Конспект по литературе на тему Столкновение характеров упрямых и своенравных (по роману А. С. Пушкина «Дубровский»)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1

Тема: Столкновение характеров упрямых и своенравных

(по роману А.С. Пушкина «Дубровский»)

Цель: Познакомить учащихся с романом А.С. Пушкина «Дубровский; формиро-

вать навык анализа эпизода художественного произведения с целью анализа ха-

рактеров героев, их взаимоотношений.

Задачи:

- Продолжить формирование умения анализировать художественный текст

- учиться определять мотивы поступков в поведении героев

- развитие интеллектуальных умений выделять главное

- воспитание культуры общения в группах

Методические приёмы:

Беседа по вопросам

Исследовательская работа

Работа в группах

Сопоставительная работа

Оборудование урока:

иллюстрации к роману «Дубровский»

Презентация

Фильм учащихся

Фрагмент фильма «Дубровский» А. Ивановского

Выставка работ учащихся

Ход урока

Иному и дворянину

не худо бы променять усадьбу

на любую здешнюю конурку

А.С. Пушкин. «Дубровский»

I. Организ. момент

II. Слово учителя

Учитель: Посмотрите сейчас на 2-й слайд. Что вы видите?

(Примерные высказывания учеников: Два человека здороваются, значит пред

нами либо два друга, либо хороших знакомых.)

-А теперь посмотрите на 3-й слайд. Что вы видите?

(Примерные высказывания учеников: Здесь наоборот происходит ссора между

людьми)

Учитель: Как вы думаете, о чём мы сегодня будем с вами говорить? (Примерные

высказывания учеников: Сегодня мы будем говорить и о дружбе и о ссоре)

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами обращаемся к роману А.С. Пушкина «Дуб-

ровский». Мы будем анализировать ключевые моменты 1 главы романа. А самое

главное, обратимся к эпизоду «На псарне» (завязка).

-Работаем в группах. Каждая группа создаёт свой проект, исследуя образы А.Г.

Дубровского и К.П. Троекурова.

III. Работа в тетради

Учитель: А сейчас запишем сегодняшнее число. Классная работа. И тему урока:

Столкновение характеров упрямых и своенравных (по роману А.С. Пушкина

«Дубровский»)

2

-Прочитайте эпиграф урока. Какие слова являются ключевыми? Почему эти сло-

ва взяты для эпиграфа урока? (мнения учеников)

IV. Теоретический ____________материал

1. Что называется романом?

Учитель: Вы прочитали рубрику учебника «О романе «Дубровский»

( Д/З). Какая информация оказалась для вас новой?

Примерный ответ ученика: Мы впервые читаем произведение, которое относится

к новому жанру эпической прозы - роману.

Роман - это крупное эпическое произведение с разветвлённым, развёрнутым сю-

жетом, в котором события происходят на протяжении значительного времени и в

широком художественном пространстве.

Запись в тетради данного определения

Учитель: Вспомните, что называется сюжетом?

Примерный ответ ученика: Сюжет - последовательность и связь событий в худо-

жественном произведении

Кульминация

Развитие действия

Спад действия

завязка Развязка

В романе более подробно, чем в рассказе или повести, изображается чело-

век, особенности его характера, судьбы многих людей, разнообразные события.

Творческая история романа (рубрика учебника «Для вас любознательные!»)

Примерный ответ учеников:

В основу сюжета «Дубровского» положен сообщённый Пушкину его другом П.В.

Нащокиным эпизод из жизни одного белорусского небогатого дворянина по фами-

лии Островский (так и назывался сначала роман), который имел процесс с сосе-

дом за землю, был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал

грабить. Нащокин видел этого Островского в остроге.

V. Работа над содержанием первой главы.

Учитель показывает конверты с иллюстрациями, словами, заданиями

Учитель: Что мы узнаём о А.Г. Дубровском и К.П. Троекурове из первой главы?

(анализ ключевых моментов)

1 группа 2 группа

Представляет К.П. Троекурова Представляет А.Г. Дубровского

-Вам даётся время. Вы должны представить своих героев. Обратите внимание на

то, что вы выполняете проект. Приклеиваем слова, затем выбираем нужные ил-

3

люстрации для героев и тоже приклеиваем. Как вы будете располагать иллюстра-

ции, это ваше дело.

Выступление 1 группы(Кирила Петрович Троекуров)

-Я старинный русский барин. Я богат. Все мне угождают. Я праздно провожу вре-

мя. А что вы можете сказать обо мне?

-Один из учеников:

Данный герой очень богат.

«Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где

находилось его имение»

«Всегдашние занятия Троекурова состояли в разъездах около пространных его

владений…»

Один из учеников:

К.П. Троекуров любил праздновать

«Дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность,

разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения»

« …он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе…»

«Всегдашние занятия Троекурова состояли в разъездах около пространных его

владений, в продолжительных пирах и в проказах, ежедневно притом изобретае-

мых и жертвою коих бывал обыкновенно какой-нибудь новый знакомец…»

Один из учеников:

Троекуров строго обращался с крестьянами и дворовыми.

«С крестьянами и дворовыми обходился он строго и своенравно, но они тщесла-

вились богатством и славою своего господина и, в свою очередь, позволяли себе

многое в отношении к их соседям, надеясь на его сильное покровительство»

Один из учеников:

Троекуров дружил с Дубровским. Их дружбу можно назвать крепкой, настоящей.

«Троекуров, надменный в сношениях с людьми самого высшего звания, уважал

Дубровского, несмотря на его смиренное состояние»

«Кирила Петрович, отроду не удостоивавший никого своим посещением, заезжал

запросто в домишко своего старого товарища»

- А теперь посмотрим какая схема-характеристика у вас получилась?

Один из учеников: Перед нами старинный русский барин, притом богатый, любит

праздники, уважаем всеми. Он выступает как покровитель всей губернии.

(проект)

Ученики 2-й группы внимательно слушают выступление 1-й группы, а затем за-

дают вопросы.

Выступление 2 группы (Андрей Гаврилович Дубровский)

Один из учеников: Я отставной поручик. Сосед Троекурова. Хотя у меня смирен-

ное состояние, но я независим! А что вы можете сказать обо мне?

Один из учеников: Дубровский независим.

«Дубровский с расстроенным состоянием принужден был выйти в отставку и по-

селится в остальной своей деревне. Кирила Петрович, узнав о том, предлагал ему

своё покровительство, но Дубровский благодарил его и остался беден и незави-

сим»

Один из учеников: Троекуров считает его настоящим другом.

Один из учеников: Также можно отметить сходство между героями:

1. Ровесники

2. Воспитаны одинаково

4

3. Оба женились по любви, потом овдовели

4. Осталось по одному ребёнку

5. Между ними царило согласие

-А что обозначают их имена? (сообщение одного из учеников)

Пётр - скала, утёс, камень

Кирилл - господин

Андрей - сильный муж, крепость

Гаврилл - сила от Бога

Вывод: Значение этих имён неслучайно. Перед нами сильные, как крепость герои

по характеру.

Один из учеников: Перед нами независимый человек, который в отличии от Тро-

екурова беден, но независим.

(проект)

Учитель: Возвращаясь к слайдам (1; 2). Какой из данных рисунков на данный

момент подходит для сложившийся картины?

Учитель: А теперь найдите в тексте описание Кистенёвки и Покровского.

Выступление 1 группы

Примерный ответ: Когда Владимир подъезжает к своему отцу, он видит: «берёзо-

вую рощу и влево на открытом месте серенький домик с красной кровлею. Перед

собою видел он Кистенёвку и бедный дом своего отца»«Двор некогда украшенный

тремя правильными цветниками…некошеный луг»

Вывод: Владение Дубровского маленькое, домишко по сравнению с домом Трое-

курова.

Выступление 2 группы

Примерный ответ: «Вот Покровское!» «Владимир ехал берегом широкого озера,

из которого вытекала речка и вдали извивалась между холмами; на одном из них

возвышалась зелёная кровля огромного каменного дома, на другом пятиглавая

церковь и старинная колокольня; около разбросаны были деревенские избы с их

огородами и колодезями»

Вывод: Перед нами огромное имение Троекурова.

-Давайте сейчас подумаем, а с чем у нас ассоциируется слово Покровское и слово

Кистенёвка?

Примерный ответ: Покровское - от слова «покрывать», т.к. Троекуров - покрови-

тель всей губернии. Покровское что-то большое, солидное. А Кистенёвка - что-то

маленькое, незначительное.

VI. Эпизод «На псарне»

Учитель: Ключевым моментом данной главы является эпизод «На псарне».

Посмотрим данный эпизод из фильма А. Ивановского (1936 г.)

(читаем, анализируем) с.168 учебника

Вопросы для исследования текста:

1. Как ведёт себя Троекуров? Выделите глаголы, характеризующие состояния

героев.

Напишите эти глаголы на кирпичиках. Учитель даёт материал.

2. Как ведёт себя Дубровский?

3. Из-за чего происходит ссора?

Учащиеся пишут глаголы состояния на приготовленных учителем

«кирпичиках». Затем материал прикрепляется на доске.

5

Дубровский: Троекуров

Дубровский Троекуров

«молчал и хмурился», «он не мог удер-

жаться от некоторой зависти при виде

всего великолепного заведения», «отве-

чал сурово», «побледнел и не сказал ни

слова», затем «скрылся» незаметно.

«гордился», «не упускал случая похва-

статься» своей псарней. Он громко за-

смеялся при «дерзком замечании» своего

холопа. Не придаёт значения тому, что

Парамошка оскорбил и унизил Андрея

Гавриловича

4. Как Троекуров отнесся к исчезновению Дубровского?

5. Хотел ли Троекуров обидеть своего приятеля?

6. Какое обстоятельство сделало примирение невозможным?

- Какой способ мести избирает Троекуров? (незаконно отобрать имение у своего

бывшего товарища)

- А кто помогает Троекурову? (заседатель Шабашкин)

- Как Троекуров обращается с Шабашкиным? (с пренебрежением)

- Как действует Шабашкин, выполняя желание Троекурова?

(хлопотал, подкупал судей)

-Что чувствует Дубровский, получив приглашение на суд? (Дубровский изумлён,

он не допускает мысли, что кто-то может посягнуть на его законную собствен-

ность?)

VII. Итоги урока.

- Что нового мы узнали на уроке? Что поняли? А что показалось трудным?

Вывод: Завершается 1 глава сценой встречи Троекурова и Дубровского по дороге

в город, в суд. Бывшие товарищи становятся врагами.

Учитель: Сейчас встаньте, возьмите друг друга за руки. Вы класс! Уважайте друг

друга, любите, помогайте. И тогда таких столкновений, конфликтов, ссор не бу-

дет.

Необходимо беречь дружбу, потому что друзья всегда должны помогать друг дру-

гу.

Выступление групп по проектам

Д/З Вопросы:

1. Какова причина принятого судом решения?

2. Как относятся Дубровский и автор к постановлению суда?

3. Какое __________-cрешение суда было бы справедливым?

Индивидуальное задание (3 человека):

Составьте словарик, воспользовавшись для работы «Толковым словарём» Оже-

гова: суд, судебное дело, заседатель, решение суда)

Выставление оценок.

Не мог удержаться

от зависти

молчал

Отвечал сурово

хмурился

Побледнел и не

скрылся сказал ни слова

гордился

Засмеялся при дерз-

ком замечании своего

холопа

Не упускал случая

похвастаться__

© 2010-2022