- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды синтаксической связи
Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды синтаксической связи
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гардок Е.В. |
Дата | 13.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Класс _______________
Предмет_____________
Дата:
Тема: Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды синтаксической связи.
Цель: повторить синтаксис, пунктуацию, виды синтаксических связей.
Задачи:
1.Повторить синтаксис, пунктуацию, основные виды связей.
2.Развивать познавательную активность, формировать грамотную по всем нормам разговорную речь, совершенствовать навыки комплексного разбора текста.
3.Воспитывать бережное отношение и любовь к русскому языку.
Оборудование: учебник, раздаточный материал
Методы работы: устная, письменная
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
Ход урока
-
Организационный момент
Проверить готовность учащихся к уроку
-
Актуализация знаний.
Синтаксис как раздел науки о языке.
Синтаксис - раздел грамматики, изучающий структуру словосочетаний, формы и типы предложений и связи слов в предложении и словосочетании.
2) Словосочетание как синтаксическая единица.
Словосочетание - соединение двух или более слов, связанных между собой грамматически и по смыслу.
Это минимальное грамматически связанное объединение слов, основная функция которого номинативная, т. е. назывная. Синтаксис словосочетания изучает синтаксические свойства отдельных слов и устанавливает правила их соединения с другими словами. Эти правила определяются грамматическими признаками слова как части речи и его лексическими значениями.
3) Виды словосочетаний по лексическому значению.
В зависимости от степени слияния компонентов словосочетания могут быть свободными и несвободными. В свободном словосочетании лексические значения входящих в него знаменательных слов сохраняются: портфель брата, писать письмо. Свободным словосочетаниям противостоят несвободные, в которых лексическая самостоятельность компонентов ослаблена или утрачена: сравните медвежья берлога - медвежья услуга.
4) Виды словосочетаний по структуре.
По структуре все словосочетания делятся на простые и сложные. Простые состоят из двух знаменательных слов: дождливая погода, читать журнал. Сложные словосочетания состоят из трёх и более знаменательных слов: посадить анютины глазки.
5) Типы словосочетаний в зависимости от лексико-грамматических свойств главного слова.
Все словосочетания в зависимости от лексико-грамматических свойств главного слова делятся:
- на именные с главным словом именем существительным / прилагательным / числительным / местоимением: выход из дома, необходимый всем, две старушки, кто-либо из нас;
- глагольные: читать книгу, предложить поиграть;
- наречные: очень красивый, далеко от города.
6) Структура словосочетаний. Словосочетание как строительный материал для предложений.
Предложение делится на словосочетания. В словосочетании слова связаны по смыслу и грамматически. Слово, от которого задают вопрос, называется главным. Слово, к которому задаётся вопрос, называется зависимым: На востоке наливается румяная заря. Словосочетания: заря (какая?) румяная; наливается (где?) на востоке.
Пунктуация.
Пунктуация - это раздел науки о языке, изучающий знаки препинания, и правила их постановки.
Назовите виды связи в предложении. (Сочинительная, подчинительная)
-
Повторение и закрепление изученного
Тренировочные упражнения.
1) Спишите, обозначая крестиком главное слово в словосочетании. Задайте вопрос к зависимому слову.
Слушать учителя, выполнить аккуратно, отвечать у доски, восхищаться ответом, начало урока, домашним заданием, о письменной работе, с правильной речью.
2) Составьте словосочетания. Обозначьте главное и зависимое слово.
Перед (утренняя заря), осенним (воздух), в пустынной (степь), встретиться (друзья), стремиться (знания), отправиться (поход), участвовать (самодеятельность), восхищаться (пение).
2. Выборочное списывание.
Выпишите из предложений словосочетания с глаголом в роли главного слова.
Светает. Я беру вёсла и иду к реке. Цепной пёс Дивный спит у калитки. Он бьёт хвостом по земле, но не подымает головы. Дивный давно привык к моим уходам на рассвете. Он только зевает мне вслед и шумно вздыхает.
Я отплываю в туман.
(К. Паустовский)
3. Трансформация словосочетаний.
Замените словосочетание «существительное + существительное» синонимичным словосочетанием «прилагательное + существительное» и наоборот.
Образец. Дом из дерева - деревянный дом.
Ограда из камня, занятия музыкой, человек дела, боль в голове, неопределённость в ответе, сад при школе; каменный забор, шёлковое платье, железная крышка, садовые цветы, кожаная обувь.
*** Творческая работа.
Запишите предложения, вставляя недостающие слова.
В синтаксисе изучаются словосочетания и … Правильно употреблять знаки препинания учит … Мы начали изучать … и …
4.Диктант с грамматическим заданием.
Запишите текст, устанавливая нужные связи слов.
Писатель И. С. Соколов-Микитов хорошо знал (русская природа). Он написал много рассказов о (лес, его обитатели, цветы и травы). Наблюдал, как живут (дерево), изучал повадки (звери и птицы) в пору (весеннее цветение и осенний листопад), в (зимняя стужа) и летний зной.
-
Подведение итогов.
Что такое синтаксис?
Что такое пунктуация?
Дайте полную характеристику словосочетаниям.
Дайте полную характеристику предложениям.
-
Домашнее задание _________________________________________
Второе упр. ***