- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по родному (русскому) языку
Рабочая программа по родному (русскому) языку
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Алексеева Е.А. |
Дата | 09.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 32»
городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан
Рассмотрено
на заседании методического
объединения учителей
русского языка и литературы
Руководитель ШМО
__________И.Г.Яншаева
протокол № ___
от «___»__________года
Согласовано
Заместитель директора
__________М.В.Петрова
«___»____________201__г.
Утверждаю
Директор МАОУ «СОШ № 32»
______________З.Я.Ишбаев
Приказ о введении
в действие №____
от «___»____________201__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Родной( русский) язык и литература»
8( д ) класс
на 2015-2016 учебный год.
Рабочая программа составлена на основе программы по родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов. Автор Л.Г.Саяхова - Уфа: «Китап», 2011.
Составитель: Алексеева Е.А.
учитель русского языка и литературы.
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования Регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для ОУ РБ, реализующих программы общего образования (приказ МО РБ от 29.04.2015 г. № 905) и учебного плана МАОУ «СОШ № 32» (приказ от 31.08.2015 №603 ) на 2015-2016 учебный год и программы по родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов. Автор Л.Г.Саяхова -Уфа: Китап , 2011.
Общая характеристика предмета
Важнейшая цель обучения русскому(родному) языку и литературе в 8 классах состоит в том, чтобы воспитать любовь к родному языку, отношение к нему как основному средству человеческого общения во всех сферах человеческой деятельности; обеспечить овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть видами речевой деятельности, сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить школьников свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, использовать язык в разных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета.
Содержание курса родного (русского) языка и литературы в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций, а также формирование функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Цели и задачи.
Изучение родного (русского) языка и литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
-
развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения, готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребность в речевом самосовершенствовании;
-
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;
-
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
-
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Задачи.
-
Усвоение основ знаний о русском языке, его фонетике, графике, лексике, морфемике и словообразовании, грамматике, а также сведений о роли языка в жизни общества, его развитии.
-
Овладение системой языка, его словарным и грамматическим строем, усвоение норм русского литературного языка.
-
Формирование способности общаться на русском языке в бытовой учебной, учебно-научной, социокультурной и деловой сферах.
Формирование знаний о реалиях быта, обычаях, традициях русского народа, его материальной и духовной культуре, о социокультурных стереотипах речевого общения.
Ценностные ориентиры содержания предмета.
Ценностными ориентирами содержания учебного предмета "Родной (русский) язык и литература" является формирование у учащихся чуткости к богатству и выразительности родной речи, гордости за родной язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.
В соответствии с целью обучения усиливается и речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь.
Место учебного предмета в учебном плане.
Согласно учебному плану МАОУ "СОШ №32"на 2015-2016 учебный год предмет "Родной (русский) язык и литература" изучается в объеме 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год (34 учебные недели).
Содержание тем учебного предмета.
.
№
Темы раздела
количество часов
1
Культура речи и стилистика
3
2
Звуковая стихия устной речи
10
3
Техника речи
1
4
Нормы языка и правильность речи
6
5
Качество хорошей речи
5
6
Богатство и стилистические ресурсы языка
16
7
Условия успешной коммуникации.
10
8
Жанры устной речи. Устная разговорная речь.
7
9
Жанры устной речи. Устная публичная речь.
4
10
Устная научная речь.
6
Итого
68
Культура речи и стилистика.
I Культура речи в устноязычном общении. (3 ч.)
Общее понятие о культуре речи. Роль устноязычного общения в современном обществе. Анализ отрывка из стихотворения Б.Л.Пастернака «Снег идет». Особенности устная речи и разговорной речи. Просторечные формы речи.
IIУстная речь как речь звучащая, говоримая и слышимая.(6+4 ч.)
Речевой поток, речевые паузы и отрезки речи. Членение предложений на синтагмы. Стихотворение Р.Гарипова «Жаворонок». Интонирование текста.Звуки речи. Звук и буква. Темп, тембр и сила голоса.Мелодика речи и благозвучие. Интонация. Басня С.Михалкова. Типы интонационных конструкций. Интонация и пунктуация.
Уроки развития речи. Выразительное чтение русских басен. Интонирование текста. Творческий проект. Инсценирование басни. Подготовка к изложению. Изложение с творческим заданием «Русский характер» (по А.Н. Толстому).
Ш Техника речи (1 ч.).
Техника речи: речевое дыхание, дикция, голос. Развитие речевого слуха.
IVНормы языка и правильность речи (5+1 ч.).
Фонетические иакцентологические нормы. Лексические нормы. Грамматические нормы.Речевые ошибки, их типология: нарушение норм языка, стилистические ошибки. Обобщение по теме «Культура речи и стилистика».
Контроль. Контрольная работа по теме «Культура речи».
VКачества хорошей речи (3+2 ч.)
Работа над ошибками. Логичность речи. Анализ текста Д.С.Лихачева « Как выступать» с точки зрения его логической организации. Чистота речи. Речевые сорняки: просторечные слова, речевые штампы, арготизмы, бранная лексика, заимствованная.
Уроки развития речи. Мониторинг речи окружающих Устное сообщение на тему «Слова, засоряющие нашу речь».
VIБогатство и стилистические ресурсы языка (11+4 +1 ч.)
Богатство лексических средств. Многозначность, тематические, лексико-семантические группы. В.Г.Короленко« Слепой музыкант». Синонимы. Антонимы. Паронимы.Омонимы. Стилистические ресурсы лексики.Стилистические ресурсы фразеологии. Стилистические ресурсы морфологии. Синонимия падежных форм существительных. Синонимия форм прилагательных. Стилистическая роль местоимения.
Уроки развития речи. Работа с различными словарями. Изложение с творческим заданием «Как Шаляпин "Блоху" исполнял».Подготовка творческого проекта «Стилистические ресурсы морфологии».Защита творческого проекта.
Контроль. Контрольная работа по теме «Богатство и стилистические ресурсы языка».
Культура устноязычного общения.
IУсловия успешной коммуникации (8+2 ч).
Работа над ошибками. Правила речевого общения. Этикет. Речевой этикет. Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Ты и вы». Комплимент как жанр речевого этикета. Невербальные средства общения: мимика, взгляд, жесты. Звуковая характеристика речи. Смысловая и эмоциональная интонация. Слушание как компонент эффективного речевого общения. Формы общения. Устная и письменная речь, их специфика. Диалог как основная форма устного общения. Коммуникативные стратегии и тактики диалогового общения.
Уроки развития речи. Составление диалогов этикетного характера. Использование игровых ситуаций и смоделированных диалогов для отработки навыков успешного общения.
II Жанры устной речи.
Устная разговорная речь (5+2 ч).
Беседа. Интервью. Рассказ, история. О.Назаров «Отдохнул». Юмор. Шутка, языковая игра. Телефонный разговор. Статья О.А.Крыловой « Русский речевой этикет приветствия».
Уроки развития речи.Использование в процессе общения шутки, юмора. Сочинение на тему «Забавный случай».
IIIЖанры устной речи.
Устная публичная речь (2+2 ч.).
Ораторская речь. Виды ораторской речи.
Уроки развития речи. Построение собственного публичного выступления. Составление приветственной речи.
Устная научная речь (2+2+2 ч.)
Устная научная речь. Работа над ошибками. Повторение изученного в 8 классе. Культура речи и стилистика.
Уроки развития речи. Анализ выступлений политиков. Написание доклада на тему «Известные русские риторы».
Контроль. Итоговая контрольная работа.
Основные требования к уровню подготовки учащихся по предмету.
В результате изучения родного (русского) языка и литературы учащийся должен
знать/понимать:
• основные функции языка; роль русского зыка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; связь языка и культуры народа; роль родного языка в жизни человека и общества;
• место родного (русского) языка в системе гуманитарных наук и его роль в образовании в целом;
• основы научных знаний о родном языке; понимать взаимосвязи его уровней и единиц;
• базовые понятия лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь; научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового, разговорного стилей речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
• основные стилистические ресурсы лексики и фразеологии русского языка;
• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний:
уметь:
• анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
• производить различные виды анализа слова (фонетический.Морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксический анализ словосочетания и предложения; многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежность к определенным функциональным разновидностям языка, особенности языкового оформления, использования выразительных средств языка;
• разбираться в коммуникативно-эстетических возможностях лексической и грамматической синонимии и использовать в собственной речевой практике; использовать эстетическую функцию родного (русского) языка.
Личностные результаты освоения родного (русского) языка и литературы:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты освоения родного (русского) языка и литературы:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация); умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога); соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; осуществление речевого самоконтроля в процессе учебой деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Литература.
Для учащихся:
1. Саяхова Л. Г., Назарова М.Д. Слово как часть речи. Учебник по родному (русскому )языку для 7класса. - Уфа : Китап, 2011.
Для учителя:
1. Закирьянов К.З. Русский язык - основной курс. Москва: Логос, 2004
2. Земский А.М. и др Русский язык: В 2-х ч: ч1 - ЛексикологияЧ2 - Синтаксис Филиал издательства «Просвещение» 2002
3. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи Санкт -Петербург.: Просвещение, 2005
4. Чепасова А.М., Чередниченко А.П. Современный русский язык. Таблицы по грамматике. М.: Владос, 2001
5. Богомазов Г.М. - Современный русский язык. Фонетика. М.:Рольф, 2002
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленково П.А. Современный русский язык. Москва, ВЛАДОС,2005
6. Воробьёв В.В., Саяхова Л.Г. Русский язык в диалоге культур: учебное пособие\ элективный курс для 10-11 классов школ гуманитарного профиля. М.: Ладомир, 2006
7. Давлетбаева Р.Г. Лингвокультурологический словарь для школьников. Диалог языков и культур // Под ред доктора пед. Наук, проф. Л.Г. Саяховой. - Уфа: Китап, 2003
8. Муллагалиева Л.К. Реалии русской культуры. Лингвокультурологический словарь: учебное пособие для учащихся средних школ и учителей русского языка./ Под редакцией профессора Л.Г. Cаяховой.- Уфа: БИРО, 2011
9. Самситова Л.Х. Реалии башкирской культуры: Словарь безэквивалентной лексики башкирского языка. / Под ред. Проф. М.В. Зайнуллина и проф. Л.Г. Саяховой. Уфа, 1999
10. Соколова Л.В. Некрылова А.Ф. Воспитание ребёнка в русских традициях.- М.: Айрис-пресс, 2003
11. Степанов Ю.С. Константы: словарь русской культуры: опыт исследования. - М., 2007
12. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4т. - СПб, 1996
13. Хисаметдинова Ф.Г., Шарипова З.Я., Нагаева Л.Г. Родной Башкортостан. - Уфа: Китап, 2012
14. Субботина Л.А. Фразеологический словарь для школьников. - Екатеринбург: У - Фактория, 2007
15. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Значение и происхождение слов.-2е изд.- М.: Дрофа, 1997
16. Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Энциклопедия русских преданий. - М, 2001.
17. Даль И.В. Толковый словарь живого великорусского языка: Современная версия: В 4 т. М., 2000.
18. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений\Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова.- 4 изд.. дополн.-М.: Азбуковник, 2007
Интернет-ресурсы
gramota.ru - cправочно-информационный портал Русский язык. Разделы: официальные документы, новости, журнал, мониторинг культуры речи и др
gramma.ru - портал, посвященный культуре письменной речи. Содержит литературу по этой теме и словари.
Контроль
В течение учебного года планируется провести уроки развития речи (сочинения, анализы текстов), 3 часа - контрольные работы. Данные виды работы нацелены на продолжение формирования лингвистической, языковой, коммуникативной компетенций обучающихся, читательской культуры, по систематизации теоретических знаний и практических умений.
В течение года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами.
№
Тема урока
Ко-во
часов
Планируемая дата проведения
Корректировка даты
Примечание
1
Общее понятие о культуре речи.
1
2
Роль устноязычного общения в современном обществе.
1
3
Особенности устной и разговорной речи. Просторечные формы речи.
1
4
Речевой поток, речевые паузы и отрезки речи. Членения предложений на синтагмы. Стихотворение Р. Гарипова «Жаворонок».
1
5
Рр
Выразительное чтение русских басен. Интонирование текста.
1
6
Звуки речи. Звук и буква.
1
7
Темп, тембр и сила голоса.
1
8
Мелодика речи и благозвучие.
1
9
Интонация. Типы интонационных конструкций. Басня
С. Михалкова «Последнее желание».
1
10
Интонация и пунктуация.
1
11
Рр
Творческий проект.Инсценирование басни.
1
12
Рр
Подготовка к изложению.
1
13
Рр
Изложение с творческим заданием «Русский характер»( по А.Н. Толстому)
1
14
Техника речи: речевое дыхание, дикция, голос. Развитие речевого слуха.
1
15
Фонетические и акцентологические нормы.
1
16
Лексические нормы.
1
17
Грамматические нормы.
1
18
Речевые ошибки, их типология: нарушение норм языка, стилистические ошибки.
1
19
Обобщение по теме « Культура речи».
1
20
Контрольная работа по теме «Культура речи».
1
21
Работа над ошибками. Логичность. Анализ текста Д.С. Лихачева « Как выступать» с точки зрения его логической организации.
1
22
Чистота речи.
1
23
Речевые сорняки : просторечные слова, речевые штампы, арготизмы, бранная лексика, заимствованная.
1
24
Рр
Мониторинг речи окружающих.
1
25
Рр
Устное сообщение на тему « Слова , засоряющие нашу речь».
1
26
Богатство лексических средств.
1
27
Многозначность , тематические, лексико- семантические группы. В.Г.Короленко «Слепой музыкант».
1
28
Синонимы.
1
29
Антонимы.
1
30
Паронимы.
1
31
Омонимы.
1
32
Стилистические ресурсы лексики.
1
33
Рр
Работа с различными словарями.
1
34
Рр
Изложение с творческим заданием « Как Шаляпин «Блоху»исполнял».
1
35
Стилистические ресурсы фразеологии.
1
36
Стилистические ресурсы морфологии.
1
37
Синонимия падежных форм.
1
38
Синонимия форм прилагательных. Стилистическая роль местоимения.
1
39
Рр
Подготовка творческого проекта « Стилистические ресурсы морфологии».
1
40
Рр
Защита творческого проекта.
1
41
Контрольная работа по теме « Богатство и стилистические ресурсы языка».
1
42
Работа над ошибками. Правила речевого общения. Этикет. Речевой этикет. Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Ты и вы».
1
43
Комплимент как жанр речевого этикета.
1
44
Невербальные средства общения: мимика, взгляд, жесты.
1
45
Рр
Составление диалогов этикетного характера.
1
46
Звуковая характеристика речи. Смысловая и эмоциональная интонация.
1
47
Слушание как компонент эффективного речевого общения.
1
48
Формы общения. Устная и письменная речь, их специфика.
1
49
Диалог как основная форма устного общения.
1
50
Коммуникативные стратегии и тактики диалогового общения.
1
51
Рр
Использование игровых ситуаций и смоделированных диалогов для отработки навыков успешного общения.
1
52
Беседа.
1
53
Интервью.
1
54
Рассказ. История. О. Назаров «Отдохнул».
1
55
Юмор, шутка, языковая игра.
1
56
Телефонный разговор. Статья О.А.Крыловой « Русский речевой этикет приветствия».
1
57
Рр
Использование в процессе общения шутки, юмора.
1
58
Рр
Сочинение на тему «Забавный случай».
1
59
Ораторская речь.
1
60
Виды ораторской речи.
1
61
Рр
Построение собственного публичного выступления.
1
62
Рр
Составление приветственной речи.
1
63
Устная научная речь.
1
64
Рр
Анализ выступлений политиков.
1
65
Рр
Написание доклада на тему « Известные русские риторы».
1
66
Итоговая контрольная работа по теме « Жанры устной речи».
1
67
Работа над ошибками. Повторение изученного в 8 классе.
1
68
Культура речи и стилистика.
1