- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Технологическая карта урока Тире в бессоюзном сложном предложении
Технологическая карта урока Тире в бессоюзном сложном предложении
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Синельникова О.С. |
Дата | 18.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД
(составлена в соответствии с требованиями ФГОС)
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1 - й этап
«Организация начала занятия»
Доброе утро, ребята (слайд № 1)
Сегодня нам предстоит серьезная работа.
Ребята, у вас на столах лежат рабочие листы, в которых вы будете работать в течение всего урока. Пишите аккуратно. В конце урока сдадите их на проверку. Подпишите фамилию и имя.
Приветствуют педагога, друг друга.
Подписывают рабочие листы
2-й этап «Организация деятельности
Урок мы начнем с лингвистической разминки. За эту работу вы можете получить максимально 5 баллов. («Лингвистическая разминка» слады 2 - 7).
Записывают в рабочих листах ответы, сверяются. Выставляют баллы.
3 - й этап
«Мотивация к учебной деятельности»
Продолжим работу.
Прочитайте эпиграф к уроку - это слова известного лингвиста Александра Матвеевича Пешковского, который посвятил всю свою жизнь изучению русского языка (слайд 8): «Бессоюзие… по всей вероятности, древнее и сочинения и подчинения. В древней народной и обиходной речи мы на каждом шагу находим бессоюзие предложений там, где современная чисто литературная речь повелительно требует союзов".
- Какие предложения, по мнению А.М. Пешковского, гораздо чаще употребляются в народной речи?
- Почему?
- Чем же отличаются БСП от союзных предложений?
- С постановкой каких знаков препинания в БСП мы познакомились на прошлых уроках?
Читают.
БСП.
Союзные предложения - признак литературного языка.
Части сложных предложений соединены при помощи интонация
, ; :
4 - й этап «Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности»
Выполним задание № 2. За эту работу вы можете получить максимально 6 баллов. Прочитайте задание. (слайд 9)
Что нужно сделать?
Давайте проверим. (слайд 10)
На каком основании поставили :?
А вы уверенны, что здесь именно такое значение между частями?
А при временном значении возможна постановка :?
Как вы думаете, какой знак препинания здесь нужно поставить?
Комментируют задание.
Расставляют знаки препинания.
Проверяют.
По значению, смыслу.
Пробуют понять смысловые отношения.
Нет.
Тире
5 - й этап «Выявление причин затруднения и постановка цели (целеполагание)»
Учитывая вышесказанное, вы можете сказать, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Сформулируйте тему. Запишите в рабочих листах. (слайд 12).
Исходя из темы, сформулируйте цели урока. (слайд 13):
Познакомимся…с тире в БСП
Узнаем…когда ставится тире в БСП
Научимся…правильно ставить тире в БСП
Да
Тире в бессоюзном сложном предложении
6 - й этап
«Добывание знаний и творческое осмысление»
Основным источником для получения информации сегодня на уроке является ваш учебник. Открываем учебник на стр. 102 § 17 (слайд 14).
В каких же случаях вы будете ставить тире?
Какие трудности могут возникнуть при постановке тире в БСП?
А тире можно перепутать с двоеточием?
Действительно, нам четко нужно видеть отличия постановки тире от двоеточия в БСП.
Воспользуемся приемом Фишбоун (слайд 15).
Перед вами лежат схемы, которые вам предстоит заполнить.
С чего начнем?
Голова - это проблема. Давайте ее сформулируем.
Что возьмем за основу?
В верхней части вы запишите значения, при которых ставится двоеточие, а в нижней - тире.
Какой вывод можно сделать, глядя на эту схему
Читают материал учебника.
Пересказывают.
Можно перепутать с другими знаками препинания, например, с :
да
Скелет рыбы
Чертят схемы
Когда будем ставить тире, а когда - двоеточие?
Различие смысловых отношений при постановке знаков препинаний
Постановка знаков препинания зависит от смысловых отношений
7 - этап
«Организация деятельности по применению знаний и умений по образцу»
Закрепим полученные знания, выполнив задание 3, за которое вы можете получить максимально 8 баллов (слайд 16)
Вам необходимо внимательно прочитать предложения и распределить их в таблице, учитывая смысловые отношения.
-
Игнат спустил курок - ружье дало осечку. - быстрая смена событий
-
Смелые побеждают - трусливые погибают. - противопоставление
-
Туман рассеялся - вершины вновь засверкали на солнце. - 1 ч. время (когда)
-
Я был скромен - меня обвинили в лукавстве. - 2 ч. следствие (поэтому)
-
Будет дождик - будут и грибки; будут грибки - будет и кузов. - 1 ч. условие (если)
-
Ехал сюда - рожь начинала желтеть. - 1 ч. время (когда)
-
До десяти часов шныряли мы по камышам и по лесу - нет зверя. - противопоставление
-
Смерти бояться - на свете не жить. - 1 ч. условие (если)
Взаимопроверка. (слайд 17).
Обменяйтесь рабочими листами, проверьте правильность выполнения задания и поставьте соответствующее количество баллов. Кто сделал без ошибок? Какие предложения вызвали затруднения В чем ошиблись?
Заполняют таблицу.
Проверяют работу у одноклассников
Легко
Знаки препинания расставлены, нужно определить только смысловые значения.
8 - й этап «Организация деятельности по применению знаний и умений в измененной ситуации с целью их безошибочного применения»
А если перед вами будут не предложения, а текст?
И знаки препинания не будут расставлены? Как вы думаете, с какими трудностями вы столкнётесь?
Выполним 4 задание. Перед вами текст. Прочитайте, выполните задание.(слайд 22). За это задание вы можете заработать 5 баллов.
Каменный цветок
Занялся Данилушка чашей. Работы с ней много - в один день не укладёшь. Глаз у Данилушки верный, рука смелая. Силы хватит - дело хорошо идет.
Говорят мастера Данилушке: «Так - то работать станешь - тяжело нам с тобой тянуться». Стебелёчек выточил. Боковые листики тонёхоньки - как только держатся!
(П. Бажов)
- Какова тема данного текста?
- Узнали ли вы произведение?
- Вспомните жанр этого произведения.
Особая сказовая манера письма создаётся разными художественными средствами. Какими?
-Расставьте знаки препинания, указав в схемах смысловые отношения между частями.
По вариантам: 1 в. - БСП из 1 абзаца, 2 в. - из 2 абзаца
Можно спутать - и :
О мастерстве Данилы
«Медной горы хозяйка»
Сказ
Умен.-ласк. суффиксы, обороты речи, частицы и БСП
2 человека работают у доски
9 - й этап «Подведение итогов»
Какие знания помогли выполнить данное задание?
Достигли ли вы поставленных целей?
Посчитайте количество баллов, заработанных вами на уроке. Поставьте оценку.
Поднимите руки, кто получил «5», кто - «4», кто - «3». У кого не получилось набрать нужное количество баллов, необходимо еще раз обратиться к материалу учебника или подойти ко мне.(слайд 23).
Материал из учебника, схема «Фишбоун»
Достигли
Подсчитывают количество балов
11 - й этап
«Рефлексия»
Какие слова наиболее точно характеризуют вашу работу и состояние на уроке?
Обведите номер предложения.
Рабочие листы сдайте на проверку.
Спасибо за урок!
Учащиеся выбирают предложения и сдают рабочие листы.
4