Интегрированный урок русского языка и литературы Письма с фронта

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок литературы и русского языка "Письмо. Письма с фронта"

Цель: углубление и расширение представлений об эпистолярном жанре посредством знакомства с письмами времен Великой Отечественной войны.

Задачи:

- знакомство с эпистолярным жанром;

- актуализировать имеющиеся речеведческие знания и умения, полученные на уроках развития речи;

- совершенствовать монологическую речь учащихся и их правописную компетенцию;

- воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к прошлому.

Оборудование: презентации к уроку (см. Приложение 1, Приложение 2), поэтические сборники.

Форма проведения: интегрированный урок литературы и русского языка

Методические приемы: рассказ учителя, аналитическая беседа, художественное чтение

Ход занятия

Создание речевой ситуации

- Какую форму речи вы выберете, чтобы сообщить информацию на дальнее расстояние?

- Каким типом речи вы будете пользоваться, чтобы передать какую-либо информацию?

- Какой стиль речи вы будете использовать?

- В какой ситуации используют этот стиль?

(Слушаются ответы учащихся)

Вступительное слово учителя

Наш урок посвящен древнему, благородному, но, к сожалению, утраченному нами искусству - умению писать письма. А ведь письма сокращают расстояние, дают возможность на несколько минут приблизить дорогого, близкого человека. Они дают возможность состояться содержательному, взаимообогащенному диалогу. Письма в какой-то степени формируют характер человека, ведь в них он сосредотачивается, сам себя познает, объясняет себя другому. Мы должны помнить о важности, значимости эпистолярного жанра.

Лексико-орфографическая работа

Эпистола (греч.) - письмо, послание

Письмо -

1. Умение, навыки писать, а также само писание.

2. Система графических знаков, употребляемых для писания.

3. Бумага с написанным текстом, посылаемая кому-либо для сообщения чего-либо.

4. Стиль, манера художественного изображения.

Словарная диктовка

Эпистолярный жанр, адресат, отправитель, получатель, долгожданная весточка, полевая почта, информация, обращение, здравствуйте, привет, благодарю, до встречи.

- Какая бывает речь? (Приложение 1, слайд 1)

- Чем отличается устная речь от письменной?

(Ответы учащихся).

Интегрированный урок русского языка и литературы Письма с фронта

- Что делать в случае, если нет телефона, Интернета? (Приложение 1, слайд 2)

- Вы умеете писать письма?

(Ответы учащихся).

Интегрированный урок русского языка и литературы Письма с фронта

- Обратим внимание на следующий слайд

Интегрированный урок русского языка и литературы Письма с фронта

- Что значит «распечатать письмо»?

(Ответы)

Интегрированный урок русского языка и литературы Письма с фронта

- Кто такой адресат и кто адресант?

(Ответы учащихся)

Интегрированный урок русского языка и литературы Письма с фронта

- Ребята, как вы думаете, для написания письма нужны какие-нибудь правила?

(Ответы)

- Правильно, давайте с вами теперь подробнее познакомимся с правилами написания писем!

Интегрированный урок русского языка и литературы Письма с фронта

(Ответы учащихся и комментарии учителя)

Интегрированный урок русского языка и литературы Письма с фронта

(Ответы учащихся и комментарии учителя)

Интегрированный урок русского языка и литературы Письма с фронта

(Ответы учащихся и комментарии учителя)

Интегрированный урок русского языка и литературы Письма с фронта

(Ответы учащихся и комментарии учителя)

Интегрированный урок русского языка и литературы Письма с фронта

(Ответы учащихся и комментарии учителя)

- А вы знаете, что первый конверт изобрели в Англии, в 1820 году?

Интегрированный урок русского языка и литературы Письма с фронта

- Обратите внимание на следующий слайд. В ВОВ письма складывали уголком. Кто знает, почему? (Никто из учащихся не ответил на этот вопрос).

- Мы еще вернемся к этому вопросу, когда будем смотреть вторую презентацию

Интегрированный урок русского языка и литературы Письма с фронта

- А сейчас я расскажу вам, как же появился первый конверт.

Интегрированный урок русского языка и литературы Письма с фронта

- Давайте поразмышляем о структуре современного конверта…

(Учитель задает вопросы по структуре конверта, а учащиеся на них отвечают. Проверка ответов).

Интегрированный урок русского языка и литературы Письма с фронта

- А сейчас мы с вами поговорим о самых важных письмах, письмах ВОВ…

Великая Отечественная война ушла в прошлое. Чем дальше уходят в историю события того грозного времени, тем отчетливее предстают они в нашей памяти, тем яснее становится их историческое значение. Героические подвиги защитников Отечества навечно вписаны золотыми буквами в трагическую и славную летопись нашего народа. (Приложение 2)

Интегрированный урок русского языка и литературы Письма с фронта

Чтение слайдов учителем:

Интегрированный урок русского языка и литературы Письма с фронта

Интегрированный урок русского языка и литературы Письма с фронта

(Комментарии учеников)

- Вернемся к нашему вопросу…на который вы не смогли ответить..

Интегрированный урок русского языка и литературы Письма с фронта

- Ребята, теперь вам понятно, почему в годы ВОВ письма складывали уголком или треугольником?

(Ответы учащихся)

Художественное чтение стихотворения учителем:

Интегрированный урок русского языка и литературы Письма с фронта

- О чем думал солдат, когда, склонившись над листком бумаги, торопливо сочинял письмо домой - родителям, жене, невесте? Конечно, не о вечности, не о том, чтобы оставить память потомкам о себе, о товарищах, о войне. Он спешил поделиться своими радостями и горестями, бедами и победами, спешил рассказать о солдатском своем житье. Главная его забота - успокоить близких, сообщить, что жив - здоров, воюет, бьет врага, и заверить, что вернется с победой.

(Комментарии учащихся)

- Как вы думаете, сложно было работать почтальону в годы ВОВ? Опасно?

(Ответы учащихся)

Интегрированный урок русского языка и литературы Письма с фронта





Просмотр слайдов 8, 9, 10, 11…

- Работа над репродукцией картины А.И. Лактионова «Письмо с фронта»:

- Как вы думаете, почему картина называется «Письмо с фронта»?

- Каким настроением, на ваш взгляд, проникнута она?

- С помощью какой цветовой гаммы передает художник это настроение?- Как вы думаете, каково содержание письма, которое читают и слушают герои картины? (Ответы учащихся)

- Как много письма значили для тех, кто был на передовой, и для тех, кто трудился ради победы в тылу. Интегрированный урок русского языка и литературы Письма с фронта


В своей картине «Письмо с фронта» художник А.И. Лактионов воплотил атмосферу жизни советских людей в дни войны. Сюжет её прост. В каком-то небольшом русском городке у широко распахнутой двери старого деревянного дома собралась семья фронтовика. Долгожданную весточку с фронта принес раненый боец. Мальчик читает письмо отца вслух, бережно держа перед собой дорогие листки. Написанная светлыми, ликующими красками, композиция буквально наполнена солнцем: золотыми лучами пронизано небо, белокурые волосы девушки.… Кажется, что светится сам воздух. Во всем ощутимо дыхание близкой и такой желанной Победы.

- Война - тяжелое и жестокое испытание для души человека. Что помогало выжить, выдержать, вступить в яростный, непримиримый бой со всем, что мешает людям жить, честно работать, верить и побеждать. Письма. Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу.

Интегрированный урок русского языка и литературы Письма с фронта

Художественное чтение стихотворения учителем: Интегрированный урок русского языка и литературы Письма с фронта

- Каждая семья больше всего боялась получить вот такое письмо, фронтовую похоронку….

- Но люди верили и надеялись….

Интегрированный урок русского языка и литературы Письма с фронта

Художественное чтение стихотворения учителем:

Интегрированный урок русского языка и литературы Письма с фронта

- Сегодня вы познакомились с фронтовыми письмами. Как вы думаете, каково значение писем военных лет?

(Ответы учащихся)

- Фронтовые письма - это частичка нашей истории. В них сама жизнь. В письмах с фронта переданы чувства, понятные и близкие каждому, в них звучат темы мужества, патриотизма, верности.

- Ребята, давайте с вами сложим «фронтовой треугольник» и напишем письмо-благодарность ветерану Великой Отечественной войны. Интегрированный урок русского языка и литературы Письма с фронта

- Всем спасибо за урок. Можете быть свободными.

Список использованной литературы:

1. Л. Т. Григорян. Язык мой - друг мой.- М.: Просвещение , 1988 г.

2. М. Б. Баранов. Пути развития у школьников 5-8 класса интереса к урокам русского язык-М: Просвещение , 1985 г.

3. Энциклопедия для детей под редакцией М. Д. Аксенова. М: Аванта , 1998.

4. Н. Н. Ушаков. Кружковая работа по русскому языку. М. Просвещение ,1979

5. А. Сидельников. Стихотворение «Солдатское письмо».

6. С. Кадашников. Стихотворение «Летела с фронта похоронка…».

7. А. Мишин. Стихотворение «Я тетю Настю в поле встретил».



© 2010-2022