Методичка

УРОК ДОЛЖОН БЫТЬ ИНТЕРЕСНЫМУчительница школы №38 самаркандского района самаркандской областиКак показывает опыт, привлечения разнообразного дополнительного к учебнику материала вызывает у учащихся интерес к предмету и способствует активизации их внимания и мышления. Я чаще всего практикую использования на уроках как русского языка , так и литературного чтения пословиц, поговорок, загадок, считалок, скороговорок и т.п. Работа над этим материалом не только оживляет урок, но и способствует развитию...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК ДОЛЖОН БЫТЬ ИНТЕРЕСНЫМ

Учительница школы №38 самаркандского района самаркандской области

Как показывает опыт, привлечения разнообразного дополнительного к учебнику материала вызывает у учащихся интерес к предмету и способствует активизации их внимания и мышления.

Я чаще всего практикую использования на уроках как русского языка , так и литературного чтения пословиц, поговорок, загадок, считалок, скороговорок и т.п. Работа над этим материалом не только оживляет урок, но и способствует развитию речи учащихся, обогащению их лексического запаса. Мудрые народные изречения , а также загадки, считалки, скороговорки стараюсь привлекать при изучении и закреплении любых тем. Часто повторения отдельных изречений помогает учащимся запомнить, а уяснение смысла дает возможность использовать их в различных жизненных ситуациях. Разгадывание ребусов, загадок развивает мышление, смекалку, проговаривание считалок и скороговорок помогает отрабатывать навыки правильного произношения.

Хочу привести отдельные материалы, подобранные мною к различным темам.(Для подобных материалов учащихся заводят отдельные тетради.)

При закреплении навыков употребления в речи имени прилагательных и согласования их с существительными предлагаю учащимся отгадать загадки, а затем объяснить: по каким признакам они узнали предмет. Например:

кафтан на мне зеленый,

а сердце, как кумач.

А сам похож на мяч.

Читаю загадки ,заранее записанную на переносной доске. Объясняю значения слов кафтан, кумач. Ребята сразу же называют отгадку -арбуз. Затем объясняют: предмет похож на мяч, значит, круглый, он зеленый снаружи и красный внутри, на вкус сладкий.

Всеми этими признаками обладает арбуз.

Или:

Растут в поле сестрички,

Желтый глазок, белые реснички.

(РОМАШКА)

Учащимся поясняют, как найдено отгадка : в поле растут цветы, у них белые лепестки и желтая серединка. Это ромашки.

Легкий ,а не пух,

Мягкий, а не мех,

Белый, а не снег,

Но оденет всех. (Хлопок)

Пояснение учащимся: мягким, белый -это хлопок, когда его собирают в поле. А потом из него делают нитки и ткань, из которой шьют одежду для всех.

При отработка навыков образования и употребления в речи кратких имен прилагательных предлагаю учащимся следующие скороговорки:

1)Белый снег .Белый мел.

Белый сахар тоже бел.

А вот белка не бела,

Белый даже не было.

2)Слоны умны ,

Слоны смирны,

Слоны спокойны и сильны.

В первом тексте прошу найти полное и краткое прилагательные, объяснить, как образована краткая форма. Во втором -учащиеся называют краткие прилагательные и устно образуют от них полную форму. Затем скороговорки записывается в специальную тетрадь и заучиваются в процессе повторения каждой из них всеми учащимися поочередно.

Веселое стихотворение Т. Собакина предлагаю при закреплении навыков употребления личных местоимений.

Цветы

Если я Если все:

Сорву цветок, И я, и ты_

Если ты если мы

Сорвешь цветок... Сорвем цветы,

То окажутся пусты И не будет доброты .

И деревья, Если только

И кусты... Я и ты_

И не будет красоты, Если мы

Сорвем цветы.

А следующую скороговорку учащиеся записывают, заучивают и "решают" на уроке закрепления навыков употребления числительных:

Задали в поле детям урок:

Прыгают в поле сорок сорок.

Десять взлетели,

Пять сели на ели.

Сколько осталось

в поле сорок? (о т в е т: двадцать пять сорок)

Использования различных времен глаголов изучаем в течение многих часов, начиная с 5 класса. Чтобы сделать эти уроки более интереснымиь, стараюсь использвать различный занимательный материал. Например, следующие загадги помогают закрепить навыки употребления глаголов настаящего и будещего времени.

Летит -молчит, лежит-молчит,

Когда умрет, тогда и заревет. (Снег)

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет,

Заплачет она и умрет. (Сосулька)

Прочитав заадку, учащимся называют отгадку,а затем поясняют: снег, когда лечит -молчит, и пока лежит -молчит (употребляется настоящее время глаголов), а в будущем- весной, когда пригреет солнце, снег растает ("умрет") и "заревет", т.е. с шумом побегут ручьи(глаголы в будешем времени).

Сасулька зимой "растет" вниз головою (настящее время ),но в будущем , когда припечет солнце, она "заплачет" и"умрет" (глаголы в будущем времени ).

Следуюшие скороговорки заучиваются учащимся при закреплении прошедшего времени глаголов :

Сидел воробей на сосне,

Заснул и свалился во сне.

Если бы он не свалился во сне,

До сих пор бы сидел на сосне.

Михаил играл в футбол,

Он забил в ворота гол.

Первую скороговорку можно использовать и при знакомстве учащихся с сослагательным наклонением глаголов .

На уроках, направленных на отработку навыков употребления существительных в косвенных падежах с предлогами и без предлогов , использую следующий материал.

с к о р о г о в о р к у:

Бублик, баранку ,батон и буханку

Пекарь из теста испек спозаранку;

с ч и т а л к у

Конь ретивый Кто коня

Долгогривый Того поймает,

Скачет полем, С нами в салочки

Скачет нивой. Играет;

забавный стишок "Путаница"

Собака садится играть на гармошке,

Ныряют в аквариум рыжие кошки,

Носки начинают вязать канарейки ,

Цветы малышей поливают из лейки,

Старик на окошке лежит загорает ,

А внучкина бабушка в кукле играет,

А рыбы читают веселые книжки ,

Отняв потихонечку их у мальчишки.

По просьбе учителя учащиеся "распутывают " эту путаницу и таким образом закрепляют навыки употребления в речи существительных в нужных падежах. Например: на гармошке играет старик, а не кошки; а бабушка вяжет носки; веселые книжки читает мальчик, а не рыбки.

Как уже отмечалось, часто использую на уроках пословицы и поговорки. Стараюсь подбирать их по темам. Так, например, следующие изречения об учении, о науке и знаниях использую на уроках русского языка, связанных с употреблением имен существительных .

Ученье - путь к уменью. Без муки нет науки. Возьми книгу в руки- не будет скуки. У дружбы нет границ, у знаний нет дна.

А пословицы о друзьях и дружбе использую на уроке литературного чтения в 5 классе , когда ребята читает небольшой текст"три товарища".После работы над ним предлагаю учащимся несколько половица. Они заранее записываются на доске или оформляются на листе ватмана. Ребята читают, объясняют помощью учителя смысл каждой пословицы:

Жизнь без друга -пища без соли.

Не имей сто рублей, имей сто друзей.

Сам погибай, а товарища выручай.

Друзья познаются в беде.

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Затем прошу их подобрать пословицу, которая подходит к ситуации, описанной в тексте "Три товарища". Ребята называют четвертую и объясняют, что в трудном минуту друг всегда придет на помощь, выручит. Дома прошу заучить эти пословицы и придумать короткие ситуации (можно изложить их на родном языке),в которых было бы уместно употребить ту или иную пословицу о дружбе и друзьях.

Таким образом, разнообразный дополнительный материал помогает оживить урок, сделать его более интересным, насыщенным.

ФАРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ВЫРЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РЕЧИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЧАСТИЦ

Выразительная речь- одна из действенных форм воздействия на собеседника. Поэтому при обучении русскому языку важно научить учащихся различным приемам выразительности речи.

Существуют различные способы, чтобы сделать речь выразительной. В данной статье мы хотим рассказать частиц, с помощью которых выражаются смысловые оттенки в предложении и отношения говорящего к тому, о чем идет речь , и, следовательно, речь становится выразительной .

Дело в том, что у учителя есть богатый выбор примером частого использования частиц в художественных и публицистических произведениях, которые можно применить как которые можно применить как образец при обучении учащихся употреблению частиц в качестве средства выразительности речи.

Нередко учителя ограничиваются представлением учащихся частиц и их значений, организацией упражнений сугубо грамматического плана, тогда как можно дать другие упражнения, направленные на обучения учащихся употреблению в речи частиц вот, вон, едва ли, вряд ли.

Мы считаем ,что для выражения указания и сомнения, который поможет решить

еще дополнительно целый комплекс и других задач: совершенствовать навыки орфографии, пунктуации, словообразования и, самое главное, -научить употреблять указанные частицы в речи для обеспечения ее выразительности.

Приведем один из текстов с частиц, указанием в скобках на содержание лексико-грамматического анализа.

Весна пришла

Вот и пришла долгожданная весна. Не с весны ли начинается все в природе и людях? (Риторический вопрос.) Разве можно ее не любит? (Риторический вопрос.) Как прекрасен Навруз! (Восклицательное предложения, выразительность которому придает частица как.) Как приятно подышат свежим воздухом , услышать голос птиц!(То же, что в предыдущем предложений.)

Пригрело солнышко, и начала журчать арыках вода. Вон на припеке, у самой стены дома, показались зеленые ростки травы. А вон на тех деревьях уже появились первые цветы.

Вряд ли кого может оставить равнодушным весенняя листва.

Работа по данному тексту проводится в форме комментированного диктанта. По мере записи текста комментируются орфограммы и пунктограммы. Затем текст выразительно прочитывается еще раз и делается синтаксический анализ отдельных предложении. Обращается внимание на средства эмоциональной оценки (риторические вопросы, восклицательные предложения.) Учащимся находят частицы, указывают на их значения, на речевую интонацию, выражению с их помощью.

(Вот, вон- указательные частицы. А вряд ли выражения сомнения.)

Далее зачитывается стихотворение "Сасульки", в котором имеется частица едва ли -синоним к частице вряд ли:

Сосульки, сосульки,

А вы бы смогли

Хотя бы смогли

Дорасти до земли

Сосульки, подумав,

Сказал:"Едва ли,

Ребята нас раньше бы

Все обломали".

После этому можно приступить к смысловому анализу частиц. Сначала учащиеся вспоминают примеры с частицами вот и вон, сравнивают их по значению, делаю попытки их в заимо замены с целью уяснения их значения.

Хорошо бы, хорошо бы,

Нам кита поймать большого,

Вот такой ширины,

Вот такой длины!

(Замены невозможна)

И л и:

Вот моя деревня, вот мой дом родной.

(Предмет был близким, а стал далеким)

Затем сравнивается употребление частицы вот в трех предложениях: Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!

В первом предложении частица только указывает на предмет. А в следующих она несет дополнительную смысловую нагрузку :выражает удивление, сожаления, восхищение, то есть очень эмоциональна.

Далее можно провести работу по уяснению значений частиц в занимательной форме, задавая учащимся вопросы:

Какая частица играет в шахматы?

(Едва--Е-2)

Какой частью речи может быт еще слова едва? (Союзом: Едва пригрело солнышка, появились первые цветы.)

А какой частью речи еще может быть слово вон? (Наречием, а также может употребляться в значении глагола. Например: "Родион, выйти и вон!" и просто "вон!")

После этого в процессе выполнения упражнений из учебника учащиеся еще раз убеждаются в том, что частицы играют значительную роль, что если изъят их из предложений, информативный смысл не изменится, но исчезнет живое присутствия автора.

Следующий этап работы над употреблением изучаемых частиц- творческая работа (переход от анализа синтезу). Дается задание написать сочинение- миниатюру, уместно употребив частицы: что за, как, разве, неужели, ли, вот, вряд ли, едва ли. Темы для сочинений могут быть примерно следующими:"весна", "Спортивные соревнования", "Новый фильм".

В процессе урока можно использоват тагже паревод отдельных отрыков из художественных произведений, в которых ярко показана роль частиц для эмоциональной окраски описываемого событя.

Таким образом, изучение частиц можно эффективно использовать при работе над выразительностью речи. Очень важно при этом в качесте иллюстративного материала применить на уроке связные тексты и отрывки из художественных произведений.



© 2010-2022