Конспект урока по литературе на тему Любовь в повести А. И. Куприна Гранатовый браслет

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по литературе

на тему : Любовь в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет».

Цель урока:

  1. поговорить о великой и вечной духовной ценности человека - любви; показать, как писатель изображает влияние любви на человека;

  2. пробудить желание обучающихся философствовать на тему любви, учиться отстаивать свое мнение, приводя веские аргументы из текста и из жизни;

  3. воспитывать любовь к творчеству А.И. Куприна.

Оборудование: Репродукция портрета А.И. Куприна, аудиозапись с муз. Второй сонаты Бетховена, произведение «Гранатовый браслет», презентация.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Что вам было задано на дом?

2. Работа по теме урока: сообщение темы урока и постановка целей (запись темы в тетрадь)

Слово учителя:

Что такое любовь? На протяжении веков ответ на этот вопрос искали и до сих пор продолжают искать философы, художники, композиторы, писатели, поэты и обычные люди.

Всегда не переставали прославлять это великое и вечное чувство человека. Вот о любви как писал еще в XVII веке известный драматург Ж.-Б. Мольер.

В душе померк бы день, и тьма настала вновь,

Когда бы на земле изгнали мы любовь.

Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,

А кто не знал любви, тот все равно ,что не жил…

Сам же Куприн так говорил о любви :это чувство « которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя».

Одним из примеров размышления о любви является стихотворение В. Рождественского:

Любовь,любовь - загадочное слово,

Кто мог бы до конца его понять?

Всегда во всем старо ты или ново,

Томленье духа ты иль благодать?

Невозвратимая себе утрата

Или обогащение без конца?

Иль ночь, опустошившая сердца?

А может быть, ты лишь напоминанье

О том, что всех нас неизбежно ждет?

С природою, с беспамятством слиянье

И вечный мировой круговорот?

- Произведение « Гранатовый браслет» было написано Куприным в 1911 году и посвящено одной из главных тем его творчества…

- Как вы думаете какой теме? ( Любви).

В эпиграфе стояла первая нотная строка из Второй сонаты Бетховена. Вспомним высказывание Назанского, героя «Поединка», о том, что любовь - это талант сродни музыкальному ( слушание музыки).

В основе произведения лежит реальный факт - история любви скромного чиновника к светской даме, матери писателя Л. Любимова.

Доклад обучающегося (прилагается).

Л. Любимов вспоминал: « В период между первым и вторым своим замужеством моя мать стала получать письма, автор которых, не называл себя и подчеркивая, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность , изъяснялся в любви к ней. Письма эти долго сохранялись в моей семье, и я их в юности читал. Анонимный влюбленный, как потом выяснилось - Желтый ( в рассказе Желтков), писал, что он служит на телеграфе ( у Куприна князь Шеин в шутку решает, что так писать может только телеграфист), в одном письме он сообщал, что под видом полотера проник в квартиру моей матери, и описывал обстановку (У Куприна Шеин опять- таки в шутку рассказывает, как Желтков, переодевшись трубочистом и вымазавшись сажей, проникает в будуар княгини Шеиной). Тон посланий был то искрений, то ворчливый. Он то сердился на мою мать, то благодарил ее, хоть она никак не реагировала на его изъяснения…

Вначале эти письма всех забавляли, но потом моя мать даже перестала их читать, и лишь моя бабка долго смеялась, открывая по утрам очередное послание влюбленного телеграфиста.

И вот произошла развязка: анонимный корреспондент прислал моей матери гранатовый браслет. Мой дядя и отец, тогда бывший женихом моей матери, отправились к Желтому. Все это происходило не в черноморском городе, как у Куприна, а в Петербурге. Но Желтый, как и Желтков действительно жил на шестом этаже.

« Заплеванная лестница, -пишет Куприн,- пахла мышами, кошками, керосином и стиркой» - все это соответствует слышанному мною от отца. Желтый ютился в убогой мансарде. Его застали за составлением очередного послания. Как и купринский Шеин, отец больше молчал во время объяснения, дядя горячился, был без нужды резким. Желтый принял браслет и угрюмо обещал не писать больше матери. Этим все и кончилось. Во всяком случае, о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно».

3. Прежде чем непосредственно перейти к обсуждению произведения Куприна , к раскрытию его главных тем, к обсуждению характеров героев, проведем специальную викторину. Ее вопросы помогут вам вспомнить детали произведения, а ваши ответы покажут, насколько внимательно вы читали рассказ « Гранатовый браслет» и как хорошо вы помните его содержание и некоторые детали.

4. Вопросы для викторины:

1. В какое время года происходит действие рассказа? ( Осень, сентябрь).

2. Где происходят события произведения? (Причерноморский город).

3. Как зовут главную героиню? ( Княгиня Вера Шеина).

4. Фамилия княгини Шейной до замужества? (Мирза-Булат-Тугановская).

5. Кто был предок Веры Шеиной? (Тамерлан).

6. Как зовут сестру Веры? ( Анна Фриессе).

7. Как зовут мужа княгини Веры? (Князь Василий Львович).

8. Его должность? (Предводитель дворянства).

9. Какого числа были именины княгини Веры Шеиной? (17 сентября).

10. Что подарил ей муж? ( Серьги из жемчужин грушевидной формы).

11. Что подарила Вере сестра? (Записную книжечку « в удивительном переплете»).

12. Как звали знаменитую пианистку, подругу Веры? (Женни Рейтер).

13. Кто подарил браслет с гранатами? (Желтков).

14. С чем сравнивает Вера густо- красные гранаты? ( «Точно кровь!»).

15. Кто такой Желтков? ( Влюбленный в Веру телеграфист).

16. Как зовет Желткова его хозяйка? (пан Ежий).

17. Настоящее имя Желткова ? (Георгий).

18. О ком Куприн писал: « … пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах…»? ( О княгине Вере).

19. Как звали мужа Анны, сестры Веры? ( Густав Иванович).

20. Чей это портрет? « Она была на полголовы ниже, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо ее сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими глазами… пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью». ( Анна).

21. О ком пишет Куприн? «… очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти?» ( О Желткове).

22. Какая музыка звучит в произведении? (Вторая соната Бетховена).

23. Чей это портрет? « Тучный, высокий, серебряный старец, тяжело слезал с подножки… У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах… какое свойственно мужественным и простым людям»… (Генерал Аносов).

24. О ком автор пишет: «… обняла ствол акации прижалась к нему и плакала…» ( О Вере Шеиной).

25. Кому принадлежат слова? « А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано-« сильна, как смерть»?... такая любовь, для которой свершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а одна радость… Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться. (Генералу Аносову).

5. Обсуждение рассказа Куприна.

- О чем рассказывается в произведении Куприна? Почему на ваш взгляд, автор назвал свой рассказ « Гранатовый браслет»? (В рассказе показано возвышенное чувство - любовь. Эта любовь идеальна, необыкновенна и чиста. Сам автор позднее сказал, что « ничего более целомудренного» он не писал. В произведении показано безответственное чувство телеграфиста Желткова к княгине Вере Шеиной).

- Какое значение для любви имеет раздельный социальный статус героев?

( Между княгиней Верой и мелким чиновников Желтковым существуют социальные преграды и перегородки сословного неравенства. Именно разный социальный статус и замужество Веры делают неразделенной и безответной любовь Желткова. Сам герой признается в своем письме, что на его долю выпало «только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность»).

- Критикует ли автор ту среду, к которой принадлежит княгиня?

(Куприн в своем рассказе не делает акцент на « неравенстве состояний,» не критикует открыто общество, к которому принадлежит главная героиня. Автор находит другой способ для того, чтобы показать ту пропасть, которая разделяет главных героев и которая делает невозможным взаимное чувство. Этим способом является описание поведения людей из окружения княгини Веры Шеиной. Они смеются над письмами молодого чиновника, издевается над его чувствами, небрежительно относится к его подарку. Эти люди готовы растоптать плебея за посягательство на то, что ему недоступно, легко могут признать простого человека сумасшедшим).

- Какое значение имеет первая глава повести и описание осеннего пейзажа?

( Первая глава представляет собой вступление, на долю которого выпала задача подготовить читателя к нужному восприятию последующих событий. Благодаря описанию осеннего пейзажа с его опустевшими дачами и клумбами, ощущаешь неизбежность увядания окружающей природы, увядания мира. Подчеркивают это и слова автора : « Жалко, и грустно, и противно было глядеть сквозь эту мутную кисею дождя на этот жалкий cкарб»).

- Какую роль играет пейзаж в передаче настроения Веры Шеиной?

(Куприн проводит параллель между описанием осеннего сада и внутренним состоянием главной героини. «Деревья успокоились, бесшумно и покорно роняли желтые листья?»). В таком же спокойном, благоразумном состоянии прибывает княгиня Вера, на душе у нее покой: « И Вера была строго проста, со всеми холодна… любезна, независима и царственна спокойна?»).

-Когда происходит завязка действий повести?

(В день именин Веры Шеиной, 17 сентября).

- Что ждет от именин героиня и что происходит в этот день?

( По словам Куприна, « Вера Николаевна Шеина всегда ожидала от дня именин что-то сластливо -чудесного». Подарка Желткова спокойствие его нарушено.

-Как развивается тема любви в повести? Что значит гранатовый браслет для самого Желткова?

(Браслет не только является для Желткова символом благоговейной, бесконечной и безнадежной любви, он имеет и некую монгольскую силу, как и любая фамильная драгоценность. Об этом пишет молодой человек в письме к Вере Шеиной « По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняют от насильственной смерти..»).

- Подумайте, почему Желтков подарил Вере самую ценную для него вещь?

6. Работа с текстом:

- Прочитайте письмо Желткова к Вере. Что мы узнаем о молодом человеке из этого письма?

На основании прочитанного дайте герою характеристику?( 5 глава).

-Как относится муж Веры к письмам Желткова? (9 глава).

-Найдите в тексте ответ на вопрос: « Способен князь Василий Шеин глубоко и сильно любить? (Генерал Аносов о Васе, 8 глава).

- Роль генерала Аносова в рассказе « Гранатовый браслет» . Его рассуждения о любви, (8 глава).

-Характеристика Желткова, данная генералом Аносовым : «Безумец, может быть, это просто ненормальный парень, манак, почем знать?- может быть, твой жизненный путь Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».

- Как изображает автор Желткова и его любовь?

Найдите в тексте и зачитайте портрет Желткова (10 глава).

- Можно ли чувство Желткова к Вере назвать сумасшествием?

(Найти в тексте слова князя Шеина, которые являются ответом на вопрос» Я чувствую, что этот человек не способен обманывать и мать заведомо»…(10 глава); « … я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я могу здесь поясничать»( 11глава)

И обращение князя к жене: «Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим»).

- Почему автор дал главному герою имя Георгий?

( Имя Георгий означает - победоносец. Желтков из победоносцев. Куприн в своем произведении нарисовал « маленького, но великого человека»).

- Прощание Веры Шеиной с умершим Желтковым (12глава).

- Как вы думаете, почему Вера заплакала? Что стало причиной слез-

«впечатления смерти» или что-то другое? Может быть, она поняла, что « мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет»? А может быть в ее душе хоть на мгновение пробудилось ответное чувство?

- Какие последние слова звучат в последнем письме Желткова к Вере Шеиной? О чем он ее просит в письме? Как вы понимаете эти слова? (Звучит соната Бетховена).

7. Чтение учителем XII главы ( под музыку).

8. Итого урока:

- Каким настроением проникнут финал?

(Финал элегический, проникнутый чувством грусти, а не трагедии. Через музыку ее душа словно соединяется с душой Желткова).

- Какая же любовь показана в повести Куприна «Гранатовый браслет»?

- Подумайте над словами Куприна из письма к Ф.Д. Батюшкову: « Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви!»

- В чем на ваш взгляд, состоит сила любви?

9. Выставление оценок.

10. Д/з : 1) стр. 146-154

2) рассказ М. Горького « Старуха Изергиль».









Кружок "Писатели соловьиного края" 7 класс











Программа литературно - краеведческого кружка "Писатели соловьиного края" 7 класс

Ступень,

уровень общего образования базовый

класс 7

Срок реализации программы:_2014 -2015 учебный год__________________

Количество часов _34_____________________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Документы, на основе которых разработана данная программа кружка

Программа составлена на основе:

1. Типовое положение об образовательном пространстве дополнительного образования детей.

2. Программа развития воспитания молодежи.

3.Конституция РФ.

4. Конвенция ООН «О правах ребенка».

5. Закон РФ об образовании.

В жизнь современной школы все активнее входит краеведение, открывающее большие возможности для проявления творческих способностей учащихся. Знакомство с жизнью, бытом, природой и культурой отчего края способствует нравственно-эстетическому воспитанию юных, становлению их гражданственности, формированию высоких патриотических убеждений, активной жизненной позиции учащихся.

Всему этому способствуют занятия литературным краеведением. Они заинтересовывают ребят в приобретении новых знаний об окружающем мире, знакомят с героическими делами современников, приобщают к культуре умственного труда, способствуют формированию характера и воспитанию гражданских чувств учащихся.

Большое значение имеет краеведение и в расширении литературного кругозора учащихся, развитии у них интереса к художественной литературе прошлого и наших дней, в формировании читательских потребностей, навыков анализа и критической оценки литературных произведений, приобщении к творчеству писателей и поэтов родного края.

Полученные знания могут активно использоваться юными краеведами при проведении диспутов, выступлений на классных часах, вечерах, концертах, других мероприятиях, что имеет большое воспитательное значение. Знание жизни родного края, его истории, природы, людей, традиций, условий, в которых создавалось литературное произведение, приобретенное учащимися во время экскурсий помогают верно оценивать произведения современной литературы, развивают навыки самостоятельного литературоведческого анализа, это имеет большое значение и для изучения программного материала.

Кружок содержит богатые возможности для формирования общеучебных навыков учащихся, что создает основу для целостного развития личности. Показателем этого являются межпредметные связи, которые влияют на успешное занятие в кружке и усвоение учебных программ.

Программа опирается на некоторые понятия и навыки, которые учащиеся получили на уроках. Она является наглядным примером применения тех или иных знаний на практике. Прослеживается непосредственная связь с такими предметами, изучаемыми в школе, как краеведение, литература, ИЗО, МХК, музыка. В свою очередь краеведческий материал находит применение на уроках при изучении творчеств А.А.Фета, на уроках внеклассного чтения, в системе письменных работ учащихся.

Занятия в кружке позволяют найти общие интересы для группы воспитанников, развивают коммуникативные способности, позволяют самовыразиться в коллективе, найти свое место в нем.

Программой предусматривается 34 занятия в год (одно занятие в неделю). Время одного занятия 45 минут. На занятиях предполагается создание спокойной, благополучной для творчества обстановки.

Программа предполагает проведение занятий с применением разнообразных форм и методов работы: практические занятия, экскурсии, подготовка и проведение литературно-краеведческих мероприятий. Возможны изменения, связанные с адаптацией программы к конкретным условиям образовательного учреждения и контингентом учащихся.

ЦЕЛЬ КРУЖКА: Расширять литературный кругозор школьников, развивать творческие способности учащихся.

ЗАДАЧИ:

1. Познакомить учащихся с творчеством писателей и поэтов родного края

Продолжить знакомство с жизнью и творчеством известных людей Курской земли

2. Организовать сбор местных народных песен, частушек

4. Развивать творческую инициативу детей.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

1. Экскурсии в районный краеведческий музей, в районную библиотеку

2. Проведение в школе «Недели русского языка», посвященной особенностям языка родного края, «Недели литературы».

3. Проведение конкурса на лучшего чтеца стихов местных поэтов о малой Родине.

5. Участие в районных литературно-краеведческих мероприятиях, организация школьных мероприятий по творчеству писателей ,чьё творчество соприкоснулось с нашим краем

5. Участие в выпуске школьной газеты

6. Организация и проведение литературных вечеров.

7. Создание буклетов /брошюр/ с краткой биографией и стихами поэтов- земляков.

8. Оформление стенда о писателе М Еськове.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КРУЖКЕ:

1. Вид кружка: переменного состава.

2. Год занятий кружка: 1 год.

3. Количество членов кружка: 11человек.

4. Возраст членов кружка: 7 класс

5. Количество часов занятий в неделю:1час, в год-34 часа.

6. Место занятий: МКОУ «Кировская СОШ» (кабинет русского языка), районный краеведческий музей, районная библиотека, просторы родного края

7. Режим занятий: 15.00-16.00, каждый понедельник в течение учебного года.









































ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

№ п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Дата проведения

1.

Вводное занятие

1

2.

Легенды, предания, песни, частушки, обряды, бытующие в Курске , в посёлке, в окрестных деревнях.

2

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.



1

2

6

Поэты и писатели-земляки

4

7

.

Жизнь и творчество местных поэтов О.А. Тарасова и В. Муравьёва

2

8

.

Пробуем перо. Конкурс чтецов стихотворений о родном крае

2

9

Выпуск газеты, посвящённой творчеству местного писателя М.Еськова

3

10

«Неделя русского языка», посвящённая родному краю. Планирование, подготовка.

1

1

11

Посещение районного краеведческого музея.

2

12

Посещение музея Мордвинова.

1

2

13

Пушкин и Бичурин. Посещение городской библиотеки

2

-

14

Изучение микротопонимии и урбанизмов г. Ядрин и окрестностей

1

15

Собирание и паспортизация микротопонимии и урбанизмов г. Ядрин

1

16

Систематизация и оформление итогов лингвистического анализа

1

17

Подборка стихотворений из поэзии местных поэтов к микротопонимам и урбанизмам г. Ядрин

1

18

Итоговое занятие

1

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

1. Вводное занятие. (1 час)

Цели и задачи кружка. План работы. Организация занятий, особенности и значение литературно-краеведческой работы.

2. Устно-поэтические произведения, бытующие в окрестных деревнях.(1 час)

Знакомство с понятием «легенда», «предание». Ведение полевых дневников.

3. Сбор материала в окрестных деревнях. (2 часа)

Беседа с пожилыми людьми окрестных деревень. Запись материала в полевые дневники.

4. Оформление материала, собранного в экспедиции. (2 часа)

Классификация материала. Оформление титульных листов альбомов, оформление содержания альбомов: текстовой материал, рисунки.

5.Подготовка и проведение вечера -посиделок (3 ч)

6. Поэты и писатели- земляки. (8 ч)

Интересные моменты из их биографии. Создание и проведение в школе викторин, конкурсов по их жизни, творчеству, чтение и анализ произведений. Посещение памятных мест.

7. Жизнь и творчество известных людей родного края. (5 ч)

. Знакомство с их биографиями. Творчество местного писателя М.Еськова и художника .

.Создание буклетов (брошюр), содержащих краткие сведения из биографии и стихотворений.

8. Пробуем перо. Конкурс чтецов авторских стихотворений о малой родине (4 час)

Конкурс стихов местных поэтов о Родине. Пробуем перо.

9Выпуск школьной газеты. (3 часа)

Сбор материала о школьной жизни, о событиях, интересующих учащихся (предварительный

опрос), юморесок, подбор рисунков, фотографий, организация творческих работ самих учащихся.

Выпуск газеты 3 раза в год

10. «Неделя русского языка». (2 час)

Планирование мероприятий. Сбор материала. Привлечение к участию учащихся школы.

Подведение итогов.

11. Посещение районного краеведческого музея (1 час)

12. Посещение районной библиотеки. (1ч)

13. Итоговое занятие. (2 ч)

Подведение итогов работы. Выявление «плюсов», «минусов», результативности

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Основные виды и формы занятий:

- экскурсии;

- фольклорные экспедиции;

- литературные вечера;

- предметные недели ;

- литературно-краеведческие мероприятия (викторины, олимпиады, концерты, конкурсы, вечера);

- школьные газеты;

- чтение и анализ литературных произведений;

- беседы.

- Приемы и методы:

- групповые;

- индивидуальные;

- личностно-ориентированные.

- Дидактический материал:

- памятки по анализу произведений;

произведения местных поэтов, картины художников, фотовыставки

Техническое оснащение занятий:

- аудиомагнитофон;

- компьютер;

- DVD плеер.

Формы подведения итогов по выполнению программы.

- участие в различных литературно-краеведческих конкурсах и мероприятиях;

- оформленный материал, собранный в фольклорной экспедиции;

- создание буклетов (брошюр), содержащих описание жизни местных поэтов, их стихи;

- выпуск школьной газеты;

- творческие мероприятия: вечера, концерты.

Перспективы развития программы:

- внесение в тематический план занятий подготовку к научно-практическим конференциям на основе собранного материала.

Успешное выполнение программы должно обеспечиваться созданием на занятиях такого психологического микроклимата, когда педагог, свободно общаясь с детьми на принципах сотрудничества, содружества, общего интереса к делу, четко реагирует на восприятие учащихся и, поддерживая атмосферу интереса, побуждает детей к творчеству.

Литература.





Живое дыхание стиха

Номера 2013 года : № 110 : Культура

12 сентября 2013ПечатьОтзывы

Курское региональное отделение Союза писателей России сердечно поздравляет известного поэта, лауреата Всероссийской литературной премии «Прохоровское поле», обладателя других литературных наград, автора текста гимна города Курска - автора многих книг поэзии и публикаций в местных, региональных и столичных изданиях - со славным 65-летием! Желаем юбиляру крепкого здоровья и новых творческих свершений!

Курские писатели

Известный поэт Вадим Николаевич Корнеев родился 17 сентября 1948 года в Туле, в семье курян, временно там проживающих. Сам он пишет об этом так:

Но бывает, хоть память пуста,

Будто ветром те годы продуло,

Так и просится на уста

Это имя короткое - Тула.

В 1950 году семья вернулась в Курск, где будущий поэт окончил среднюю школу и поступил на факультет русского языка и литературы пединститута.Перейдя на заочное отделение, в 1968 году стал литературным сотрудником областной молодежной газеты «Молодая гвардия», корреспондентом «Курской правды», около полутора десятков лет работал в печати.

Публиковать стихи, которые писал с детства, начал в 1969 году. Сначала в газетах, потом в журналах и коллективных сборниках, выходивших в Курске, Воронеже, Москве. Участвовал в областных, межобластных и региональных семинарах молодых авторов как обсуждаемый, а потом как руководитель.

Поэт никогда не замыкался в узком круге тем. Его всегда волновала и всё более волнует и тревожит судьба нашего народа, нашей страны, переживающей воистину сложные времена. Поэтому в центре внимания Вадима Корнеева - сегодняшний день со всеми его противоречиями. Он пишет стихи, посвященные истории России, культуре разных народов, матери кормящей нашей - природе, пишет, в самом широком смысле этого слова, о любви, связуя все, о чем бы ни писал, с болями, тревогами и нечастыми радостями нынешнего времени.

В центре внимания поэта - человек, наш современник. Несмотря на драматизм многих жизненных ситуаций и частоту переживаний, стихи Вадима Корнеева о сегодняшнем дне смелы и мужественны, они светлы по духу и, в конечном счете, оптимистичны. За всеми тревогами поэта стоит радостное, почти по-детски восторженное восприятие и ощущение жизни во всех ее естественных проявлениях:

Любовью жив я

К сущему всему,

Всегда подвластный сердцу - не уму,

И в зрелости воспринимаю с дрожью

Коровку эту маленькую Божью,

Ползущую по пальцу моему…

Тонкий лирик, остро чувствующий как родную природу, так и душу человеческую, мастерски владея словом, автор ярко и образно рисует не только картину нашей сегодняшней жизни, но и любовно, бережно, благодарно касается истории нашей Родины, ее культуры, как и культур других стран и народов.

Особенно интересен в этом плане цикл стихов, посвященный 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина. В этих произведениях, разных по манере письма и касающихся разных сторон жизни и творчества национального гения России, столько любви, восторга, вдумчивого, глубокого прочтения пушкинского наследия, столько боли в строках о гибели певца, что создается ощущение: речь идет не о давно минувших годах и событиях, а о происходившем совсем недавно, что Пушкин действительно жив, что он - наш современник! Это гимн России, русскому народу, русскому языку, родившим такое чудо как Пушкин, пушкинская поэзия:

Палачам открылась правда эта,

Пусть не сразу, пусть еще не вся:

Можно на Руси убить поэта,

Но убить поэзию нельзя!

И в связи с этим хочется сказать о главном качестве поэзии Вадима Корнеева, о главной теме всех его сборников. Это - любовь! Любовь к Родине, к женщине, к ребенку, вообще к человеку, к людям да и ко всему живому и сущему, что окружает нас на белом свете: к лесному зверю, птице, мельчайшей букашке, земле, дереву, траве, цветку, солнцу и воде:

…В несказанной сложности своей

Мир людей, небесных птиц, зверей,

Мир полей, дерев, цветов и трав…

Зло - добром и жизнью смерть поправ!

Или:

Земля моя, семья моя -

Цветы, деревья и колосья,

И травы, птиц многоголосье -

Любовь моя, родня моя…

Любовь ведет его по жизни, она диктует ему стихи, даже самые горькие, самые трагические, она передается к читателю, взывает к его уму и сердцу, к его неравнодушию! Поэт говорит с нами откровенно и доверительно, на пределе открытости своих чувств и переживаний. Он как бы беседует со своим современником, заставляя его внимательно осмотреться вокруг, увидеть и прекрасное, и ужасное, глубже всмотреться в себя, поверить в свои силы, поверить в свой народ:

О, мой народ, который столько смог:

А вот теперь от бед и от тревог

И от терпенья своего устал…

Но все-таки не сдался, хоть и сдал!

Один из разделов сборника «Избранное» (Курск, 2008 г.) посвящен победе советского народа в Великой Отечественной войне, 60-летию Курской битвы. Он так и называется «Отцам-фронтовикам». Это некий сыновний поклон миллионам людей разных национальностей, которые отстояли свободу и независимость нашей Родины в кровопролитной священной войне с фашизмом.

Сын рядового солдата-пулеметчика, воевавшего и на Курской дуге, Вадим Корнеев, детство которого пришлось на трудные, но светлые послевоенные годы, находит слова, полные сердечной благодарности, показывающие подвиг во всем его непреходящем величии:

В пылу сражений, как там ни считалось,

Мы не признать сегодня не вольны:

У нас под Курском, здесь она решалась -

Судьба народной праведной войны.

Отечественной, говорим, великой,

Которой каждый год и день, и час

Еще сейчас своим кровавым бликом

И дальним эхом настигают нас…

Недаром поэт-фронтовик, лауреат Государственной премии России Сергей Викулов свою рецензию на его сборник «Неопалимая купина», опубликованную в газете «Российский писатель» (Москва), начал словами: «Первое и главное, что отложилось на сердце: в Курске вырос большой поэт!» И эта высокая оценка подтверждается не только созданным ранее, но и написанным в последнее время.

Резкий протест, душевная боль слышатся в строках, посвященных тем, кто теперь нагло и бесцеремонно развязывает третью мировую войну:

Бьют по сытым, изможденным,

Старцам и новорожденным,

Не родившимся пока!

Злобно бьют, наверняка!

По Москве, Тамбову, Курску

Тем же залпом, тем же курсом,

По всему, во что я врос -

Бьют вразнос!

Широк кругозор автора, широк круг тем его творчества. Сердечностью, теплом душевным так и веет со страниц. Читаешь эту книгу и чувствуешь плечо друга, на которого можно опереться в трудную минуту, с которым хочется разделить горе и радость!

Стихи, вошедшие в «Избранное», носят искренний, проникновенный, исповедальный характер. Творчество поэта многогранно и самобытно, высока и оптимистична его трагическая нота. Это поэзия, помогающая жить!

Большое место в творчестве занимает тема любви к Родине, к родному Курску, которому посвящены многие известные, полюбившиеся читателям произведения. Это не только стихи о родном городе, обо всем нашем соловьином крае, но и стихотворения о наших знаменитых земляках: преподобном Серафиме Саровском (в миру - Прохор Машнин), певице Надежде Плевицкой, композиторе Георгии Свиридове, писателях Валентине Овечкине и Евгении Носове, скульпторе Вячеславе Клыкове. Они были опубликованы в местных и столичных изданиях.

Многие стихи Вадима Корнеева положены на музыку профессиональными композиторами и любителями, работающими в песенном жанре. Особенно плодотворным оказалось сотрудничество с курянами, членами Союза композиторов России Ю. Пятковским и М. Артёмовым. Вершиной этого сотрудничества стало создание совместно с композитором Михаилом Артёмовым вокально-симфонической поэмы «Праведная сила» для баса, хора и оркестра, а с Юрием Пятковским - гимна города Курска (2007 г.).

Поэма, посвященная победе нашего народа в Великой Отечественной войне, была исполнена на сцене областного драматического театра.

Размышляя о профессии писателя, целях его работы, поэт говорит: «Считал и считаю свое творчество, поэзию не «искусством ради искусства», а служением Родине, народу».

Становясь справедливей

и проще,

Научился, судьбу

не кляня,

Благодарным быть речке

и роще,

Добрым людям,

что любят меня!

В составе писательских бригад и в одиночку много выступал перед самой различной аудиторией: в школах и заводских цехах, на фермах и полевых станах, в студенческих аудиториях и Колонном зале Дома Союзов.

В.Н. Корнеев - автор шести поэтических сборников: «Купанье в сентябре» (Воронеж, 1988 г.), «Одичалое время» (Курск, 1994 г.), «Бег времени» (Москва, 1995 г.), «Все ближе небо и земля» (Курск, 1998 г.), «Неопалимая купина» (Курск, 2003 г.), «Избранное» (Курск, 2008 г.). Подборки стихов публиковались в журналах «Наш современник», «Молодая гвардия», «Подъем», «Русское эхо», альманахах и антологиях, изданных в Курске, Воронеже, Москве.

Произведения Вадима Николаевича и рассказ о его творчестве включены в учебное пособие по литературе для старших классов «Связь времен».

Лауреат первой премии областного литературного конкурса, посвященного 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина, лауреат двух премий конкурса «Любимый город» в номинациях «Лучшее стихотворение о городе Курске», «Лучшая песня о городе Курске».

В 2005 году решением правления Союза писателей России Вадим Николаевич Корнеев удостоен Всероссийской литературной премии «Прохоровское поле». В канун 60-летия Великой Победы на Прохоровском мемориале в торжественной обстановке премия была вручена руководителями государства и творческого союза. Но главная награда, конечно, любовь и благодарность читателей! Директор регионального отделения ОООП «Литературный фонд России» по Курской области с 1995 года, член президиума Международного литературного фонда (МЛФ). Член Союза писателей России.

Итак, чем же встречает поэт свой очередной юбилей? Работой. На днях выйдет в свет второй 350-страничный том «Избранного». В нем произведения, как и всегда, самого разного плана - от лирики природной и любовной до остропроблемных и остросюжетных. Причем два раздела второго тома включили только новые, написанные после выхода первого тома стихотворения. А также две новые глубоко патриотичные, правдивые, очень интересные по сюжетам и деталям исторические поэмы - «Александр Невский» и «Сусанина мы не забыли!».

Разлив

Разливаются реки, озёра,

Берега заливают свои,

Всё объять не хватает мне взора,

И в душе - половодье любви.

Ах, весна... Высота пробужденья!

Плоскодонка - плыву в ней как Ной.

Не весной у меня день рожденья,

Но всегда возраждаюсь весной.

Мне покажется: вижу впервые,

Как невиданную новизну,

Нимбы клёнов насквозь золотые,

Неба чистую голубизну.

Почки к свету на ветках пробились,

Клейкой влагой на солнце сочась,

Все пять чувств моих так обострились,

Словно мне лишь лет двадцать сейчас.

Отступают тревоги, печали

В мире этом кровавом и злом.

Я к столбу свою лодку причалю,

Цепь вокруг замотаю узлом.

И стою на пригорочке - кроток,

И недаром ласкает мой взор,

Как закручивает в водоворотах

Пластик грязных бутылок и сор.

Вместе с ними - гнетущие мысли,

Я лицо подставляю лучу,

Пусть уже и ботинки раскисли,

Пусть промок - уходить не хочу!

Так бывает, что и в непогоду,

Если время в запасе иметь,

На огонь костерка и на воду

Можно даже часами смотреть.

Воду чёрную, будто чернила, -

Вечный жизненный круговорот...

Ту, что некогда нас породила,

Без которой живое - умрёт.

Отплытие Гоголя

в Италию

Унылый Гоголь... Не до смеха -

Душевной мукою томим.

Лишь Муза - верная утеха

В Европу уплывает с ним.

Покуда чувствует он силу,

Вновь плавно строки потекут!

Не Украину, не Россию

Бросает - в нём они живут.

В нём Пушкин жив - он бодр и весел,

Видать, состарится не вдруг, -

Весь в ореоле славных песен,

Наставник чуткий, верный друг.

Пока ещё не сдали нервы,

И страху не пришёл черёд,

Но «Николай» с приставкой «I-ый»

Недаром назван пароход.

Да что же в том? Он им обласкан,

Восторгов не иссяк поток,

Но вот уже и якорь лязгнул,

И долгий прогудел гудок.

А пароход трясёт от силы,

Ликует ненасытный бес...

Не так давно на нём в Россию

Приплыли Геккерн и Дантес.

Ночь на Ивана Купалу

Май отцвёл уже наполовину,

Как черёмуха тает в ночах!

Серебро голосов соловьиных

Остывает в продрогших ключах.

В лес, встающий громадой

скалистой,

Небо звёздную сеет пыльцу,

Я иду, и незримые листья

Задевают меня по лицу.

Вот луна показалась над плёсом,

Заблудилась в стволов череде,

И полощет русалочьи косы

Ива в чёрной дремучей воде.

Заблужусь - леший водит кругами,

Где исхожено всё белым днём.

Жду, когда у меня под ногами

Вспыхнет папоротник огнём.

У кругов этих сломан периметр,

О прямой забываю черте,

Темнота очертания примет

То людей, то зверей, то чертей.

И предстанет - огромен и страшен -

Вий, доселе не поднявший век...

Обострилось язычество наше

В термоядерный бешеный век.

Наконец! Лишь движенье руки! -

Только пальцы цветов не находят,

Просто светятся светляки,

Ну а леший всё водит и водит.

Удаляется мало-помалу

В заповедное царство - нежна -

Эта ночь на Ивана Купалу...

Темнота. Тишина. Ворожба.

Искусству я учусь везде…

Рисует солнце на воде,

Рисует ветер по траве,

Маня всё дальше по тропе.

И музыка вокруг звучит -

Симфонии круговорот:

Кузнечик лапками стучит,

А шмель гудит - струна поёт.

Концертный зал - в цветах полянка,

Природе не пристала лесть,

Вон - пенка, иволга, зорянка -

Любые инструменты есть.

Из влажных трепетных ветвей

Рассыплет трели соловей,

Ему внимает каждый лист,

Он вешней музыки солист.

Так утром майским, свежим, ясным

Весь птичий сыгранный оркестр,

Уверен я, что не напрасно,

Звенит пронзительно окрест,

И музыка его - прекрасна.

Поэзии

целительная сила

На днях, последний сборник мой

листая,

В проходе скромно стоя у дверей,

Вдруг подошла студентка из Китая

И попросила сделать надпись ей.

Поэзии целительная сила,

Что делает добрей и наглеца...

А девушка стройна и так красива,

С фарфоровым свечением лица.

И вспомнил я чудесного Ли Бо -

Какая тайна в простоте сокрыта!

Какое это духа торжество

В спокойном созерцанье жизни, быта.

И кратки эти строки, и тихи,

Но тронут всех: детей, мужчин

и женщин.

Названия длиннее, чем стихи,

Но, право, в них поэзии не меньше.

Увижу хрупкий мостик над ручьём

И тронутые снегом ветки вишен -

Они о нашем общем, о ничьём,

О дорогом, что видим мы

и слышим

И зрением, и слухом, и душой!

Казалось бы - картинка,

настроенье...

Но в малом сразу виден мир большой,

И восемь строк даруют нам

прозренье.

Ведь это взгляд не столько вширь,

а вглубь,

И я восторга своего не скрою.

Ли Бо, моё ты сердце приголубь

Переводной, но вещею строкою.

Мне строки эти - в будущее вехи,

Пусть мы на разных языках поём.

Он жил, насколько помню, в первом

веке,

А в двадцать первом с вами мы

живём.

Народ великий, много знал он лиха,

Пока не сбросил всех своих оков,

Всей нищеты за множество веков,

Монгольское - как русский - вынес

иго...

И улыбнулась с книгою моей,

По-русски благодарность мне сказала

Студентка из Китая Ли Фэй Вэй,

С которой нас поэзия связала.

Заманиха

И добро было в жизни, и лихо,

Но сюда я спешил на заре,

Заманила трава-заманиха,

Отцветает она в сентябре.

Есть в России понятье «глубинка»,

Я её всей душой воспою,

Здесь полянка любая, тропинка

Изучили походку мою.

Здесь полоской всё более узкой,

Как народ мой, - уходит вода,

Речка движется медленно Тускарь,

Та, что в сердце со мною всегда.

Уезжал я из дома надолго,

Оставаясь в извечном долгу,

Видел Дон, мерил взмахами Волгу,

А без этой - прожить не могу.

Никуда от неё мне не деться

И на этом большом рубеже,

Ведь купает она меня с детства

И до старости, близкой уже.

Сентябрит... И безлюдно, и тихо,

Здесь знакома мне каждая пядь,

Зеленеет трава-заманиха,

Завлекла меня Тускарь опять.

Человек! Ты в столице - былинка,

Многолюдьем разбухла она...

Да, людьми обмелела глубинка,

Но безмерна её глубина.

Торжествует человек

Летят снежинок мотыльки,

Касаются щеки, руки,

На землю падают родную,

Ту, что всю жизнь пою одну я.

Недолговечен вечный снег,

Недолго он просуществует,

Но как душа его взыскует,

Он так же, как и человек,

Летит, не чувствуя беды,

Укроет яблони и вишни.

На семьдесят процентов с лишним

И люди - тоже из воды.

Но март кончается уже,

И всё как будто в мираже,

Окутано парною дымкой,

И под ногой крошатся льдинки

Узорчаты, как кружева...

Ликуй, природа, ты жива!

Во власти вешнего луча

И этот снег - кристаллы влаги,

И наша кровь, что горяча

И что весной пьянее браги.

Река вскрывается, овраги

Бурлят потоками, гудят,

Как трубы гулкие оркестра,

И с курских взгорьев повсеместно

Стремятся к Тускари и Сейму

Как исстари, давным-давно.

Торжественно весны веселье,

И многое ему дано!

И торжествует человек,

Пусть подмывает дома стену...

Всё - в кровеносную систему

Больших и малых русских рек!

На седьмом десятке

Рано утром

Хорошо смотреть,

Как всходит солнце.

Горизонта красная полоска

Пламенеет вдалеке как лава

У подножья вечного вулкна,

Уходящего вершиной в небо.

Хорошо мне

Этим утром ясным

Распахнуть окно и ощущать

Запах росных трав

И спелых листьев,

Их тугую плоть,

Прожилок рёбра,

Обонять земли и неба запах,

Зорко видеть и Восток, и Запад,

От которых столько нам тревоги.

И не только нам,

А всему свету.

Только жизни без тревоги нету,

Только нету жизни без печали,

Что порой безжалостна ночами.

Драма - жизнь...

Но вот приходит утро,

Что всегда светло,

Извечно мудро.

Жизнь утрами редко мы итожим,

Но зато мы благодарно можем

Сознавать, что русская природа

В сокровенных, вечных проявленьях

Всё ещё жива,

Хоть на ущербе,

Как и сам я - русский человек.

© 2010-2022