Рабочая программа элективного курса в 8 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 8 класса «Русский язык. Подготовка к итоговой аттестации в форме ОГЭ. Пишем сочинение и изложение».


Автор: Шамсемухаметова И. Г., учитель русского языка и литературы

МКОУ СОШ дер. Средние Шуни Вятскополянского района Кировской

области


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Элективный курс «Русский язык. Подготовка к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ. Пишем сочинение и изложение» предназначен для учащихся 8 класса и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ГИА).

Анализ современных программ по русскому языку и развитию связной речи учащихся общеобразовательных школ показал, что в программах не содержится законченной, стройной, логически обоснованной системы работы по обучению созданию сжатых текстов. Кроме того, в существующих программах не определен круг специальных речевых умений в этой области и не описаны требования, предъявляемые к сжатым изложениям школьников. Все это доказывает необходимость создания такой системы работы с учащимися в условиях подготовки к итоговой аттестации в новой форме.

Основная цель обучения - научить каждого ребенка правильно, точно и лексически грамотно создавать сжатые тексты и на основе этого повысить уровень сформированности точности и лаконичности связной речи.

Реализация данного курса позволит тщательно подготовиться к выполнению заданий 1, 15.1, 15.2, 15.3 аттестационной работы за курс основной школы, отработать технологию написания изложения, приемы компрессии текст.

Сжатое изложение считается наиболее трудным упражнением, из применяющихся с целью развития речи школьников, и вводится позже других. Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств. Таким образом, сжатые изложения требуют специальной логической работы над текстом.

Этапы работы над сжатым изложением сходны с последовательностью и приемами работы над подробным изложением. Различия состоят лишь в методике. Элективный курс позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением, учащиеся получают возможность попрактиковаться в написании сжатого изложения, что не предусмотрено программой по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9 классы). На занятиях можно вести и психологическую подготовку выпускников к итоговой аттестации, организовать практикумы по само- и взаимопроверке и оценке пробных изложений.

Форма контроля усвоенных знаний и приобретенных умений - контрольное изложение, которое оценивается с учетом методических рекомендаций для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом

Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся

Новизна данного элективного курса заключается в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием текста и способами его выражения, практического применения полученных знаний и умений при самостоятельном построении собственного высказывания; работы, направленной на обобщение и систематизацию знаний, полученных в 5 - 7 классах.

Цель элективного курса: обеспечение подготовки учащихся к успешному написанию изложения и сочинения.

Задачи курса:

Научить учащихся следующим умениям и навыкам:

1. Владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников.

2. Определять проблему текстов и формулировать её разными способами.

3. Грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля.

4. Владеть формами обработки информации исходного текста.

5. Работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл.

6. Выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста.

7. Определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать её разными способами ( с помощью глаголов речи, с помощью способов передачи чужой речи).

8. Сжимать авторский текст.

9. Писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания части С.

10. Редактировать свое сочинение и изложение.

11. Повторить теоретические сведения по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике.

Формы работы: коллективная и групповая при работе над пониманием, индивидуальная письменная работа по созданию текстов.

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Требования к результатам обучения

Учащиеся должны знать:

- требования к сочинению новой формы по русскому языку (критерии оценивания);

- основные понятия: проблема, авторская позиция, комментарий, аргумент;

- грамматические и речевые нормы (типы грамматических и речевых ошибок);

- специфику работы с публицистическим и художественным текстом при написании сочинения части С;

- способы сжатия текста;

уметь:

- владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;

- определять проблему текстов и формулировать её разными способами;

- грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;

- владеть формами обработки информации исходного текста;

- работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;

- выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста;

- определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать её разными способами ( с помощью глаголов речи, с помощью способов передачи чужой речи);

- сжимать авторский текст;

- писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания;

- редактировать свое сочинение и изложение.

Учебный план


№ п/п

Название раздела

Количество часов

1

Введение. Экзаменационная работа в форме ОГЭ.

1

2

Сжатое изложение.

14

3

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

8

4

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему

6

5

Сочинение-рассуждение по комментированию значения понятия

3

6

Обобщение.

1



Календарно-тематическое планирование элективного курса «Русский язык. Подготовка к государственной итоговой

аттестации в форме ОГЭ. Учимся писать изложение и сочинение» для 8 класса

Дата

Тема занятия

Элементы содержания

Требования к знаниям, умениям

п/п

ф.

1

Введение. Экзаменационная работа в форме ОГЭ.

Структура экзаменационной работы, критерии её оценивания

Знать структуру экзаменационной работы, критерии её оценивания

2



Структурные особенности сжатого изложения

Тема, идея (основная мысль) текста, микротема, ключевые слова. Последовательность работы при визуальном восприятии текста и при восприятии на слух.

Знать структурные особенности сжатого изложения, последовательность работы при написании изложения; уметь правильно воспринимать прослушанный текст, извлекая из него главную информацию, выделить в тексте микротемы, ключевые слова, определять тему и основную мысль текста.

3

4

Что такое микротема текста? Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

Микротема. Абзац.

Уметь выделять в тексте микротемы

5

6


Основные приёмы компрессии текста.

Основные приёмы компрессии: исключение, обобщение, упрощение. Содержательные формы компрессии. Основные принципы сжатия текста. Методические требования к сжатому изложению

Знать основные приёмы, формы, принципы компрессии текста; уметь сжимать текст, используя приёмы компрессии

7


Приём компрессии текста ИСКЛЮЧЕНИЕ

Основные приёмы сжатия текста

Знать основные приёмы, формы, принципы компрессии текста; уметь сжимать текст, используя приёмы компрессии

8


Приём компрессии текста ОБОБЩЕНИЕ

Основные приёмы сжатия текста

Знать основные приёмы, формы, принципы компрессии текста; уметь сжимать текст, используя приёмы компрессии

9


Приём компрессии текста УПРОЩЕНИЕ

Основные приёмы сжатия текста

Знать основные приёмы, формы, принципы компрессии текста; уметь сжимать текст, используя приёмы компрессии

10

Практикум. Приёмы сжатия текста.

Основные приёмы сжатия текста

Знать основные приёмы, формы, принципы компрессии текста; уметь использовать приёмы компрессии текста

11

12


Техника написания сжатого изложения.

Модель проведения сжатого изложения. Техника его написания. Составление плана к тексту изложения.

Знать основные приёмы, формы, принципы компрессии текста, технику написания изложения; уметь составлять план к тексту, сжимать текст, используя приёмы компрессии

13

14

Практикум. Написание сжатого изложения по прослушанному тексту.

Основные приёмы компрессии: исключение, обобщение, упрощение.

Знать основные приёмы, формы, принципы компрессии текста, технику написания изложения; уметь составлять план к тексту, сжимать текст, используя приёмы компрессии, правильно заполнять бланк ответов №2

15

Практикум. Редактирование сжатых изложений. Критерии оценивания задания 1.

Основные приёмы компрессии: исключение, обобщение, упрощение.

Знать основные приёмы, формы, принципы компрессии текста, технику написания изложения, критерии оценивания задания 1; сжимать текст, используя приёмы компрессии, находить ошибки при сжатии текста

16.

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Структура сочинения на лингвистическую тему.

Структура сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Тезис, доказательство, аргументы, вывод. Средства межфразовой связи.

Знать структуру сочинения-рассуждения; уметь анализировать высказывания известных лингвистов, писателей, учёных

17


Техника написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Знать алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему; уметь создавать свой текст, применяя данный алгоритм

18


Вступление к сочинению на лингвистическую тему.

Способы оформления вступления к сочинению на лингвистическую тему.

Знать способы оформления вступления к сочинению на лингвистическую тему, уметь применять их при написании сочинения

20

21

Учимся аргументировать тезис.

Аргументирование тезиса через примеры из текста.

Уметь аргументировать тезис при помощи примеров из текста

22

Заключение к сочинению на лингвистическую тему.

Способы оформления заключения к сочинению на лингвистическую тему

Знать способы оформления заключения к сочинению на лингвистическую тему, уметь применять их при написании сочинения

23

Практикум. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Знать алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему; уметь создавать свой текст, применяя данный алгоритм

24

Практикум. Редактирование и рецензирование сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Критерии оценивания задания 15.1

Структура сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Алгоритм его написания. Критерии оценивания задания 15.1.

Знать структуру сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, алгоритм его написания, критерии оценивания задания 15.1; уметь анализировать текст сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

25


Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. Структура.

Структура сочинения-рассуждения на морально-этическую тему, алгоритм его написания. Тезис, доказательство, аргументы, вывод. Критерии оценивания задания 15.2.

Знать структура сочинения-рассуждения на морально-этическую тему, алгоритм его написания, критерии оценивания задания 15.2; уметь анализировать текст сочинения-рассуждения на морально-этическую тему.

26


Вступление к сочинению на морально-этическую тему.

Способы оформления вступления к сочинению на морально-этическую тему.

Знать способы оформления вступления к сочинению на морально-этическую тему, уметь применять их при написании сочинения

27

28

Аргументирование в сочинении на морально-этическую тему. Заключение.

Аргументирование тезиса через примеры из текста.

Уметь аргументировать тезис при помощи примеров из текста

29


Практикум. Написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему.

Алгоритм написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему.

Знать алгоритм написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему; уметь создавать свой текст, применяя данный алгоритм

30

Практикум. Редактирование и рецензирование сочинения-рассуждения на морально-этическую тему. Критерии оценивания задания 15.1

Структура сочинения-рассуждения на морально-этическую тему. Алгоритм его написания. Критерии оценивания задания 15.2.

Знать структуру сочинения-рассуждения на морально-этическую тему, алгоритм его написания, критерии оценивания задания 15.2; уметь анализировать текст сочинения-рассуждения на этическую тему.

31

32

33

Сочинение-рассуждение по комментированию значения понятия..

Структура сочинения-рассуждения по комментированию значения понятия, алгоритм его написания. Тезис, доказательство, аргументы, вывод. Критерии оценивания задания 15.3.

Знать структура сочинения-рассуждения по комментированию значения понятия, алгоритм его написания, критерии оценивания задания 15.3; уметь анализировать текст сочинения-рассуждения по комментированию значения понятия.

34

Итоговое занятие. Обобщение пройденного за год.

Техника написания сжатого изложения и сочинений-рассуждений на лингвистическую, морально-этическую темы, по комментированию значения понятия.

Знать алгоритмы работы над сжатым изложением и сочинениями разного типа; уметь создавать свои тексты по данным алгоритмам

Ресурсное обеспечение



1. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 1-4.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.

2. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 5-8.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.

3. Контрольно - измерительные материалы. Русский язык: 9 класс/ Сост. Н.В. Егорова. - М.: ВАКО,2010.

4. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 9 класс.- М.: ТЦ Сфера, 2009.

5. ГИА - 2011: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ авт. Сост. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. - М.: АСТ: Астрель, 2012г

6. Государственная итоговая аттестация. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9 класс/ Т.М. Пахнова. - М.: Издательство «Экзамен», 2010.

7. ГИА. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация ( в новой форме). Практикум по выполнению типовых тестовых заданий/ Г.Т. Егораева. - М.: Издательство «Экзамен», 2013

8. Русский язык. 9 класс». Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова, Москва, «Просвещение», 2011.

9. Русский язык. Справочные материалы», под редакцией Н.М.Шанского, Москва, 2008.

10. Уроки русского языка в 9 классе», М.В.Федорова, Москва, «Просвещение», 2009.

11. Обучение русскому языку в 9 классе. Методические рекомендации к учебнику для 9 класса общеобразовательных учреждений», авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Ю,Комиссарова, Москва, «Просвещение», 2009.

12. Тесты по русскому языку», Е.Н.Хоркина, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2012г


© 2010-2022