Чередование звуков. Беглые гласные

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КЛАСС:5 УРОК № 57

ТЕМА:Чередование звуков. Беглые гласные.

ТИП УРОКА:Урок ознакомления с новым материалом.

ЦЕЛЬ: познакомить с понятием «беглость гласных», с чередованием с нулём звука в одной и той же морфеме

ЗАДАЧИ УРОКА:

1. Образовательная;научить опознавать чередования гласных и согласных звуков при образовании и изменении слов в корне;

2. Воспитательная: прививать любовь к русскому языку через работу с толковыми и орфографическими словарями .

3.Развивающая:Способствовать развитию умения опознавать слова с беглыми гласными о, е в разных морфемах; подбирать слова с беглыми гласными по образцу

ХОД УРОКА .

1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.3. Актуализация знаний учащихся.

на прошлых уроках вы изучали способы образования слов

Вопросы :

- Какие части слова вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание)

- Как называются части слова? (Морфемы).

- Какая морфема идет за приставкой? (Корень).

-Какая морфема используется для образования форм слова?(окончание)

- Какая морфема сохраняет главный смысл слова?(корень)

Разбор слов по составу(Выполнение морфемного разбора слов)).

Учащиеся первых трех парт первого ряда по цепочке работают по карточке, комментируют изученную на прошлом уроке тему «Однокоренные слова и формы одного и того же слова» и выделяют корни.( Кто-то может работать у доски, остальные - в тетрадях).

комната- комнатный, въехал-поехал, новый-новость, орех-орешник

-Предлагаю записать однокоренные слова к слову орех однокоренное (орешник)подорешник), пекарь- (печь)

- Выделите корень, что заметили? (Произошла замена одних звуков другими в одной и той же части слова)

-: Правильно, В результате чередования звуков образуются варианты одной и той же значимой части слова . Какой мы можем сделать вывод?

( Значит в словах пекарь- печь один и тот же корень, в котором есть чередование согласных)

4. Объяснение нового материалаКакова же цель нашей дальнейшей работы? (Определить причину чередования звуков и беглости гласных

-Подоберите к заданным словам однокоренные и запишите их, выделив в них корень.

1ряд - слово круг; 2ряд - слово луг; 3ряд - слово снег.

Проверка задания: дети читают записанные слова, называют корень, отмечают чередование согласных.( круг-кружок г//ж, луг-лужок г//ж, снег-снежок г//ж)

-А можно слово снег проверить словом снежок? Почему.( да, у них одно лексическое значение, но надо знать, что согласные в корне чередуются г//ж)

Учитель: Так, что, называется чередованием? ( ЗАМЕНА ОДНОГО СОГЛАСНОГО ЗВУКА ДРУГИМ В КОРНЕ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ НАЗЫВАЕТСЯ ЧЕРЕДОВАНИЕМ.)

-Послушайте рифмовку. Вовремя паузы постарайтесь подобрать однокоренное слово с чередующейся согласной.

Корни могут изменяться,

Но родными оставаться,

Бок-…(бочок), друг-…(дружок),

Ухо-…(уши), пух-…(пушок),

Пишу-…(писать), лечу-…(летать)

-Какими нам слова считать?

Их будем однокоренными звать.

Учитель: Как вы понимаете словосочетание сияя в злате?

- Запишите: золото - злато (учитель записывает на доске)

- Что вы заметили интересного в формах этого слова?

Учитель: Правильно: вторая гласная в слове золото чередуется (о - а), первая гласная о совсем исчезла в первом случае.

Понаблюдайте за формами следующих слов ( каждой зоне раздаются карточки со словами)

1- Берег, береговой - брег, прибрежный

2-Ворота, подворотня - врата, вратарь

3-Голова, головной, заголовок - глава, главенство, главный

4-Здоровье, здоровый - здравие, здравствовать

Один ученик работает у доски:- Молодёжь, молодой - младенец, младший

Вывод: Следовательно, в словах могут чередоваться не только согласные, но и гласные. Гласные, которые то появляются, то «убегают» из корня, называются беглыми гласными.

Учитель: Как сформулируем тему нашего урока? (Чередование звуков.Беглые гласные).

Как вы понимаете значение слова беглый? Назовите свои ассоциации (исчезающий, убегающий)

По толковому словарю Ожегова найдет и прочитает значение слова «беглый»,

( БЕГЛЫЙ, ая, ое; бегл. 1. полн. Спасающийся бегством, убежавший откуда н. Б. крепостной. 2. Быстрый, не задерживающийся. Б. взгляд. Беглое чтение (без затруднений). Б. просмотр рукописи (сделанный наскоро). Бегло (нареч.) играть на рояле (умело толковый словарь Ожегова)

- Встречается ли это понятие в русском языке?(Да)

- Когда? (когда мы говорим о беглом гласном)

- Сколько беглых гласных в русском языке? Назовите их. (О и Е)

- Почему их называют беглыми? (Чередуются с нулевым звуком). С. 153.

- Где встречались нам беглые гласные? (В корне слов).

- О чём мы с вами будем сегодня говорить?

- Предположите, могут ли беглые гласные встречаться в других частях слова? Каких?

Учитель: Сегодня мы проведем лингвистическое исследованиеи каждая зона выполняет часть общего задания на тему «Беглые гласные»

-Какие гласные могут убежать?

План работы:

1.Сравните слова Зоркий-зрение, полдень-полдня,

2. Назовите гласные, которые убегают

3.Приведи свои примеры, используй материал учебника ( беру-брать, ветер-ветра)

-В каких частях слова можно наблюдать беглость гласных?

План работы:

Рассмотрите примеры правила

Ответьте на вопрос: «В каких частях слова можно наблюдать беглость гласных?»

3. Приведите примеры учебника, дополните их своими собственными

-С каким орфографическим правилом связана беглость гласных?

План работы:

Понаблюдайте за склонением следующих слов: мешочек, ключик.

2. Выделите суффиксы в словах, подчеркните гласные

3. Какой вывод можно сделать о правописании гласной в суффиксах-ек,-ик?( при склонении -ик сохраняется, а -ик- становится беглой гласной.

-Называем корни в парах слов. Измените форму слова , падеж слова огурец, день и запишите.

(огурец-огурца, день-дня)

Какие изменения произошли в корне слова? (Убежала гласная е)

-Все эти слова однокоренные или нет? Ответ аргументируйте (Безусловно, лексическое значение, заключённое в корне, одно.)

- Что происходит с буквами в корнях у некоторых из этих слов?

( Звуки заменяют друг друга по очереди. Чередование - очередь звуков. Значение корня при этом не меняется.)

-Что мы называем чередованием? (Это мена звуков в одной и той же морфеме.)

3гр.несколько учеников: работают с текстом «Историческая справка о появлении беглых гласных» + готовят ответ на вопрос: Что мы понимаем под словом «ноль »или «нуль» ( См. Новый орфографический словарь-справочник русского языка с.342.)

5. Закрепление изученного материалаНа доске написаны слова: (с двух сторон:1вариант с выделенными морфемами, другой-нет)

1.Лоб-лба, сон-сна. беру-брать, день-дня.

2.Сынок-сынка, кубанец-кубанца.

3.Вобрать -вбирать.

Учитель: ваша задача определить тему урока через наблюдение за словами.

1.Выделите морфемы в словах и подчеркните гласные о,

-Что необычного вы заметили в словах?

(гласные исчезают, становятся беглыми).

-Определите в каких частях слова бывают беглые гласные?

-.Вывод уч-ся: гласные о, е отсутствуют, т.е. чередуются с нулем звука.

Словарная работа. Найти значение слов в Толковых словарях

(Вихор-клочок торчащих вверх волос с.79.; купец-лицо, ведущее торговлю с.392 Толковый словарь Д.Н. Ушакова;

Чехол-покрышка из мягкого материала( с.884 Словарь С.И. Ожегова) Значение слов высветить, используя презентацию.

Физкультминутка для глаз-1мин. (отрывок из мультфильма «Кот Леопольд»)

-Прочитайте предложение «Лёгкий ветерок играет серебристыми листочками ивы и они слегка дрожат от этого». Выпишите глагол-сказуемое из второй части предложения, подберите к нему однокоренные слова (дрожит) -(Дрожь, дрогнуть г//ж, вздрагивать о//а)

2)Являются ли однокоренными данные пары слов? Опоздать - опаздывать ,Влезть - влазить, Готовить - готовлю.

3) Являются ли однокоренными слова? Пень-пня. Флажок - флажка

4)Найдите слово, в котором возможно чередование звуков в корне:

1) дубочек, 2) успех, 3) ночной, 4) гитара

5) Найдите слово с беглым гласным:

1) замочек, 2) смотреть, 3) стрельба, 4) птица

6)Выделите части слова и сделайте вывод, в каких частях слова могут возникнуть беглые гласные? Выделите части слова и сделайте вывод, в каких частях слова могут возникнуть беглые гласные?1. сон - сна, зову - звать, ров - рвы, беру - брать, лев - льва, лен - льна -(в корне)

2. собрать - сбор, подогнуть - подгибать, надорвать - надрыв, отозваться - отзыв (в приставке),

3. подарок - подарки, овражек - овражка, прекрасен - прекрасны(в суффиксе)

6. Домашнее задание 7. Подведение итогов урока

© 2010-2022