Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды синтаксической связи

Тема: Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды синтаксической связи.Цель: повторить синтаксис, пунктуацию, виды синтаксических связей.Задачи: 1.Повторить синтаксис, пунктуацию, основные виды связей.2.Развивать познавательную активность, формировать грамотную по всем нормам разговорную речь, совершенствовать навыки комплексного разбора текста.3.Воспитывать бережное отношение и любовь к русскому языку.Оборудование: учебник, раздаточный материалМетоды работы: устная, письменнаяФормы работы: индивид...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс _______________

Предмет_____________

Дата:

Тема: Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды синтаксической связи.

Цель: повторить синтаксис, пунктуацию, виды синтаксических связей.

Задачи:

1.Повторить синтаксис, пунктуацию, основные виды связей.
2.Развивать познавательную активность, формировать грамотную по всем нормам разговорную речь, совершенствовать навыки комплексного разбора текста.
3.Воспитывать бережное отношение и любовь к русскому языку.

Оборудование: учебник, раздаточный материал

Методы работы: устная, письменная

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Ход урока

  1. Организационный момент

Проверить готовность учащихся к уроку



  1. Актуализация знаний.

Синтаксис как раздел науки о языке.

Синтаксис - раздел грамматики, изучающий структуру словосочетаний, формы и типы предложений и связи слов в предложении и словосочетании.

2) Словосочетание как синтаксическая единица.

Словосочетание - соединение двух или более слов, связанных между собой грамматически и по смыслу.

Это минимальное грамматически связанное объединение слов, основная функция которого номинативная, т. е. назывная. Синтаксис словосочетания изучает синтаксические свойства отдельных слов и устанавливает правила их соединения с другими словами. Эти правила определяются грамматическими признаками слова как части речи и его лексическими значениями.

3) Виды словосочетаний по лексическому значению.

В зависимости от степени слияния компонентов словосочетания могут быть свободными и несвободными. В свободном словосочетании лексические значения входящих в него знаменательных слов сохраняются: портфель брата, писать письмо. Свободным словосочетаниям противостоят несвободные, в которых лексическая самостоятельность компонентов ослаблена или утрачена: сравните медвежья берлога - медвежья услуга.

4) Виды словосочетаний по структуре.

По структуре все словосочетания делятся на простые и сложные. Простые состоят из двух знаменательных слов: дождливая погода, читать журнал. Сложные словосочетания состоят из трёх и более знаменательных слов: посадить анютины глазки.

5) Типы словосочетаний в зависимости от лексико-грамматических свойств главного слова.

Все словосочетания в зависимости от лексико-грамматических свойств главного слова делятся:

- на именные с главным словом именем существительным / прилагательным / числительным / местоимением: выход из дома, необходимый всем, две старушки, кто-либо из нас;

- глагольные: читать книгу, предложить поиграть;

- наречные: очень красивый, далеко от города.

6) Структура словосочетаний. Словосочетание как строительный материал для предложений.

Предложение делится на словосочетания. В словосочетании слова связаны по смыслу и грамматически. Слово, от которого задают вопрос, называется главным. Слово, к которому задаётся вопрос, называется зависимым: На востоке наливается румяная заря. Словосочетания: заря (какая?) румяная; наливается (где?) на востоке.

Пунктуация.

Пунктуация - это раздел науки о языке, изучающий знаки препинания, и правила их постановки.

Назовите виды связи в предложении. (Сочинительная, подчинительная)


  1. Повторение и закрепление изученного

Тренировочные упражнения.

1) Спишите, обозначая крестиком главное слово в словосочетании. Задайте вопрос к зависимому слову.

Слушать учителя, выполнить аккуратно, отвечать у доски, восхищаться ответом, начало урока, домашним заданием, о письменной работе, с правильной речью.

2) Составьте словосочетания. Обозначьте главное и зависимое слово.

Перед (утренняя заря), осенним (воздух), в пустынной (степь), встретиться (друзья), стремиться (знания), отправиться (поход), участвовать (самодеятельность), восхищаться (пение).

2. Выборочное списывание.

Выпишите из предложений словосочетания с глаголом в роли главного слова.

Светает. Я беру вёсла и иду к реке. Цепной пёс Дивный спит у калитки. Он бьёт хвостом по земле, но не подымает головы. Дивный давно привык к моим уходам на рассвете. Он только зевает мне вслед и шумно вздыхает.

Я отплываю в туман.

(К. Паустовский)

3. Трансформация словосочетаний.

Замените словосочетание «существительное + существительное» синонимичным словосочетанием «прилагательное + существительное» и наоборот.

Образец. Дом из дерева - деревянный дом.

Ограда из камня, занятия музыкой, человек дела, боль в голове, неопределённость в ответе, сад при школе; каменный забор, шёлковое платье, железная крышка, садовые цветы, кожаная обувь.

*** Творческая работа.

Запишите предложения, вставляя недостающие слова.

В синтаксисе изучаются словосочетания и … Правильно употреблять знаки препинания учит … Мы начали изучать … и …

4.Диктант с грамматическим заданием.

Запишите текст, устанавливая нужные связи слов.

Писатель И. С. Соколов-Микитов хорошо знал (русская природа). Он написал много рассказов о (лес, его обитатели, цветы и травы). Наблюдал, как живут (дерево), изучал повадки (звери и птицы) в пору (весеннее цветение и осенний листопад), в (зимняя стужа) и летний зной.

  1. Подведение итогов.

Что такое синтаксис?

Что такое пунктуация?

Дайте полную характеристику словосочетаниям.

Дайте полную характеристику предложениям.

  1. Домашнее задание _________________________________________



















































Второе упр. ***


© 2010-2022