Контрольно-измерительные материалы по литературе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Контрольно-измерительные материалы

за курс 10 класса (основного общего образования)

по предмету литература

МОУ «СОШ №59 им. И. Ромазана» г.Магнитогорска

Составитель Ильясова С.Л.

Целью проведения контрольной работы является определение уровня достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования за курс 10 класса по литературе

Разработка контрольно-измерительных материалов осуществлялась на основе следующих нормативных документов и методических материалов:

1.Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2.Образовательный стандарт основного общего образования.

3.Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «СОШ №59 им. И.Ромазана» г. Магнитогорска

4.Примерные программы по _____________ (полное название)

5.Авторские программы по ___________ (полное название)

6.Предметная программа по __________________ (предмет) МОУ «СОШ №59»

Перечень планируемых предметных результатов освоения основной образовательной программы по предмету литература, которые подвергаются проверке:

Раздел (тема)

Проверяемые умения

  1. Литература первой половины 19 века

-знание основных фактов жизни и творчества писателей-классиков ХIХ в;

-знание содержания изученных литературных произведений; -знание основных теоретико-литературных понятий;

-умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

-анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

умение письменно интерпретировать художественное произведение

2. Литература середины и 2 половины 19 века



Форма работы - контрольная работа, тестовая работа, …


План работы


Условные обозначения: Б - базовая сложность, П - повышенная сложность

ВО - выбор ответа, КО - краткий ответ (в виде числа, величины, нескольких слов);

РО - развернутый ответ


Но-

мер

зада-ния

Блок содержания

Контролируемое знание/умение

Уро-

веньслож-ности

Тип задания

Пример

ное время выполнения

(в мин)

Макси

маль

ный

балл за выполнение

1

знание основных фактов жизни и творчества писателей-классиков ХIХ в

Б

ВО

1 мин.

1

2

знание содержания изученных литературных произведений

Б

ВО

1 мин.

1

3

умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения

Б

ВО

1 мин.

3

4

Б

ВО

1 мин.

1

5

знание основных фактов жизни и творчества писателей-классиков ХIХ в

Б

ВО

1 мин.

1

6

знание содержания изученных литературных произведений

Б

ВО

1 мин.

1

7

знание содержания изученных литературных произведений

Б

ВО

2 мин.

5

8

знание основных фактов жизни и творчества писателей-классиков ХIХ в

Б

ВО

1 мин.

1

9

знание основных фактов жизни и творчества писателей-классиков ХIХ в

Б

ВО

1 мин.

1

10

знание основных фактов жизни и творчества писателей-классиков ХIХ в

Б

ВО

1 мин.

1

11

знание основных теоретико-литературных понятий

Б

ВО

1 мин.

1

12

умение выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы произведения

Б

ВО

1 мин.

1

13

умение определять род и жанр произведения

Б

ВО

1 мин.

1

14

знание содержания изученных литературных произведений

Б

ВО

1 мин.

1

15

Б

ВО

1 мин.

1

16

Б

ВО

1 мин.

1

17

Б

ВО

1 мин.

1

18

умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Б

ВО

1 мин.

1

19

знание содержания изученных литературных произведений; умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Б

КО

1 мин.

2

20

умение письменно интерпретировать художественное произведение

П

РО

20 мин.

8

ИТОГО



40 мин.

32

демоверсия

Контрольная тестовая работа по теме «Литература 19 века»

Часть 1

1. Назовите годы жизни А.С.Пушкина

А) 1802-1841

Б) 1789-1828

В) 1799-1837

Г) 1805-1840

2. Какие стихотворения А.С.Пушкина посвящены теме поэта и поэзии?

А) «В Сибирь»

Б) «Памятник»

В) «Пророк»

3. Соотнесите стихотворения А.С.Пушкина с мотивами лирики поэта.

А) Тема поэта и поэзии

Б) Вольнолюбивая лирика

В) Любовная лирика

1) «Поэт и толпа», «Пророк»

2) «Я помню чудное мгновенье», «Я вас любил»

3) «Анчар», «Вольность»

4. Основная тема поэмы «Медный всадник»

А) Противоборство личности и государства

Б) Тема любви

В) Тема верности «маленького человека»

5. М.Ю.Лермонтов родился

А) В Тарханах

Б) В Петербурге

В) В Москве

Г) В Пятигорске

6. Какое стихотворение М.Ю. Лермонтова явилось ответом на убийство А.С.Пушкина?

А) «Поэт»

Б) «Дума»

В) «Смерть поэта»

7. Найдите соответствия между отрывками и названиями произведений М.Ю. Лермонтова

А) И только небо засветилось,

Всё шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рождён был хватом:

Слуга царю, отец солдатам….

Да, жаль его: сражён булатом, Он спит в земле сырой.

Б) Зачем от мирных нег и дружбы простодушной

Вступил он в этот свет завистливый и душный

Для сердца вольного и пламенных страстей?

В) Так тощий плод, до времени созрелый, Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз, Висит между цветов, пришлец осиротелый, И час их красоты - его паденья час!

Г) Люблю дымок спалённой жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь жёлтой нивы

Чету белеющих берёз

Д) О, как мне хочется смутить весёлость их

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью!

1) «Родина»

2) «Бородино»

3) «Смерть поэта»

4) «Как часто, пёстрою толпою окружён…»

  1. «Дума»8.

8. Назовите годы жизни Н.В.Гоголя

А) 1802-1850

Б) 1809-1850

В) 1809-1852

Г) 1805-1845

9. Какие из приведённых ниже литературных произведений принадлежат Н.В.Гоголю?

А) «Отцы и дети»

Б) «Майская ночь, или Утопленница»

В) «Вий»

Г) «Ревизор»

Д) «Тарас Бульба»

Е) «Шинель»

10. Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Кто из лириков XIX века является автором этого стихотворения?

а) Ф.И. Тютчев

б) М.Ю. Лермонтов

в) А.А. Фет

г) А.В. Кольцов

11. Что называется лирикой:

а) Род литературы, в котором художественный мир литературного произведения отражает внутренний мир лирического героя.

б) Эмоциональное восприятие повествователем или лирическим героем описываемых событий.

в) Не связанные с сюжетным повествованием размышления автора, включенные в произведение.

12. Название драмы А.Н.Островского «Гроза» символично: это и явление природы, и олицетворение гнета калиновцев-самодуров, и символ божественной кары. Какое из высказываний о грозе принадлежит Катерине?

а) «Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть…»;

б) «Недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет»;

в) «Гроза-то нам в наказание посылается…»;

г) «Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!»

13. Произведение «Отцы и дети»

а) рассказ

б) поэма

в) роман

г) повесть

14. Как звали возлюбленную Евгения Базарова («Отцы и дети»)?

а) Татьяна Ларина

б) Анна Одинцова

в) Наташа Ростова

г) Ольга Ильинская

15. Как называется часть поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», посвященная Матрене Тимофеевне?

а)«Помещик»

б)«Пир на весь мир»

в)«Счастливые»

г)«Крестьянка»

16. Как назывался город Глупов при Угрюм-Бурчееве («История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина)?

а) Непреклонск

б) Градов

в) Окуров

г) Калинов

17.Укажите, портрет какой героини романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» приводится ниже: «Волосы у нее были темно-русые, глаза почти черные, сверкающие, гордые, и в то же время иногда необыкновенно добрые…»

А) Катерина Ивановна

Б) Дуня Раскольникова

В) Лизавета

Г) Соня Мармеладова

18. В какую историческую эпоху развивается действие романа Л. Н.Толстого «Война и мир»?

эпоха Екатерины II;

эпоха Александра I

времена правления Николая II

эпоха Александра II

19. Старый слуга Фирс в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» говорит: «Перед несчастьем то же было: и сова кричала, и самовар гудел бесперечь…». О каком несчастье идет речь? Укажите год, в который произошло «несчастье».

Часть 2 (на выбор)

20.1 Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задание.

Поблагодарив Анну Павловну за ее charmante soiree, гости стали расходиться.

Пьер был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти, то есть перед выходом сказать что-нибудь особенно приятное. Кроме того, он был рассеян. Вставая, он вместо своей шляпы захватил треугольную шляпу с генеральским плюмажем и держал ее, дергая султан, до тех пор, пока генерал не попросил возвратить ее. Но вся его рассеянность и неуменье войти в салон и говорить в нем выкупались выражением добродушия, простоты и скромности. Анна Павловна повернулась к нему и, с христианскою кротостью выражая прощение за его выходку, кивнула ему и сказала:

- Надеюсь увидеть вас еще, но надеюсь тоже, что вы перемените свои мнения, мой милый мсье Пьер, - сказала она.

Когда она сказала ему это, он ничего не ответил, только наклонился и показал всем еще раз свою улыбку, которая ничего не говорила, разве только вот что: «Мнения мнениями, а вы видите, какой я добрый и славный малый». И все и Анна Павловна невольно почувствовали это.

Князь Андрей вышел в переднюю и, подставив плечи лакею, накидывавшему ему плащ, равнодушно прислушивался к болтовне своей жены с князем Ипполитом, вышедшим тоже в переднюю. Князь Ипполит стоял возле хорошенькой беременной княгини и упорно смотрел прямо на нее в лорнет.

- Идите, Annette, вы простудитесь, - говорила маленькая княгиня, прощаясь с Анной Павловной. - C'est arrete, - прибавила она тихо.

Анна Павловна уже успела переговорить с Лизой о сватовстве, которое она затевала между Анатолем и золовкой маленькой княгини.

- Я надеюсь на вас, милый друг, - сказала Анна Павловна тоже тихо, - вы напишете к ней и скажете мне, comment 1е рёге envisagera la chose. Au revoir, - и она ушла из передней.

Князь Ипполит подошел к маленькой княгине и, близко наклоняя к ней свое лицо, стал полушепотом что-то говорить ей.

Два лакея, один княгинин, другой его, дожидаясь, когда они кончат говорить, стояли с шалью и рединготом и слушали их, непонятный им французский говор с такими лицами, как будто они понимали, что говорится, но не хотели показывать этого. Княгиня, как всегда, говорила улыбаясь и слушала смеясь. Л.Н. Толстой, «Война и мир».

Дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём - 5-10 предложений).

Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Сформулируйте главную тему фрагмента и кратко прокомментируйте слова исследователя: «Обязательная для Толстого нравственная оценка всех персонажей исходит в «Войне и мире» прежде всего из того, насколько проявляется в каждом из них естественная сила жизни...»

20.2 Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задание

Это утро, радость эта,

Это мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод,

Эти ивы и березы,

Эти капли, эти слезы,

Этот пух - не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

Этот зык и свист.

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это все - весна. (А.А. Фет, 1881 г.)

Дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём - 5-10 предложений).

Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Как в приведенном стихотворении проявляется знаменитая «безглагольность» Фета и какой художественный эффект достигается с ее помощью?





Рекомендации по проверке и оценке выполнения заданий демонстрационного варианта работы и работы в целом



В заданиях с выбором ответа из предложенных вариантов ученик должен выбрать только верный ответ. Если учащийся выбирает более одного ответа, то задание считается выполненным неверно.

В заданиях с кратким ответом ученик должен записать требуемый краткий ответ. Если учащийся, наряду с верным ответом приводит и неверные ответы, то задание считается выполненным неверно.

В следующей таблице к заданиям с выбором ответа приведены номера верных ответов, к заданиям с кратким ответом приведены верные ответы, к заданиям с записью решения или объяснения приведены примеры решений и объяснений, дано описание полных и частично верных ответов и указано число баллов, которые выставляются за тот или иной ответ. К некоторым заданиям приведены примечания относительно влияния на правильность ответа возможных недочетов, которые допускают учащиеся.

За выполнение каждого из заданий базового уровня сложности (за исключением заданий №3,7,17,19) выставляется: 1 балл - верный ответ, 0 баллов - неверный ответ или ответ отсутствует.

За выполнение задания 3 может быть выставлено от 0 до 3 баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу (3 балла: нет ошибок; 2 балла: допущена одна ошибка; 1 балл: допущено две ошибки; 0 баллов: полностью неверный ответ, т.е. неверная последовательность цифр или её отсутствие). Порядок записи цифр в ответе имеет значение.

За выполнение задания 7 может быть выставлено от 0 до 5 баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу (5 баллов: нет ошибок; 4 балла: допущена одна ошибка; 3 балла: допущено две ошибки; 2 балла: верно указаны две цифры; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ, т.е. неверная последовательность цифр или её отсутствие). Порядок записи цифр в ответе имеет значение.

За выполнение задания 19 может быть выставлено от 0 до 2 баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу (2 балла: нет ошибок; 1 балл: допущена одна ошибка; 0 баллов: полностью неверный ответ). Порядок записи в ответе не имеет значение.

За выполнение задания повышенного уровня в зависимости от полноты и правильности ответа выставляется от 0 до 8 баллов

№ задания


Максимальный

балл

Правильное решение или ответ

1

1

Ответ: В

1 балл - дан верный ответ

0 баллов - неверный ответ

2

1

Ответ: БВ

1 балл - дан верный ответ

0 баллов - неверный ответ

3

3

Ответ: А-1, Б-3, В-2

3 балла - выбраны три верных ответа

2 балла - выбраны два верных ответа

1 балл - выбран один верный ответ

0 баллов - неверный ответ

4

1

Ответ: А

1 балл - дан верный ответ

0 баллов - неверный ответ

5

1

Ответ: В

1 балл - дан верный ответ

0 баллов - неверный ответ

6

1

Ответ: А

1 балл - дан верный ответ

0 баллов - неверный ответ

7

5

Ответ: А-2, Б-3, В-5, Г-1, Д-4

5 баллов - выбраны пять верных ответа

4 балла - выбраны четыре верных ответа

3 балла - выбраны три верных ответа

2 балла - выбраны два верных ответа

1 балл - выбран один верный ответ

0 баллов - неверный ответ

8

1

Ответ: В

1 балл - дан верный ответ

0 баллов - неверный ответ

9

1

Ответ: БВГД

1 балл - дан верный ответ

0 баллов - неверный ответ

10

1

Ответ: А

1 балл - дан верный ответ

0 баллов - неверный ответ

11

1

Ответ: А

1 балл - дан верный ответ

0 баллов - неверный ответ

12

1

Ответ: А

1 балл - дан верный ответ

0 баллов - неверный ответ

13

1

Ответ: В

1 балл - дан верный ответ

0 баллов - неверный ответ

14

1

Ответ: Б

1 балл - дан верный ответ

0 баллов - неверный ответ

15

1

Ответ: Г

1 балл - дан верный ответ

0 баллов - неверный ответ

16

1

Ответ: А

1 балл - дан верный ответ

0 баллов - неверный ответ

17

1

Ответ: Б

1 балл - дан верный ответ

0 баллов - неверный ответ

18

1

Ответ: Б

1 балл - дан верный ответ

0 баллов - неверный ответ

19

2

Ответ: ВОЛЯ, 1861

2 балла - выбраны два верных ответа

1 балл - выбран один верный ответ

0 баллов - неверный ответ

20

8

Критерии проверки и оценивания выполнения задания 20

Критерий

Баллы

1. Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов


а) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию; при необходимости формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои тезисы; подтверждает свои мысли текстом; не подменяет анализ пересказом текста;

фактические ошибки и неточности отсутствуют

6

б) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию, при необходимости формулирует свою точку зрения, не подменяет анализ пересказом текста,

но

при ответе не все тезисы убедительно обосновывает;

и/или допускает 1 фактическую ошибку

4

в) экзаменуемый понимает суть вопроса,

но

не даёт прямого ответа на вопрос;

и/или не опирается на авторскую позицию, ограничиваясь собственной точкой зрения;

и/или неубедительно обосновывает свои тезисы;

и/или частично подменяет анализ текста его пересказом;

и/или допускает 2 фактические ошибки

2

г) экзаменуемый не справляется с заданием:

не даёт ответа на вопрос;

и/или подменяет анализ пересказом текста;

и/или допускает 3 фактические ошибки и более

0



Следование нормам речи


а) допущено не более 1-й речевой ошибки;

2

б) допущено 2-3 речевые ошибки

1

в) допущено более 3-х речевых ошибок

0

Определение итоговой оценки за работу на основе

«принципа сложения»


% выполнения от максимального балла

Количество баллов

Цифровая отметка

Уровневая шкала

81 - 100

26-32

5

Повышенный

61 - 80

19- 25

4

Базовый

41- 60

13- 18

3

20 - 40

8 - 17

2

Недостаточный

0 - 19

0-7

1





© 2010-2022