Урок Своеобразие лирики Цветаевой в 9 классе

Урок литературы в 9 классе на тему"Своеобразие лирики Марины Цветаевой" с использованием технологии критического мышления,ученических презентаций и мелодекламаций на стихотворения Марины Цветаевой. Цели:   •       познакомить с творчеством поэтессы; оказать сильное эмоциональное воздействие на школьников, чтобы пробудить у них интерес к личности автора и его произведениям. •       развивать навыки монологической речи и выразительного чтения, умения выступать перед аудиторией, навыки составления ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок в9 классе

Своеобразие лирики М. Цветаевой c использованием технологии критического мышления.

Цели:

  • познакомить с творчеством поэтессы; оказать сильное эмоциональное воздействие на школьников, чтобы пробудить у них интерес к личности автора и его произведениям.

  • развивать навыки монологической речи и выразительного чтения, умения выступать перед аудиторией, навыки составления презентаций.

  • Показать сложность,секрет и обаяние лирики М.Цветаевой.

Ход урока:

  1. Целеполагание.

Сегодня на уроке мы попытаемся проникнуть в художественный мир поэта, постараемся выяснить, как индивидуален, неповторим и своеобразен творческий почерк Марины Цветаевой.

Звучит артвидео стихотворения:

Другие - с очами и с личиком светлым,

А я-то ночами беседую с ветром,

Не с тем - италийским

Зефиром младым, -

С хорошим, с широким,

Российским, сквозным!

Другие всей плотью по плоти плутают,

Из уст пересохших - дыханье глотают…

А я - руки настежь! - застыла - столбняк!

Чтоб выдул мне душу - российский сквозняк!

Лирическая героиня Марины Цветаевой выходила навстречу всем ветрам, всем вьюгам и бурям настоящего и грядущего. Она никогда не знала покоя. Поэт от рождения, Марина Цветаева была наделена пытливым умом, неустанно осваивавшим все новые высоты. Она была наделена не угасавшим интересом к жизни и к людям, страстным, безмерным сердцем, неутолимой потребностью любить.

2.Вызов

Эпиграф:

Цветаева была женщиной с деятельной душой,

решительной, воинствующей, неукротимой. В жизни

и творчестве она стремительно, жадно рвалась к опре-

деленности, она ушла далеко и опередила всех…

Б. Пастернак.

Какое слово из данного высказывания можно считать ключевым и в поэзии и в жизни М.Цветаевой?

Вернемся к этой фразе в конце урока.

3.Актуализация новых знаний. Анализ стихотворения «Тоска по Родине! Давно»

1.Дома вы читали стихотворения М.Цветаевой ,учили наизусть те строки, которые вам показались наиболее интересными. Прочитайте,пожалуйста, их.

2.Сейчас вместе с вами составим кластер,который назовем « Энергетика стиха М.Цветаевой».Из предложенных слов выпишите те,которые на ваш взгляд,определяют самобытность,энергетику ее стихотворний.

Набор слов:

борьба, импрессионистичность ,вызов. накал,страстность,взрыв,женственность,

разговор с собой,эмоциональность,внутренний шепот,искренность,затаенность,трагичность,плавность,порыв,сдержанность,напор,поединок,откровенность,музыкальность,открытость,стремительность,исповедальность,удар,любование жизнью.

3.А вот какой М. Цветаеву запомнили современники .

(показ презентации,сделанной ученицей)

4.Коллективный анализ стихотворения

Вопросы к стихотворению «Имя твое..»

1.Почему «имя твое -пять букв» ?

2.Какие образы создают реальную звуковую картину,передают чувство вкуса и осязания?

3.Проследите градацию образов.

4.О чем это говорит?

5.С помощью каких лексических и синтаксических средств показано отрывочность чувств, мгновенность?

6.Что значил для Цветаевой Блок?

7.Какова композиция стихотворения?

8.Чем интересен синтаксис предложения?

9.Назовите метафоры,эпитеты,олицетворения,которые выражают эмоциональное отношение к поэту.

10.Какие эмоции остаются после чтения стихотворения?

5.Групповая работа. Анализ стихотворений по вопросам.

(каждое стихотворение сопровождается мелодекламацией,на парты раздается справочный материал).Каждая группа с помощью кластера определяет энергетику стихотворения.

Вопросы к стихотворению «Тоска по Родине»

1.Когда написано стихотворение?

2.Можно ли его назвать исповедью?

3.Какова интонация стихотворения?

4.Какая тема становится центральной?

5.Какую функцию выполняют многочисленные переносы?

6.Пронаблюдайте, как в монологе-исповеди варьируется выражение «мне совершенно все равно…»

7.Определите, каким настроением проникнут финал произведения? Определите роль многоточия?

8.Сделайте вывод, какова поэтическая идея стихотворения?

9.Найдите в тексте неологизмы.

10.Проанализируйте синтаксические особенности стихотворения.

11.Как последние 2строки придают совершенно другой смысл стихотворению?

Вопросы к стихотворению «Кто создан из камня»

1.Какая традиционная тема заявлена в стихотворении?

2.Главные приметы лирической героини

3.С кем сравнивает себя лирическая героиня?

4.Кто противопоставлен поэту?

5.Что их характеризует?

6.Как обозначен конфликт поэта и толпы?

7.Стихотворение пессимистично или оптимистично?

Вопросы к стихотворению «Я стол накрыл на шестерых..»

1.Что испытала Цветаева после возвращения в СССР?

2.Когда и в связи с чем состоялась встреча с поэтом-переводчиком Тарковским?

3.Почему у Цветаевой возникла обида на Тарковского?

4.Когда впервые прочитал это стихотворение Тарковский?

5.Чем стало это последнее стихотворение М.Цветаевой?

Вопросы к стихотворению «Уж сколько их упало в эту бездну..»

1.К какому разряду лирики относится это стихотворение?

2.Как образно и метафорично выражены тайные помыслы героини?

3.Какова лирическая героиня?

4.Какова общая антитеза стихотворения?

5.Какой литературный прием используется в стихотворении и с какой целью?

6.Как Цветаева подчеркивает свою любовь к Родине?

7.Каково настроение стихотворения?

Вопросы к теме «Своеобразие лирики М.Цветаевой»

Прочитайте предложенный материал ,прослушайте выступление групп и уберите то, что считаете лишним или добавьте в кластер то новое,что вы узнали на уроке.

(погруженность в себя и восприятие реальной жизни через призму своих чувств,обособленность,вызов и противостоянию миру,дробность стиха,слог-единица речи,экспрессивные эпитеты и сравнения,насыщенность паузами и перебоями.

После выступления этой группы,учащиеся вносят изменения и дополнения в кластер.

4.Рефлексия

Возврат к эпиграфу,поиск ключевого слова.

Составление синквейна

например:

Цветаева.
Несравненная, страдающая.
Мучилась, творила, любила.
Восхищаюсь гениальным поэтом-женщиной.
Затравленный зверь
5.Домашняя работа.
  • Выучить наизусть любое стихотворение М.Цветаевой.

  • Найти стихотворения Цветаевой,положенные на музыку,принести аудио и артвидео.

  • Определить основные темы стихотворений,привести примеры.(для сильной группы)

Заключение.

Мы сегодня сделали много открытий, высказали личностное понимание поэзии великой русской поэтессы Серебряного века М.И. Цветаевой. Спасибо всем за работу. "Мне нравится", что урок не оставил вас равнодушными.

А сейчас я предлагаю послушать песни.написанные на стихи М.Цветаевой.



© 2010-2022