Конспект урока русского языка по теме Сочетания ЧК, ЧН, ЩН (2 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Организационный момент.

Вот звенит для нас звонок - начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Людмила Сергеевна, и сегодня, урок русского языка у вас проведу я. Можете садиться.


Регулятивные:

формирование способности к организации своей деятельности.

2. Проверка домашнего задания.



Познавательные:

умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

3. Минутка чистописания


Откройте тетради. Запишите число- 15 октября. На следующей строчке запишите «классная работа».

- Посмотрите внимательно на запись:

Белый - чёрный

Грязный - …

Свой - …

- Какое задание вы можете предложить?

Как вы это определили?

- Как называются слова, противоположные по смыслу?

- Выполните это задание устно. Какая буква стоит в начале этих слов?

- Кто догадался, какое задание мы будем выполнять сейчас?

Запишите пять раз букву ч.

- Какой звук обозначает буква Ч?

- Дайте ему характеристику

- Какие еще вы знаете буквы, которые обозначают непарный мягкий, глухой

согласный звук?

Запишите пять раз букву щ.

- Назовите орфограммы, в которых встречаются буквы Ч и Щ.

- Предлагаю прописать эти буквосочетания. Каждое 1 раз.

-Какие слова вы знаете с сочетаниями чу-щу, ча-ща?

-Запишите в тетрадь по одному слову на каждое сочетание.



чистый

чужой

к словам нужно подобрать слова, противоположные по смыслу

по первой паре слов

антонимы

Ч

Прописывать букву Ч



обозначает звук [Ч']

согласный, непарный мягкий, глухой

Щ

чу-щу, ча-ща

Познавательные:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);


4. Словарная работа

Ребята, отгадайте загадку.

В зелёном мундире,

Пупырчат и сладок,

На зубок кладёшь,

Хрустеть не устаёшь!

Правильно, ребята!

Произнесите слово, выделив ударную гласную . В каком слоге находится безударная гласная? Можем ли ее проверить?

Посмотрите, как пишется слово ОГУРЕЦ.

Произнесите так, как будете его писать.

Запишите. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую следует запомнить.

Картинка: корзина с овощами. Что лежит в корзине? А как это можно назвать одним словом?

Все верно, овощи!

Произнесите слово, выделив ударную гласную . В каком слоге находится безударная гласная? Можем ли ее проверить?

Посмотрите, как пишется слово ОВОЩИ.

Произнесите так, как будете его писать.

Запишите. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую следует запомнить.




Огурец

В первом

нет





Овощи



Во втором, нет


Регулятивные:

Уметь оценивать правильность выполнения своей работы, вносить необходимые коррективы в свою работу


5. Актуализация темы.

Прочитайте предложения.

Мама приготовила овощ...ное рагу.

Огуреч....ный сок полезен для здоровья.

Как вы думаете, нужно ли вставить мягкий знак на месте пропуска? А почему?

Давайте по рассуждаем.




Познавательные:

Уметь обобщать полученные знания

Регулятивные УУД:

планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

6. Наблюдение над языковым материалом















7.Самостоятельная формулировка правила учащимися

8. Работа с правилом в учебнике









9. Закрепление нового материала в упражнениях


Ребята, посмотрите на слайд. Давайте прочитаем слова, которые даны на слайде.

Тучка, печник, хищник.

Посмотрите на первое слово - тучка

- Какой звук вы слышите в середине слова? [ч] -Какой буквой обозначается этот звук?

- Что мы знаем о букве Ч?

- А о звуке [ч]?

-Ребята, если звук «ч» всегда мягкий, скажите, будем ли мы в словах, где встречается

буква «ч» писать мягкий знак?

-В слове «тучка», какая буква стоит по соседству с буквой «Ч»?

-Какое сочетание получается?

-В слове «печник» какая буква стоит по соседству с буквой «Ч»?

-Какое сочетание получается?

-Будем ли мы писать мягкий знак в словосочетаниях ЧК,ЧН?

Посмотрите на слово - хищник

- Что мы знаем о букве Щ?

- А о звуке [щ]?

-Ребята, если звук «щ» всегда мягкий,

будем ли мы в словах, где встречается

буква «щ» писать мягкий знак?

В слове «хищник», какая буква стоит по соседству с буквой «щ»?

-Какое сочетание получается?

-Будем ли мы писать мягкий знак в сочетании ЩН?

Сформулируйте правило о том, как надо писать сочетания ЧК, ЧН, ЩН. (правило в презентации)

В учебнике, на с. 79 вам дано правило. Кто хочет прочитать это правило?

Послушайте стихотворение.

«Ч» и «эн», «ч» и «ка»

Не расстанутся никак.

И не вздумай между ними

Ты поставить мягкий знак.

Печка, свечка и ночной

Речка, солнечный, речной.

Знаем мы наверняка

Где ЧН и где ЧК.

В каких словах вы услышали сочетания чн. чк.

Объясните. почему в них не нужен мягкий знак?

Распределите слова в два столбика. (слайд)Подчеркните сочетания ЧН, ЧК

Печка, печник, солнечный, удочка, ночка, точно, срочно.

Проверка по эталону.

Запишите слова с сочетаниями чн, чк.(слайд)

Найдите в учебнике упр. 116. Прочитайте задание.

Прочитайте текст и подумайте, как бы вы его озаглавили.

Запишите в тетради упр.116.

Дети выписывают слова по заданию учителя:

1) выпишите слова, в которых пропущен мягкий знак. Для чего нужен ь в этих словах?

2) выпишите слова с сочетаниями чн, чк. Почему вы не написали мягкий знак в этих словах?

3) выпишите остальные слова. Какие гласные пропущены в словах? Подберите проверочные слова к ним. Во всех ли словах можно проверить безударную гласную?

Хорошо, молодцы!

Теперь давайте поиграем в игру, какой ряд составит больше слов.

Первый ряд - составляет слова с сочетанием ЧН

Второй ряд - составляет слова с сочетанием ЧК

Третий ряд составляет слова с сочетанием ЩН.

На это задание вам дается 2 минуты.

(один человек от ряда зачитывает все составленные слова)




ч

ч

Согласная буква

Непарный, глухой, всегда мягкий.

Нет.

к

чк

н

чн

Нет, т.к. звук «Ч» всегда мягкий.

согласная

глухой, мягкий.

нет

н

щн

Нет











Печка, свечка, ночной, речка, солнечный, речной

Говорят правило







Озвучивают варианты заголовков.








Познавательные:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

Коммуникативные :

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.



Коммуникативные:

-владение монологической и диалогической формами речи;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра.


Итог урока. Рефлексия








Ребята, с какими буквосочетаниями мы с вами сегодня знакомились?

Какое правило мы сегодня узнали?

Как вы думаете, пригодится ли вам в дальнейшем это правило?

Приведите примеры слов с данными буквосочетаниями

Вам понравился урок? Что для вас было самым интересным?

Поднимите руку те, кто все понял, кому все на уроке понравилось

Поднимите руку те, кто в чем то затруднялся, кому еще нужно поработать над темой, чтобы понять ее.

Поднимите руку те, кто ничего не понял, кому урок не понравился, показался скучным

ЧК, ЧН, ЧЩ


Личностные:

Уметь проводить оценку и самооценку работы на основе критерия успешности учебной деятельности.


Конспект урока

Урок русского языка.

Учитель: Глушенко Людмила Сергеевна

Тема: Сочетания ЧК, ЧН, ЩН

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Класс: 2 «Б»

УМК: «Перспектива»

Цели урока:

  • Повторять знания о том, что звук [ч`] всегда мягкий, поэтому его мягкость не нужно обозначать;

  • Познакомить учащихся с правописанием слов с сочетаниями чк, чн, щн.

  • Развивать умение правильно писать слова с буквосочетаниями чк, чн, нщ.

  • Воспитывать любовь к родному языку.

Планируемые результаты

Личнoстные:

  • знать основные моральные нормы поведения в школьной жизни;

  • иметь представление о причинах успеха в учебе;

Регулятивные:

  • принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

  • понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

Познавательные:

  • в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме, составлять целое из его частей;

  • на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

  • соотносить изучаемый материал с собственным опытом.

Коммуникативные:

  • адекватно реагировать на обращение учителя;

  • использовать в общении правила вежливости;

  • участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре);

  • иметь представление о возможности договариваться, приходить к общему решению;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

Оборудование:

Для учителя: Учебник «Русский язык» Климанова Л.Ф., Макеева С.Г., стр. 79, мультипликационная презентация.

Для учащихся: «Русский язык» Климанова Л.Ф., Макеева С.Г., стр. 79.



© 2010-2022