- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок внеклассного чтения на тему Что за прелесть эти сказки! (5 класс)
Урок внеклассного чтения на тему Что за прелесть эти сказки! (5 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Дзарасова Б.Х. |
Дата | 08.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Что за прелесть эти сказки,
каждая есть поэма…»
(Урок внеклассного чтения в 5-ом классе)
Цель урока: Расширить представление пятиклассников о сказке.
Эпиграф : Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.
Ход урока.
Учитель. Ребята, сегодня мы в очередной раз побываем в удивительном волшебном мире - мире сказок, так любимом и детьми, и нами, взрослыми.
-
Чтение стихов учащимися.
И.А. Бунин. Сказка.
И снилось мне, что мы, как в сказке,
Шли вдоль пустынных берегов
Над диким синим лукоморьем,
В глухом бору среди песков.
Был летний светозарный полдень,
Был жаркий день, и озарен
Весь лес был солнцем, и от солнца
Веселым блеском напоен.
Узорами ложились тени
На теплый розовый песок,
И синий небосклон над бором
Был чист и радостно высок.
Играл зеркальный отблеск моря
В вершинах сосен, и текла
Вдоль по коре, сухой и жесткой,
Смола, прозрачнее стекла…
Мне снилось северное море,
Лесов пустынные края…
Мне снилась даль, мне снилась сказка
Мне снилась молодость моя.
К.Д. Бальмонт. У чудищ.
Я был в избушке на курьих ножках
Там все как прежде. Сидит Яга.
Пищали мыши и рылись в крошках.
Старуха злая была строга.
Но я был в шапке, был в невидимке,
Стянул у старой две нитки бус.
Разгневал ведьму - и скрылся в дымке.
И вот со смехом кручу свой ус.
Пойду, пожалуй, теперь к Кощею,
Найду для песен там жемчугов.
До самой пасти приближусь к Змею.
Узнаю тайны - и был таков.
Учитель. - Чем же так пленителен мир сказок?
Ответы 2-3 учеников.
- в сказках побеждает добро.
- в сказках много приключений.
- сказки учат добру, трудолюбию.
- сказки высмеивают пороки.
- Сказки вы любите, а знаете ли вы их?
-
Конкурсы.
-
Назовите сказку по иллюстрации (просмотр слайдов).
-
Угадай героя сказки.
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица: (злая царица)
Высока, стройна, бела
И умом и всем взяла.
Пряха молча подала
В руки ей веретено;
Та взяла, и вмиг оно (спящая царевна)
Укололо руку ей…
Все исчезло из очей;
На нее находит сон;
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава, (царевна-лебедь)
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
-
К какому герою сказок применимы прилагательные-определения?
-
Мудрая, красивая, рассудительная, умелая
-
Своенравная, ревнивая, ломливая, завистливая
-
Жалостливый, неосмотрительный, верный, добрый
-
Злые, мстительные, коварные, злопамятные
-
Дружные, гостеприимные
-
Глупая, ненасытная, сварливая
-
Отгадайте сказочные загадки.
-
Что на свете всех сильнее? (ветер)
-
Что на свете всех быстрее? (мысль)
-
Что на свете всех милее? (сон)
-
Что на свете всех жирнее? (земля)
-
Что на свете всех теплее? (руки)
-
Назовите волшебные предметы.
(Живая вода, гребешок, перо жар-птицы, волшебное кольцо, молодильные яблоки, скатерть-самобранка, волшебный клубок, шапка-невидимка, лапти-скороходы).
-
Как чаще всего начинаются русские сказки (зачин)?
(«В некотором царстве, в некотором государстве…»
«За тридевять земель, в тридесятом государстве…»
«В стародавние годы в некоем царстве, в не нашем государстве…»)
-
Конкурс рисунков.
Сказки можем мы читать,
Сказки можем рисовать!
-
Чтение собственных сказок.
Сказки можем мы читать,
Сказки можем рисовать,
Сказки можем мы писать!
Исполняются 2-3 сказки учеников.
-
Инсценировка русской народной сказки «Ванюшка и царевна»
Чтец:
О чем-то скрипят половицы,
И ветер повеял чудесный,
И тайна стучится в окна,
И в чудо поверишь вдруг,
И дрогнут чьи-то ресницы,
И сразу меняются лица…
Тихонько скрипят половицы -
К нам сказка в гости идет.
Сказка «Ванюшка и Царевна». Инсценировка.
-
Заключительный этап урока.
Учитель.
Эпиграфом к нашему уроку мы взяли слова Пушкина:
«Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок».
Какой же урок мы можем извлечь из этой сказки?
2-3 ученика.
-
(Высмеивает лень, глупость.
-
Она учит ценить труд
-
Осетинская пословица перекликается с этой сказкой: «Кæрцæн йе' мпъузæн йæхицæй, «Латка тулупа должна быть из нее же»).
Вот и закончилась наша сегодняшняя встреча со сказкой. Пусть же в вашей жизни, ребята, добро всегда побеждает, а справедливость торжествует.