Организация самостоятельной работы по русскому языку в условиях вечерней школы

Происходящие в современном мире изменения  требуют развития новых способов образования и педагогических технологий, связанных, прежде всего, с развитием личности, обладающей  творческой инициативой, навыками самостоятельного обучения и универсальными учебными умениями учащихся ставить и решать возникающих в  учебном процессе и жизни проблем.   Несмотря на то, что российская теория и практика средней школы обладает огромным потенциалом методов, форм и средств обучения, основным типом обучения яв...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация самостоятельной работы по русскому языку.


Происходящие в современном мире изменения требуют развития новых способов образования и педагогических технологий, связанных, прежде всего, с развитием личности, обладающей творческой инициативой, навыками самостоятельного обучения и универсальными учебными умениями учащихся ставить и решать возникающих в учебном процессе и жизни проблем.

Несмотря на то, что российская теория и практика средней школы обладает огромным потенциалом методов, форм и средств обучения, основным типом обучения является, по-прежнему, вербальный тип: использование устного и печатного слова, когда учитель выступает в качестве информатора и контролера учащихся. Очевидно, что такая система устарела, поэтому в Федеральном компоненте государственного стандарта (ФК ГОС) 2004 года и в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) общего образования в качестве ведущей цели современного образования определено развитие компетентной личности, для которой характерны такие качества как инициативность, мобильность, гибкость, активность, самостоятельность и способность учиться.

В настоящее время в школе можно наблюдать проблему низкой учебно-познавательной активности обучающихся. Одной из главных причин этого является то, что преподавание русского языка строится без учёта целенаправленной познавательной деятельности ученика как субъекта деятельности. Ученик часто не осознает своей роли в процессе обучения, не может самостоятельно решать поставленные перед ним задачи.

Исправить такое положение, на наш взгляд, помогает систематическое включение учащихся в самостоятельную деятельность, которая в процессе самостоятельной работы приобретает характер проблемно-поисковой деятельности, что позволяет рассматривать её как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность и развития интеллектуальных способностей и качеств личности. Эта проблема является одним из центральных вопросов педагогики и современного школьного образования. Ещё К. Д. Ушинский, говорил о том, что только самостоятельная работа создает условия для глубокого овладения знаниями и развития мышления учащихся [2].

В педагогике существует точка зрения, что при самостоятельной работе ученик действует независимо и без помощи учителя. Однако, говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо, на наш взгляд, создавать условия для развития у школьников самостоятельности в познавательной деятельности, умений самостоятельно овладевать знаниями и формировать собственное мировоззрение, а также навыков применения полученных знаний в практической деятельности. Таким образом, самостоятельная работа не самоцель, а средство борьбы за глубокие и прочные знания учащегося, средством формирования у него активности и требует от него высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности. Однако это полной мере невозможно без помощи учителя, который руководит процессом формирования познавательной самостоятельности учащихся, последовательно увеличивая количество знаний и усложняя их; помогает овладевать рациональными приемами умственного труда; способствует развитию умений открывать новые способы деятельности.

Учитывая сказанное, самостоятельная работа на уроках русского языка в старших классах вечерней школы рассматривается нами как деятельность учащихся, которая выполняется хотя и без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время на уроке или при подготовке к занятию дома. Организация этой деятельности в конкретной учебной ситуации развивает самостоятельность учащихся.

Правильно организованная на уроке самостоятельная работа школьника мотивирует её расширение, углубление и продолжение в свободное время. Для учителя русского языка это означает чёткое осознание не только своего плана учебных действий, но и осознанное формирование у школьников определённой схемы освоения учебного предмета в ходе решения других учебных задач.

Основные цели изучения русского языка в средней школе обозначены в ФК ГОС как изучение языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека. Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций [4].

Механизмом достижения поставленных целей определён компетентностный подход к построению содержания современного образования, который нашёл своё развитие и воплощение в деятельностном стандарте общего образования второго поколения. В условиях подготовки к переходу общеобразовательных учреждений на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения педагогам следует обратить внимание на то, что принципиальным отличием ФГОС является усиление их ориентации на результаты образования в отношении достижений личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития учащихся. А они, в свою очередь, обеспечивают широкие возможности для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью, мобилизацией и готовностью к познанию мира, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию на протяжении всей жизни в постоянно меняющемся мире.

Несомненно, усиление деятельностной направленности образования позволит учащимся приобрести не только знания, но и опыт самостоятельного решения проблем, умения решать те или иные задачи, излагать, анализировать те или иные соотношения и закономерности, самостоятельно находить информацию, сравнивать те или иные объекты.

В связи с этим задача современного педагога, работающего в условиях перехода на ФГОС второго поколения состоит в овладении современными методами и приёмами обучения, обеспечивающими реализацию деятельностного подхода в обучении и воспитании школьников.

Анализ педагогической, методической, психологической литературы показывает, что в области реализации деятельностного подхода к обучению русскому языку предпринимались попытки решить рассматриваемую проблему. Наиболее известные работы В. В.Давыдова, П. Я. Гальперина, П. М. Эрдниева, Д. Б. Эльконина, К. Селевко, В. Д. Шадрикова, И. С. Якиманской, А. В. Хуторского, В. Ф. Зеер, И. А. Зимней.

Деятельностный подход к образованию в последние годы постепенно превращается в общественное явление, претендующее на роль концептуальной основы, проводимой в сфере образования. Сказанному должна соответствовать и новая система оценки учебных достижений выпускников. Ее отличительной особенностью становится не только выяснение того, в какой мере учащиеся освоили знания, умения, навыки, сколько выявление их способности использовать освоенное содержание образования для решения практически-познавательных, ценностно-ориентированных и коммуникативных задач и проблем.

Всё выше сказанное позволяет выявить противоречие между возросшим интересом педагогической науки к проблеме развития грамотной личности, способной к самообучению и недостаточной разработанностью методических приёмов её формирования на уроках русского языка в практике. Актуальность проблемы и её социальная значимость обусловили выбор темы нашей работы: «Организация разнообразных видов самостоятельной работы по русскому языку в условиях вечерней школы: дидактические материалы».

Цель нашего исследования: разработка дидактических материалов по подготовке учащихся вечерней школы к государственной итоговой аттестации через организацию самостоятельной работы на уроках русского языка

Объект исследования: самостоятельная работа учащихся.

Предмет исследования: организация самостоятельной работы учащихся вечерней школы на уроках русского языка при подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку в условиях вечерней.

Гипотеза: организация самостоятельной работы учащихся вечерней школы на уроках русского языка будет способствовать результативной подготовке к государственной итоговой аттестации в 9 классе, если:

  • проведён анализ существующей теории и практики организации самостоятельной работы учащихся и выявлены разнообразные её виды и способы организации на уроках русского языка;

  • разработаны и внедрены в практику дидактические материалы для учителя-словесника по организация самостоятельной работы учащихся вечерней школы на уроках русского языка при подготовке к ГВЭ.

Одним из основных приоритетов в содержании современного школьного образования является ориентация не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования в целях усиления мотивации обучения и развития самостоятельности обучающихся. Поскольку формирование самостоятельности обучающихся происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретических и практических задач, то важным компонентом формируемых ключевых предметных и надпредметных компетенций является опыт - интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач.

Учитывая, что в ФК ГОС 2004 года актуализирован компетентностный подход в образовании, мы рассматриваем его как целевую ориентацию учебного процесса на формирование ключевых компетенций. Но поскольку современный мир предъявляет к человеку всё новые и новые требования, поэтому для общества результаты образования значимы за пределами системы образования, и сегодня к результатам образования мы относим, прежде всего, сформированность определённых качеств и способностей личности, включая умения и способности самостоятельно ставить и решать образовательные задачи, приобретая опыт самостоятельной деятельности [4].

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет отметить, что деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:

  • от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений и навыков к определению цели как формированию умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями;

  • от «изолированного» изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач (от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов);

  • от стихийности учебной деятельности ученика к ее целенаправленной организации и планомерному формированию, созданию индивидуальных образовательных траекторий;

  • от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

Соответственно в рамках деятельностной парадигмы результаты общего образования должны быть прямо связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме. Это, в частности, означает, что результаты образования не только должны быть выражены в предметном формате, но, прежде всего, могут иметь характер надпредметных (универсальных) учебных умений обучающихся [13].

В этом проявляется тенденция усиления общекультурной направленности общего образования, универсализации и интеграции знаний. Безусловно, предметный контекст по-прежнему важен (поскольку задает границы возможных решений), но этот базовый контекст уже недостаточен. На первый план начинают выходить задачи, требующие для решения когнитивных, коммуникативных, ценностно-ориентационных компонентов образовательных результатов, надпредметных компетенций. В формирующемся информационном обществе такие задачи становятся приоритетными.

Таким образом, пересмотр целевых установок и приоритетов в определении результатов школьного образования актуализировал задачи формирования надпредметных (универсальных) учебных действий.

В ФГОС второго поколения, отмечено, что основу развития личности ребенка составляет умение учиться - познавать мир через освоение и преобразование в конструктивном сотрудничестве с другими. Универсальные учебные действия можно определить как совокупность способов действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса, которые повышают результаты освоения общего образования.

Требования к результатам освоения общего образования в ФГОС структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.

Под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

Под метапредметными результатами понимается освоенные обучающимися на базе одного (русского языка), нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Под предметными результатами образовательной деятельности понимается усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета (нас интересует русский язык как предмет), знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности.

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения ориентируют современного учителя на овладение методами и приёмами развития личности как результата образования. К результатам, которые не подлежат оценке в ходе итоговой аттестации выпускников, относятся:

  • ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения);

  • характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм);

  • индивидуальные психологические характеристики личности.

К результатам, которые подлежат оценке в ходе индивидуальной итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения содержания учебного предмета, относится способность к решению учебно-практических задач на основании:

  • системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;

  • умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности; обобщенных способов деятельности;

  • коммуникативных и информационных умений.

Таким образом, учитывая особенности ФГОС второго поколения, котором отражены происходящие в общественном сознании перемены в понимании социального предназначения школы, как ведущего института социализации подрастающего поколения, обеспечивающего формирование у него умений и качеств, необходимых для жизни в XXI веке.

Всё выше сказанное указывает на необходимость подготовки современного учителя к реализации деятельностного подход в обучении, обеспечивающего создание условий для развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности, развития умений и навыков самостоятельной деятельности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

Для реализации деятельностного подхода и развития самостоятельности обучающихся на уроках русского языка, необходимо рассмотреть особенности организации разнообразных видов самостоятельной работы на уроках русского языка, обеспечивающей развитие у обучающихся надпредметных учебных умений.

Разнообразные виды самостоятельной работа

на уроках русского языка в вечерней школе.

Основной принцип работы учителей, направленной на использование деятельностного подхода, заключается в том, чтобы научить учащегося самостоятельно думать и работать, научить учиться.

Организация самостоятельной работы, руководство ею - ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.

Говоря о формировании у учащихся самостоятельности, необходимо иметь ввиду две тесно связанные между собой задачи. Первая заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать своё мировоззрение. Вторая - научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Самостоятельная работа является средством формирования у учащихся активности и самостоятельности как черт функционально-грамотной личности.

Какими же умениями должен владеть учащийся, чтобы успешно работать самостоятельно?

Методисты выделяют ряд таких умений:

  • правильная организация режима работы;

  • оформление тетрадей, словарей;

  • выполнение домашнего задания;

  • работа с учебником, словарем, справочной литературой;

  • работа над развитием диалогической и монологической речи и т.д.

Кроме отличительных выше умений учащихся должны уметь мотивировать цели, содержание, намечать последовательность своих действий, осуществлять самоконтроль, самооценку это отвечает требованиям сформированности надпредметных (универсальных) учебных умений.

На уроках русского языка самостоятельная работа с текстом способствует формированию надпредметных (универсальных) учебных действий, обеспечивающих развитие умений использовать текст как пример и источник для собственного творчества, учит давать личную оценку и демонстрировать способность подойти к работе разными способами.

Использование текста в качестве опорной, ключевой единицы языка создает условия для такой практической деятельности учащихся, в ходе которой углубляются, расширяются знания о системе языка. Целенаправленный отбор текстов для организации такой самостоятельной работы создает для учащихся речевую среду, способствующую совершенствованию ключевых предметных компетенций: языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций, что необходимо при подготовке к ГВЭ.

Самостоятельная работа с текстом при подготовке к ГВЭ может быть организована как исследовательская деятельность, когда в процессе выполнения заданий учащиеся открывают для себя закономерности употребления языковых единиц разных уровней речи, проводят наблюдения над тем, какова их роль в тексте, получают знания о текстообразующей функции языковых единиц не только из параграфов учебника, но и в результате практической деятельности, которая носит творческий характер.

Работа по анализу текста принесет большую пользу при подготовке девятиклассников к экзамену. Анализ текста может предшествовать написанию изложения, поскольку работа с текстом-образцом учит писать сочинения.

Самостоятельная работа может осуществляться в следующих организационных формах:

  • фронтальная;

  • индивидуальная;

  • групповая (в парах).

Фронтальная форма организации самостоятельной деятельности наиболее целесообразна тогда, когда учащиеся приступают к изучению темы, чтобы создать определенный настрой, вызвать интерес к теме. Также важна и полезна она на начальном этапе формирования умений , когда учащиеся овладевают способом выполнения задания по образцу. Поэтому первые упражнения должны быть типовыми, общими для всего класса. Фронтальная работа по сравнению с индивидуальной и групповой позволяет учителю легче решать некоторые организационные вопросы, так как фронтальную работу можно провести в классе, не имея карточек и других раздаточных материалов.

Индивидуальная форма организации самостоятельной работы является традиционной. Работая самостоятельно, учащийся продвигается своим темпом, должен при этом проявить максимум усилий, ответственности, рассчитывая на собственные силы. При этом учитель должен проанализировать содержание учебного материала, на основе которого может выделить вопросы, доступные отдельным учащимся для самостоятельной работы и важные для развития познавательного интереса.

Задания могут быть сформулированы и предложены учителем как обязательные, если речь идет о тех знаниях, которые ученик должен усвоить. Наряду с ними важны альтернативные задания, которые ученик может выбрать добровольно.

Опыт показывает, что к выполнению индивидуальных заданий следует приобщать и тех ребят, которые не отличаются высокой успеваемостью и ответственностью.

Индивидуально учащиеся могут выполнять задания такого характера:

  • небольшие по объему задания для отдельных учащихся выполняются в то время, когда в классе проводится фронтальная работа.

  • выполнение текущих домашних заданий, но выбираемых учеником на альтернативной основе.;

  • выполнение опережающих заданий, требующих поисковой деятельности.

Групповая (в парах) форма организации самостоятельной работы привлекает благоприятными условиями для сотрудничества самих учащихся, для коллективного взаимодействия. Работа в группе дает возможность общения.

Наиболее доступная на уроке форма сотрудничества учащихся - работа в парах постоянного состава. Более эффективной парная работа является там, где сотрудничают учащиеся разной успеваемости. Работа в такой форме побуждает к активному сотрудничеству с товарищем, повышает ответственность учащихся. Необходимость и неизбежность делового взаимодействия - преимущество парной работы.

Организация самостоятельной работы в группах используется чаще всего в старших классах. Состав групп является различным для разных разделов программы, тем самым заметнее повышая успеваемость слабоуспевающих учащихся.

Организация работы в группе проходит три этапа:

I этап - подготовка к выполнению задания.

1. Постановка языковой или речевой задачи.

2. Инструктаж учителя о последовательности действий при выполнении задания.

3. Раздача дидактического материала по группам.

II этап - групповая работа.

1.Знакомство с дидактическим материалом, планирование работы

( пути решения задачи).

2.Распределение заданий в группе.

3. Индивидуальное выполнение задания (реализация путей решения задачи на практике).

4. Обсуждение индивидуальных результатов работы.

5. Обсуждение общего задания в группе и подведение итогов.

III этап - заключительный.

1.Сообщение руководителя группы о выполнении задания.

  1. Анализ познавательной задачи.

  2. Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

  3. Дополнительная информация учителя.

Работа в группе должна строиться на принципах доверия и уважительного отношения друг к другу.

На уроках-зачетах, уроках-практикумах может использоваться как индивидуальная самостоятельная, так и коллективная (групповая, парная) работа учащихся с текстом. Когда используется комплексная работа с текстом, учащиеся с большим интересом выполняют задания, проявляя творческую самостоятельность. Обычно устный ответ начинается с выразительного чтения текста, к которому он предварительно подготовился, ученик уже показывает результаты своей аналитической работы. Наконец, перед каждым стоит важная коммуникативная задача: прочитать текст и построить свой ответ так, чтобы его было интересно слушать .

Форма организации труда влияет на его результат. Результат зависит от того, каким образом организована деятельность учащихся Форма организации работы - это определенная расстановка участников учебного процесса, способы взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой.

По своему назначению задания для самостоятельной работы разнообразны. При подготовке к ГВЭ в 9 классе они разрабатываются по целым школьным курсам и разделам, по отдельным темам и урокам.

Диктанты - наиболее распространенный вид упражнений, формирующий орфографическую и пунктуационную зоркость, активизирующий словарь учащихся.

Словарный диктант. Этот вид диктантов проводится с целью формирования умений и навыков правописания. Продуктивными являются словарные диктанты, составленные с учетом вариантов трудностей одной орфограммы или составленные на основе сопоставления нескольких орфограмм.

Диктант с грамматическим заданием

1. Тоскливо и медленно проходили дни и вечера. 2. Из плывших на пароходе в большинстве были крестьяне, старухи, женщины с детьми и рабочие, ютящиеся на деревянных нарах. 3. Иногда на палубе бегал офицер с всклокоченной бородой и, ёжась от холодного ветра и потирая руки, решительными быстрыми шагами проходил взад и вперёд по палубе.

4. Иногда являлся капитан, высокий молодой человек, почти юноша, в кожаной куртке, валяных сапогах и в оленьей шапке. 5.Он молча проходил к стеклянной вышке, тоскливо глядел вперёд несколько минут и, посиневши от холода, уходил обратно к себе.

6. Нередко появлялся на палубе человек средних лет, одетый в ватное пальто и широкополую шляпу, с редкой русой бородкой, в очках и тёплых перчатках. 7. Накинув на шею плед, он долго простаивал на одном месте и глядел на бесконечную линию берега. (По Н.Пелешову. 126 слов)

Задание:

1. Найдите в тексте обособленные члены предложения. Подчеркните их.

2. Произведите синтаксический разбор предложения, составьте схему:

1 вариант - Он молча проходил к стеклянной вышке, тоскливо глядел вперёд несколько минут и, посиневши от холода, уходил обратно к себе.

2 вариант - Накинув на шею плед, он долго простаивал на одном месте и глядел на бесконечную линию берега.

Объяснительный диктант

(Прежде чем предложения будет записано, учащиеся объясняют постановку знаков препинания в нём, определяют его вид.)

С особой чуткостью, теплом, знанием и вдохновением пишет о природе писатель В. Солоухин, и его произведения близки и понятны людям разного возраста и разных взглядов.

Он пишет о людях, о жизни, о себе, а природа всегда рядом с человеком, всегда неотделима от его жизни.

Он увидел распускающийся цветок, да люди не заметили это чудо, и он поведал им о том. Он открыл удивительный родник на дне буерака, и мы узнали о воде, пахнущей земляникой и грибами, ты же прошёл мимо. Он встал раньше всех, зато увидел малиновый рассвет, а ты не видел его. Он едет по дороге, тонущей в поле ржи, он в восторге от песни жаворонка, но знают ли об этом другие?

Прочти его книги - и тайны родной земли откроются тебе.

Объяснительный диктант

(Прежде чем предложения будет записано, учащиеся объясняют постановку знаков препинания в нём)

Наша Родина

Отечеством зовём мы нашу страну потому, что в ней жили наши отцы и деды. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились. Матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, выучила своему языку. Как мать , она защищает и бережёт нас от всяких врагов. (К. Ушинский)

Диктант «Проверяю себя».

Озеро Байкал - неповторимый уголок природы. Как будто природе вдруг вздумалось испытать все свои возможности, и вот начала она нагромождать самые невероятные чудеса в облюбованном ею уголке. В Байкале обитают чудесные животные морского происхождения и водится много пород вкусных рыб: омуль, сиг, хариус. Над Байкалом дуют свирепые ветры и проносятся неистовые шквалы. Тяжёл труд рыбаков на Байкале, но современная техника стремится облегчить его.

(При проверке выяснить: какие синтаксические правила нужно знать, чтобы в данном тексте правильно расставить знаки препинания)

Комплексный анализ текста

Воробей

(1) Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. (2) Собака бежала впереди меня. (3) Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь. (4) Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. (5) Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. (6) Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой - и, весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул два раза в направлении зубастой раскрытой пасти.

(7) Он кинулся спасать, он заслонил собою свое детище... но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

(8) Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! (9) И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... (10) Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. (11) Мой Трезор остановился, попятился... (12) Видимо и он признал эту силу. (13) Я поспешил отозвать смущенного пса - и удалился, благоговея. (14) Да, не смейтесь. (15) Я благоговел перед этой маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом. (16) Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. (17) Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

(195 слов) (По И.С. Тургеневу)

1. В каком предложении наиболее ярко выражена основная мысль текста?

1) 6. 2) 13. 3) 15. 4) 16.

2. Какие типы речи представлены в тексте?

1) Описание. 2) Рассуждение и описание.

3) Повествование и описание. 4) Повествование и рассуждение.

3. Какое лексическое значение имеет слово благоговел (предложение 15) в этом тексте?

1) Относился доброжелательно. 2) Оказывал покровительство, помощь.

3) Относился с глубочайшим почтением, уважением.

4) Испытывал восхищение, восторг.

4. Из предложения 4 выпишите существительное, образованное от прилагательного суффиксальным способом.

5. Из предложения 6 выпишите деепричастие.

6. Среди предложений 1-5 найдите простые предложения с однородными сказуемыми. Напишите номера этих предложений.

7. Среди предложений 7-13 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

8. Среди предложений 5-7 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным времени Напишите номер этого предложения.

9. Укажите средства связи между предложениями 16 и 17?

10. «И.С. Тургенев передает свое отношение к происходящему, в том числе и с помощью двух ______. В описании персонажей важное значение имеют ______. Выражая основную мысль в финале текста, автор использует ______, ______».

Список терминов:

1) риторическое обращение,

2) восклицательное предложение,

3) метафора,

4) эпитеты,

5) ирония,

6) фразеологизм,

7) анафора,

8) инверсия.

Ключи: 1 - 4); 2 - 3); 3 - 3); 4 - желтизной; 5 - сорвавшись; 6 - (1), (3), (4); 7 - (10); 8 - (6); 9 - лексический повтор; 10 - 2), 4), 7), 8) или 2), 4), 8), 7).

Диктант из одного предложения

Тонкие паутины плелись по темнеющему жнивью по лиловым мохрам репейника проступала почтенная седина дикие утки сторожко смотрели тихо двигаясь зарями по сонному пруду и резвая стрекоза пропев свою веселую пору безнадежно ползла скользя и обрываясь с каждого скошеного стебелечка а по небу низко-низко тащились разорванные полы широкого шлафора* в котором разгуливал северный волшебник ожидая пока ему позволено будет раскрыть старые мехи с холодным ветром и развязать заиндевевший мешок с белоснежной зимой. (Н.Лесков) (70 слов)

Задания

1. Расставьте знаки препинания, нарисуйте схему предложения, определите виды связи между частями.

2. Найдите в тексте Н.Лескова среди выделенных слов такие, которые написаны не по правилам современной орфографии.

3. Выпишите из текста: 1) просторечное слово, 2) устаревшее. (При затруднении воспользуйтесь толковым словарем.)

4. Дайте толкование слов жнивье, мехи (сравните мехи со словом мешок и сделайте вывод, родственные они или нет).

5. Выпишите из текста 5 слов (словосочетаний), употребленных в переносном значении, и столько же - в прямом.

Контрольный текст

Тонкие паутины плелись по темнеющему жнивью, по лиловым махрам репейника проступала почтенная седина, дикие утки сторожко смотрели, тихо двигаясь зарями по сонному пруду, и резвая стрекоза, пропев свою веселую пору, безнадежно ползла, скользя и обрываясь с каждого скошенного стебелечка, а по небу низко-низко тащились разорванные полы широкого шлафора, в котором разгуливал северный волшебник, ожидая, пока ему позволено будет раскрыть старые мехи с холодным ветром и развязать заиндевевший мешок с белоснежной зимой.

Диктант из одного предложения

Едва я вышел из теплого вагона на полустанок, как на меня набросилось все худшее, что таит в себе поздняя ленинградская осень: сырость, ветер, пронизывающий до самых костей, непролазная грязь...

(Ф.А. Абрамов)

Задания

1. Объясните постановку знаков препинания. В чем особая роль многоточия?

2. Выполните синтаксический разбор сложного предложения.

3. Определите смысловую роль однородных членов предложения.

4. Выпишите три словосочетания с различными видами связи: с согласованием, управлением и примыканием.

5. Определите разряд прилагательного поздняя.

6. Определите род и склонение существительного сырость.

7. Определите, к какой части речи следует отнести слово пронизывающий.

8. Выпишите все местоимения. Определите разряды по значению.

9. Сделайте словообразовательный разбор: полустанок, ленинградская, пронизывающий.

10. Найдите в предложении слова, соответствующие схемам:

11. Выполните фонетический разбор слова грязь.

12. Найдите в предложении эмоционально окрашенные слова. Объясните их роль.

13. Определите, из текста какого стиля взято предложение. Ответ обоснуйте.

14. Определите вид изобразительно-выразительных средств и их роль в предложении: теплый вагон, набросилось все худшее, таит в себе осень, пронизывающий до самых костей.

Комплексная работа с предложением

Когда нач_лась колонизац_я в Латинской Америке испанцы устроив там настоящий геноцид не давили в язык_вом плане на аборигенов которые вскоре ос_знали как им самим выгодн_ научит_ся языку колонизаторов так что через незначительный пр_межуток врем_ни испанский уже выт_снил индейские языки.

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Прокомментируйте.

2. Определите вид предложения по наличию грамматических основ, выделите скобками части предложения, обозначьте средства связи между ними. Нарисуйте схему предложения и охарактеризуйте его.

3. Найдите односоставное предложение. Определите его вид.

4. Выпишите три словосочетания с разными видами связи: согласованием, управлением примыканием.

5. Выпишите составное глагольное сказуемое.

6. Найдите в тексте обособленное обстоятельство.

7. Определите, из текста какого стиля взято предложение.

8. Запишите верное определение слова геноцид: а) уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам; б) процесс изучения наследственности и изменчивости организмов; в) человеконенавистническая антинаучная теория; г) полный (тотальный) контроль над всеми сферами общества.

Осложненное списывание

При звук_ выстрела белки пугаясь мгнове(н,нн)о р_няли ш_шки и в_л_тали на в_рхушку дер_ва что(бы) огл_нут_ся с безмерным люб_пытством зайц_ вст_вали столб_ками лоси наст_роже(н,нн)о пр_подняв уши м_нуту слушали и бе(з,зз)вучно передв_гались на другое место рыси дремл_щие в ч_щ_бах пр_открывали др_мучие ж_лтые глаза и нервно потрях_вали кисточ(?)ками на ушах и только волки луч(?)ше всех зн_комые с ч_ловеком бр_сали все серыми бе_шумными тенями в_бегали на ближний бугор и долго пр_нюх_вались ст_раясь и б_ясь одновреме(н,нн)о поймать с ветерком ненавис_ный зап_х ч_ловека. (По Ю.П. Казакову)

1) Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть.

2) Определите тип этого сложного предложения.

3) Выпишите основу второй части. Определите тип этого предложения как простого.

4) Напишите номер придаточной части. Определите ее тип.

5) Напишите номера частей, осложненных обособленным определением.

6) Напишите номера частей, осложненных обособленным обстоятельством.

7) Выпишите из пятой части словосочетание со связью примыкание.

8) Выпишите из предложения все деепричастия.

9) Определите способ образования следующих слов: мгновенно, настороженно, беззвучно, нервно, долго, одновременно.

10) Определите значение приставки при- в следующих словах: приподняв, приоткрывать, принюхиваться.

Ключи

1*При звуке выстрела белки, пугаясь, мгновенно роняли шишки и взлетали на верхушку дерева, 2*чтобы оглянуться с безмерным любопытством; 3*зайцы вставали столбиками; 4*лоси, настороженно приподняв уши, минуту слушали и беззвучно передвигались на другое место; 5*рыси, дремлющие в чащобах, приоткрывали дремучие желтые глаза и нервно потряхивали кисточками на ушах; 6*и только волки, лучше всего знакомые с человеком, бросали все, серыми бесшумными тенями взбегали на ближний бугор и долго принюхивались, стараясь и боясь одновременно поймать с ветерком ненавистный запах человека. (По Ю.П. Казакову)

1) 6 частей;

2) сложное предложение с союзной и бессоюзной связью;

3) односоставное, безличное;

4) 2; придаточное цели;

5) 5, 6;

6) 1, 4, 6;

7) нервно потряхивали;

8) пугаясь, приподняв, стараясь, боясь;

9) суффиксальный;

10) неполнота действия.

Предупредительный диктант

За две недел_ медведь многому н_учился он теперь (не)ж_вал без ра_бору все что поп_дет как в первые дни он узнал что самые вкус(?)ные соч(?)ные к_рен_я р_стут в сырых м_стах он стал пить только чистую пр_точ(?)ную воду чут_е его стало (не)много луч(?)ше и он уже мог ощ_щ_ть очень тонкие или старые зап_хи он узнал ещ_ на горьком опыт_ что д_леко не все р_стущее в лесу с_едобно что есть яг_ды и грибы к_торые луч(?)ше (не)трогать. (По Ю.П. Казакову)

1) Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть.

2) Определите тип этого сложного предложения.

3) Выпишите основу третьей части. В чем ее особенность как простого предложения?

4) Напишите номера придаточных частей, определите тип каждой.

5) Напишите номера придаточных частей, которые связаны однородным подчинением.

6) Напишите номера придаточных частей, которые связаны последовательным подчинением.

7) Напишите номер части, в которой есть сравнительный оборот.

8) Определите способ образования следующих слов: научился, узнал.

9) Выпишите из предложения все местоимения.

10) Выпишите из второй части словосочетание со связью согласование.

Ключи

1*3а две недели медведь многому научился: 2*он теперь не жевал без разбору все, 3*что попадет, 2*как в первые дни; 4*он узнал, 5*что самые вкусные, сочные коренья растут в сырых местах; 6*он стал пить только чистую, проточную воду; 7*чутье его стало немного лучше, 8*и он уже мог ощущать очень тонкие или старые запахи; 9*он узнал еще на горьком опыте, 10* что далеко не все, растущее в лесу, съедобно, 11*что есть ягоды и грибы, 12*которые лучше не трогать. (По Ю.П. Казакову)

1) 12;

2) сложное предложение с союзной и бессоюзной связью;

3) нераспространенное;

4) 3, 5, 10, 11 - изъяснительные; 12 - определительное;

5) 10, 11;

6) 11, 12;

7) 2;

8) приставочный

9) он, всё, что, его, которые;

10) в первые дни.



Тест по теме «Знаки препинания в сложных предложениях

с различными видами связи»

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

1. На рассвете сгущался туман (1) и (2) когда он оседал на листике берёзы (3) то листике с каплями, тяжелея, отрывались и падали на землю (4) которая уже была вся устлана влажным ковром.

1) 1,2,4 2) 1,3 3) 1,2,3,4 4) 1,3,4

2. Гудели чёрные тополя (1) и (2) хотя море ещё играло прибоем (3) стало заметно (4) как постепенно расчищалось небо.

1) 1,2,4 2) 1,2,3,4 3) 2,3 4) 1,3,4

3. После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно пополз вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4) стены театра буквально дрожали от рукоплесканий и восторженных криков.

1) 1,2,3,4 2) 1,2 3) 3,4 4) 2,4

4. Маска производила сильное впечатление (1) и (2) пока не остановилась процессия (3) я смотрел (4) как дымится верхушка этого маскарадного сердца.

1) 1 2) 2,3 3) 1,2,3,4 4) 1,3,4

5. Территориальная структура населения и хозяйства зарубежной Европы сложилась в 19 веке (1) когда едва ли не главным фактором размещения (2) был природно-ресурсный (3) и (4) когда возникли угольно-металлургические районы Великобритании, Франции, Германии, Бельгии, Польши, Чехии, других стран.

1) 1,2,3,4 2) 2,3,4 3) 2,4 4) 1

6. На мои восторженные фразы о ясной осени (1) рыбак возразил (2) что (3) если в тихую погоду туман поднимается кверху (4) надо ждать затяжного дождя.

1) 1,2,3,4 2) 2,3,4 3) 2,4 4) 1,3

7. В донесении командира говорилось о том (1) что (2) если армия простоит в нынешнем биваке ещё пятнадцать дней (3) то в ней ни одного здорового солдата не останется (4) потому что хлеба и лекарств хватит только на трое суток.

1) 1,2,3,4 2) 1,4 3) 1,3,4 4) 2,3

8. Голоса офицеров растворились в общем гуле (1) и (2) когда подъехал полковник (3) то ему стало очевидно (4) что они отчаялись в возможности остановить этот беспорядок.

1) 1,3,4 2) 1,2,4 3) 3,4 4) 1,2,3,4

Составление предложений по схемам

1. Расставить знаки препинания, составить схемы, определить виды придаточных, вид подчинения.

Мне стало ясно что когда я выйду из себя то сдержаться не смогу. Он был рад что весело провел время и что все довольны. Хорошо быть уверенным что если нужно тебе помогут. Очень хорош храм на Нерли летом когда косари выходят на пойму когда замолкают кукушки и на земле появляются солнечные подпалины. Многим покажется странным что еще каких-нибудь сто лет назад в России не было ни одного доступного народу музея если не считать Эрмитажа где русских картин было немного. Пускай я слаб мой меч силен.

2. Составьте предложение по заданным схемам.

[ ]. (которая)
[ ], (где) и (где)
[…, (где), (которая)…]
[ ], (чтобы)
[ ], (где), (что)

Виды придаточных предложений.

Задание: записать предложение, расставить знаки препинания, составить схемы, определить виды придаточных, вид подчинения.

• Лед уже тронулся так что переправиться на другой берег было невозможно.
• Чем выше человек по умственному и нравственному развитию тем он свободнее.
• Несмотря на то что доктора лечили его пускали кровь и давали пить лекарства он все-таки выздоровел.
• Ох, лето красное Любил бы я тебя когда б не зной не пыль да комары да мухи.
• Цветы оттого что их только что полили издавали влажный запах.
• Лес рубили так чтобы вековые дубы и ели своими вершинами падали к югу.
• Чтобы не выдать себя неосторожным стукам весла рыбак осторожно поднял его.
• Где тонко там и рвется.
• Есть люди без которых трудно представить себе существование общества и литературы.
• Сердце мое заныло когда очутились мы в давно знакомой комнате.

Творческое задание.

Допишите предложение, добавив в них придаточные изъяснительные. Используйте при этом свое мнение о героях романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка», их поступках , поведении.

Я убежден … .
Я считаю … .
Я согласен с тем … .
Могу с уверенностью сказать… .
Меня привлекает мысль о том … .

Диктант с грамматическим заданием

Комбайн Аркадия Зырянова, такой же старый как и сам Зырян, с облезлой краской, вмятинами на боках, шёл на загонку соседа. Надо было убирать хлеб.

Небо серое, мутное. Поле идёт по склону горы. Местами чернеют обгорелые смолистые пни, выкорчевать которые можно только тяжёлым трактором. За комбайном седой след соломы.

Привыкаешь к безумолчному стрекоту комбайна. Сам комбайн, ныряя с пласта на пласт, дребезжит, поёт, визжит, скрипит, молотильный аппарат жужжит, как очумелый шмель. Но для Зырянова все эти издавна привычные звуки, не воспринимаемые ухом, идут где-то стороной. Тишина. Рабочий покой. В такие моменты он любит подумать, пофилософствовать.

По полотну комбайна занесло в барабан какую-то палку. Переломало её в мелкие щепки. На лицо Зыряна слетело что-то холодное и тут же растаяло. Снег. Скоро зима.

(По А.Черкасову)

Задание:

1. Выпишите из текста односоставные предложения.

2. Определите типы односоставных предложений, охарактеризовав главный член.

3. Произведите морфологический разбор слов:

1 вариант - обгорелые, издавна.

2 вариант - облезлой, ныряя.

4. Произведите морфемный разбор слов:

1 вариант - безумолчному, обгорелые.

2 вариант - молотильный, вмятинами.

Творческий диктант

Распространить предложения, вводя в них однородные члены и придаточные определительные.

На сером камне около лесного озера одиноко сидит Аленушка и печально смотрит в воду. Ее (темные, мечтательные) глаза широко открыты. (Старая, вылинявшая) одежда, (босые) ноги говорят о бедности девочки. (Каштановые, шелковистые) волосы в беспорядке рассыпались по плечам.

(Хмурое, пасмурное, осеннее) небо. Взгляд Аленушки прикован к (темному, неподвижному) озеру, …… по нему медленно плавают (пожелтевшие) листья. Вся фигурка девочки выражает безутешное горе. (Холодные, бледные) краски пейзажа создают (грустное) настроение.

За спиной Аленушки безмолвно стоит (темный, дремучий) лес., …….(Вечнозеленые, колючие, пушистые) елочки стройно тянутся вверх. Над головой девочки весело щебечут ласточки.

Лучи солнца слабо освещают верхушки деревьев. Природа бережно охраняет Аленушку, разделяя с ней ее горе.

Вокруг Аленушки встали хороводом (трепетные, тонкие, молоденькие) осинки. (Грустная, задумчивая) русская осень уже вступила в свои права.

Таким образом, самостоятельная работа с текстом на уроках русского языка способствует формированию надпредметных (универсальных учебных) действий, обеспечивающих развитие умений использовать текст как пример и источник для собственного творчества, учит давать личную оценку и демонстрировать способность подойти к работе разными способами.

Таким образом, использование текста в качестве опорной, ключевой единицы языка создает условия для такой практической деятельности учащихся, в ходе которой углубляются, расширяются знания о системе языка. Целенаправленный отбор текстов для организации такой самостоятельной работы создает для учащихся речевую среду, способствующую совершенствованию культуры речи, что лежит в основе развития речи.

Самостоятельная работа по анализу текста может быть организована как исследовательская деятельность, когда в процессе выполнения заданий учащиеся открывают для себя закономерности употребления языковых единиц разных уровней речи, проводят наблюдения над тем, какова их роль в тексте, получают знания о текстообразующей функции языковых единиц не только из параграфов учебника, но и в результате практической деятельности, которая носит творческий характер.

Работа по анализу текста принесет большую пользу при подготовке девятиклассников к экзамену. Анализ текста может предшествовать написанию изложения, поскольку работа с текстом-образцом учит писать сочинения.

Для организации самостоятельной работы на уроках русского языка в 9 классе вечерней школы учитель может использовать дидактические материалы, которые достаточно продуктивны при подготовке к государственной итоговой аттестации по русскому языку на уроках-зачетах, практикумах, на уроках развития речи, а также при изучении и повторении лексики, морфологии, синтаксиса.


В результате обобщения опыта по проблеме организации самостоятельной работы на уроках русского языка в 9 классе вечерней школы при подготовке учащихся к ГВЭ можно сформулировать следующие выводы.

Деятельностный подход - это современный подход к обучению, рассматриваемый в качестве теоретической базы построения обучения в вечерней школе.

Основы деятельностного подхода были заложены в психологии работами С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, И. А. Зимней и в настоящее время получили практическую реализацию в ряде учебников и в самом учебном процессе.

Деятельностный характер обучения предполагает организацию самостоятельной учебной деятельности, направленной на постановку и решение учащимися конкретной учебной задачи.

Методическим содержанием деятельностного подхода являются способы организации самостоятельной учебной деятельности, связанные решением проблемных учебных и жизненных задач, с сотрудничеством между преподавателем и учащимися.

Таким образом, сущность данного подхода в создании для учащихся условий, в которых они участвовали бы в самостоятельной деятельности, а сама деятельность была бы значимой для них, производилась бы в рамках конкретных жизненных ситуаций.

Самостоятельная работа - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся реализовать поставленные цели и задачи, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других) действий.

Самостоятельная работа - целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная с одним объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания.

Обобщая сказанное, мы рассматриваем самостоятельную работу учащихся, как индивидуальную или коллективную учебную деятельность, осуществляемую без непосредственного руководства учителя. Самостоятельная работа основывается на самостоятельности учащихся, на их самостоятельной деятельности, самоорганизации, саморегуляции и самоконтроле.

Список литературы

  1. Антонова, Е.С. Коммуникативно-деятельностный подход [Текст] /Е.С.Антонова. - М.: КНОРУС,2007. - 86с.

  2. Байденко, В. И. Болонский процесс: середина пути [Текст] / В.И.Байденко. - М.: Просвещение, 2005. -71с.

  3. Болотов, В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст] / В.А.Болотов, В.В.Сериков - М.: Педагогика, 2003. - 83 с.

  4. Величко, Л. И. Работа над текстом на уроках русского языка [Текст]/ Л.И.Величко - М.: Просвещение, 1983. - 221 с.

  5. Губанова М.И, Брель О.А. Основные формы организации обучения: урок, факультативные занятия, самостоятельная работа, внеурочная деятельность, тезисные лекции [Текст]: учебно-методическое пособие. Кемерово ООО «Компания ЮНИТИ» 2007.

  6. Демонстрационные варианты КИМ по русскому языку [Электронный ресурс]: демонстрационный вариант КИМ. ­­- Режим доступа:ege.ru и fipi.ru.

  7. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] /И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - №5. - С. 30 - 33.

  8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст]. - М. : Просвещение, 2002. - 156 с.

  9. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. ФГОС[Электронный ресурс]. - Режим доступа : standart.edu.ru/, свободный. - Загл. с экрана.

  10. О преподавании учебного предмета «Русский язык» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования [Электронный ресурс]: методическое письмо. - М., 2004 - режим доступа:velib.com/school.ru.



© 2010-2022