Статья Подготовка обучающихся 11-х классов к выполнению задания № 7 ЕГЭ по русскому языку

Как сделать грамотнее устную и письменную речь обучающихся, как уменьшить количество грамматических ошибок? Добиться этого можно лишь в том случае, если дети научатся видеть нарушение норм сначала в специально составленных упражнениях, затем начнут находить в собственных работах и будут знать разные способы их устранения. В материалах ЕГЭ 2015 года умение находить грамматические ошибки, определять их вид и не допускать в своей письменной речи  может принести выпускникам 8 баллов: задание № 6 – 1...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья Подготовка обучающихся 11-х классов к выполнению задания № 7 ЕГЭ по русскому языкуСтатья Подготовка обучающихся 11-х классов к выполнению задания № 7 ЕГЭ по русскому языкуИльюта Валентина Яковлевна,

учитель русского языка и литературы МБОУ «Полевской лицей»

Курского района Курской области


Подготовка обучающихся 11-х классов к выполнению

задания № 7 ЕГЭ по русскому языку

Одной из целей обучения русскому языку в школе является формирование грамматических норм речи обучающихся как основы для овладения специальными и общедидактическими умениями и навыками, необходимыми для речевой деятельности. Роль грамматики в формировании грамматического строя неоспорима, как неоспорима связь языка и речи. Вместе с тем возможности школьного курса до конца не исчерпаны, подтверждением чему является частотность грамматических ошибок в речи учеников.

Как сделать грамотнее устную и письменную речь обучающихся, как уменьшить количество грамматических ошибок? Добиться этого можно лишь в том случае, если дети научатся видеть нарушение норм сначала в специально составленных упражнениях, затем начнут находить в собственных работах и будут знать разные способы их устранения.

В материалах ЕГЭ 2015 года умение находить грамматические ошибки, определять их вид и не допускать в своей письменной речи может принести выпускникам 8 баллов: задание № 6 - 1 балл, задание № 7 - 5 баллов, отсутствие грамматических ошибок в сочинении - 2 балла.

Изучение видов данных ошибок - это трудоёмкая работа. Проанализируем виды работы над типологией синтаксических ошибок, которые надо определить при выполнении задания № 7.

Приведу в качестве примера разработку урока в 11 классе.

Тема: Классификация грамматических ошибок и их предупреждение при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Цели: 1) провести классификацию грамматических ошибок;

2)формировать у обучающихся умение определять вид грамматических ошибок, находить и исправлять их в предложении;

3) предупредить грамматические ошибки при выполнении обучающимися заданий ЕГЭ по русскому языку.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

  2. Актуализация новых знаний.

- Недавно в газете я увидела вот такое объявление:

На занятие по русскому языку приглашаются выпускники, сдающие в этом году ЕГЭ и которые желают поступить в высшие учебные заведения.

- Верно ли оно написано?

- Как правильно записать данное предложение? (На занятие по русскому языку приглашаются выпускники, сдающие в этом году ЕГЭ и желающие поступить в высшие учебные заведения.)

-Какой вид ошибки допустил автор? (Грамматическая)

  1. Объявление темы урока

- Кто сможет сформулировать тему сегодняшнего урока? (Классификация грамматических ошибок и их предупреждение при подготовке к ЕГЭ по русскому языку)

- Зачем нам нужно изучать виды грамматических ошибок? ( Для правильного выполнения заданий ЕГЭ № 6,7 и недопущению их при написании сочинения).

- Какое из этих заданий принесет Вам большее количество баллов? (№7)

-Какие цели Вы поставите перед собой?

1) классифицировать грамматические ошибки для выполнения задания №7;

2) сформировать умение определять вид грамматических ошибок, находить и исправлять их в предложении.

4. Знакомство с классификацией ошибок:

-Кто подскажет, какие ошибки являются грамматическими?

Грамматические ошибки - это ошибки в структуре языковой единицы: слова, словосочетания или предложения, т. е. нарушение какой-либо грамматической нормы - словообразовательной, морфологической, синтаксической.

5. Классификация грамматических ошибок:

  1. нарушение словообразовательных норм, т. е. неправильное использование приставок, суффиксов, ошибки при образовании сложных слов;

  2. нарушение морфологических норм, т. е. нарушения в образовании форм различных частей речи;

  3. нарушение синтаксических норм в построении словосочетания, простого предложения, сложного предложения, сложного синтаксического целого, в употреблении параллельных синтаксических конструкций.

Для выполнения задания № 7 необходимо чётко определять виды следующих синтаксических ошибок:

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом;

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым;

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением;

4) ошибка в построении предложения с однородными членами;

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом;

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом;

7) неправильное построение предложения с косвенной речью.

6. Теоретическая работа с выполнением практических упражнений.

1) Правильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

А) После предлогов «благодаря», «согласно», «вопреки» имена существительные употребляются только в форме ДАТЕЛЬНОГО падежа (КОМУ? ЧЕМУ?)

Благодаря твоему совету, согласно указанию друга, вопреки моему желанию.

Нахождение грамматических ошибок и их исправление (фронтальная работа):

Настоящий успех может быть достигнут только благодаря настойчивости, целеустремлённости и глубоких знаний человека.

График проведения ремонтных работ в цехах завода был нарушен вопреки указания директора.

Вводные слова, согласно правила, выделяются на письме запятыми.

Вопреки предсказания моего спутника, погода прояснилась.

Правильный ответ:

Настоящий успех может быть достигнут только благодаря настойчивости, целеустремлённости и глубоким знаниям человека.

График проведения ремонтных работ в цехах завода был нарушен вопреки указанию директора.

Вводные слова, согласно правилу, выделяются на письме запятыми.

Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась.

Б) Если предлог «по» имеет значение «после чего-либо» то слово, стоящее после него необходимо употребить в форме предложного, а не дательного падежа: по прибытии в Москву, по приезде в Венецию, по окончании курсов.

Нахождение грамматических ошибок и их исправление (индивидуальная работа с взаимопроверкой):

По окончанию курсов английского языка я получил сертификат.

По завершению строительства рабочие оставили на объекте идеальный порядок.

По приезду в Венецию я сразу посетил знакомых.

Правильный ответ:

По окончании курсов английского языка я получил сертификат.

По завершении строительства рабочие оставили на объекте идеальный порядок.

По приезде в Венецию я сразу посетил знакомых.

2) Взаимосвязь между подлежащим и сказуемым

Анализ предложений:

1) Те, кто бывал в Кижах, видели, как вдоль всего острова тянется каменная гряда, точно хребет гигантского животного.

2) Все, кто бывал на Белом море, на севере, знают, что в феврале там начинается зверобойный промысел.

В первом предложении указательное местоимение ТЕ относится к глаголу видели и ставится во множественное число.

Во втором предложении местоимении КТО связано с глаголом бывал и употребляется в единственном числе.

Найди ошибку (фронтальная работа):

Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама.

Те, кто любовались портретами Крамского, поражались глубине раскрытого характера.

Правильный ответ:

Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнят бродягу Варлаама.

Те, кто любовался портретами Крамского, поражались глубине раскрытого характера

  1. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

А) Только в ИМЕНИТЕЛЬНОМ падеже употребляются название литературных произведений, газет, книг, журналов, телепередач, кинофильмов, если есть родовое понятие.

В журнале «Новый мир» напечатана рецензия на произведение.

В оде А. С. Пушкина «Вольность» поднимается тема свободы.

Б) Название, заключённое в кавычки и данное без родового слова, ИЗМЕНЯЕТСЯ по падежам.

В «Войне и мире» действуют более пятисот персонажей.

Автор «Слова о полку Игореве» является подлинным знатоком русской природы.

Есть ли грамматическая ошибка? (самостоятельная работа, взаимопроверка)

Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д. С. Лихачёв в книге «Письмах о добром и прекрасном».

Выразителен в «Записки охотника» язык писателя, поэтичны образы людей.

Правильный ответ:

Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д. С. Лихачёв в книге «Письма о добром и прекрасном».

Выразителен в «Записках охотника» язык писателя, поэтичны образы людей.

  1. Ошибки в построении предложения с однородными членами

А) Нельзя использовать разные части речи в качестве однородных членов предложении.

Например: Прошу тишины и выслушать меня.

Правильно: Прошу тишины и внимания.

Б) Нельзя использовать в качестве однородных членов предложения полные и краткие формы прилагательных.

Например: Деревья высокие и стройны.

Правильно:

Деревья высокие и стройные.

Деревья высоки и стройны.

В) Если требуются разные предлоги с разными существительными, они должны быть использованы. Пропуск предлогов в таких случаях недопустим.

Мне нужно на вокзал, на почту, в магазин.

Есть ли ошибка?

Занятия проходят на стадионе, парке, зале.

Правильно:

Занятия проходят на стадионе, в парке и в зале.

Г) Нельзя в одном предложении соединять при помощи союза И причастный оборот и придаточное определительное, начинающееся со слов КОТОРЫЙ, КОТОРАЯ, КОТОРОЕ, КОТОРЫЕ.

Например: Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.

Правильно:

Девушка, сидевшая у окна и хорошо певшая, запомнилась всем.

Д) Нельзя в одном предложении соединять при помощи союза И дополнение, выраженное именем существительным, и придаточное предложение.

Например: Экономисты говорят о снижении инфляции и что повышения цен больше не будет.

Правильно:

Экономисты говорят о снижении инфляции и об отсутствии повышения цен.

Экономисты говорят, что идёт снижение инфляции и что повышения цен больше не будет.

Е) Все однородные члены должны стоять в том же падеже, в котором стоит обобщающее слово.

Например: В чулане было много разной мебели: столы, шкафы, стулья.

Правильно:

В чулане было много разной мебели: столов, шкафов, стульев.

Ж) Нельзя в одном предложении сочетать как однородные члены имя существительное и инфинитив:

Например: Я люблю музыку и кататься на коньках.

Правильно: Я люблю слушать музыку и кататься на коньках.

  1. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

Основное и дополнительное действие должно проводиться

ОДНИМ лицом или предметом.

Подлежащее сказуемое,/деепричастный оборот/.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения (работа в парах):

Тщательно подготовившись к выступлению,
1) речь оратора тем не менее должна напоминать импровизацию.
2) в речи оратора должны быть удачные примеры, образы, юмор.
3) у хорошего оратора речь образная, эмоциональная и в то же время логичная.
4) оратор произнёс убедительную речь.

Ответ: 4

Находясь в Болдино,

1) сбылась мечта Пушкина написать цикл повестей о русской жизни.

2) до поэта дошли вести о холере в Москве.

3) Пушкиным была закончена 9 глава «Евгения Онегина».

4) поэт в короткий срок написал «Маленькие трагедии».

Ответ: 4

5) Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

А) Нельзя помещать определяемое слово внутрь причастного оборота (причастный оборот должен полностью стоять до или после определяемого слова и не должен разрываться на части)

Например: Приехавшие делегаты на съезд должны зарегистрироваться.

Правильно: Приехавшие на съезд делегаты должны зарегистрироваться.

ИЛИ

Делегаты, приехавшие на съезд, должны зарегистрироваться

Б) Нельзя, чтобы определяемое слово и причастие были употреблены в разном роде, числе и падеже.

Например:

Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающих туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами.

Некоторыми из путешественников, бывавшим в притоках реки Амазонки, было описано растение с огромными плавающими листьями.

Правильно: Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающее туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами.

Некоторыми из путешественников, бывавших в притоках реки Амазонки, было описано растение с огромными плавающими листьями.

В) Нельзя употреблять в предложении причастный оборот после имени существительного, которое не является определяемым словом для этого причастного оборота.

Например: Лес тянется с севера на юг, состоящий из хвойных деревьев.

Правильно: Лес, состоящий из хвойных деревьев, тянется с севера на юг.

  1. Неправильное построение предложения с косвенной речью

Недопустимо, чтобы при использовании цитат в качестве придаточных изъяснительных предложений в них употреблялось личное местоимение «Я»

Например: В своих воспоминаниях Короленко писал, что «я видел в лице Чехова несомненную интеллигентность».

Правильно:

В своих воспоминаниях Короленко писал, что он «видел в лице Чехова несомненную интеллигентность».

Исправьте грамматические ошибки (фронтальная работа):

Петька сказал, что я еще не готов к экзамену.

Правильно: Петька сказал, что он еще не готов к экзамену.

Петька сказал, что жду маму.

Правильно: Петька сказал, что ждёт маму.

6. Закрепление.

1)Работа в группах. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) По окончанию бала гости неспешно разъезжались по домам.

Б) Те, кто серьёзно готовятся к экзамену, без сомнения, сдадут его успешно.

В) Данная монография продолжает традицию выявления, накопления и обобщения материалов, свидетельствующим о современных тенденциях в градообразовании России.

Г) Возвратившись из поездки по Юго-Восточной Азии, у него не осталось свободных дней от отпуска.

Д) Я никогда не видел балета «Щелкунчика» в театре.

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) неправильное употребление падежной формы в несогласованном приложении

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью


Ответ: А-1, Б-2, В-6, Г-5, Д-3

2) Самостоятельная работа с самопроверкой (на доске верные ответы).

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) Куда бы я ни ездил, повсюду встречал памятники архитектуры, нуждающихся в реставрации.

Б) По приезду в Сочи мы, как всегда, остановились в гостинице «Жемчужина».

В) Выбирая профессию, прошло немало времени, а он всё колебался.

Г) Старые липы в аллее перед главным входом в барский дом высоки и раскидистые.

Д) Мы прогнозируем, что те, кто увлекается историей, с интересом отнесётся к новому проекту.

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) неправильное употребление падежной формы в несогласованном приложении

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Ответ: А-6, Б-1, В-5, Г-4, Д-2

7. Итог урока. Рефлексия.

- Какие новые виды грамматических ошибок Вы сегодня научились определять?

- Сколько баллов вы смогли набрать при выполнении задания №7 ЕГЭ по русскому языку?

8. Домашнее задание.

-Составьте тест, аналогичный заданию № 7.

Приложение. Тесты для отработки задания №7.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) 28 февраля прошло мероприятие, посвящённого открытию Года литературы в России.

Б) Тот, кто напишет ЕГЭ на 85 баллов и выше, имеют шанс поступить в самые лучшие столичные вузы.

В) Почти все любят путешествия и фотографировать.

Г) Девочки сказали, что мы весь вечер ждали папу, который должен вернуться из командировки.

Д) Изучая иностранный язык, помогает чтение книг, просмотр фильмов и общение с носителями языка.

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) неправильное употребление падежной формы в несогласованном приложении

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Ответ: А-6, Б-2, В-4, Г-7, Д-5



ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) Пользуясь орфоэпическими словарями, установлены варианты произношения одного и того же слова.

Б) Импрессионисты ищут альтернативный подход к традиционным художественным методам, согласно которых на протяжении веков изображалась фигура человека.

В) Уголок старой Москвы воссоздан В. Д. Поленовым в пейзаже «Московском дворике».

Г) В. Астафьев вспоминал, что «я нигде не видел таких подснежников, как иссечённых ветром сопках».

Д) Тем, кто играют на фортепьяно, известны имена великих композиторов.

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) неправильное употребление падежной формы в несогласованном приложении

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Ответ: А-5, Б-1, В-3, Г-7, Д-4

Используемая литература:

  1. Дробкина С. В., Субботин Д. И. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2014. Русский язык. Ступени подготовки к успешной сдачи экзамена. Задания и алгоритмы их выполнения. Учебное пособие. - Москва: Интеллект - Центр, 2014.





  1. Интернет - ресурсы

  1. Т. А. Христолюбова. Система пропедевтической работы по предупреждению грамматических ошибок// dslib.net/teoria-vospitania/sistema-propedevticheskoj-raboty-po-preduprezhdeniju-grammaticheskih-oshibok

  2. ФИПИ. Открытый банк заданий ЕГЭ // http: // fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege




© 2010-2022