Конспект урока Споры двух поколений в романе И. С. Тургенева Отцы и дети

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока Споры двух поколений в романе И.С.Тургенева Отцы и детиКонспект урока Споры двух поколений в романе И.С.Тургенева Отцы и детиКонспект урока Споры двух поколений в романе И.С.Тургенева Отцы и детиКонспект урока Споры двух поколений в романе И.С.Тургенева Отцы и детиКонспект урока Споры двух поколений в романе И.С.Тургенева Отцы и детиКонспект урока Споры двух поколений в романе И.С.Тургенева Отцы и детиКонспект урока Споры двух поколений в романе И.С.Тургенева Отцы и детиКонспект урока

Дисциплина: Литература (1 курс)

Тема урока: « Спор двух поколений в романе И .С .Тургенева «Отцы и дети»

Цель: 1. обучающая:

- проанализировать центральный персонаж романа со стороны идеологического спора « отцов» и «детей»;

- отработать навыки анализа художественных образов;

- дать собственную оценку идейным установкам противоборствующих сторон.

2. развивающая:

- развить творческие способности студентов, речевые и мыслительные навыки при анализе художественных образов.

3. воспитательная:

- воспитать чувство коллективизма и коммуникативной культуры студентов.

Оборудование: хрестоматия, портрет писателя, раздаточные материалы, иллюстрации к роману, мультимедийная установка для просмотра отрывка фильма, фильм.

Элементы педагогических технологий, используемые на уроке: технология критического мышления, технология ассоциативного мышления, технология развивающего обучения, игровая технология.

Элементы игровой технологии, используемые на уроке:


  1. «Прогнозирование по названию».

  2. «Эрудит».

  3. «Поиск по фотороботу».

  4. «Деловой театр».

  5. «Путешествие с главным героем».

  6. «Древо мнений».

  7. «Поиск по иллюстрации».

  8. «Восстанови отрывок».

  9. «В две колонки становись».

Эпиграф урока: « Тургенев, видимо относится к детям враждебно; отцам он дает полное преимущество во всем, а начинается все со споров…»

М.А Антонович.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Педагог приветствует студентов, дает соответствующую эмоциональную установку, сообщает тему урока. Студенты работают в группах.

«Прогнозирование по названию» - студенты пытаются сами определить цели урока по теме.

2. Сообщение целей урока. Педагог уточняет (корректирует) студентам обучающие цели урока. Обращает внимание на эпиграф урока, дает соответствующие комментарии.

3. Ознакомление с этапами урока. Педагог знакомит студентов с основными этапами урока.

Этапы урока:

1. Литературная разминка по группам. «Эрудит»

2. Составление кластера по образу главного героя.

3. Поиск по « фотороботу».

4. «Деловая игра»

5. Сбор рабочего материала для таблицы.

6. « Дерево предсказаний».

7. Составление сюжетной таблицы.

8. «Дневник Базарова»

9. «Письмо - обращение»

10.Домашнее задание.


  1. Литературная разминка по группам.

Группа №1. Определить по датам основные события в жизниИ.С.Тургенева

28 октября 1818г. - ? (дата рождения)

1827-1829гг. -? (учится в Московском частном пансионе)

1833 -? (поступает на словесный факультет Московского университета.)

1847 -? (в журнале «Современник» первые рассказы из цикла «Записки охотника»).

1860 -? (разрыв с журналом «Современник»)

1862 -? (в журнале «Русский вестник» опубликован роман «Отцы и дети»)

1878 - 1882гг.? (написаны « Стихотворения в прозе»)

22 августа 1883г. -? ( скончался)

Группа №2. Назовите известные вам произведения И.С.Тургенева.

( «Записки охотника», « Ася», « Рудин», «Накануне», « Отцы и дети», « Дворянское гнездо», «Муму», « Стихотворения в прозе»…)

Группа №3. Заполнение сюжетной таблицы по творчеству И. С.Тургенева

Кто?

Что?

Когда?

Где?

С какой целью?


Пример заполнения сюжетной таблицы

Кто?

Что?

Когда?

Где?

С какой целью?

И.С.Тургенев

Произведения

В 19 веке

В России

Для потомков


  1. Составление кластера «Базаров в системе образов».

Проходит обсуждение образа Евгения Базарова, рассматриваются отношения главного героя с другими героями романа.


Аркадий Николай Петрович Павел Петрович

Базаров

Народ Базаров Кукшина и Ситников


Фенечка Одинцова Родители

3.Работа с фотороботом. Педагог предлагает студентам узнать героя по описанию портретной характеристики.

1 « фоторобот»: Лицо длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, с большими зеленоватыми глазами и с висячими бакенбардами песочного цвету… оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум… Его темно-белокурые волосы ,длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа.

2 «фоторобот»:

Его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом являло следы красоты замечательной; особенно хороши были черные продолговатые глаза. Весь облик, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и стремление вверх, прочь от земли, которое большей частью исчезает после двадцати годов.

Ребята угадывают по «фотороботам» героев.

Роман « Отцы и дети», по определению русского писателя Владимира Набокова, - это « не только лучший роман Тургенева, но и одно из самых блистательных произведений 19 века. Центральное место в романе занимают долгие споры молодого разночинца нигилиста Евгения Базарова и стареющего аристократа Павла Петровича Кирсанова.

На доске прикрепляются портреты героев рядом с их именами.

Выходим на понятие антитеза.

Как это понятие связано с образами главных героев, которых мы рассматриваем на сегодняшнем уроке?

Антитеза - противопоставление, противоположность. А Базаров и Кирсанов среди всех героев романа наиболее активные представители непримиримых мировоззрений.

«Восстанови отрывок» - 4 глава, начало спора Е.Базарова и П.П.Кирсанова (пропуски заполняются словами из текста, восстанавливается отрывок «Начало споров».

4 . Заранее подготовленные 2 студента инсценируют отрывок «Споры двух поколений». «Деловой театр».

5.Сбор рабочего материала для таблицы

Выделяем 4 направления в споре Базарова и Павла Петровича Кирсанова (записи в тетради)

Студенты используют:

1. текст романа «Отцы и дети»;

2. раздаточный материал;

3. таблицы.

Вместе с преподавателем студенты выделяют каждое направление и характеризуют его.

1 направление в споре - о роли дворянства (аристократии). Позиция Базарова, позиция Кирсанова.

2 направление в споре - нигилизм. Позиция Базарова, позиция Кирсанова.

3 направление в споре - русский народ. Позиция Базарова, позиция Кирсанова

4 направление в споре - отношение к искусству и природе Позиция Базарова, позиция Кирсанова .

Просмотр отрывка кинофильма «Отцы и дети», фрагмент спора Базарова с Павлом Петровичем.

«В две колонки становись»

Подготовлен материал для создания таблицы, где студенты дают сравнительную характеристику мировоззренческих позиций Базарова и Павла Петровича, выписывая примеры из текста.

6. « Дерево предсказаний».

Студенты на данном уроке не ознакомлены с полным содержанием романа. Им предлагается вопрос для обсуждения в группах:

Как вы думаете, чем в результате закончится спор между Базаровым и Кирсановым?

Группы заполняют дерево и зачитывают свои предсказания, аргументируя свою точку зрения.

7. Заполнение сюжетной таблицы «СПОРЫ В РОМАНЕ «ОТЦЫ И ДЕТИ».

Кто?

Что?

Когда?

Где?

Почему?


8. Текст почитан студентами полностью, учитель создает «переходный мостик» к следующему уроку.

Работа «Поиск по иллюстрации». Работа с «дневником главного героя». «Путешествие с героем»

9. «Письмо-обращение»На данном этапе педагог проводит параллель между спорами поколений 19 века и 21 века. Ребятам в группах предлагается заполнить письма-обращения к старшему поколению. Подводится итог урока.

10. Домашнее задание.

1.Составление таблицы.

2. Опережающее творческое задание: составить маршрутный лист путешествий Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова.



© 2010-2022