- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока Споры двух поколений в романе И. С. Тургенева Отцы и дети
Конспект урока Споры двух поколений в романе И. С. Тургенева Отцы и дети
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Богданова Е.В. |
Дата | 13.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект урока
Дисциплина: Литература (1 курс)
Тема урока: « Спор двух поколений в романе И .С .Тургенева «Отцы и дети»
Цель: 1. обучающая:
- проанализировать центральный персонаж романа со стороны идеологического спора « отцов» и «детей»;
- отработать навыки анализа художественных образов;
- дать собственную оценку идейным установкам противоборствующих сторон.
2. развивающая:
- развить творческие способности студентов, речевые и мыслительные навыки при анализе художественных образов.
3. воспитательная:
- воспитать чувство коллективизма и коммуникативной культуры студентов.
Оборудование: хрестоматия, портрет писателя, раздаточные материалы, иллюстрации к роману, мультимедийная установка для просмотра отрывка фильма, фильм.
Элементы педагогических технологий, используемые на уроке: технология критического мышления, технология ассоциативного мышления, технология развивающего обучения, игровая технология.
Элементы игровой технологии, используемые на уроке:
-
«Прогнозирование по названию».
-
«Эрудит».
-
«Поиск по фотороботу».
-
«Деловой театр».
-
«Путешествие с главным героем».
-
«Древо мнений».
-
«Поиск по иллюстрации».
-
«Восстанови отрывок».
-
«В две колонки становись».
Эпиграф урока: « Тургенев, видимо относится к детям враждебно; отцам он дает полное преимущество во всем, а начинается все со споров…»
М.А Антонович.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Педагог приветствует студентов, дает соответствующую эмоциональную установку, сообщает тему урока. Студенты работают в группах.
«Прогнозирование по названию» - студенты пытаются сами определить цели урока по теме.
2. Сообщение целей урока. Педагог уточняет (корректирует) студентам обучающие цели урока. Обращает внимание на эпиграф урока, дает соответствующие комментарии.
3. Ознакомление с этапами урока. Педагог знакомит студентов с основными этапами урока.
Этапы урока:
1. Литературная разминка по группам. «Эрудит»
2. Составление кластера по образу главного героя.
3. Поиск по « фотороботу».
4. «Деловая игра»
5. Сбор рабочего материала для таблицы.
6. « Дерево предсказаний».
7. Составление сюжетной таблицы.
8. «Дневник Базарова»
9. «Письмо - обращение»
10.Домашнее задание.
-
Литературная разминка по группам.
Группа №1. Определить по датам основные события в жизниИ.С.Тургенева
28 октября 1818г. - ? (дата рождения)
1827-1829гг. -? (учится в Московском частном пансионе)
1833 -? (поступает на словесный факультет Московского университета.)
1847 -? (в журнале «Современник» первые рассказы из цикла «Записки охотника»).
1860 -? (разрыв с журналом «Современник»)
1862 -? (в журнале «Русский вестник» опубликован роман «Отцы и дети»)
1878 - 1882гг.? (написаны « Стихотворения в прозе»)
22 августа 1883г. -? ( скончался)
Группа №2. Назовите известные вам произведения И.С.Тургенева.
( «Записки охотника», « Ася», « Рудин», «Накануне», « Отцы и дети», « Дворянское гнездо», «Муму», « Стихотворения в прозе»…)
Группа №3. Заполнение сюжетной таблицы по творчеству И. С.Тургенева
Кто?
Что?
Когда?
Где?
С какой целью?
Пример заполнения сюжетной таблицы
Кто?
Что?
Когда?
Где?
С какой целью?
И.С.Тургенев
Произведения
В 19 веке
В России
Для потомков
-
Составление кластера «Базаров в системе образов».
Проходит обсуждение образа Евгения Базарова, рассматриваются отношения главного героя с другими героями романа.
Аркадий Николай Петрович Павел Петрович
Базаров
Народ Базаров Кукшина и Ситников
Фенечка Одинцова Родители
3.Работа с фотороботом. Педагог предлагает студентам узнать героя по описанию портретной характеристики.
1 « фоторобот»: Лицо длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, с большими зеленоватыми глазами и с висячими бакенбардами песочного цвету… оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум… Его темно-белокурые волосы ,длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа.
2 «фоторобот»:
Его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом являло следы красоты замечательной; особенно хороши были черные продолговатые глаза. Весь облик, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и стремление вверх, прочь от земли, которое большей частью исчезает после двадцати годов.
Ребята угадывают по «фотороботам» героев.
Роман « Отцы и дети», по определению русского писателя Владимира Набокова, - это « не только лучший роман Тургенева, но и одно из самых блистательных произведений 19 века. Центральное место в романе занимают долгие споры молодого разночинца нигилиста Евгения Базарова и стареющего аристократа Павла Петровича Кирсанова.
На доске прикрепляются портреты героев рядом с их именами.
Выходим на понятие антитеза.
Как это понятие связано с образами главных героев, которых мы рассматриваем на сегодняшнем уроке?
Антитеза - противопоставление, противоположность. А Базаров и Кирсанов среди всех героев романа наиболее активные представители непримиримых мировоззрений.
«Восстанови отрывок» - 4 глава, начало спора Е.Базарова и П.П.Кирсанова (пропуски заполняются словами из текста, восстанавливается отрывок «Начало споров».
4 . Заранее подготовленные 2 студента инсценируют отрывок «Споры двух поколений». «Деловой театр».
5.Сбор рабочего материала для таблицы
Выделяем 4 направления в споре Базарова и Павла Петровича Кирсанова (записи в тетради)
Студенты используют:
1. текст романа «Отцы и дети»;
2. раздаточный материал;
3. таблицы.
Вместе с преподавателем студенты выделяют каждое направление и характеризуют его.
1 направление в споре - о роли дворянства (аристократии). Позиция Базарова, позиция Кирсанова.
2 направление в споре - нигилизм. Позиция Базарова, позиция Кирсанова.
3 направление в споре - русский народ. Позиция Базарова, позиция Кирсанова
4 направление в споре - отношение к искусству и природе Позиция Базарова, позиция Кирсанова .
Просмотр отрывка кинофильма «Отцы и дети», фрагмент спора Базарова с Павлом Петровичем.
«В две колонки становись»
Подготовлен материал для создания таблицы, где студенты дают сравнительную характеристику мировоззренческих позиций Базарова и Павла Петровича, выписывая примеры из текста.
6. « Дерево предсказаний».
Студенты на данном уроке не ознакомлены с полным содержанием романа. Им предлагается вопрос для обсуждения в группах:
Как вы думаете, чем в результате закончится спор между Базаровым и Кирсановым?
Группы заполняют дерево и зачитывают свои предсказания, аргументируя свою точку зрения.
7. Заполнение сюжетной таблицы «СПОРЫ В РОМАНЕ «ОТЦЫ И ДЕТИ».
Кто?
Что?
Когда?
Где?
Почему?
8. Текст почитан студентами полностью, учитель создает «переходный мостик» к следующему уроку.
Работа «Поиск по иллюстрации». Работа с «дневником главного героя». «Путешествие с героем»
9. «Письмо-обращение»На данном этапе педагог проводит параллель между спорами поколений 19 века и 21 века. Ребятам в группах предлагается заполнить письма-обращения к старшему поколению. Подводится итог урока.
10. Домашнее задание.
1.Составление таблицы.
2. Опережающее творческое задание: составить маршрутный лист путешествий Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова.