- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока русского языка по теме Сочетания ЧК, ЧН, ЩН (2 класс)
Конспект урока русского языка по теме Сочетания ЧК, ЧН, ЩН (2 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Глушенко Л.С. |
Дата | 18.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1.Организационный момент. | Вот звенит для нас звонок - начинается урок. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Людмила Сергеевна, и сегодня, урок русского языка у вас проведу я. Можете садиться. |
| Регулятивные: формирование способности к организации своей деятельности. |
2. Проверка домашнего задания. |
|
| Познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; |
3. Минутка чистописания
| Откройте тетради. Запишите число- 15 октября. На следующей строчке запишите «классная работа». - Посмотрите внимательно на запись: Белый - чёрный Грязный - … Свой - … - Какое задание вы можете предложить? Как вы это определили? - Как называются слова, противоположные по смыслу? - Выполните это задание устно. Какая буква стоит в начале этих слов? - Кто догадался, какое задание мы будем выполнять сейчас? Запишите пять раз букву ч. - Какой звук обозначает буква Ч? - Дайте ему характеристику - Какие еще вы знаете буквы, которые обозначают непарный мягкий, глухой согласный звук? Запишите пять раз букву щ. - Назовите орфограммы, в которых встречаются буквы Ч и Щ. - Предлагаю прописать эти буквосочетания. Каждое 1 раз. -Какие слова вы знаете с сочетаниями чу-щу, ча-ща? -Запишите в тетрадь по одному слову на каждое сочетание. |
чистый чужой к словам нужно подобрать слова, противоположные по смыслу по первой паре слов антонимы Ч Прописывать букву Ч
обозначает звук [Ч'] согласный, непарный мягкий, глухой Щ чу-щу, ча-ща | Познавательные: - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
|
4. Словарная работа | Ребята, отгадайте загадку. В зелёном мундире, Пупырчат и сладок, На зубок кладёшь, Хрустеть не устаёшь! Правильно, ребята! Произнесите слово, выделив ударную гласную . В каком слоге находится безударная гласная? Можем ли ее проверить? Посмотрите, как пишется слово ОГУРЕЦ. Произнесите так, как будете его писать. Запишите. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую следует запомнить. Картинка: корзина с овощами. Что лежит в корзине? А как это можно назвать одним словом? Все верно, овощи! Произнесите слово, выделив ударную гласную . В каком слоге находится безударная гласная? Можем ли ее проверить? Посмотрите, как пишется слово ОВОЩИ. Произнесите так, как будете его писать. Запишите. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую следует запомнить.
|
Огурец В первом нет
Овощи
Во втором, нет
| Регулятивные: Уметь оценивать правильность выполнения своей работы, вносить необходимые коррективы в свою работу
|
5. Актуализация темы. | Прочитайте предложения. Мама приготовила овощ...ное рагу. Огуреч....ный сок полезен для здоровья. Как вы думаете, нужно ли вставить мягкий знак на месте пропуска? А почему? Давайте по рассуждаем. |
| Познавательные: Уметь обобщать полученные знания Регулятивные УУД: планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; |
6. Наблюдение над языковым материалом
7.Самостоятельная формулировка правила учащимися 8. Работа с правилом в учебнике
9. Закрепление нового материала в упражнениях
| Ребята, посмотрите на слайд. Давайте прочитаем слова, которые даны на слайде. Тучка, печник, хищник. Посмотрите на первое слово - тучка - Какой звук вы слышите в середине слова? [ч] -Какой буквой обозначается этот звук? - Что мы знаем о букве Ч? - А о звуке [ч]? -Ребята, если звук «ч» всегда мягкий, скажите, будем ли мы в словах, где встречается буква «ч» писать мягкий знак? -В слове «тучка», какая буква стоит по соседству с буквой «Ч»? -Какое сочетание получается? -В слове «печник» какая буква стоит по соседству с буквой «Ч»? -Какое сочетание получается? -Будем ли мы писать мягкий знак в словосочетаниях ЧК,ЧН? Посмотрите на слово - хищник - Что мы знаем о букве Щ? - А о звуке [щ]? -Ребята, если звук «щ» всегда мягкий, будем ли мы в словах, где встречается буква «щ» писать мягкий знак? В слове «хищник», какая буква стоит по соседству с буквой «щ»? -Какое сочетание получается? -Будем ли мы писать мягкий знак в сочетании ЩН? Сформулируйте правило о том, как надо писать сочетания ЧК, ЧН, ЩН. (правило в презентации) В учебнике, на с. 79 вам дано правило. Кто хочет прочитать это правило? Послушайте стихотворение. «Ч» и «эн», «ч» и «ка» Не расстанутся никак. И не вздумай между ними Ты поставить мягкий знак. Печка, свечка и ночной Речка, солнечный, речной. Знаем мы наверняка Где ЧН и где ЧК. В каких словах вы услышали сочетания чн. чк. Объясните. почему в них не нужен мягкий знак? Распределите слова в два столбика. (слайд)Подчеркните сочетания ЧН, ЧК Печка, печник, солнечный, удочка, ночка, точно, срочно. Проверка по эталону. Запишите слова с сочетаниями чн, чк.(слайд) Найдите в учебнике упр. 116. Прочитайте задание. Прочитайте текст и подумайте, как бы вы его озаглавили. Запишите в тетради упр.116. Дети выписывают слова по заданию учителя: 1) выпишите слова, в которых пропущен мягкий знак. Для чего нужен ь в этих словах? 2) выпишите слова с сочетаниями чн, чк. Почему вы не написали мягкий знак в этих словах? 3) выпишите остальные слова. Какие гласные пропущены в словах? Подберите проверочные слова к ним. Во всех ли словах можно проверить безударную гласную? Хорошо, молодцы! Теперь давайте поиграем в игру, какой ряд составит больше слов. Первый ряд - составляет слова с сочетанием ЧН Второй ряд - составляет слова с сочетанием ЧК Третий ряд составляет слова с сочетанием ЩН. На это задание вам дается 2 минуты. (один человек от ряда зачитывает все составленные слова)
|
ч ч Согласная буква Непарный, глухой, всегда мягкий. Нет. к чк н чн Нет, т.к. звук «Ч» всегда мягкий. согласная глухой, мягкий. нет н щн Нет
Печка, свечка, ночной, речка, солнечный, речной Говорят правило
Озвучивают варианты заголовков.
| Познавательные: - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); Коммуникативные : - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; -постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Коммуникативные: -владение монологической и диалогической формами речи; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра.
|
Итог урока. Рефлексия
| Ребята, с какими буквосочетаниями мы с вами сегодня знакомились? Какое правило мы сегодня узнали? Как вы думаете, пригодится ли вам в дальнейшем это правило? Приведите примеры слов с данными буквосочетаниями Вам понравился урок? Что для вас было самым интересным? Поднимите руку те, кто все понял, кому все на уроке понравилось Поднимите руку те, кто в чем то затруднялся, кому еще нужно поработать над темой, чтобы понять ее. Поднимите руку те, кто ничего не понял, кому урок не понравился, показался скучным | ЧК, ЧН, ЧЩ
| Личностные: Уметь проводить оценку и самооценку работы на основе критерия успешности учебной деятельности.
|
Конспект урока
Урок русского языка.
Учитель: Глушенко Людмила Сергеевна
Тема: Сочетания ЧК, ЧН, ЩН
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Класс: 2 «Б»
УМК: «Перспектива»
Цели урока:
-
Повторять знания о том, что звук [ч`] всегда мягкий, поэтому его мягкость не нужно обозначать;
-
Познакомить учащихся с правописанием слов с сочетаниями чк, чн, щн.
-
Развивать умение правильно писать слова с буквосочетаниями чк, чн, нщ.
-
Воспитывать любовь к родному языку.
Планируемые результаты
Личнoстные:
-
знать основные моральные нормы поведения в школьной жизни;
-
иметь представление о причинах успеха в учебе;
Регулятивные:
-
принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
-
понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
Познавательные:
-
в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме, составлять целое из его частей;
-
на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию;
-
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
-
видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
-
соотносить изучаемый материал с собственным опытом.
Коммуникативные:
-
адекватно реагировать на обращение учителя;
-
использовать в общении правила вежливости;
-
участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре);
-
иметь представление о возможности договариваться, приходить к общему решению;
-
формулировать собственное мнение и позицию;
Оборудование:
Для учителя: Учебник «Русский язык» Климанова Л.Ф., Макеева С.Г., стр. 79, мультипликационная презентация.
Для учащихся: «Русский язык» Климанова Л.Ф., Макеева С.Г., стр. 79.