Тема урока: Сказуемое. Виды сказуемого

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Сказуемое. Виды сказуемого.

Тип урока - урок изучения нового материала.

Цели урока:

  • обобщение сведений о сказуемом,ознакомление с разными типами сказуемых;

формирование умений: находить сказуемое, определять форму

сказуемого;

- развитие логики, внимания, глубины и образности мышления; способствование повышению эрудиции и проявлению интуиции; - воспитание внимательного отношения к своей жизни и к жизни окружающего мира

Оборудование: интерактивная доска, листы персональных целей, таблицы, схемы.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Постановка целей урока

2. Проверка домашнего задания.

3.Повторение пройденного.

Блиц - опрос по вопросам

Что такое предложение?

На какие группы делятся члены предложения?

Назовите главные члены предложения.

На какие вопросы отвечает подлежащее?

Чем может быть выражено подлежащее?

II. Стадия вызова.

Каждый ученик получает отдельный Лист персональных целей. Прочитайте внимательно цели, стоящие перед нами сегодня. Выберите те из них, которых, как вам кажется, вы можете достигнуть на этом уроке, выберите то, что бы вы хотели узнать на нашем уроке (поставить галочки рядом с выбранными целями).

Лист персональных целей

1.Повторить орфограммы: Проверяемые безударные гласные в корне слова. Непроверяемые гласные. Разделительные Ъ и Ь. 2.Познакомиться с орфограммами: Дефис в сложных прилагательных. Гласные в суффиксах глагола -ова -(- ева) и -ыва - (ива) 3.Расширить активный запас слов. 4. Повторить сведения о слове, его лексическом значении.
5.Познакомиться с типами сказуемых, узнать о строении составных сказуемых 6.Научиться применять алгоритм для определения типа сказуемых 7.Узнать о безличных глаголах, их употреблении в речи. 8.Познакомиться безличными предложениями, с особенностями строения грамматической основы безличного предложения.

ОЗВУЧИВАНИЕ ЦЕЛЕЙ ( учащиеся озвучивают свои персональные цели)

Слово учителя. Хотя у каждого из вас стоят свои цели перед уроком , но мы с вами будем работать сообща и постараемся достигнуть всего, что намечено на Листе персональных целей. Итак, начнем нашу работу с Орфографической минутки

1. Орфографическая минутка. Прием «Верные и неверные утверждения» (формулирует утверждение учитель, который предлагает ряд утверждений. Учащиеся выбирают "верные" утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию и опровергают неверные утверждения, объясняя свое несогласие)

Слайд №1

В слове «уд…вительный» пропущена проверяемая гласная в корне слова, проверочное слово «дева» (нет)

В слове …гонь пропущена проверяемая гласная в корне слова, проверочное слово «огненный» (да)

В глаголе «полыха…т» орфограмма пропущена в окончании: глагол 2 спряжения, поэтому пропущена безударная гласная «и» (нет)

В слове «з…ре» орфограмма пропущена в корне с чередованием, правописание зависит от ударения. В безударном положении пишется «а» (да)

В окончании существительного «на спичк…» пишется буква «е», т.к. это существительное 1 склонения П.п. (да)

В слове «прут…я» перед буквой «я» после согласного нужно писать Ъ (нет)

Прилагательные «ярко (красный) и бледно (жёлтый)» пишутся через дефис, т.к. обозначают оттенки цвета (да)

2. Прием «Лови ошибку». Учитель предлагает предложения, в каждом из которых подчеркнута грамматическая основа. Предложения для анализа:

Слайд №2

Щенок стал весело бегать за собственным хвостом.

Урок должен начаться вовремя.

Трое учеников будут отвечать у доски.

Большинство учеников внимательно слушают учителя.

Задание: выявить ошибки, аргументировать свое мнение.

III. Объяснение нового материала. Стадия осмысления

Слово учителя. Мы видим, что сказуемое может быть выражено как одним словом, так и несколькими.

Сегодня на уроке мы с вами ознакомимся с различными видами сказуемых

Слайд №3

Сказуемое. Виды сказуемого.


Простое глагольное сказуемое


В ноябре выпал снег.

Составное глагольное сказуемое

Ученые начали исследоватьпустыню.

Составное именное сказуемое


Вид у скорпиона был грозным



Прием «Лекция со стопами»

Слово учителя. Простое и составное глагольные сказуемые отвечают на глагольные вопросы, следовательно, выражены они глаголами. Обратите внимание на название: простое, значит, состоит из одного глагола.

Простое глагольное сказуемое выражается глаголом в форме одного из наклонений (изъявительного, повелительного, условного).

Задание: найти и подчеркнуть грамматическую основу в следующих предложениях

Слайд №4

Громко поют птицы. Взошло солнце. Солнце будет светить всегда. ( изъяв н.) Спела бы птичка песню(условн. н.) Ты внимательно рассмотри чертёж. (повелит.)

Составное сказуемое бывает: составным глагольным сказуемым и составным именным.

Составное глагольное состоит из вспомогательного слова + неопределённой формы глагола. Вспомогательные слова 1.Глаголы со значением начала, конца или продолжения (начать, перестать, кончить, прекратить и т.д.)

2.Глаголы и краткие прилагательные со значением возможности, необходимости, желательности и т.д.(мочь, хотеть, желать; рад, готов, должен, обязан, намерен). Если вспомогательное слово - краткое прилагательное, то оно употребляется только со связкой.

Задание: найти и подчеркнуть грамматическую основу в следующих предложениях

Слайд №5

Брат начал работать. Я должен помочь ему. Я был рад видеть вас. Музыкант продолжил играть. Я хочу учиться музыке.

Он не желает меня слышать! Я буду рад помочь вам.

Он был намерен идти до конца. Я был готов помочь.

Составное именное состоит из глагола - связки + именная часть.

Глаголы - связки делятся на 3 группы:

1.Глагол - связка быть.

2. Глаголы делаться, стать, становиться, представляться, называться, считаться, казаться.

3. Глаголы со значением движения, положения в пространстве - прийти, приехать, вернуться; сидеть, стоять и т.д.

На месте глагола - связки может быть употреблено сочетание вспомогательных слов с неопределённой формой глагола-связки.

Задание: найти и подчеркнуть грамматическую основу в следующих предложениях

Слайд №6

Я буду смелым. Я смелый (нулевая связка)

Он казался обиженным. Я стал ему другом.

Он пришёл усталый.

Я хочу быть учителем.

Стратегия «Фишбоун» - «рыбная кость». Эта стратегия позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов, одним словом, систематизировать услышанную информацию.

Тема урока: Сказуемое. Виды сказуемого.

Закрепление

  1. Выполнение ряда упражнений у доски

Слайд № 7

1.Он желал участв…овать в соревнованиях. 2.Ученик мог рассчит…вать на поддержку наставника. 3.Мы долго могли бесед…вать после окончания занятий. 4.Родители решили посовет….ваться с сыном. 5.От скуки девочка начала придум…вать разные истории.

Задание: подчеркнуть грамматическую основу, вставить пропущенные буквы.

Слово учителя. При выполнении задания необходимо руководствоваться следующим правилом. Запомните! Если в настоящем или в будущем времени глагол оканчивается на - ываю (-иваю), то в неопределенной форме и в прошедшем времени надо писать суффикс - ыва-(-ива). Если в настоящем или в будущем времени глагол оканчивается на -ую (-юю), то в неопределенной форме и в прошедшем времени надо писать суффикс -ова-( ева)

Слайд №8

1.Скоро стемнеет. 2.Уже давно смеркалось. 3.К утру посвежело. 4.Опять легко вьюжило. 5.Пахнет весной. 6.Дышалось легко. 7.Пить не хотелось. 8.Сладко дремалось.

Задание: подчеркнуть грамматическую основу каждого предложения.

Слово учителя. В данных предложениях мы нашли только один главный член - сказуемое. Запомните! Глаголы, которые обозначают действия, происходящие сами по себе, без действующего лица (предмета), называются безличными. Такие глаголы составляют грамматическую основу односоставных безличных предложений.

  1. Обращение к учебнику: упражнение 1 стр.160

а) знакомство с текстом о пустынях (чтение детьми)

б) аналитическая работа над текстом

Метод «Шесть шляп». Каждая группа получает цветные шляпы с надписями. После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей.

Белая шляпа. Факты. Пустыня - желтое море песка под синим небом.

Жёлтая шляпа. Позитивное мышление. В пустыне все так естественно. Легко думается и дышится.

Черная шляпа. Проблема. В пустыне можно встретить ядовитых змей, опасного паука каракурта.

Красная шляпа. Эмоции. Когда пустыня немножечко опасна, она еще интересней и больше волнует…

Зеленая шляпа. Творчество. Пустыня действительная отличается от воображаемой. Какой я ее представляю после знакомства с текстом?

Синяя шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении. Пустыня - особый мир, требующий тщательного изучения, способный разбудить в нас неожиданные мысли и ранее неиспытанные нами чувства.

в) задание каждой группе: озаглавить текст.

Слайды на тему « Этот удивительный мир пустыни»

Тема урока: Сказуемое. Виды сказуемого.Тема урока: Сказуемое. Виды сказуемого.

Тема урока: Сказуемое. Виды сказуемого.



Тема урока: Сказуемое. Виды сказуемого.

IV. Стадия рефлексии

1.Возвращение к Листу персональных целей.

Посмотрите еще раз на индивидуальные цели, которые вы ставили в начале урока. Всё ли вы узнали, что хотели узнать? (поставьте плюсики напротив целей, которые вы достигли). А может быть, вы узнали больше, чем хотели?

Озвучивание достигнутых целей.

  1. Чтение методом «Инсерт»

Содержание материала

Пометы + это я знал, ? - возник вопрос, ! - это я узнал.

Подлежащее и сказуемое образуют грамматическую основу предложения.

Простое и составное глагольные сказуемые отвечают на глагольные вопросы, следовательно, выражены они глаголами.

Простое глагольное сказуемое выражается глаголом в форме одного из наклонений (изъявительного, повелительного, условного).

Составное глагольное состоит из вспомогательного слова + неопределённой формы глагола.

Составное именное состоит из глагола - связки + именная часть.

Глаголы, которые обозначают действия, происходящие сами по себе, без действующего лица (предмета), называются безличными.

Безличные глаголы составляют грамматическую основу односоставных безличных предложений.



3. Прием РАФТ:

Слово учителя: Ребята, определим четыре параметра будущего текста.

Р - роль (любой человек нашей планеты)

А - аудитория (кому вы будете писать - первоклассникам )

Ф - форма - рассказ

Т - тема «Сказуемое. Типы сказуемого»

Задание учащимся: написать небольшой рассказ о том, что вы узнали сегодня на уроке. Но рассказ должен быть не от вашего имени, а от имени любого человека нашей планеты и предназначен он будет первоклассникам. Ученики в течение 3-5 минут составляют и записывают рассказы, а затем зачитывают их.

4. Домашнее задание:

Упражнения 2,3 стр.163 (правило стр.159)

5. Подведение итогов урока, выставление оценок за работу.



© 2010-2022