- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа факультативного курса Комплексный анализ текста
Программа факультативного курса Комплексный анализ текста
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Прошина Е.Ю. |
Дата | 11.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса «Комплексный анализ текста» является модифицированной, составлена на основе программы для 5-9 классов «Основы русской словесности (От слова к словесности)» (автор Р.И. Альбеткова), «Развитие связной речи. 5-9 класс» (автор Е.И. Никитина): («Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы». Сост. Л.М. Рыбченкова. - М.: Дрофа, 2002) с учѐтом изучения русского языка по базовым программам и в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования МОУ «Серебряно-Прудская СОШ имени маршала В.И. Чуйкова».
Рабочая программа факультативного курса «Комплексный анализ текста» ориентирована на учащихся 9 классов.
Рабочая программа факультативного курса «Комплексный анализ текста» ориентирована на 34 часа, по 1 уроку в неделю, что соответствует базисному плану школы.
Общая характеристика факультативного курса
Компетентностный подход к обучению русскому языку требует формирования коммуникативной, языковой и культурологической компетенции. Коммуникативная
компетенция предусматривает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся. Это потребовало усиления практической направленности преподавания русского языка и литературы.
Идея личностно ориентированного и конгнитивно-коммуникативного обучения позволила использовать опыт ученика, интегрировать знания.
Факультативный курс для 9 классов «Комплексный анализ текста», объединяющий подготовку по русскому языку, культуре речи и литературе, даѐт возможность каждому ученику реализовать свои возможности и коммуникативные способности, развить готовность к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению,
сотрудничеству, является частью предпрофильной подготовки.
Описание ценностных ориентиров содержания факультативного курса «Комплексный анализ текста»
-
Формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;
-
Развитие мотивации личности к познанию через создание условий для развития ребенка;
-
Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности образовательной области «Филология»;
-
формирование практической грамотности, языковой и речевой компетенции обучающихся;
-
Адаптация учеников к новой форме государственной итоговой аттестации, обеспечение эмоционального благополучия ученика.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения факультативного курса «Комплексный анализ текста»
В результате изучения курса учащийся должен
знать/понимать
- смысл понятий: сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового, художественного стилей;
- особенности основных жанров научного, публицистического,
официально-делового, художественного стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов
(повествования, описания, рассуждения);
- приемы сжатия текста;
уметь
- осмысленно применять на практике орфографические и пунктуационные правила и обоснованно объяснять выбор написания;
- проводить речеведческий анализ текста;
- выделить тему и основную мысль абзаца;
- обозначать ключевые слова абзаца;
- определять тему, основную мысль текста, микротемы, функционально- смысловой тип и стиль речи;
- анализировать структуру и языковые особенности текста;
- осуществлять разные виды языкового анализа;.
- создавать речевое высказывание на предложенную тему с учетом
заданной речевой ситуации, создавать текст на основе предложенного;
- писать сжатое изложение.
Содержание факультативного курса «Комплексный анализ текста»
Введение
Текст
Типы связей в тексте
Типы текстов
Выразительные средства языка
Рецензия, эссе как виды творческих работ
Композиция и план текста
График проведения практических и контрольных работ по курсу
№
Вид работы
Дата по плану
Фактическая дата
1
Практическая работа
2
Практическая работа по теме: «Средства выразительности в тексте»
3
Практическая работа
4
Тестирование
5
Контрольная работа «Комплексный анализ текста»
6
Контрольная работа «Комплексный анализ текста»
Календарно-тематическое планирование факультативных занятий по курсу «Комплексный анализ текста» в 9 А классе
№
Тема урока
Кол-во
часов
Дата по плану
Фактическая дата
1
Введение. Цели и содержание курса «Комплексный анализ текста»
1
2
Ключевые понятия текста.
1
3
Признаки текста
1
4
Средства и способы связи предложений в тексте
1
5
Семантические и ассоциативные связи частей
1
6
Цепная и параллельная связи
1
7
Типы речи: описание, повествование и рассуждение
1
8
Практическая работа
1
9
Средства выразительности в тексте.
1
10
Выразительные средства фонетики
1
11
Выразительные средства лексики и фразеологии
1
12
Тропы
1
13
Выразительные средства морфологии и словообразования
1
14
Выразительные средства синтаксиса
1
15
Практическая работа по теме: «Средства выразительности в тексте»
1
16
Анализ и информационная переработка исходного текста
1
17
Рецензия и эссе как вид творческой работы
1
18
Композиция (план) сочинения
1
19
Работа с тезисом сочинения
1
20
Построение рассуждения. Тезис. Аргументы. Вывод
1
21
Анализ образцов сочинений и эссе
1
22
Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
1
23
Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
1
24
Практическая работа
1
25
Тестирование
1
26
Повествовательные тексты. Описание по памяти.
1
27
Эпиграф
1
28
Цитата
1
29
Реминисценция
1
30
Использование фольклорных жанров
1
31
Жанры лироэпических произведений
1
32
Жанры лироэпических произведений
1
33
Контрольная работа «Комплексный анализ текста»
1
34
Контрольная работа «Комплексный анализ текста»
1
Материально-техническое обеспечение факультативного курса
1. Учебно-методическая литература
1. А.Б. Малюшкин. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 8 класс. Творческий центр. Москва. 2006.
2. Т.М. Пахнова. Русский язык. Комплексная работа с текстом. Рабочая тетрадь. 9 класс. Издательство «Экзамен», Москва, 2004
3. Е.И. Никитина. Русская речь. Учебное пособие по развитию связной речи для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. Москва, «Просвещение», 1995.
4. А.Д. Дейкина. Раздаточные материалы по русскому языку. 9 класс. М. «Дрофа», 2004.
5. О.М. Крайник «Комплексный анализ текста». ФГБОУ ВПО «АлтГПА»
2. Технические средства обучения
-
Компьютер
-
Мультимедийный проектор
-
Музыкальный центр
-
Ресурсы интернет
РАССМОТРЕНО
на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы
протокол № 1 от 30.08.2014 года
3