Урок внеклассного чтения на тему Что за прелесть эти сказки! (5 класс)

         Если ребёнку в детстве читали много сказок, это не могло  не оказать на него плодотворного влияния.  5 класс - это  возраст, когда дети  ещё продолжают верить в сказки. И поэтому провозглашаемые сказками идеалы и истины  усваиваются  практически всеми пятиклассниками.   Именно потому, что роль сказок в формировании личности трудно переоценить, данный урок и  был посвящён этому увлекательному, всеми любимому  жанру.        Погружение детей в чарующий мир сказки, где любые жизненные колл...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Что за прелесть эти сказки,

каждая есть поэма…»


(Урок внеклассного чтения в 5-ом классе)


Цель урока: Расширить представление пятиклассников о сказке.

Эпиграф : Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.

Ход урока.

Учитель. Ребята, сегодня мы в очередной раз побываем в удивительном волшебном мире - мире сказок, так любимом и детьми, и нами, взрослыми.


  1. Чтение стихов учащимися.

И.А. Бунин. Сказка.

И снилось мне, что мы, как в сказке,

Шли вдоль пустынных берегов

Над диким синим лукоморьем,

В глухом бору среди песков.

Был летний светозарный полдень,

Был жаркий день, и озарен

Весь лес был солнцем, и от солнца

Веселым блеском напоен.

Узорами ложились тени

На теплый розовый песок,

И синий небосклон над бором

Был чист и радостно высок.

Играл зеркальный отблеск моря

В вершинах сосен, и текла

Вдоль по коре, сухой и жесткой,

Смола, прозрачнее стекла…

Мне снилось северное море,

Лесов пустынные края…

Мне снилась даль, мне снилась сказка

Мне снилась молодость моя.

К.Д. Бальмонт. У чудищ.

Я был в избушке на курьих ножках

Там все как прежде. Сидит Яга.

Пищали мыши и рылись в крошках.

Старуха злая была строга.

Но я был в шапке, был в невидимке,

Стянул у старой две нитки бус.

Разгневал ведьму - и скрылся в дымке.

И вот со смехом кручу свой ус.

Пойду, пожалуй, теперь к Кощею,

Найду для песен там жемчугов.

До самой пасти приближусь к Змею.

Узнаю тайны - и был таков.

Учитель. - Чем же так пленителен мир сказок?

Ответы 2-3 учеников.

- в сказках побеждает добро.

- в сказках много приключений.

- сказки учат добру, трудолюбию.

- сказки высмеивают пороки.

- Сказки вы любите, а знаете ли вы их?


  1. Конкурсы.


  1. Назовите сказку по иллюстрации (просмотр слайдов).


  1. Угадай героя сказки.

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица: (злая царица)

Высока, стройна, бела

И умом и всем взяла.

Пряха молча подала

В руки ей веретено;

Та взяла, и вмиг оно (спящая царевна)

Укололо руку ей…

Все исчезло из очей;

На нее находит сон;

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит;

А сама-то величава, (царевна-лебедь)

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.


  1. К какому герою сказок применимы прилагательные-определения?

  • Мудрая, красивая, рассудительная, умелая

  • Своенравная, ревнивая, ломливая, завистливая

  • Жалостливый, неосмотрительный, верный, добрый

  • Злые, мстительные, коварные, злопамятные

  • Дружные, гостеприимные

  • Глупая, ненасытная, сварливая

  1. Отгадайте сказочные загадки.

  • Что на свете всех сильнее? (ветер)

  • Что на свете всех быстрее? (мысль)

  • Что на свете всех милее? (сон)

  • Что на свете всех жирнее? (земля)

  • Что на свете всех теплее? (руки)


  1. Назовите волшебные предметы.

(Живая вода, гребешок, перо жар-птицы, волшебное кольцо, молодильные яблоки, скатерть-самобранка, волшебный клубок, шапка-невидимка, лапти-скороходы).


  1. Как чаще всего начинаются русские сказки (зачин)?

(«В некотором царстве, в некотором государстве…»

«За тридевять земель, в тридесятом государстве…»

«В стародавние годы в некоем царстве, в не нашем государстве…»)


  1. Конкурс рисунков.

Сказки можем мы читать,

Сказки можем рисовать!


  1. Чтение собственных сказок.

Сказки можем мы читать,

Сказки можем рисовать,

Сказки можем мы писать!

Исполняются 2-3 сказки учеников.


  1. Инсценировка русской народной сказки «Ванюшка и царевна»

Чтец:

О чем-то скрипят половицы,

И ветер повеял чудесный,

И тайна стучится в окна,

И в чудо поверишь вдруг,

И дрогнут чьи-то ресницы,

И сразу меняются лица…

Тихонько скрипят половицы -

К нам сказка в гости идет.

Сказка «Ванюшка и Царевна». Инсценировка.


  1. Заключительный этап урока.

Учитель.

Эпиграфом к нашему уроку мы взяли слова Пушкина:

«Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок».

Какой же урок мы можем извлечь из этой сказки?

2-3 ученика.


  • (Высмеивает лень, глупость.

  • Она учит ценить труд

  • Осетинская пословица перекликается с этой сказкой: «Кæрцæн йе' мпъузæн йæхицæй, «Латка тулупа должна быть из нее же»).

Вот и закончилась наша сегодняшняя встреча со сказкой. Пусть же в вашей жизни, ребята, добро всегда побеждает, а справедливость торжествует.

© 2010-2022