения произведений устного народного творчества и их места в курсе русской литературы.

Учебный год по литературе начинается в 5 классе изучением произведений устного народного творчества. Изучение русской народной поэзии имеет для детей большое образовательное и воспитательное значение. Простые, ясные произведения устной народной поэзии хорошо воспринимаются детьми, способствуют формированию их первоначальных нравственных понятий и обогащают детское воображение незабываемыми яркими образами народной фантазии. П.Г. Воробьев пишет: "Исключительно благотворное влияние произведений устного народного творчества на детский поэтический мир объясняется его образным, пластическим характером, легкостью и изяществом языка и высоконравственной чистотой и красотой народных песен и сказок".

В 60-е годы ХIХ века, когда общественное значение художественной литературы особенно возросло, вожди революционной демократии Чернышевский, Добролюбов, Некрасов обратили особое внимание на народное творчество и увидели в нем глубокую связь с народной жизнью, правдивое отражение чаяний народа, его высокие идеалы, глубину его и подлинную поэзию.

Еще В.Г. Белинский отмечал связь поэзии народа с его жизнью и справедливо утверждал, что народная поэзия "находится в тесном соотношении с его историей". значительнее и содержательнее история народа, тем богаче и его творчество. История русского народа - одна из самых героических историй в мире. Поэтому-то так богато устное народное творчество русского народа. Богатство содержания и многообразие художественных видов устного народного творчества русского народа велико. Отсюда понятно, какое важное значение имеет развитие у наших детей вкуса и любви к русской народной поэзии.

Школьники приходят в 5 класс, имея некоторый запас представлений о произведениях устного народного творчества. Еще в самый ранний период своей жизни дети эмоционально воспринимают колыбельные песни; подрастая, они в начальных классах под руководством учителя и самостоятельно читают народные сказки, поют народные песни, заучивают наизусть пословицы и поговорки, загадывают и отгадывают загадки.

Приступая к первому уроку по устному народному творчеству в 5 классе, следует учесть эти первоначальные детские представления о народной поэзии.

Произведения устного народного творчества представляют собой благодатный материал. Перед учениками проходят волшебные сказки с их отражением веры народа в победу добра и справедливости, с очевидным делением героев на хороших и плохих, с увлекательным миром волшебных превращений и приключений. А рядом с этими пространными полотнами - лаконичные и лукавые пословицы и поговорки, вынуждающие за парой строк или даже слов видеть факты и их оценки. И наконец, загадки, которые вводят непосредственно в лабораторию поэтического образа.

Устное народное творчество отличает четкая градация жанров, приемы, которые помогают запомнить и воспроизвести текст, отчетливый ритм событий. Эпические произведения, созданные народом, близки детскому мировосприятию прямолинейностью суждений и безоговорочностью оценок. Но. начиная курс с этого поэтического пролога, который как будто стоит вне реального времени и пространства, в процессе доступного ученикам анализа удается рассмотреть, что позиции рассказчиков и их нравственные книгу, - вот программа-максимум, их эстетическое видение мира доступны ученикам именно потому, что они видят в них нечто общее со своими собственными позициями".

Уже на первых уроках литературы начинает накапливаться материал, который подготавливает к выводу: "... в конечном счете, народ массы решают коренные вопросы, которыми определят судьбу государств и исходы войн,- это глубокая мысль верна сегодня, как и всегда".

Работая над подготовкой уроков по фольклорным произведениям, учитель должен помнить, что эти уроки нужно предельно насыщать стихией устной речи. Ощутить мир фольклора как что-то особое, самобытное, живое, лежащее за страницей книги и в то же время на подступах к книге, создавшее книгу, - вот программа-максимум для учителя на этом этапе.

Первый раздел программы по литературе в 5 классе, посвященный произведениям устного народного творчества, включает в себя русские народные сказки, пословицы, поговорки, загадки. с предыдущим и последующим уроками

Изучение произведений устного народного творчества требует от учителя тщательно разработанного цикла уроков, каждый из которых тесно связан с предыдущим и последующим уроками, а сам цикл уроков этого раздела как бы вырастает из первого вводного урока, а продолжается м развивается в разделе "литературные сказки".

Устное народное творчество, родившееся в глубине веков, передававшееся из уст в уста, от одного поколения к другому, выражает мечту народа о радостном и творческом труде, о покорении природы, веру народа в победу добра, справедливость и неиссякаемую силу народных героев - защитников родной земли, надежду народа на лучшее и справедливейшее устройство мира. Народ шлифовал ранее созданные произведения, переделывал, дополнял творил новые варианты одного и того же сюжета сказки, пословицы, поговорки, загадки. При всей фантастичности многих сюжетов русский фольклор глубоко реалистичен (типические черты воина, крестьянской жизни, русского характера и пр.).

Учитель коснется многих вопросов, связанных с изучением фольклора, при изучении этого раздела и при переходе к другому разделу - разделу литературных сказок (идейного содержания, народности и коллективности создания фольклорных произведений устного характера, взаимовлияния жанров устного народного творчества сказок, пословиц, поговорок, былин, взаимосвязи литературы и фольклора и пр.)

Учащимся 5 класса важно проникнуться пафосом и поэтичностью устного народного творчества, овладеть умениями и навыками рассказывать сказки, правильно произносить и толковать пословицы, уметь их использовать в собственной речи, научиться загадывать и отгадывать загадки, освоить теоретические термины, связанные с этой темой. Произведения устного народного творчества, созданные в расчете на устное произнесение, помогают воссоздать характерные черты русской народной речи, напевной и мелодичной. Вместе с тем пословицы и поговорки демонстрируют сжатость и мудрость народной речи, что, несомненно, также полезно учесть при изучении этого раздела.

Изучение раздела начинается с народных сказок. "С народными сказками, - пишет В. Аникин, - мы знакомимся еще в детстве. Позднее приобретают для нас новый смысл. Без них не поймешь ни народа, как творца великой духовной культуры, ни родины". [Русские народные сказаки. М., 1992. Предисловие В. Аникина, с. 3)

Среди многих жанров устной прозы (сказки, предания, сказы, былины, легенды) сказка занимает особое место. Издавна считалась она не только самым распространенным, но и необычайно любимым жанром детей всех возрастов. Однако возраст учащихся первых пяти классов средней школы откликается на тему народных и литературных сказок особенно сердечно.

В течение периода изучения сказок необходимо помочь осознать школьникам, что русская народная сказка проникнута пафосом гуманистических и патриотических идей, глубокой верой в победу добра, справедливости, в чудодейственную силу высокой нравственности и героического подвига.

Волшебные сказки, которые включены в программу 5 класса, прославляют героичес- кие подвиги, радостный творческий труд, идеальное сочетание внутренней и внешней красоты героев. Внимательное отношение и осмысление общего пафоса и характеров героев, смысла эпизодов и деталей поможет школьникам оценить поэтичность и красоту каждой сказки.

Сказка об Иване - крестьянском сыне - первое произведение, с которым знакомятся учащиеся в 5 классе. Героическая по содержанию сказка нравится детям. Их восхищают подвиги Ивана, сражения, в которых он одолевает чудовищ. Но не все дети одинаково воспринимают сказку. И не только потому, что не нравятся безликие братья Ивана. Особенность восприятия вызвана неумением следить за развитием событий, мотивировать и сопоставлять поступки действующих лиц. Этому надо учить. Сказка об Иване-крестьянском сыне дает богатейший материал для формирования начального понятия о событиях и поступках действующих лиц. Обращая внимание детей на развитие действия и взаимоотношения персонажей, на события и поступки героя, учитель, по существу, помогает осваивать понятие "сюжет". Таким образом, уже в 5 классе, не называя термина (хотя для учителя он всегда существует ) мы начинаем знакомить школьников с элементами сюжета. Именно они (события, связь событий, их мотивировка) являются основой развития читательских умений (умения устанавливать причинно-следственные связи между событиями в художественном восприятии и определяющий тем самым содержание анализа сказки: какие чувства у на с вызывают Иван-крестьянский сын и его братья в начале и в конце сказки?

Вопрос заставляет мысленно сравнить поступки братьев. Однако в первом и послед- нем событиях нет ни прямой, ни косвенной оценки их поступков. Как в начале сказки, узнав о беде родимого края, братья едут биться с врагом, так и в конце ее, одолев чудовищ и змеиху, они снова принимаются за привычную работу - поле пахать, рожь да пшеницу сеять. В то же время что-то изменилось в нашем отношении к братьям Ивана-крестьянского сына в конце сказки. Но что именно вызвало эту перемену и должны установить дети, перечитывая сказку по заданию учителя.

Для обобщения наблюдений целесообразно поставить перед учащимися такие вопро- сы: какие поступки братьев меняют наше отношение к ним? Кто же в действительности не на словах, а на деле оказался настоящим защитником родной земли?

Помогает выделить события и проследить за поступками героев устное иллюстриро- вание и составление плана.

Во время разбора второй сказки, изучаемой в 5 классе, сказки о царевне-лягушке, целесообразно обратить внимание детей на выражение чувств героя, помогающих не толь- ко глубже воспринять поступки Ивана-царевича, но и оценить их. В первой части сказки Иван-царевич лишь печалится да кручинится, тяжко переживая свою беду, а во второй - он активно действует, идет за тридевять земель, чтобы спасти Василису Мремудрую, освободить ее от власти Кащея Бессмертного. При анализе встреч Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем и щукой-рыбой важно выяснить, какие поступки совершил Иван-царевич. Анализ поступков героя углубляет восприятие нравственной идеи сказки и учит детей внимательно относиться к деталям произведения. Обогащается представление и о характере поступков героя. Анализируя цепь сказочных событий, мы не только раскрываем взаимоотношения героев, но и помогаем детям понять идейный замысел сказки, выражающий убеждение народа в необходимости активно бороться, добиваясь счастья. Несчастные и гонимые в конце концов оказываются в сказке самыми счастливыми.

Важно, чтобы учитель, приступая к изучению сказки, не настраивался на слишком легкий тон, что-де сказка проста, детям доступна, а потому все занятия в классе могут свестись к ее прочтению и пересказу. Уловить "общее движение сюжета, истолковать смысл необычных ситуаций", осознать идею сказки и характере героев, "поучиться у народной сказки меткости речи", очароваться стихией волшебной сказки - все это должно войти в задачу уроков, посвященных изучению прекрасных сказок русского народа в 5 классе.

Прекрасные рекомендации по изучению сказок и разработки отдельных уроков учи- тель найдет в книге "Методическое руководство к учебнику-хрестоматии "Родная литература" для 5 класса" (см. выше), мы же отметим основные моменты, которых учи- тель обязательно должен коснуться при анализе сказок. В этой же книге учитель найдет методические рекомендации, как организовать обучение художественному пересказу и какие работы можно провести с иллюстрациями к сказкам, изучаемым в 5 классе.

На заключительном уроке дети познакомятся с понятием жанра сказки, прочтут об этом в хрестоматии и ответят на предложенные там вопросы.

Пословицы, поговорки и загадки, изучение которых следует за изучением сказок, относятся к малым жанрам фольклора. В то же время каждое произведение малого жанра имеет свои особенности. В загадках отразилось острое восприятие окружающего мира, в пословицах - житейская мудрость народа, его суждения о событиях и явлениях действительности, а в поговорках - непосредственное выражение чувств, вызванное теми или иными событиями.

Если каждая загадка - это художественное описание, яркое и замысловатое изобра- жение загаданных предметов и , то пословица - мудрое суждение о событиях и явлениях жизни. Однако теоретический вывод о пословицах становится убедительным для учащихся лишь тогда, когда они сами, направляемые учителем, попробуют сделать этот вывод. Наглядность дает материал для такого события.

Вот так, например, описывается мороз:

Дедушка без топора

мост мостит.

"Нелегко догадаться,- пишет М.А. Снежневская,- почему дедушкой называют мороз. Остроумное образное изображение загадочного предмета заставляет припомнить представить седобородого могучего старика, напоминающего Деда Мороза. Разгадывая загадку, выясняем, в чем сходство между отгадкой (мороз) и тем, что изображается в загадке. А вот пословица: "Думать хорошо, а отгадать и того лучше". Чему учит эта пословица, что утверждает она? Пословица говорит о сообразительности и догадливости человека, сумевшего понять иносказательный язык и найти ключ к загадке. Она утверждает, что думать - хорошо, и в то же время поучает, судит и делает вывод, - а отгадать и того лучше".

В 5 классе изучаются не только пословицы, но и поговорки. Как свидетельствует практика, дети часто путают пословицы и поговорки, не видя между ними различия. Особенно важно поэтому воспользоваться сравнением:

Поговорка Пословица

За двумя зайцами погонишься - Погнаться за двумя зайцами ни одного не поймаешь

Рассматривая сначала пословицу, а затем и поговорку, выясняя, чем отличаются они друг от друга, дети должны увидеть, что пословица - законченное предложение, поучительное суждение, а поговорка - не имеет поучительного смысла, это незаконченное предложение ("Как с луны свалился", "спустя рукава", "Пальцем в небо").

Постижение народной мудрости, краткости, меткости и образности, рифмы и ритма, прямого и переносного смысла, а заложенного пословицах и поговорках, следует считать основной целью настоящих уроков при изучении устного народно- го творчества в 5 классе. Практической реализацией этой целевой направленности явится активное использование учащимися пословиц и поговорок в их собственной речи.

Заметить, насколько образно слово, входящее в пословицу или поговорку, как пословица становится более складной и легкой благодаря ритму и рифме, как метки и предельно сжаты мысли в пословицах и поговорках, насколько убедительнее и ярче становится совет в пословице благодаря удачно найденным сравнению, метафоре, гиперболе и т.д., может ученик 5 класса под руководством учителя, разумеется, без определения понятий, которые не изучались учащимися.

Изучение и пословиц, и поговорок для детей возраста 5 класса - дело нелегкое. Школьники должны осознать пословицы как особый жанр устного творчества, усвоить определения, различие между пословицей и поговоркой, прямой и переносный смысл, их значение, образность и выразительность, краткость и мудрость. Чтобы помочь учащимся выработать навык введения пословиц и поговорок в собственную речь, учителю следует не однажды возвращаться к ним в течение учебного года.

На изучение загадок в 5 классе программа отводит всего 1 час. За это короткое время учитель должен рассказывать учащимся очень много о загадках. Русские загадки очень разнообразны и по содержанию, и по происхождению. В основе древнейших загадок лежало стремление человека познать окружающий мир. Гром, молния, дождь, радуга, звездное небо - все это было непонятно, пугало, радовало или подавляло своим величием, всему следовало дать какое-то объяснение. И пытливый ум человека старался в художественных образах предствить себе сущность этих явлений в действительности. В загадках люди словно приближают к себе явления природы, сравнивая их с повседневным конкретными вещами: радуга-коромысло, звездное небо - стадо овец или красивый ковер, ветер - быстрый конь, месяц - пастух и т.д. отгадываемого предмета, но и звуки, запахи его, даже действие, поведение определенного лица. Часто сравниваются предметы, очень отдаленные друг от друга, на первый взгляд несопоставимые. Учитель должен научить детей находить эти аналоги, сходство, которое сразу не бросается в глаза; тут какая-то игра в несообразность.

Учитель должен познакомить детей и с современными загадками, следует обратить внимание учащихся на "чудеса" нашей сегодняшней жизни, на то, как меняется с и смысл загадки от прежних времен до наших дней. Нельзя забывать об этом воспитательном аспекте урока, чтобы подчеркнуть еще раз общую патриотическую направленность курса литературы 5 класса.

Следует познакомить учащихся также с загадками писателей, которые сами придумывают их. Нужно предложить детям и самым попробовать придумать загадки. Обычно это у них получается.

На заключительном уроке изучения произведений устного народного творчества учитель должен обратиться к эпиграфу, который предпослан разделу, объединяющему сказки, загадки, пословицы и поговорки. Слова Н. Некрасова, взятые в качестве эпиграфа говорят о том, что "русские песни, предания, пословицы...наконец, русские сказки - без сомнения заслуживают большого внимания: они - память нашего давно минувшего, они - хранилище русской мудрости. "Будят интерес и слова А.М. Горького: "Подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества".

Здесь уместно сказать о тех, кто имел непосредственное отношение к собиранию этих "жемчужин народной мудрости". С этой целью можно пересказать некоторые фрагменты биографий В.И. Даля и Ф.Я. Афанасьева.

В программе по литературе говорится: "В содержание школьного курса литературы входит изучение выдающихся по своему значению и доступным учащимся произведений ... усвоение ряда важнейших понятий и истории литературы, формирование умений оценки и анализа художественных произведений, овладение богатейшими выразительными средствами русского языка".

Формирование этих умений и навыков и начинается в 5 классе с первых уроков изучения литературы, в частности, с темы "Произведения устного народного творчества".



© 2010-2022