Рабочая программа по русскому языку 7 класс (уч. Т. А. Ладыженская, 5часов)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Данная программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования (2007) и Примерной программы основного общего образования по русскому языку (Программы по русскому языку к учебникам для 5-9классов, авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др., 2010 г.).

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. В основной школе изучение предмета направлено на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения.

Содержание обучения русскому языку структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 7 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. Обучение ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Языковая компетенция

осведомленность в системе родного языка

формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развитие языкового и эстетического идеала, т.е. представления о прекрасном в языке и речи

Коммуникативная компетенция

осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной форме

формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Лингвистическая компетенция

знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

Цели обучения:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений познавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

задачи:

1) дать учащимся знания о родном языке и сформировать у учащихся языковые и речевые умения;

2) воспитывать учащихся средствами данного предмета; развивать логическое мышление; обучать умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формировать общеучебные умения: работу с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.

Программа содержит систему понятий из области морфемики, морфологии, орфографии, синтаксиса и пунктуации, стилистики русского литературного языка, о языке как развивающемся явлении;

речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, - формирование коммуникативных умений и навыков;

сведения об основных нормах русского литературного языка;

перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.

В 7 классе предусматривается изучение таких самостоятельных частей речи, как причастие, деепричастие, наречие, категория состояния, служебные части речи и междометие.

В программе выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи - речеведческие понятия и виды работы над текстом - пропорционально распределены между грамматическим материалом.

Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей школьника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навык самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

В Федеральном компоненте государственного стандарта содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции учащихся, обозначено первым разделом. Примерная программа для основной школы предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Все эти требования реализованы в настоящем примерном планировании.


Требования

к уровню подготовки учащихся 7 класса

В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа,

  • государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог;

  • сфера и ситуация речевого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического стилей, языка художественной литературы;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, орфографические, пунктуационные);

  • нормы речевого этикета;

уметь:

  • различать разговорную речь, научный, публицистический стили, язык художественной литературы;

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение:

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения;

  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения;

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации;

  • свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо:


  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);

  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, выступление, письмо, дневниковые записи);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (обмен мнениями);

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

  • адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного литературного языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • соблюдать нормы русского речевого этикета;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты,

  • исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

  • увеличения словарного запаса; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам.


Методы обучения и формы контроля: элементы диалоговой, игровой, проблемной технологий; элементы развивающего обучения;

диалог, беседа, проблемные задания, наблюдение, рассказ, выполнение творческих работ, упражнения, практикумы, работа с текстом, работа с иллюстративным материалом, анализ языкового материала, разного рода конструирование, работа с алгоритмами, работа с таблицей, тренинг, проверочные, контрольные работы, работа с учебником, фронтальный опрос, грамматические разборы, работа с опорным материалом, работа со справочной литературой, разнообразные диктанты (словарный, схематический, лексический, распределительный, выборочный, объяснительный, цифровой…), сочинение (по картине, по данному сюжету, миниатюра…), изложение (сжатое, подробное, выборочное), тест.

за курс 7 класса:

Учащиеся должны знать:

должны овладеть следующими умениями и навыками:

определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

  • производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;

  • составлять предложения с причастным и деепричастным оборотами;

  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии:

По пунктуации:

По связной речи:

находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверя-емыми орфограммами.

выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительно-го), деепричаст-ные обороты.

адекватно воспринимать и создавать тексты публицис-тического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.

Программное и учебно-методическое обеспечение



Программа, кем

рекомендована и когда

Кол-во часов

в неделю,

общее

количество

часов

Базовый учебник

Методическое и дидактическое

обеспечение

примечание

Программа для об-щеобразовательных школ. Русский язык. 5-9 классы. Рекомен-довано Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации (2010).

5 ч. в неделю, всего 175 часов

Русский язык: Учебник для 7 кл. общеобразоват. учреждений

( М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.-31-е изд.-М.: Просвещение, 2009)

1) Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: Кн. для учителя: Из опыта работы.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1991.

2) Егорова Н.В. Поурочные раработки по русскому языку. 7 класс. М., «Вако», 2006.

3) Русский язык. Тестовые задания к основным учебникам. Рабочая тетрадь 7 класс. М., Эксмо, 2009.

4) Козлова Р.П. Тесты по русскому языку. 5-7 классы. М., «Вако», 2009.

5) Влодавская Е.А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 7 класс. М., «Экзамен», 2004.

6) Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся. 7 класс. М., «Творческий центр», 2006.






Учебно-тематический план курса русского языка в 7 классе


дата

Наименование раздела

и тем

Кол-во

ча

сов

Тип, форма

урока

Формы

контроля

Составляющие качества образования

Примеча-ния

Предметно-информационная

Деятельностно-коммуникативная

Ценностно-ориентационная

1

Русский язык как развивающееся явление

1

Вводный урок, лекция-беседа.

Знать: некоторые особен-ности развития русского язык, понятия: русский литературный язык, ли-тературная норма, из-менчивость норм языка.

Уметь оперировать терминами при анализе языкового явления; работать с учебной и справоч-

ной литературой.

Необходимость бережного и сознате-льного отношения к русскому языку как к национальной ценности

Повторение изученного в 5-6 классах

2-3

Синтаксис. Синтаксический разбор.

Пунктуация. Пунктуационный разбор.

1

Урок повторе-ния, практи-кум.

Синтакс. и пунктуац. разбор

Знать сведения из раздела «Синтаксис и пунктуация»; понятия грамматическая основа предложения, члены предложения; строение ПП и СП; правила постановки знаков препинания в ПП и СП.

Уметь ставить знаки препинания в ПП и СП; «видеть» сигналы пунктограмм и применять пунктуа-ционные правила на письме.

Развивать речь, внимание учеников, навыки выразительного чтения

4

Лексика и фразеология.

1

Урок повторе-ния

Работа со словарём, словарная работа

Знать понятия лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы, фразеологизмы.

Уметь оперировать понятиями при лек-сическом анализе слова; различать многозначные слова и омонимы; работать со словарями, объяснять значение слов и правильно их употреблять.

Развивать речь, внимание учеников, навыки выразительного чтения

5

Фонетика и орфография. Фонетический разбор.

1

Урок повторе-ния, практи-кум

Фонетический р-р, беседа по вопросам

Знать характеристики звуков, понимать и оперировать терминами: сильная и слабая позиция звука; знать орфоэпические нормы и соблюдать их в устной речевой практике.

Уметь работать с орфографическим и орфоэпическим словарями, развивать навыки фон. разбора

6

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразователь-ный разбор.

1

Урок повторе-ния, практи-кум.

Морфем-ный и словообра-зователь-ный р-р

Знать орфограммы в корнях, суффиксах и окончаниях слов, способы образования слов. Различие между морфемным и словообразовательным разбором

Уметь различать формы слова и од-нокоренные слова, составить слово по заданной схеме, дать характеристику сло-ва, опираясь на схе-му; работать со сло-вообразов. словарем.

Расширение кругозора через занимательную лингвистику

7-8

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.

2

Урок повторе-ния , практи-кум

Диктант «Проверь себя»

Знать основные сведения по морфологии, общую характеристику частей речи, правописание гласных в окончаниях слов разных частей речи.

Уметь разграничива-ть части речи по их морфологическим признакам, различать одинаково звучащие морфемы, работать с орфограф. словарем.

9

Орфография. Подготовка к контрольному диктанту.

1

Урок повторе-ния и обобще-ния

Опрос, разборы, комплекс. анализ

Знать основные сведения по морфологии, орфографии, синтаксису.

Уметь соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка, осу-ществлять письмен-ный речевой само-контроль, выполнять лингвистический разбор

развивать способность к самооценке.

10 - 11

Контрольный диктант и его анализ

работа

2

Урок проверки знаний

Диктант с грам. зада-нием

Знать основные сведения по морфологии, орфографии, синтаксису, правописание частей речи

Уметь соблюдать в практике письма ор-фографические и пунктуационные нормы современного русского языка, осуществлять письменный речевой самоконтроль, уметь записывать текст в соответствии с правилами

развивать способность к само-оценке.

12-13

Р/р Сочинение по картине И.И.Бродского «Летний сад осенью»

2

Урок Р/Р

Работа над картиной И.Бродского

Знать основные признаки текста, типы речи.

Уметь определять тему, основную мысль сочинения, составлять текст, описывать впечатления

Уметь создавать тексты различных типов речи. Делить на абзацы

14

р/р. Текст.

1

Урок Р/Р

работа с текстом

Знать основные признаки текста, типы речи.

Уметь анализировать текст, определяя его типовую принадлеж-ность, создавать тек-сты различных типов речи, работая с худо-жественной литера-турой, уметь нахо-дить тексты, относя-щиеся к разным ти-

пам речи.

Уметь создавать тексты различных типов речи. Делить на абзацы

15

р/р. Стили литературного языка.

1

Урок Р/Р,

работа с текстом.

Анализ текста

Знать изученные стили языка, их признаки.

Уметь осуществлять комплексный анализ текста, работать со справочно-информа-ционной литерату-рой, определять сти-ли предложенных текстов, выделять их особенности.

Уметь создавать тексты различной стилистической направленности.

ПРИЧАСТИЕ


16-17

Причастие как часть речи.

2

Урок изучения нового материала

Про-вероч. работа

Знать формальные призна-ки причастия, семантику, морфологические признаки глагола и прилагат., прису-щие причастиям; о стилис-тической роли причастий

Уметь опознавать причастия с опорой на формальные приз-наки причастий, раз-личать однокоренные прилагат. и причас-тия, составлять предложения с при-частиями

Уметь составлять предложения с причастиями

18

р/р. Публицистический стиль.

1

Урок Р/Р, работа с текстом, составле-ние таблицы

Знать особенности публицистического стиля, его жанры, языковые приметы

Уметь осуществлять комплексный анализ текста, определять публицистич. стиль по признакам

Уметь создавать тексты различной стилистической

направленности

19-20

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

2

Урок усвоения нового, урок прак-тических работ

Осложн. списывание

Знать признаки причастия, нормы согласования причастий с определяемыми словами, что причастия склоняются как прил-е

Уметь безошибочно определять окончания причастий с помощью вопроса,

Уметь строить рассуждение в науч-ном стиле на основе предлагаемого образ-ца

21

Практикум.

1

Практи-кум

Сам. и объясн. работа

Знать признаки причастия, отличие от прил-х, нормы согласования причастий с определяемыми словами

Уметь безошибочно определять окончания причастий с помощью вопроса

Способствовать развитию речи учащихся

22-23

Понятие о причастном обороте.

2

Урок изучения нового, смешан-ный

Провер. работа

Знать определение прич. оборота, одиночного причастия, правила выделения причастного оборота, стоящего после определяемого слова

Уметь выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого слова. Определять связь причастия с определяемым словом

Уметь конструиро-вать предложения с причастным оборотом

24-25

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

2

Урок-практи-кум

Знать правила выделения причастного оборота, стоящего после определяемого слова

Уметь выделять запятыми причастные обороты, стоящие до и после определяемого слова

Уметь конструиро-вать предложения с причастным оборо-том

26

резерв

1


27

р/р. Описание внешности человека.

1

Урок Р/Р, работа с текстом

сочинение

Знать признаки текста описания внешности чело-века: структуру, языковые особенности (в т.ч. специ-альные «портретные» сло-ва).

Уметь описывать внешность человека, определять тему, основную мысль, стиль, языковые особенности

28-29

Действительные и страдательные причастия.

2

Урок изучения нового

Про-вероч. работа

Знать определение действительные и страдательные причастия, их признаки, отличия

Уметь различать действительные и страдательные причастия, определять разряд

Уметь составлять с/с с причастиями

30-31

Краткие и полные страдательные причастия.

2

Урок усвоения новых знаний

тест

Знать определение полные и краткие страдательные причастия, их признаки.

Уметь различать полные и краткие формы страдательных при-частий, знать их роль в предложении

32-33

Действительные при-частия настоящего времени. Гласные в суффиксах действ-х причастий наст. времени

2

Урок усвоения новых знаний

Проверочн. дикта-нт

Знать способы образования действительных причастий наст. вр.; условия выбора гласной в суффиксе этих причастий

Уметь опознавать суффиксы действите-льных и страдатель-ных причастий настоящего и прош. врем.

34-35

Действительные причастия

прошедшего времени.

2

Урок усвоения новых знаний

Творч.

списывание

Знать способы образования действительных причастий прош. времени, правопи-сание гласных перед суффиксом причастия и в неопределённой форме глагола

Уметь образовывать действительные при-частия прошедшего времени, обосновы-вать выбор гласных в суффиксах

36

Практикум «Действи-тельные причастия настоящего и прошед-шего времени».

1

Практи-кум

Рабо-та в груп-пе

Знать способы образования действительных причастий наст. и прош. времени, правописание гласных в суффиксах

Уметь образовывать действительные при-частия, отличать их от страдательных

37

Проверочная работа (тестовая) по теме «Причастие»

1

Урок контроля

Сам. работа

Знать определение действительные и страдательные причастия, их признаки, отличия,

способы образования действительных причастий;

правила выделения причастного оборота

Уметь различать действительные и страдательные причастия, определять разряд;

выделять запятыми причастные обороты

38-39

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

2

Урок усвоения новых знаний

Объясн. д-т

Знать определение страдат. причастий, способы образования страдательных причастий наст. вр.

Уметь образовывать страдат. причастия наст. времени; правильно писать гласные в суффиксах страдат. причастий наст. времени, знать спряжение глагола

Уметь выполнять роль консульта на уроке-практикуме по изученной теме

40-41

Страдательные причастия прошедшего времени.

2

Урок усвоения новых знаний

Расп-реде-лит. работа

Знать способы образования страдательных причастий прош. вр.

Уметь образовывать страд. причастия прош. времени, выбирать правильное написание Н-НН

42

резерв

1


43

Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях.

1

Урок усвоения новых знаний

Дикт. «Про-верь себя»

Знать о правописании гласных в суффиксах стра-дательных причастий

Уметь выбрать необ-ходимую орфограмму

44-45

Одна и две буквы Н в суффиксах страдате-льных причастий прошедшего времени..

2

Урок усвоения новых знаний

перфо-карта д-т «Про-верь себя»

Знать о правописании Н и НН в суффиксах полных и кратких причастий и прилаг., образованных от глаголов; Н в кратких причастиях.

Уметь определять написание Н и НН в суффиксах прилага-тельных и причастий полных и кратких форм

Уметь объяснять партнеру характер допущенных ошибок, анализировать языко-вые единицы, явления

46-47

Одна буква Н в отглагольных прилагательных

2

Урок усвоения новых знаний

Прак-тикум

Знать о правописании Н и НН в суффиксах прилаг., образованных от глаголов;

Уметь определять определять отглагольные прилагательные и объяснять их правописание

Уметь объяснять партнеру характер допущенных ошибок, анализировать языко-вые единицы, явления

48

Практическая работа «Одна и две буквы Н в суффиксах страдатель-ных причастий проше-дшего времени. Одна буква Н в отглаголь-ных прилагательных».

1

Урок изучения нового, комбинир.

Прак-тикум

Знать правило написания Н-НН в суф. страд.причас-тий, отличие отглагольных прил-х от причастий;

Способы разграничения страд. прич прош. времени и прилагательных, образо-ванных от глаголов

Уметь применять на практике полученные знания. Обосновывать выбор Н и НН в суффиксах причастий и отглаг. прилагательных

Уметь объяснять и ликвидировать ошибки в группе

49-50

Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.

2

Урок изучения нового, смешан-ный

Ком. пись-мо

Знать сведения о кратких страд. причастиях, правило написания Н в суффиксах крат. прич-й

Уметь различать краткие страдат. причастия и краткие прилагательные

Понимать различие в написании причастий и прилагательных. Конструировать предложения, употребляя причастия в речи

51

р/р. Употребление страдательных причастий прошедшего времени в тексте.

1

р/р

Лингв. разбор

Знать значение и роль кратких страд. причастий в тексте, правописание страд. причастий и отглагол. прилаг-х

Закрепить навыки правописания страд. причастий и отглагол. прилаг-х

Развивать навыки монологической речи

52-53

р/р. Выборочное изложение.

2

Урок Р/Р, урок на-писания изложения

Изло-жение

Развивать навыки письменного изложения

Уметь определять границы текста для выбор. пересказа, продумать его композицию, адекватно передать содержание

54

Морфологический разбор причастия.

1

Урок изучения нового, практикум

Диктант «Проверь себя», морф. разбор

Знать порядок морфологического разбора причастия.

Уметь делать морфо-логический разбор причастий, опознавать причастия в тексте. Употреблять в речи

55

Контрольный диктант

(проверочная работа по теме)

1

Урок проверки ЗУН, к/д с грамм. заданием (тест)

к/д с грамм. заданием (тест).

Знать морфологические признаки причастия, орфо-графию причастия

Уметь применять изученные орфографические правила

56-57

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

2

Урок усвоения нового, практи-кум

Составле-ние табли-цы


Знать условия слитного и раздельного употребления НЕ с причастиями, обозначение орфограммы

Уметь определять слитное и раздельное написание НЕ с при-частиями. Различать приставку НЕ, часть корня НЕ, частицу НЕ; составлять алгоритм и работать по нему

58

Практикум.

1

Урок закрепления

Прак-тич.работа

59

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

1

Урок изучения нового

Слов.

дик-тант

Знать условия выбора букв после шипящих в суффик-сах страд. прич. прош. вр.

Правильно писать орфо-грамму, обозначать условия выбора

Уметь применять ор-фограмму примени-тельно к разным час-тям речи и разным морфемам, правильно ставить ударение

60

Обобщение по теме «Причастие»

1

Урок повторе-ния, урок практических работ

Диктант «Про-верь себя»

Знать теоретические сведения о причастии как части речи, орфографи-ческие и пунктуационные правила, изученные в данном разделе, грам. признаки, отличие от прилагательных

Уметь правильно пи-сать, произносить и употреблять в речи причастия, находить причастия, выделять причастный оборот

61

Зачётный урок по теме «Причастие»

1

Урок закрепления, контроля

Прак-тич.работа

Знать теоретические сведения о причастии как части речи, орфографи-ческие и пунктуационные правила, изученные в данном разделе, грам. признаки, отличие от прилагательных

Уметь правильно пи-сать, произносить и употреблять в речи причастия, находить причастия, выделять причастный оборот

Работа в группах

62-63

Контрольный диктант и его анализ.

2

Урок контроля

И урок коррекции знаний

Диктант

Знать теоретические сведения о причастии как части речи, орфографи-ческие и пунктуационные правила, изученные в данном разделе

Уметь правильно пи-сать, находить, произносить и употреблять в речи причастия, применять орфограммы при написании

ДЕЕПРИЧАСТИЕ

64

Деепричастие как часть речи.

1

Урок усвоения новых знаний

Объяснит. дикт-т

Знать глагольные и нареч-ные признаки деепричас-тия, нормы употребления деепричастий в речи

Уметь находить дее-причастия в тексте,

употреблять деепри-частия в речи, разграничивать основное и добавоч-ное действие, конст-руировать предло-жения с дееприч.

65-66

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

2

Урок усвоения новых знаний

Провер.

работа

Знать, что такое деепричастный оборот и правила выделения его запятыми на письме.

Понимать, что добавочное действие производится тем же лицом, что и основное

Уметь находить дее-причастия, деепри-частные обороты, определять их гра-ницы, применять пунктуационные правила при деепри-частных оборотах

67

Практикум.

1

Урок закрепления

Комментир. работа

68

Раздельное написание НЕ с деепричастиями.

1

Урок усвоения новых знаний

Работа по карточкам

Знать правило написания НЕ с деепричастиями.

Обосновывать выбор написания Не с деепри-частиями

Уметь сопоставлять правописание НЕ с деепричастиями, причастиями и гла-голами

69

Самостоятельная работа

1

Урок закрепления

Провер.работа

Знать, что такое деепричастный оборот и правила выделения его запятыми на письме;

правило написания НЕ с деепричастиями

Уметь находить дее-причастия, деепри-частные обороты, определять их гра-ницы, применять пунктуационные правила при деепри-частных оборотах; правильно писать НЕ с деепричастиями


70

Деепричастия несовершенного вида.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать способы образования деепричастий

Уметь образовывать деепричастия, сохра-няя вид, применять орфограмму «Глас-ная перед суффиксом деепричастия»

71

Деепричастия совершенного вида.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать способы образования деепричастий

Уметь образовывать деепричастия, сохра-няя вид, применять орфограмму «Глас-ная перед суффиксом деепричастия»

72-73

р/р. Подготовка к сочинению по картине С.Григорьева «Вратарь». Написание сочинения

2

Урок Р/Р, написа-ние сочи-нения в жанре рассказа

Сочи-нение-рас-сказ

Знать приемы систематизации материала

Уметь излагать мы-сли на заданную те-му, создавать рас-сказ-описание, вклю-чая описание дейст-вий, выбирая языко-вые средства

74

Морфологический разбор деепричастия.

1

Урок изучения нового, практи-кум

Мор-фоло-гический раз-бор

Знать порядок морф. разбора деепричастия,

Уметь распознавать дее-причастие по суффиксам, отличать от других частей речи

Уметь обобщать и систематизировать знания, выполнять морфологический разбор деепричастия

Уметь применять знания в речевой практике общения

75

Зачётный урок по теме «Деепричастие»

1

Урок контроля

Знать морфологические признаки, орфографию, нормы употребления деепричастия в речи и применять знания

Опознавать деепричастия по суффиксам, отличать от других частей речи, уметь безошибочно писать суффиксы в деепричастиях

Уметь обобщать и систематизировать знания, выполнять морфологический разбор деепричастия, находить деепричастия, определять роль деепричастий

Уметь применять знания в речевой практике общения

76

Повторение по теме «Деепричастие».

1

Урок повторе-ния и обобще-ния

Диктант «Про-верь себя», к/сл/д

Знать морфологические признаки, орфографию, нормы употребления деепричастия в речи и применять знания

Опознавать деепричастия по суффиксам, отличать от других частей речи, уметь безошибочно писать суффиксы в деепричастиях, правильно строить предложения с деепричастным оборотом, исправлять ошибки в речи

Уметь применять пунктуационные правила

77

Контрольная работа

1

Урок контроля

тест

НАРЕЧИЕ

78

Наречие как часть речи.

1

Урок усвоения новых знаний

Тренир. упражнения

Знать определение наречия, общее значение, морфологич. признаки и синтаксич. роль наречий.

Уметь опознавать наречия в предло-жении на основе учета их граммати-ческого значения, морфолог. признаков и синтаксической роли в предложении

Расширять речевую компетентность

79-80-81

Смысловые группы наречий.

3

Урок усвоения новых знаний

Рабо-та с таблицами

Знать значения, выражаемые наречиями.

Уметь находить в тексте наречия и определять их значения.

82

р/р Описание картины И.Попова «Первый снег» (у)

1

Урок развития речи

Работа над описанием картины

Знать приемы систематизации материала

Уметь излагать мы-сли на заданную те-му, создавать рас-сказ-описание, вклю-чая описание дейст-вий, выбирая языко-вые средства

83-84

Степени сравнения наречий.

2

Урок усвоения новых знаний

Словарно-орфо. диктант

Знать способы образования сравнит. и превосх. степени наречий, синтаксич. роль наречий в предложении.

Уметь образовывать наречия сравнит. степени, определять их синтаксич. роль, отличать сравнит. степень наречия от сравнит. степени прилаг.

85

Морфологический разбор наречия.

1

Урок изучения нового, практикум

Пров.работаморфологический разбор

Знать план и образец морфологического разбора наречия как части речи.

Уметь характеризо-вать наречие как неизменяемую часть речи, соотносимую с сущ., прилаг., числит., глаголами

86-87

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на - О и -Е.

2

Урок изучения нового, практикум

Знать условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с наречиями

Уметь применять на практике изученное правило

88

Практикум.

1

Урок закрепления

Смысловые группы наречий.

Уметь применять на практике изученное правило

89

Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицат. наречий.

1

Урок изу-чения но-вого, пра-ктикум

Ком. пись

мо

Знать условия выбора на письме буквы Е в приставке НЕ- и буквы И в приставке НИ-.

Уметь писать НЕ и НИ с разными частями речи

90-91

Одна и две буквы Н в наречиях.

2

Урок усвоения новых знаний

Знать условия выбора написания Н и НН

Уметь писать слова с Н и НН

92-93

Диктант и его анализ (или проверочная работа)

2

Урок контроля

Урок коррекции

диктант

Совершенствовать навыки лингвистического разбора; Знать условия выбора написания Н и НН условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с наречиями, способы образования сравнит. и превосх. степени наречий, синтаксич. роль наречий в предложении

94

р/р. Описание действий.

1

Уроки Р/Р, напи-сание со-чинения

Сочи-нение

Показать значение наречий при описании действий

Уметь писать сочинение-описание действий

Совершенствовать навыки монологической речи

95

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.

1

Урок усвоения новых знаний

Объясн.

диктант

Знать условия выбора и написания букв О и Е после шипящих на конце наречий.

Уметь писать О и Е после шипящих в разных частях слова и разных частях речи

96

Буквы О и А на конце наречий.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать условия написания суффиксов наречий

Уметь писать наречия с суффиксами -О и -А

97

Практикум «Правописание наречий»

1

Урок закрепления

Знать условия выбора и написания букв О и Е, после шипящих на конце наречий, О и А

Уметь писать наречия с суффиксами -О и -А, О и Е

98-99

р/р. Описание картины Е.Н.Широкова «Друзья».

2

Урок Р/Р, написа-ние сочинения

сочинение

Совершенствовать навыки описания картины

Уметь составлять рассказ по предложенной картине

Развивать воображение учеников

100-101

Дефис между частями слова в наречиях

2

Урок усвоения новых знаний

Знать о постановке дефиса в наречиях и других частях речи, объяснять условия выбора орфограммы, закрепить навыки самост. работы

Уметь различать слитные, дефисные и раздельные написания наречий

102

Практикум «Дефис между частями слова в наречиях».

1

практи-кум

Сам. работа в групп-пах

Знать о постановке дефиса в наречиях и других частях речи, объяснять условия выбора орфограммы, закрепить навыки самост. работы

Уметь различать слитные, дефисные и раздельные написания наречий

103-104

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

2

Урок усвоения новых знаний

Работа с таблицей, слов. работа

Знать закономерности слитного и раздельного написания наречий, уметь применять знания по морфологии к написанию наречий

Уметь грамотно писать наречия, отличать наречия от сочетаний именных частей речи с предлогами

105

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

1

Урок усвоения новых знаний

Контр. орфоэпический

диктант

Знать условия выбора написания Ь в наречиях и других частях речи после шипящих

Уметь писать слова с основой на шипящий

106

Обобщение по теме «Наречие»

1

Урок повторе-ния, урок теоретических и практич. работ

Диктант «Про-верь себя»

Знать изученный материал, закономерности дефисного, слитного и раздельного написания наречий, уметь применять знания по морфологии к написанию наречий

Знать изученный материал, проверить навыки грам. разбора

Уметь применять знания на практике

107

Практическая работа по теме

«Наречие».

1

Урок-практи-кум

Самост. работа

Уметь применять знания на практике

108

Контрольный диктант

1

Урок проверки знаний

(тест)

Знать изученный материал, проверить орфографические и пунктуационные навыки, навыки грам. разбора

Уметь применять знания на практике

109

Зачётная работа по теме «Наречие»

1

Урок контроля

беседа

Знать орфограммы проверить орфографические и пунктуационные навыки, навыки грам. разбора

Уметь применять знания на практике


КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ

110

Категория состояния как часть речи.

Категория состояния и другие части речи

1

Урок усвоения новых знаний

Знать о категории состояния как о самостоятельной части речи

Уметь отличать категорию состояния от прилагательных и наречий

111

р/р. Употребление слов категории состояния в художественной речи.

1

Урок Р/Р, написа-ние изло-жения

Анна-лиз текста

Показать роль слов категории состояния в художественной речи

Уметь писать сжатое изложение

Умение отстаивать свою точку зрения с помощью аргументов

Ознакомить с научными заслугами А.Х.Востокова

112

Морфологический разбор категории состояния.

1

Урок изучения нового, практи-кум

Мор-фоло-гичес-кий разбор

Знать порядок морфологического разбора

Уметь разбирать категорию состояния как часть речи

Совершенствовать навыка анализа и пересказа текста

113

р/р Сочинение на лингвистическую тему

1

Урок р/р

Знать план построения сочинения на лингвистическую тему

Уметь подбирать аргументы к тезису

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

114

Самостоятельные и служебные части речи. Предлог как часть речи.

1

Урок повторительно-обобщающий. Комбинир

Знать самостоятельные и служебные части речи, их различие, роль в тексте,

Знать предлог как служебную часть речи, отличие его от омонимичных приставок; роль предлога в сл/соч и в предложении.

Уметь определять морфологическую природу слова, отличать предлоги от омонимичных им приставок

Уметь различать предлоги и прис-тавки, определять роль предлогов в сл/соч и в предл-и.

115

Употребление предлогов.

1

Урок усвоения новых знаний

Работа с перфокар-той

Знать о многозначности предлога, способности предлога в разных словосочетаниях выражать разные отношения, об употреблении предлога с сущ., местоим., числ.

Уметь употреблять предлоги в сл/соч со связью предложного управления, пользо-ваться предлогами-синонимами и многозначными предлогами для выражения различных смысло-вых отношений

116-117

Непроизводные и производные предлоги.

2

Урок усвоения новых знаний

Работа с перфокар-той

Знать производные и непроизводные предлоги, соотносимые с формами других частей речи.

Уметь отличать про-изводные предлоги от омонимичных частей речи, прави-льно употреблять производные пред-логи в речи.

118

Простые и составные предлоги.

Морфологический разбор предлога.

1

Урок усвоения новых знаний

Провер. работа

Знать простые и составные предлоги (по разряду), .

Знать порядок и образец морфологического разбора предлога.

Уметь разбирать морфологически предлоги.

119-120

р/р. Подготовка к сочинению по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа». Написание сочинения

2

Урок Р/Р, написа-ние сочи-нения

Сочи-нение-репор-таж

Уметь писать сочинение повествовательного характера с элементами худож. описания, использовать изобразительные средства языка

Уметь писать сочи-нение по картине в жанре репортажа

121-122

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

2

Урок усвоения новых знаний

Урок закрепле-ния

Знать условия слитного и раздельного написания производных предлогов.

Уметь отличать производные предлоги от омонимичных частей речи, правильно писать их

Уметь верно писать производные предлоги

123

Практическая работа по теме «Слитное и раздельное написание производных предлогов»

1

Урок контроля

тест

Уметь безошибочно писать производные предлоги, отличать их от созвучных словосочетаний

Уметь правильно употреблять предлоги в речи и на письме

124

Союз как часть речи.

1

Урок изучения нового, смешанный

Знать союз как часть речи, его роль в предложении и в тексте.

Уметь различать союзы и предлоги, ставить знаки препи-нания при однород-ных членах и в слож-ном предложении

125

Простые и составные союзы.

1

Урок изучения нового, смешан-ный

Знать простые и составные союзы по строению, его роль в предложении.

Уметь определять роль союзов в предложении, строить предложения, используя союзы

126

Союзы сочинительные и подчинительные.

1

Урок изучения нового, смешанный

Знать о делении союзов на сочинит. и подчинит.союзы и их назначении.

Уметь разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложные предложения

127

р/р. Употребление сочинительных и подчинительных союзов в художественной речи.

1

р/р

Сочи-нение

Написать лингвистич. сочинение

Уметь употреблять сочинительные и подчинительные союзы

128-129

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.

2

Урок изучения нового, практи-кум

Знать о постановке запятой в сложном предложении.

Уметь разграничивать соч. и подчин. союзы

Уметь различать сложные предло-жения и предло-жения с однород-ными членами (особенно с союзом И) и правильно ставить знаки препи-нания между ними; различать виды свя-зи (сочинительную и подчинительную), интонационно выделять различные синтаксические конструкции.

130-131

Сочинительные союзы.

2

Урок усвоения новых знаний

Создание текста

Знать группы сочинит. союзов и их значение, назначение.

Уметь выбирать союз в соответствии с его значением

132-133

Подчинительные союзы.

2

Урок усвоения новых знаний

Контр. орфограф. диктовка

Знать группы подчинит. союзов, их назначение.

Уметь производить синонимическую замену синтаксических конструкций

Уметь выбирать союз в соответствии с его значением

134

Практикум. Морфологический разбор союза.

1

Урок-практи-кум

Мор-фоло-гичес-кий разбор

Знать порядок морфологического разбора союза, безошибочно определять разряд союза.

Уметь разбирать союз как часть речи, определять смысло-вые отношения меж-ду частями сложных предложений

135

р/р. Сочинение-рассуждение о книге.

1

Урок Р/Р, написа-ние сочине-ния-рас-суждения

Сочи-нение-рас-суждение

Знать структуру текста-рассуждения

Уметь аргументировать свою точку зрения, исполь-зовать синтаксич. конструк-ции с разными группами союзов

Уметь писать сочинение-рассуж-дение

136-137

Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ.

2

Урок усвоения новых знаний

Знать условия различения на письме союзов тоже, также, чтобы, зато и наречий и местоимений. с частицами то, же, бы.

Уметь писать союзы и омонимичные части речи, отличать их друг от друга

138

Обобщающий урок по теме «Союз».

1

Урок пов-торения, выполне-ние практич. Упражне-ний

Контр. Слов.я диктовка, граф. Д.

Знать изученный материал, опознавать союзы, уметь применять правила на письме

Уметь подбирать материал, обобщать знания по теме, различать сочинительные и подчинительные союзы

139

Контрольный урок по теме «Предлог» и «Союз».

1

Урок контроля

(тест)

Уметь систематизировать, обобщать знания, опознавать предлоги и союзы, правильно их писать

Соблюдать орфографические и пунктуационные нормы на письме

140

Зачётный урок по теме «Союз»

1

Урок контроля

опрос

Знать изученный материал, опознавать союзы

Уметь писать союзы, различать сочинительные и подчинительные союзы

141

Частица как часть речи.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать об отличии частиц от знаменательных частей речи, о сходстве и отличии от служебных частей речи.

Уметь отличать частицы от других частей речи

142

Разряды частиц. Формообразующие частицы.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать формообразующие частицы

Уметь распознавать формообразующие частицы,отличать частицы от других частей речи.

143-144

Смысловые частицы.

2

Урок усвоения новых знаний

К/сл/д

Знать модальные частицы; богатство оттенков значе-ний модальных частиц.

Уметь различать от-тенки значения час-тиц.

145

Раздельное и дефисное написание частиц.

1

Урок изучения нового, практи-кум

Знать о раздельном и дефисном написании частиц

Уметь писать частицы. Отличать частицы от других частей речи

146

р/р. Устное сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень».

1

Урок Р/Р, написа-ние сочи-нения в жанре устного выступле-ния

уст-ное выс-тупление

Знать структуру текста-описания

Уметь аргументировать свою точку зрения, исполь-зовать синтаксич. конст-рукции с разными группами союзов

Уметь написать сочинение и выступить с ним перед классом

147

Морфологический разбор частицы.

1

Урок изучения нового, практи-кум

Мор-фол. разбор

Знать порядок разбора частицы.

Уметь определять грамм. признаки час-тиц.

148-149

Отрицательные частицы НЕ и НИ.

2

Урок усвоения новых знаний

Диктант «Проверь себя»

Знать отрицательные частицы, их роль и смысловые значения НИ, различать частицу НЕ и НИ и правильно писать их на письме

Уметь правильно писать слова с частицами НЕ и НИ

150

Различение частицы и приставки НЕ

1

Урок усвоения новых знаний

Диктант «Проверь себя», к/сл/д

Знать правила написания НЕ с разными частями речи,

Уметь различать отрицат частицы НЕ-НИ, правильно употреблять их в речи в соответствии со значением

Уметь систематизи-ровать и обобщать изученное ранее (слитно-раздельное написание НЕ, выде-ление значимых час-тей слова).


151

Практическая работа по теме «Различение частицы НЕ и приставки НЕ»

1

Практи-кум

Знать структуру текста-рассуждения

Уметь аргументировать свою точку зрения, исполь-зовать синтаксич. конст-рукции с разными группами союзов

Уметь применять обобщённые знания о случаях написания частиц с разными частями речи

152 -153

р/р. Сочинение-рассказ по данному сюжету.

2

Написа-ние сочи-нения в жанре рассказа

Сочи-нение-рас-сказ

Уметь определять основную мысль высказывания, рас-

пространять текст элемен-

тами описания, правильно выражать свои мысли

Уметь писать сочинение в жанре рассказа

154

Частица НИ, приставка НИ, союз НИ-НИ.

1

Урок усвоения новых знаний

Диктант «Про-верь себя»

Уметь различать частицу НИ, приставку НИ, союз НИ-НИ, выбирать правиль-ное, конструировать предложения с данными членами

Уметь различать и правильно писать НИ - частицу, союз, приставку.

155

Обобщение по теме «Частица»

1

Урок повторе-ния, смешан-ный

Уметь использовать частицы для выражения отношения к действительности и передачи разных смысловых оттенков

Уметь правильно писать частицы.

156

Контрольная работа.

1

Урок контроля

(тест).

Уметь различать предлог, союз, частицу, употреблять их в тексте как средство связи

Уметь безошибочно писать производные предлоги, отличать союза ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО, ЧТОБЫ от созвуч-ных сочетаний слов




МЕЖДОМЕТИЕ 2ч

157

Междометие как часть речи. Звукоподражательные слова.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать о междометии как части речи, назначении в языке, употреблении в роли других частей речи.

Уметь выразительно читать предложения с междометиями и звукоподражательными словами

Уметь употреблять междометия в роли других частей речи, распознавать междометия, ставить знаки препинания при них, исполь-зовать звукоподра-жательные слова в речи

158

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать об отличии междометия от знаменательных и служебных частей речи, о дефисном написании междометий и о постановке знаков препинания в предложениях с междометиями.

Уметь отличать междометия от знаменательных и служебных частей речи, писать меж-дометия и расстав-лять знаки препина-ния в предложениях с междометиями.

ПОВТОРЕНИЕ 13ч

159

Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи.

1

Урок повторе-ния и система-тизации, семинар


Словарный дик-тант

Знать определения основных языковых явле-ний, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.

Уметь

производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами; составлять предложения с причастными и дееприч оборотами; соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала;

находить в словах изученные орфограм-мы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограм-мами; находить и исправлять орфогра-фические ошибки;

правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверямыми орфограммами;

выделять запятыми причастные обороты (стоящие после сущ.), деепричастные обороты;

адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на до-ступные темы; соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала;

находить в словах изученные орфо-граммы, обосновывать их написание

уметь анализировать предложения, давать им характеристику, объяснять знаки препинания

160

Фонетика. Графика.

1

Уроки совершенство-вания ЗУН, уроки практических работ

Диктант «Проверь себя»

Знать определения основных языковых явле-ний, речеведческих понятий, орфографичес-ких и пунктуационных правил.

161

Лексика и фразеология.

1

К/сл/д

Знать определения основных языковых явле-ний, речеведческих понятий, орфографи-ческих и пунктуацион-ных правил.

162

Морфемика. Словообразование.

1

Рабо-та в груп-пе

Знать определения основных языковых явле-ний, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.

Знать правила написания слов

Знать определения основных языковых явле-ний, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил

163-164

Морфология.

2

Ком.

пись

мо

165-166

Орфография.

2

тест

167-168

Синтаксис.

2

Ана-лиз пред-ложе-ний

169-170

Пунктуация.

2

Анна

лиз пред-ложе-ний

171 - 172

Контрольный диктант и его анализ.

2

диктант

173

Итоги учебного года.

1



Резерв

2(+2)



28

© 2010-2022