Урок литературы в 7 классе по творчеству М. Е. Салтыкова - Щедрина Сатиры смелый властелин

1.     кратко познакомить учеников с биографией и творчеством Салтыкова-Щедрина;2.     показать художественные особенности произведений  писателя и  их сатирический пафос;3.     развивать умение анализировать тексты, высказывать и отстаивать свою точку зрения, делать выводы.  Обучающие:·   формирования восприятия сатирического текста, понимание специфики  литературных понятий, совершенствование навыка чтения;·    научить использовать Интернет-ресурсы при выполнении  задания.                     ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по литературе (с использованием ИКТ) для 7 класса

Методические рекомендации


Техническая

поддержка

Содержание

Тема:

Интернет - страница

«Сатиры смелый властелин»


Цели урока:


Интернет - страница

  1. кратко познакомить учеников с биографией и творчеством Салтыкова-Щедрина;

  2. показать художественные особенности произведений писателя и их сатирический пафос;

  3. развивать умение анализировать тексты, высказывать и отстаивать свою точку зрения, делать выводы.

Задачи:



Обучающие:

  • формирования восприятия сатирического текста, понимание специфики литературных понятий, совершенствование навыка чтения;

  • научить использовать Интернет-ресурсы при выполнении задания.

Развивающие:

  • развивать связную речь, логику, мышление.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к урокам литературы,

  • воспитывать объективного восприятия

окружающей действительности;

  • воспитывать нравственные качества на примере

сказок.

Техническое обеспечение:


Интернет - страница

  • АРМ учителя;

  • мультимедийный проектор;

  • интерактивная доска.

Программное обеспечение:


Интернет - страница

  • операционная система Windows XP;

  • Microsoft Office;

Презентация:


Интернет - страница

  • «Сатиры смелый властелин»


Этап урока

Техническая

поддержка

Содержание урока

Рабочее время

  1. Организационный

  2. момент:


1. Проверка подготовки к уроку:

  • наличие учебника;

  • рабочей тетради;

  • рабочего листа (раздает учитель);

  • письменных принадлежностей.

2. Оформление записей в тетради:

  • дата;

  • тема урока.

1 минута

Проверка

домашнего задания:

Интернет - страница

1.Чтение наизусть одного из стихотворений в прозе И.С. Тургенева (по выбору учителя 2 - 3 ученика).

2 минуты

2. Выполнение теста, составленного по статье учебника «Биография и творчество М.Е. Салтыкова - Щедрина». Это задание выполняют остальные учащиеся на рабочем листе.

5 минут

Изучение

нового материала:

Интернет - страница

1. Чтение по ролям «Повести о том, как мужик двух генералов прокормил» (или инсценировка).

3 минуты

Презентация

слайды № 1, 2

2. Беседа по прочитанному:

- Как вы думаете, кто же тот злодей, ребята, который сыграл над генералами такую штуку? (Автор)

- А тема нашего урока звучит «Сатиры смелый властелин». Как вы её понимаете? (Салтыков - Щедрин был сатириком)

- Тогда получается, что сатирики - злые по натуре люди? А «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил» - злое произведение? (Нет, текст смешной, но при этом в нем показаны отрицательные моменты)

- Значит, смех может быть злым? (Наверно)

2 минуты

Презентация

слайд № 3

3.Вступительное слово учителя:

- Давайте разберемся, каким бывает смех в литературе, разберемся с понятием «сатирик», «сатира». Согласны? (Да)

- Надо сказать, что М.Е. Салтыков-Щедрин свою жизнь посвятил родной литературе, и прежде всего такой трудной ее области, как сатира. Сатира - дело людей пытливых и мужественных. В том, что почти всем вокруг кажется еще разумным, она усматривает вызов здравому смыслу. В привычном и обыденном различает диковинное и безобразное. В укоренившемся зовет разглядеть отступления от норм человеческого общежития.

- Смешное в тексте автор может показать с помощью «юмора» и «сатиры». Чем они отличаются друг от друга? (Юмор - доброжелательный смех, сатира - обличающий смех)

-Обратите внимание на слово ОБЛИЧАЮЩИЙ. Оно вам знакомо? (Нет)

- Даю справку: ОБЛИЧАЮЩИЙ - показывающий, раскрывающий пороки. А пороки это …. ? (Недостатки)

- Чьи? (Генералов)

- Значит, поэтому генералы недовольны. Их показали не в лучшем свете. И сделал это Салтыков - Щедрин с помощью различных приёмов сатиры, с которыми мы сегодня познакомимся.

2 минуты

Презентация

слайд № 4

4. Оформите таблицу следующего образца в тетради.

2 минуты

Презентация

слайды № 5, 6

5. Теория литературы, заполнение таблицы:

- Познакомимся с понятием: ирония - это тонкая, скрытая насмешка. Запишите в тетрадь.

- Подберите из текста сказки цитату, иллюстрирующую его.

8 минут

Презентация

слайды № 7,8

6. Теория литературы, заполнение таблицы:

- Познакомимся с понятием: сарказм - это едкая и ядовитая ирония. Запишите в тетрадь.

- Подберите из текста сказки цитату, иллюстрирующую его.

Презентация

слайды № 9,10

7. Теория литературы, заполнение таблицы:

- Познакомимся с понятием: гипербола - сильное преувеличение. Запишите в тетрадь.

- Подберите из текста сказки цитату, иллюстрирующую его.

Презентация

слайды № 11, 12

8. Теория литературы, заполнение таблицы:

- Вспомним понятие: гротеск - это комическое изображение, основанное на резких контрастах и преувеличениях реального и фантастического. Запишите в тетрадь.

- Подберите из текста сказки цитату, иллюстрирующую его.

Презентация

слайды № 13,14

9. Теория литературы, заполнение таблицы:

- Познакомимся с понятием: «эзопов язык» - иносказательный язык, полный намеков, умолчаний, аллегорий. Запишите в тетрадь.

- Подберите из текста сказки цитату, иллюстрирующую его.

- Остановимся на последнем понятии почему, как вы думаете, Салтыков - Щедрин использовал иносказательный язык для своих произведений? (????)

7 минут

Презентация

слайды № 15, 16

10. Комментарий учителя:

- Обратимся к истории. Внутренняя политика России в начале 80-х годов ХIХ века - это сложная политическая ситуация: нравственный террор, полицейское преследование интеллигенции за инакомыслие и свободомыслие. Это период правления Александра III. Пора свирепой правительственной реакции и жесточайшей цензуры.

- Даю справку: ЦЕНЗУРА - система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации. На Западе возникла в XV веке, в России - в начале XVIII века. По формам контроля подразделялась на предварительную и карательную. Поэтому…… Салтыков - Щедрин и выбрал «эзопов язык». Прочитайте более подробную о нём информацию на слайде.

- А теперь как вы ответите на вопрос: почему Салтыков - Щедрин использовал иносказательный язык для своих произведений? (Писатель был вынужден при таком царском строе выражать свою мысль иносказательно, чтобы избежать запрета цензуры и преследования правительственной власти.)

- Верно. И написал им великолепные сатирические сказки.

Презентация

слайды № 17 - 24

11. Просмотр видеоряда иллюстраций:

- Верно. И написал таким языком великолепные сатирические сказки.

…………………………………………………………………………………………………..

- И одну из них мы будем изучать. Это «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил».

Закрепление

изученного

материала:

Интернет - страница

1. Работа с текстом:

- Выполним коллективно на интерактивной доске задание, закрепляя новые литературные термины. Сопоставьте цитаты из «Повести о том, как мужик двух генералов прокормил» с сатирическими приёмами писателя из текста. (К доске приглашаются желающие учащиеся)

5 минуты

- Продолжим освоение сатиры Михаила Евграфовича. На рабочем листе заполним таблицу «Обличительная сила смеха» по вариантам, отвечая на поставленные вопросы. Вместе заполним первый столбец и тем самым определим задание каждого варианта. (Если назвали сначала генералов - это для 1 варианта, мужика - для 2 варианта, и наоборот.) Через 5 минут проверка.

- По вашим ответам я поняла, что обличительную силу смеха вы тоже ощутили.

Итог урока:

Интернет - страница

1 Проблемная ситуация:

- По вашим ответам я поняла, что обличительную силу смеха вы тоже ощутили. Заметил её и один из цензоров, Лебедев, и написал следующее заключение.

- Как видите, он высказал сомнение по поводу жанра произведений. Чтобы убедить Лебедева и самим понять природу жанра изучаемого сегодня произведения, вы выполните следующее домашнее задание.

3 минуты

Домашнее задание:

Интернет - страница

1. Заполнить таблицу на рабочем листе «Проблема жанра: повесть, басня, сказка?» Задание выполняется письменно по группам: 1 группа (параллель первых парт) - повесть, 2 (параллель вторых парт), 3 (параллель третьих парт) ,4 (параллель четвертых парт) - сказка, 5 (параллель пятых парт) - басня.

2. Выучить основные термины урока, обратившись к конспекту (см. тетрадь) Задание выполняется устно.

3. Творческое задание (по желанию или для сильных учащихся):

- рассмотреть две иллюстрации к «Повести…»: М.Черемных и Н.Муратова и сопоставите их. Задание выполняется по учебнику: иллюстрация М.Черемных на стр. 266, а Н.Муратова - на стр. 268.;

- конкурс сенквейнов о героях «Повести о том, как мужик двух генералов прокормил».

5 минуты



© 2010-2022