Разработка урока по литературному чтению на тему

Тип урока: урок закрепления и систематизации знаний, умений и навыков.  Форма урока: урок-семинар. Цели и задачи урока: 1.      Знать основные сведения из жизни писателя, углубить знания о жанре литературной сказки, сопоставлять характеры героев,выявлять мотивы их поступков; сделать вывод, чему учит эта сказка; 2.      Развивать самостоятельность, умение выразить мысль, высказать согласие (несогласие) с чужой мыслью;  сотрудничать в группе;  3.      Воспитывать желание следовать высоким нравстве...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения «Петр Павлович Ершов. Сказка «Конек-Горбунок»

Разработка урока по литературному чтению на тему




Л.А.Мырзаева, учитель русского языка и литературы средней школы №251 им.М.Ауэзова с. Байгекум Шиелийского района Кызылордаинской области

Цели и задачи урока:

  1. Знать основные сведения из жизни писателя, углубить знания о жанре литературной сказки, сопоставлять характеры героев, выявлять мотивы их поступков; сделать вывод, чему учит эта сказка;

  2. Развивать самостоятельность, умение выразить мысль, высказать согласие (несогласие) с чужой мыслью; сотрудничать в группе;

  3. Воспитывать желание следовать высоким нравственным идеалам, прививать любовь к чтению.

Тип урока: урок закрепления и систематизации знаний, умений и навыков.

Форма урока: урок-семинар.

Методы и приемы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский; пересказ, беседа, работа с карточками, блиц-опрос, словарная работа.

Оборудование: мультипроектор, экран, портрет П.П.Ершова, иллюстрации к сказке "Конек-Горбунок", карточки с заданиями.

Ход урока:

I.Организационный момент.

1.Приветствие.

2.Психологический настрой на урок.

Повернитесь все друг к другу,

И пожмите руки другу.

Руки вверх все поднимите,

И вверху пошевелите.

Крикнем весело: "Ура!"

Нам урок начать пора!

II.Вступительное слово учителя.

Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня урок литературы пройдет в необычной форме. У нас будет урок-семинар по сказке Петра Павловича Ершова "Конек-Горбунок". Проведем мы семинар с целью выяснить для себя, почему сказку "Конек-Горбунок" называют русской народной, хотя у ней есть автор Петр Павлович Ершов? Чем покорил читателей этот писатель? Чему научила нас сказка "Конек-Горбунок"?

III.Закрепление пройденного.

- Перед тем, как приступить к анализу сказки "Конек-Горбунок", давайте выслушаем ученика-биографа, подготовившего небольшое сообщение о жизни и творчестве писателя, создавшего такое уникальное произведение.

Сообщение «биографа» о жизни и творчестве П.П.Ершова.

Пётр Павлович Ершов родился 6 марта 1815 года в маленькой сибирской деревне Безруково Тобольской губернии. Отец его часто менял места службы, поэтому семья много переезжала. Маленькому Петруше на всю жизнь запомнились долгие зимние вечера на ямских станциях и сказки, сказки, сказки... Мастерами рассказывать их были многие сибиряки.

В 1824 году Петю вместе с братом Николаем отдали в гимназию в Тобольске. Он учился легко, даже обгоняя своего старшего брата, вечно что-то напевая и приду­мывая разные небылицы, чтобы скучные уроки были интереснее. Когда он закончил гимназию, то отправился в Петербург и поступил на философско-юридический факультет Петербургского университета.

Однажды на курс, где учился Пётр Ершов, пришел профессор Пётр Алексеевич Плетнев, который преподавал российскую словесность, и вместо лекции к огромному удивлению студентов, прочитал... сказку. А автор, которому исполнилось всего девятнадцать лет, сидел и погибал от смущения и радости. В ответ на аплодис­менты Плетнев указал на студента Ершова. В том же году сказку - а это и был "Конек-горбунок" - напечатали в журнале "Библиотека для чтения".

В 1834 году Ершов окончил университет, вернулся в родной Тобольск и стал работать учителем в той же гимназии, которую окончил сам.

Сам Пётр Павлович говорил, что не придумал ничего нового, а просто хорошо пе­ресказал народную сказку. Но это не так! Да, в русских сказках есть и герой - добрый молодец, и вздорный царь, и красавица царевна. Но у Ершова все эти знакомые герои имеют свое лицо, о них рассказано с улыбкой и юмором.

"Конька-горбунка" перевели на многие языки мира - английский, французский, немецкий, польский… и даже на японский! Когда из печати вышло четвертое издание сказки, Ершов писал: "Конек мой снова поскакал по всему русскому царству. Счастливый ему путь". С тех пор вышло не четыре, а более ста семидесяти изданий "Конька-горбунка", и конек продолжает скакать по миру, удивляя всех от мала до велика весельем и удалью, юмором и необыкновенными приключениями.

Кажется, эта сказка существовала всегда. Кажется, её сочинил народ. Но нет - сказке в мае 2014 года исполнилось 180 лет. И автор у неё есть - Пётр Павлович Ершов. Этих фактов многие не знают. Но сказка - «Конёк-горбунок» - известна всем.

Слово учителя:

- Девятнадцатилетного автора "Конька-Горбунка" в Петербурге называли "жар-птицей из холодных краев". Большую часть жизни провел писатель в городе Тобольске, считавшемся в ХIХ веке сибирской столицей. Там он после окончания Петербургского университета работал преподавателем, а затем и директором Тобольской гимназии, писал стихи, пьесы, поэмы, рассказы.

- А теперь пришла очередь испытать наших знатоков и всех вас, насколько хорошо вы знакомы с текстом. Объявляется "Конкурс знатоков."

3. "Конкурс знатоков". Цель этого конкурса состоит в том, чтобы выяснить, насколько хорошо вы знакомы с текстом. Для этого вы должны внимательно рассмотреть иллюстрации к сказке, найти и прочитать соотвествующие к ним отрывки.

Разработка урока по литературному чтению на темуРазработка урока по литературному чтению на тему

Разработка урока по литературному чтению на темуРазработка урока по литературному чтению на тему




4. Викторина по сказке "Конек-Горбунок":

1.Откуда у Ивана появился Конек-Горбунок?

(Это подарок от кобылицы, которую поймал на своем поле Иван)

2.Опишите,как выглядел Конек-Горбунок.

(Это конек ростом три вершка (вершок равен 4 см)да с аршинными ушами (аршин равен 71 см),наспине с двумя горбами)

3.Однажды Иван - дурак нашел перо Жар-птицы и взял его, хотя Конек-Горбунок и предупреждал его, что много не покоя принесет оно с собою. Кто сообщил царю о том, что у Ивана есть перо Жар-птицы? (Спальник - слуга царя)

4.За что рыба - кит несла свое мучение?

(За то, что "без божия веленья проглотила среди морей три десятка кораблей")

5.Какое последнее задание получил Иван?

(искупаться в кипящем молоке, горячей и холодной воде)

6.Как оно закончилось для Ивана и Царя?

(Иван стал красавцем, а Царь сварился)

7.Почему царь сварился в котле, а Иван нет?

(Ивану помогал Конек-Горбунок)

8.Чем заканчивается сказка?

(Иван женится на Царь-девице и становится царём)

5.Литературная "арифметика"
ива + волны - вол - ы + сушка - с = герой сказки "Конёк-горбунок"

Вера-в-а+школа-к-ла+в=автор сказки

6.Работа группы экспертов. Анализ характерных черт Ивана - главное героя сказки.

- Группе экспертов было дано задание составить список характерных черт, присущих Ивану.

Прошу зачитать его вслух. (добрый, честный, бескорыстный, умный, сообразительный, хитрый, веселый, жизнерадостный, простодушный, верный в дружбе).

-Что помогло писателю создать такой образ? (чтение былин, сказок, русских потешек.)

7.Обобщение работы экспертов:

Вот такой положительный герой, собирательный образ простудушного паренька из России, смог преодолеть многое, и за это был награжден по заслугам. Рядом с ним был верный друг, удивительное создание - Конек-Горбунок. Какова же награда была Ивану, какие испытания преодолел он, чтобы стать царем?

8.Работа аналитиков.

Аналитики, выскажите свое мнение, чему учит всех эта сказка?

Примерные высказывания учеников.

  • Эта сказка учит многому. Во-первых, тому, что жадность ни к чему хорошему не приведёт. Всё ,что желал царь - выполнял Иван, а это несправедливо. За свою жадность царь был наказан: он сварился в котле. Во-вторых, в этой сказке добро побеждает зло. Иван за свою доброту был вознагражден, он стал царем.

  • Сказка П.Ершова "Конек-Горбунок" учит нас доброте, честности и справедливости. В сказке говорится о том, что простодушное терпение увенчается великим возмездием на земле. А необузданные желания губят человека.

IV.Обобщение

- Петр Павлович Ершов написал всего одну сказку, зато какую! Пушкин после прочтения "Конька…" сказал, что этот род сочинительства он может оставит", потому что есть продолжатель русскиях народных литературных традиций. Прошло более 170 лет с момента первой публикации сказки, а она остается любимой и всеми читаемой.

V.Итог урока.

- По сказке П.П.Ершова "Конек-Горбунок" режиссер Иван Петрович Иванов - Вано в 1974 году создал замечательный мультипликационный фильм, который является первым российским рисованным полнометражным мультфильмом. И.П.Иванов-Вано был одним из энтузиастов отечественного анимационного кино, и начал снимать мультфильмы еще в 1925 году.

В благодарность за ваш сегодняшний творческий труд мы посмотрим отрывок из мультфильма "Конек-Горбунок"7

VI.Дача домашнего задания.

- Написать эссе "Мой любимый герой"

VII.Оценивание знаний учащихся.

© 2010-2022