Технологическая карта урока Тире в бессоюзном сложном предложении

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД

(составлена в соответствии с требованиями ФГОС)

Ход урока


Этапы урока


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


1 - й этап

«Организация начала занятия»

Доброе утро, ребята (слайд № 1)

Сегодня нам предстоит серьезная работа.

Ребята, у вас на столах лежат рабочие листы, в которых вы будете работать в течение всего урока. Пишите аккуратно. В конце урока сдадите их на проверку. Подпишите фамилию и имя.



Приветствуют педагога, друг друга.

Подписывают рабочие листы


2-й этап «Организация деятельности

Урок мы начнем с лингвистической разминки. За эту работу вы можете получить максимально 5 баллов. («Лингвистическая разминка» слады 2 - 7).



Записывают в рабочих листах ответы, сверяются. Выставляют баллы.


3 - й этап

«Мотивация к учебной деятельности»

Продолжим работу.

Прочитайте эпиграф к уроку - это слова известного лингвиста Александра Матвеевича Пешковского, который посвятил всю свою жизнь изучению русского языка (слайд 8): «Бессоюзие… по всей вероятности, древнее и сочинения и подчинения. В древней народной и обиходной речи мы на каждом шагу находим бессоюзие предложений там, где современная чисто литературная речь повелительно требует союзов".

- Какие предложения, по мнению А.М. Пешковского, гораздо чаще употребляются в народной речи?

- Почему?

- Чем же отличаются БСП от союзных предложений?

- С постановкой каких знаков препинания в БСП мы познакомились на прошлых уроках?




Читают.


БСП.

Союзные предложения - признак литературного языка.

Части сложных предложений соединены при помощи интонация

, ; :


4 - й этап «Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности»

Выполним задание № 2. За эту работу вы можете получить максимально 6 баллов. Прочитайте задание. (слайд 9)

Что нужно сделать?

Давайте проверим. (слайд 10)

На каком основании поставили :?

А вы уверенны, что здесь именно такое значение между частями?

А при временном значении возможна постановка :?

Как вы думаете, какой знак препинания здесь нужно поставить?

Комментируют задание.

Расставляют знаки препинания.

Проверяют.

По значению, смыслу.

Пробуют понять смысловые отношения.

Нет.

Тире


5 - й этап «Выявление причин затруднения и постановка цели (целеполагание)»

Учитывая вышесказанное, вы можете сказать, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Сформулируйте тему. Запишите в рабочих листах. (слайд 12).

Исходя из темы, сформулируйте цели урока. (слайд 13):

Познакомимся…с тире в БСП

Узнаем…когда ставится тире в БСП

Научимся…правильно ставить тире в БСП

Да

Тире в бессоюзном сложном предложении



6 - й этап

«Добывание знаний и творческое осмысление»

Основным источником для получения информации сегодня на уроке является ваш учебник. Открываем учебник на стр. 102 § 17 (слайд 14).

В каких же случаях вы будете ставить тире?

Какие трудности могут возникнуть при постановке тире в БСП?

А тире можно перепутать с двоеточием?

Действительно, нам четко нужно видеть отличия постановки тире от двоеточия в БСП.

Воспользуемся приемом Фишбоун (слайд 15).

Перед вами лежат схемы, которые вам предстоит заполнить.

С чего начнем?

Голова - это проблема. Давайте ее сформулируем.

Что возьмем за основу?

В верхней части вы запишите значения, при которых ставится двоеточие, а в нижней - тире.

Какой вывод можно сделать, глядя на эту схему


Читают материал учебника.

Пересказывают.

Можно перепутать с другими знаками препинания, например, с :

да


Скелет рыбы

Чертят схемы

Когда будем ставить тире, а когда - двоеточие?

Различие смысловых отношений при постановке знаков препинаний

Постановка знаков препинания зависит от смысловых отношений


7 - этап

«Организация деятельности по применению знаний и умений по образцу»


Закрепим полученные знания, выполнив задание 3, за которое вы можете получить максимально 8 баллов (слайд 16)

Вам необходимо внимательно прочитать предложения и распределить их в таблице, учитывая смысловые отношения.


  1. Игнат спустил курок - ружье дало осечку. - быстрая смена событий

  2. Смелые побеждают - трусливые погибают. - противопоставление

  3. Туман рассеялся - вершины вновь засверкали на солнце. - 1 ч. время (когда)

  4. Я был скромен - меня обвинили в лукавстве. - 2 ч. следствие (поэтому)

  5. Будет дождик - будут и грибки; будут грибки - будет и кузов. - 1 ч. условие (если)

  6. Ехал сюда - рожь начинала желтеть. - 1 ч. время (когда)

  7. До десяти часов шныряли мы по камышам и по лесу - нет зверя. - противопоставление

  8. Смерти бояться - на свете не жить. - 1 ч. условие (если)

Взаимопроверка. (слайд 17).

Обменяйтесь рабочими листами, проверьте правильность выполнения задания и поставьте соответствующее количество баллов. Кто сделал без ошибок? Какие предложения вызвали затруднения В чем ошиблись?









Заполняют таблицу.




Проверяют работу у одноклассников

Легко

Знаки препинания расставлены, нужно определить только смысловые значения.

8 - й этап «Организация деятельности по применению знаний и умений в измененной ситуации с целью их безошибочного применения»

А если перед вами будут не предложения, а текст?

И знаки препинания не будут расставлены? Как вы думаете, с какими трудностями вы столкнётесь?

Выполним 4 задание. Перед вами текст. Прочитайте, выполните задание.(слайд 22). За это задание вы можете заработать 5 баллов.


Каменный цветок

Занялся Данилушка чашей. Работы с ней много - в один день не укладёшь. Глаз у Данилушки верный, рука смелая. Силы хватит - дело хорошо идет.

Говорят мастера Данилушке: «Так - то работать станешь - тяжело нам с тобой тянуться». Стебелёчек выточил. Боковые листики тонёхоньки - как только держатся!

(П. Бажов)

- Какова тема данного текста?

- Узнали ли вы произведение?

- Вспомните жанр этого произведения.

Особая сказовая манера письма создаётся разными художественными средствами. Какими?

-Расставьте знаки препинания, указав в схемах смысловые отношения между частями.

По вариантам: 1 в. - БСП из 1 абзаца, 2 в. - из 2 абзаца





Можно спутать - и :



О мастерстве Данилы

«Медной горы хозяйка»

Сказ

Умен.-ласк. суффиксы, обороты речи, частицы и БСП

2 человека работают у доски

9 - й этап «Подведение итогов»

Какие знания помогли выполнить данное задание?

Достигли ли вы поставленных целей?

Посчитайте количество баллов, заработанных вами на уроке. Поставьте оценку.

Поднимите руки, кто получил «5», кто - «4», кто - «3». У кого не получилось набрать нужное количество баллов, необходимо еще раз обратиться к материалу учебника или подойти ко мне.(слайд 23).

Материал из учебника, схема «Фишбоун»

Достигли


Подсчитывают количество балов


11 - й этап

«Рефлексия»

Какие слова наиболее точно характеризуют вашу работу и состояние на уроке?

Обведите номер предложения.

Рабочие листы сдайте на проверку.

Спасибо за урок!


Учащиеся выбирают предложения и сдают рабочие листы.


4


© 2010-2022