- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс)
Календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Янкина Г.М. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
№ п/п . | Система уроков (тема и цель урока) | Дата | Вид деятельности учителя и учащихся.
| Элементы Содержания. | Требования к уровню подготовки..
| Домашнее задание. | ||||||||
Предметные |
Метапредметные. | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7
| 8 | |||||||
1 четверть (18 часов). Введение. | ||||||||||||||
1. | Сюжет как метафора жизни. Ц е л и: познакомить с понятием сюжет как исторической и биографической основой изображения события, видами сюжета и его основными элементами. | 04.09. | Лекция, беседа, работа с книгой, Опорные записи, материалы из учебника литературы, иллюстрации, репродукции картин | Сюжет, метафора, эпизод, « вечный» сюжет, « бродячий» сюжет. | Сюжет, виды сюжета, основные элементы сюжета.
| Читать вступительную статью учебника. Размышлять о сюжете и особенностях его построения в изобразительном искусстве, литературе, других видах искусства. | Конспект статьи учебника. | |||||||
Древнерусская литература. | ||||||||||||||
2. | Древнерусская литература. Основы христианской морали в "Поучении" Владимира Мономаха. Ц е л и: раскрыть нравственную основу "Поучения" Владимира Мономаха: утверждение необходимости духовной преемственности поколений, высоких идеалов, таких как любовь к ближнему, милосердие, жертвенность | 06.09 | Лекция, беседа, проблемные задания, работа с текстом, словарная работа, творческие задания | Летопись, поучение, исповедь,проповедь | Основы христианской морали. Воспринимать и анализировать древнерусский текст. | Самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы. | Написание собственного поучения | |||||||
Классические сюжеты в мировой литературе. | ||||||||||||||
3. | Понятие о рыцарском романе. М. де Сервантес. Роман « Дон Кихот». Дон Кихот как вечный образ. Работа с фрагментами текста. Цели: познакомить с рыцарским романом, « вечным» сюжетом о подвиге во имя прекрасной дамы, социальной, философской, нравственной проблематикой романа. | 11.09 | Беседа, работа с книгой, исследование текста | «Вечный» сюжет, « вечный» образ, эпизод, антитеза, проблематика, пародия. | Рыцарский роман, биография Сервантеса, основные проблемы романа. | Анализировать текст, рассказывать о герое, представлять презентации на заданную тему. | Письменный ответ на вопрос об отражении в « вечном» образе « вечных» противоречий жизни. | |||||||
4. | У. Шекспир. Обзор биографии и творчества. Трагедия « Ромео и Джульетта». « Вечная» тема любви в трагедии. Цели: познакомить обзорно с биографией и творчеством драматурга, сюжетом, героями трагедии и основным конфликтом. | 13.09 | Выразительное чтение по ролям, устные ответы на вопросы об особенностях завязки, кульминации и развязки сюжета. | Трагическое, трагедия, конфликт, завязка, кульминация, развязка. | Биографию писателя, элементы сюжета трагедии и особенности жанра | Готовить сообщения о фактах биографии и творчества, представлять презентации на заданную тему. | Выставка иллюстраций к трагедии, декорации к отдельным сценам и костюмам. | |||||||
5. | У. Шекспир. Трагедия « Ромео и Джульетта». Судьба влюблённых в жестоком мире. Образы Ромео и Джульетты как « вечные» образы. Цели: в процессе анализа текста определить основную идею трагедии: прославление верности, преданности и любви. | 18.09 | Выразительное чтение по ролям, устные ответы на вопросы, исследование текста. | « Вечная» тема и « вечные» образы. | Сюжет и содержание трагедии, её основные проблемы. | Анализировать текст, рассказывать о герое с использованием цитат, читать и комментировать текст. | Письменный ответ на вопрос о смысле финала трагедии. | |||||||
6. | Внеклассное чтение. А. С. Пушкин « Жил на свете рыцарь бедный». Традиции мировой литературы в творчестве поэта. Цепи: : в процессе анализа текста показать, как поэт интерпретировал известный сюжет и наполнил его новым, автобиографическим содержанием. | 20.09 | Выразительное чтение текста, беседа, проблемные задания, работа с текстом, словарная работа, творческие задания | Традиции, « вечная» тема и « вечные» образы Баллада. | Сюжет и содержание стихотворения, его основные проблемы | Читать и анализировать текст, самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы. | Стиховедческий анализ стихотворения.. | |||||||
Русская литература 18 века. | ||||||||||||||
7. | Д. И. Фонвизин. Слово о писателе. Комедия « Недоросль». История создания и постановки. Понятие о жанре. Знакомство с героями и основным конфликтом. Цели: познакомить с биографией писателя, историей создания комедии, особенностями жанра и композиции. | .25 .09 | Лекция учителя, сообщения учащихся с использованием презентаций, работа с афишей, выразительное чтение текста по ролям. | Комическое, комедия, сатира, конфликт, экспозиция, « говорящие» фамилии | Биография писателя, элементы сюжета комедии и особенности жанра | Читать статью учебника, анализировать список действующих лиц, читать по ролям, делать записи в тетради | Речевая характеристика одного из героев. | |||||||
8. | Д. И. Фонвизин. Комедия « Недоросль». Проблема воспитания и образования в комедии. Образ Митрофанушки. Цели: в процессе анализа текста выяснить, как раскрывается данная проблема в комедии, какова авторская позиция, в чём актуальность поставленной проблемы. | .27.09 | Выразительное чтение по ролям, работа в группах по заданной проблеме, словарная работа, | Проблема, диалог, монолог. | Содержание выбранных эпизодов, их роль в развитии основного конфликта. | Формулировать выводы об особенностях конфликта в пьесе, устно рассказывать о персонаже, составлять план рассказа. | Составлять план рассказа о персонаже. | |||||||
9. | Д. И. Фонвизин. Комедия « Недоросль». Положительные герои комедии и их конфликт с миром Простаковых и Скотининых. Цели: : в процессе анализа текста охарактеризовать положительных героев. | 02.10 | по ролям, работа в группах по заданной проблеме, словарная работа, | Проблема, диалог, монолог. | Содержание выбранных эпизодов, их роль в развитии основного конфликта. | Формулировать выводы об особенностях конфликта в пьесе, устно рассказывать о персонаже, составлять план рассказа. |
| |||||||
10. | Развитие речи. Сочинение об особенностях конфликта комедии и его реализации в сюжете. Цели: проверить уровень усвоения содержания комедии, понимание её основных проблем, умение сформулировать и высказать свои мысли. | . 04.10 | Творческая работа учащихся. | Композиция сочинения. | .Содержание система образов, авторская позиция в комедии.
| Формулировать выводы об особенностях конфликта в пьесе и высказывать их письменно. | Творческая работа учащихся | |||||||
11. | Практикум. Конфликт в литературном произведении. Цели: обобщить знания о конфликте и его видах, дать понятие об основных стадиях развития конфликта, персонажах - двойниках и антиподах. | 09.10 | Лекция учителя, работа с учебником и литературоведческими словарями, работа в группах. | Конфликт, виды конфликта. Персонажи - двойники и персонажи - антиподы. | Определение конфликта, виды конфликта и способы его реализации в сюжете, основные стадии развития конфликта и его участники. Персонажи - двойники и персонажи - антиподы. | Читать статьи учебника, работать в группе, оформлять план характеристики конфликта и готовить характеристику по плану. | План характеристики конфликта. | |||||||
Русская литература 19 века. | ||||||||||||||
12. | А. С. Пушкин. Слово о поэте. Тема свободы и плена в стихотворениях " Туча" и " Узник". Цели: : в процессе анализа текста выяснить, в чём своеобразие сюжета в лирическом стихотворении, какова их образная система. | 11.10 | Рассказ учителя, сообщения учащихся с использованием презентаций, выразительное чтение, исследование лирического текста. | Символический образ, ритмика, строфика. | Биография поэта, история создания стихотворений, идейное содержание стихов, | Выразительно читать, описывать картины, изображённые в стихотворениях, определять стихотворный размер и вид рифмовки. | Наизусть одно из стихотворений. | |||||||
13. | А. С. Пушкин. «Анчар". Тема добра и зла в стихотворении. Цели: в процессе анализа текста формировать представления о категориях добра и зла, о месте человека в этом мире. | 16.10 | Рассказ учителя с использованием презентации, выразительное чтение, исследование лирического текста, словарная работа. | Антитеза, сравнение, гипербола, лексический повтор. | Идейное содержание стихотворения, основные художественные приёмы, использованные поэтом. | Выразительно читать, описывать картины, изображённые в стихотворениях, определять стихотворный размер и вид рифмовки. | Создание иллюстраций к стихотворению. | |||||||
14. | А. С. Пушкин. «Станционный смотритель». Судьба главных героев в повести. Ц е л ь: познакомить с содержанием повести, с её нравственной проблематикой, раскрыть художественное своеобразие и особенности пушкинского языка | 18.10 | Рассказ учителя, беседа, комментированное чтение, просмотр фрагментов кинофильма. | Повесть, цикл повестей, " вечный" сюжет, тема " маленького" человека, интерьер | Содержание повести, историю создания, библейские мотивы повести; нравственную проблематику повести | Находить художественные особенности, самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы | Сочинение "Взаимная ответственность родителей и детей друг перед другом . ( По повести "Станционный смотритель" и жизненным впечатлениям). | |||||||
15. | Внеклассное чтение А. С. Пушкин. Картины дворянского быта в повести " Барышня - крестьянка". Цели: в процессе анализа повести познакомить с жизнью дворянской России в 19 веке, с сюжетом и образной системой произведения.
| 23.10 | Рассказ учителя сообщения учащихся с использованием презентаций, беседа по вопросам, работа в группах. | Повесть, сюжет, эпизод. | Содержание повести, историю создания, образная систему; нравственную проблематику повести | Выразительно читать текст, находить границы эпизода, характеризовать героя, строить рассуждения на нравственно-этические темы | Тест по творчеству А. Пушкина. | |||||||
16. | М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Своеобразие сюжета в лирических стихотворениях " Тучи", " Три пальмы". Цели: в процессе анализа стихотворений определить их основные темы и мотивы, образную систему, настроение лирического героя. | 25.10 | Выразительное чтение, исследование текста, беседа по вопросам. | Лирический сюжет, параллелизм, эпитет, метафора, антитеза. | Содержание стихов, историю создания, факты биографии поэта, образ лирического героя, художественные приёмы. | Сравнивать биографии и судьбы поэтов, готовить сообщения по биографическому материалу, выразительно читать и анализировать стихи. | Учить наизусть стихотворение " Тучи". | |||||||
17. | М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века. Цели: познакомить с историей создания и исторической основой поэмы, в процессе анализа показать, как историческая эпоха отражена в поэме. | . 30.10 | Комментарии учителя, выразительное чтение, элементы анализа, работа с учебником, сообщения учащихся. | Историческая основа поэмы, герой, конфликт, фольклорные традиции, стилизация, белый стих. | Факты биографии Лермонтова, содержание поэмы, историческую основу, жанр. | Выразительно читать, анализировать, сопоставлять факты истории и художественный материал | Озаглавить и составить план. | |||||||
18. | Развитие речи. Анализ эпизода. Бой Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным - столкновение народной правды с произволом и насилием. Цели: в процессе анализа сцены боя выявить главную идею поэмы - противопоставление народной правды произволу и насилию. | 13.11. | Выразительное чтение по ролям, беседа по вопросам, сравнительный анализ героев. | Нравственные ценности | Особенности сюжета поэмы, нравственные проблемы, образы поэмы. | Анализировать язык поэмы, её связь с устным народным творчеством.
| Письменный ответ на вопрос о своеобразномзавершении кульминационногоэпизода в поэме. | |||||||
2 четверть (14часов). | ||||||||||||||
19. | Практикум. Характеристика сюжета литературного произведения. Цели: обобщить сведения о сюжете как организующем начале в эпических, драматических и лироэпических произведениях, проблематике произведения и её видах. | . 15.11. | Работа с учебником, беседа по вопросам, составление плана характеристики сюжета. | Сюжет, вечные" и "бродячие" сюжеты, проблематика. | Сюжет, виды сюжета, проблематика произведения, её виды. | Выполнять практические задания, связанные с характеристикой сюжета, сопоставлять сюжеты различных видов, читать разделы учебника, | Устная характеристика сюжета произведения. | |||||||
20. | Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Повесть "Тарас Бульба" - поэма об историческом прошлом Руси. Нравы и обычаи казаков. Ц е л и: познакомить с содержанием повести, с её исторической основой, дать представление о различии между исторической истиной и художественными задачами писателя.
| 20.11. | Лекция, сообщения учащихся с использованием презентаций, беседа по вопросам, работа в группах, словарная работа. | Повесть, героическая повесть, эпос. | Факты биографии, историческую основу, содержание повести; нравственную проблематику повести. | Самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы, выявлять авторскую позицию владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению . | Блиц - опрос по содержанию повести. | |||||||
21. | Н. В. Гоголь. Повесть "Тарас Бульба". Запорожская Сечь, её нравы и обычаи. Товарищество и братство в повести. Цели: помочь ученикам выявить основную идею повести, понять её патриотический пафос, совершенствовать навыки анализа текста, навыки монологической речи | . 22.11. | Пересказ текста, беседа, составление таблицы, элементы анализа. | Художественные средства, деталь, экранизация, пейзаж. | Содержание повести, историческую основу. | Работать в группах. Строить рассуждения на нравственно-этические темы, выделять части, сравнивать героев. | Ответы на вопросы | |||||||
22. | Н. В. Гоголь. Повесть "Тарас Бульба". Андрей и Остап в Запорожской Сечи. Сравнительная характеристика героев. Цели: развить понятие о литературном герое, показать особенности изображения человека и природы в повести, помочь ученикам осмыслить своеобразие конфликта | 27.11. | Объяснения учителя, беседа по вопросам, просмотр фильма, работа над планом сравнительной характеристики. | Герой, сюжет, сравнительная характеристика. | Содержание повести, её проблематику, средства создания образов, основной конфликт. | Рассуждать на нравственно-этические темы, выделять части текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев, работать с доп/лит | Создание плана сравнительной характеристики героев. | |||||||
23. | Н. В. Гоголь. Повесть "Тарас Бульба". Героические подвиги запорожцев. Тарас Бульба - главный герой повести. Цели: в процессе анализа повести: помочь ученикам выявить основную идею повести, понять её патриотический пафос, воспитывать высокие нравственные качества. | . 29.11. | Сообщения, комментированное чтение, рассказ учителя, беседа, выразительное чтение | Идея, пафос. | Содержание повести, её проблематику, средства создания образов, основной конфликт. | Анализировать, сопоставлять фрагменты повести и кинофрагменты., классифицировать, выбирать главное, характеризуя героев. | Пересказ эпизодов. | |||||||
24. | Развитие речи. Подготовка к сочинению по повести Гоголя «Тарас Бульба» на одну из тем: "Прославление товарищества, осуждение предательства в повести", "Сравнительная характеристика Остапа и Андрия", "Изображение природы в повести" Цель: подготовиться к написанию домашнего сочинения. | . 04.12. | Сообщения, комментированное чтение, рассказ учителя, беседа, составление плана. | Виды сочинений. | Содержание повести, жанровые особенности, основные конфликты, характеристика героев, приёмы создания образов. | Составлять план сочинения, характеризовать персонаж, рассуждать по поводу прочитанного. | Домашнее сочинение. | |||||||
25. | Внеклассное чтение. Н. В. Гоголь. Юмор и сатира в « Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Цели: познакомить с содержанием повести, в процессе анализа закрепить понятия о сатире и юморе. | 06.12 | Пересказ, выразительное чтение, анализ текста | Деталь, юмор, сатира, ирония, приёмы создания комического. | Содержание повести, жанровые особенности, содержание понятий юмор и сатира. | Владение монологической и диалогической речью, анализировать, исследовать текст | Мини-сочинение | |||||||
26. | Практикум. Анализ эпизода эпического произведения. Цели: обобщить знания об эпизоде как элементе сюжета, закрепить навыки выделения основных эпизодов в произведении, выбора заглавия к ним.
| 11.12. | Работа с учебником, работа в группах, беседа, составление плана. | Эпизод. | Эпизод как элемент сюжета, границы эпизода, роль эпизода в развитии сюжета. | Обсуждать основные этапы анализа эпизода, читать образцы анализа эпизода, определять взаимосвязь сюжета и эпизода, готовить письменный анализ. | Письменный анализ эпизода. | |||||||
27. | И. С. Тургенев. Слово о писателе. « Записки охотника». Образ русской крестьянки в рассказе «Живые мощи». Цели: познакомить с историей создания цикла « Записки охотника», биографической основой рассказов, в процессе анализа рассказа показать силу характера и широту души русской женщины - крестьянки. | . 13.12. | Сообщения, комментированное чтение, рассказ учителя, беседа, выразительное чтение. | Рассказ, цикл рассказов. | Биография писателя, история создания рассказов, содержание рассказа, образная система. | Выразительно читать, определять ценностные ориентиры, определять тему и идею рассказа. | Составление цитатного плана. | |||||||
28. | И. С. Тургенев . « Записки охотника». Картины русской природы в рассказе " Лес и степь" Цели: показать взаимосвязь человека и природы, определить роль пейзажа; совершенствовать навыки анализа текста, показать мастерство Тургенева - пейзажиста. | 18..12. | Чтение и исследование текста, лингвистический эксперимент, работа с учебником. | Очерк, лирическая проза, пейзаж.
| Художественные тропы, идейное содержание рассказа.
| Выразительно читать, определять тему, идею рассказа, находить художественные тропы.
| Комплексный анализ художественного текста.
| |||||||
30. | Ф.И.Тютчев. Слово о поэте. Философская проблематика стихотворений " Фонтан", "Ещё земли печален вид", " Неохотно и несмело..". Цели: в процессе анализа определить проблемы стихотворений, показать параллелизм в описании жизни природы и жизни человека.
| . 20.12. | Сообщения учеников, работа в группах, выразительное чтение, элементы анализа. | Сюжет, параллелизм. | Особенности поэтики Тютчева, Природные образы и средства их создания, особенности сюжета в лирическом произведении. | Описывать образы, используя устное словесное рисование, выразительно читать, обсуждать и комментировать иллюстрации.
| Наизусть одно из стихотворений. | |||||||
31. | А.А.Фет. Слово о поэте. Философская проблематика стихотворений " Кот поёт, глаза прищуря...", На дворе не слышно вьюги", "Вечер". Цели: : в процессе анализа определить проблемы стихотворений, показать параллелизм в описании жизни природы и жизни человека
| 25.12. | Сообщения учеников, работа в группах, выразительное чтение, элементы анализа.
| Сюжет, параллелизм, баллада.
| Природные образы и средства их создания, особенности сюжета в лирическом произведении. .
| Готовить устные сообщения, отвечать на вопросы, обсуждать проблемные вопросы о назначении и роли поэзии, о связи лирической поэзии и философии. | Наизусть одно из стихотворений
| |||||||
32 | Практикум. Пейзаж в эпических и лирических произведениях. Цели: обобщить знания о функциях пейзажа в литературе и о средствах создания пейзажных картин.
| 27.12. | Словарная работа, чтение и анализ фрагментов литературных произведений, составление таблицы. | Литературный пейзаж.
| Пейзаж как неотъемлемая часть национального образа мира. Сюжетно - композиционная роль пейзажа. Средства создания пейзажных картин.
| Объяснять значение терминов по теме, читать и анализировать фрагменты произведений, составлять таблицу, обсуждать план анализа пейзажа. | Домашнее сочинение.
| |||||||
3 четверть (22 часа). | ||||||||||||||
33. | Н. А. Некрасов. Слово о поэте. Образ русской женщины - крестьянки в стихотворении " В полном разгаре страда деревенская...". Цели: познакомить с отдельными фактами биографии и творчества писателя, определить основную тему стихотворения, связь его с фольклорной традицией. | 17 нед | Запись тезисов лекции учителя, беседа, выразительное чтение Викторина. | Лирический сюжет, фольклорные традиции, строфа, стихотворный размер. | Биографию поэта, основные темы его лирики, содержание стихотворения и его идею. | Выявлять авторские размышления о народных судьбах и характерах. | Выразительное чтение стихотворение. | |||||||
34. | Н. А. Некрасов. Историческая основа поэмы «Русские женщины». Сюжет, композиция поэмы, образ главной героини. Цели: расширить знания учеников о личной и творческой биографии писателя, развивать навык работы со стихотворным текстом, раскрыть образ главной героини, показать соединение лирического и эпического в художественном тексте. | 17 нед | Чтение фрагментов, беседа по вопросам, исторический комментарий, работа по карточкам.. | Поэма, лиро - эпическое произведение, лирический сюжет, эпический сюжет, композиция. | Факты биографии, историческая основа | Навык работы с поэтическим текстом, формулировать тему, идею | Подготовка сообщений. | |||||||
35. | М. Е. Салтыков-Щедрин и его сказки. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Обличение нравственных пороков общества. Ц е л и: познакомить с содержанием сказок; раскрыть особенности сюжетов и проблематики "сказок для детей изрядного возраста" | 18нед | Работа с учебником, устные сообщения учащихся, литературная игра, выразительное чтение текста. | Цикл, сатирическая сказка, проблематика, сюжет. | Факты биографии, содержание сказок, определение понятий "аллегория", "фантастика". | Выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах народного характера. | Сжатое изложение эпизода. | |||||||
36. | Внеклассное чтение. Сказка Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик». Мастерство писателя-сатирика в обличении социальных пороков. Цели: углубить представление учащихся об авторской сатирической сказке, расширить их круг чтения. | 18 нед | Работа с учебником, устные сообщения учащихся, литературная игра, выразительное чтение текста. | Фантастика, гротеск, эзопов язык, сатира. | Содержание сказки, определение понятий "аллегория", "фантастика", «гротеск» | Навык анализа прозаического текста | Сообщения о гротеске в литературе и других видах искусства. | |||||||
37. | А. П.Чехов. Слово о писателе. Смысл названия рассказа " Смерть чиновника". Цели: познакомить с отдельными фактами биографии и творчества писателя, продолжить формирование представлений учащихся о комическом в литературе. | 19 нед | Работа с учебником, сообщения учащихся, анализ текста, беседа по вопросам учебника, самостоятельная работа | Комическая ситуация, юмористическое произведение, речевая характеристика, художественная деталь, антитеза. | Биографию писателя, содержание рассказа, ,его тему, идею, способы создания комического. | Навык анализа прозаического текста, определять роль художественной детали. | Письменный ответ на вопрос о смысле названия рассказа. | |||||||
38. | А. П.Чехов. Смысл названия рассказа " Маска" Цели: обогатить представления учащихся о комическом и средствах его создания, развивать навыки сопоставительного анализа литературных произведений и персонажей. | 19 нед | Работа с учебником, сообщения учащихся, анализ текста, беседа по вопросам учебника, самостоятельная работа | Комическая ситуация, , художественная деталь, диалог. | Биографию писателя, содержание рассказа, ,его тему, идею, способы создания комического. | Навык анализа прозаического текста, определять роль художественной детали. | Письменный ответ на вопрос о смысле финала рассказа. | |||||||
39. | Внеклассное чтение. Смешное и грустное в рассказах А. П.Чехова. Цели :обогатить представления учащихся о юморе и юмористических рассказах Чехова, развивать интерес к творчеству писателя. | 20 нед | Работа с учебником, сообщения учащихся, анализ текста, краткие пересказы, работа в группах. | Заглавный образ, художественная деталь. | Биографию писателя, содержание рассказа, ,его тему, идею, способы создания комического. | Навык анализа прозаического текста, выразительно читать по ролям. | Инсценирование рассказов. | |||||||
Русская литература 20 века. | ||||||||||||||
40. | И. С. Шмелёв « Страх». Особенности изображения реальных исторических событий в рассказе. Цели: обогатить представления учащихся об изображении исторических событий в литературе, познакомить с отдельными фактам биографии и творчества Шмелева. | 20 нед | Работа с учебником, сообщения учащихся, анализ текста, беседа по вопросам учебника.. | Образ события, рассказ, автобиографическое произведение. | Историческую основу рассказа, некоторые факты биографии и творчества писателя, содержание рассказа. | Навык анализа прозаического текста умение определять тему, идею, пересказывать эпизоды, | Пересказ эпизодов. | |||||||
41. | Е. И Замятин « Дракон». Изображение революции в рассказе. Цели: : познакомить с отдельными фактами биографии и творчества писателя, показать особенности изображения исторических событий в рассказе. | 21 нед | Работа с учебником, сообщения учащихся, анализ текста, беседа по вопросам учебника, самостоятельная работа. | Герой, портрет, диалог, речь, заглавный образ. | Историческую основу рассказа, некоторые факты биографии и творчества писателя, содержание рассказа. | Навык анализа прозаического текста умение определять тему, идею, пересказывать эпизоды. | Пересказ эпизодов | |||||||
42. | А. А. Фадеев « Разгром». Изображение Гражданской войны в романе А. Фадеев Цели: развивать представления учащихся об изображении исторического события в литературе, познакомить с отдельными фактами биографии и творчества писателя, фрагментами романа. | 21 нед | Работа с учебником, запись тезисов лекции учителя, выразительное чтение. | Роман, главные и второстепенные персонажи, прототип. | Историческую основу рассказа, некоторые факты биографии и творчества писателя, содержание отдельных фрагментов романа. | Навык анализа прозаического текста, умение определять тему, идею, пересказывать эпизоды. | Рецензия на самостоятельно прочитанное произведение. | |||||||
43. | И. А. Бунин « Подснежник». Смысл названия рассказа. Цели: познакомить с отдельными фактами биографии и творчества писателя, сопоставить историческую основу и сюжет рассказа. | 22 нед | Работа с учебником, сообщения учащихся, анализ текста, беседа по вопросам учебник, работа с иллюстрацией.. | Антитеза, повтор, символ, просюжет. | Биографию писателя, содержание рассказа, его тему, идею, смысл названия. | Навык анализа прозаического текста, умение определять тему, идею, пересказывать эпизоды. | Письменный ответ на вопрос о смысле названия рассказа. | |||||||
44. | А. И Куприн « Куст сирени». .Неожиданно возникший конфликт и остроумное его разрешение. Цели : познакомить с отдельными фактами биографии и творчества писателя, закрепить навык обнаружения форм проявления комического в литературном произведении. | 22 нед | Работа с учебником, сообщения учащихся, анализ текста, беседа по вопросам учебника. | Сюжет, анекдот, конфликт, комическая ситуация, ирония. | Биографию писателя, сюжет рассказа, его тему, идею, смысл названия. | Навык анализа прозаического текста, умение определять тему, идею, пересказывать эпизоды. | Сочинение миниатюра. | |||||||
45. | Внеклассное чтение. Особенности сюжета, тематики и авторской позиции в рассказах И. Бунина " Танька" и А. Куприна " Храбрые беглецы". Цели: расширить круг чтения учащихся, формировать их читательские интересы, развивать навык сопоставления сюжетов литературных произведений. | 23 нед | Слово учителя, чтение фрагментов рассказов, работа в группах. | Заглавный образ. | Содержание рассказов, тему и идею. | Навык анализа прозаического текста. | Письменный ответ на вопрос. | |||||||
46. | В. В. Маяковский. Слово о поэте. Своеобразие решения темы назначения поэта и поэзии в стихотворении " Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче". Цели :раскрыть своеобразие воплощения темы поэта и поэзии в стихотворении Маяковского, обогатить знания учащихся об особенностях стихов поэта - новатора. | 23нед | Слово о поэте, чтение и анализ стихотворений, биографический комментарий, беседа по вопросам учебника.. | Реальное и фантастическое в сюжете, метафора, гипербола, ритм, словотворчество, гротеск, неологизм, звукопись. | Биографию писателя, содержание стихотворения, своеобразие поэтики, новаторский характер творчество. | Умение анализировать стихотворный текст, выполнять стиховедческий анализ стихотворения. | Выразительное чтение наизусть. | |||||||
47. | А. А. Ахматова. Слово о поэте. Основные темы лирики. Цели: : познакомить с отдельными фактами биографии и творчества поэта, обогатить представления учащихся о лирике как роде литературы и художественной речи. | 24 нед | Устные сообщения о поэте, работа с учебником, выразительное чтение и анализ стихотворений. | Лирика, лирический герой, лирическое стихотворение, адресат, ритм. | Биографию писателя, содержание стихотворения, своеобразие поэтики, основные темы творчества.. | Умение анализировать стихотворный текст, выполнять стиховедческий анализ стихотворения. | Чтение стихотворений наизусть. | |||||||
48. | Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Основные темы лирики. Цели: познакомить с отдельными фактами биографии и творчества поэта, закрепить представление о тематике лирической поэзии. | 24 нед | Работа с учебником, беседа, анализ поэтического текста, выразительное чтение. | Лирика, лирический герой. | Биографию писателя, содержание стихотворения, своеобразие поэтики, основные темы творчества.. | Умение анализировать стихотворный текст, выполнять стиховедческий анализ стихотворения. | Чтение стихотворений наизусть. | |||||||
49. | Практикум. Тропы и поэтические фигуры. Цели : обогатить представления учащихся о тропах и поэтических фигурах, закрепить навыки определения художественной функции изобразительно - выразительных средств. | 25нед | Работа с учебником, выполнение практических заданий, чтение фрагментов стихотворений. | Тропы, фигуры. | Определение тропа и поэтической фигуры, виды тропов. | Умение определять художественную функцию изобразительно - выразительных средств. | Задание в учебнике. | |||||||
50 | М. А. Шолохов. Слово о писателе. История создания рассказа " Судьба человека".Знакомство с героями. Роль экспозиции рассказа Цели : познакомить с отдельными фактами биографии и творчества М. Шолохова, историей создания рассказа, ролью экспозиции в рассказе.. | 25нед | Работа с учебником, сообщения учащихся с использованием презентаций, беседа, чтение и анализ фрагментов. | Рассказ, герой, герой - рассказчик, эпическое произведение, экспозиция. | Биографию писателя, историю создания рассказа, роль экспозиции. | Готовить сообщение о писателе, читать и анализировать прозаический текст. | Составление таблицы по биографии и творчеству. | |||||||
51 | М. А. Шолохов. Судьба Андрея Соколова - судьба русского народа. Цели: закрепить навыки анализа образа литературного персонажа и эпизода эпического произведения, рассмотреть особенности повествования от первого лица. | 26 нед | Выразительное чтение фрагментов, беседа , анализ художественной детали, составление плана характеристики персонажа. | Герой, персонаж, портрет, художественная деталь, эпизод, речевая характеристика. | Особенности композиции рассказа, изображение трагедии народа в военные годы. | Пересказывать эпизоды, составлять план характеристики героя. | Составление плана характеристики, письменный ответ на вопрос. | |||||||
52 | М. А. Шолохов. История Вани в рассказе " Судьба человека". Цели: показать роль Вани в системе образов рассказа и в раскрытии идеи рассказа, продолжить формировать представление о роли образа ребёнка в литературе. | 26 нед | Чтение фрагментов рассказа, анализ эпизодов, устные пересказы, просмотр фрагментов кинофильма. | Образы детей, авторская позиция. | Роль Вани в системе образов рассказа. | Пересказывать эпизоды, составлять план характеристики героя. | Мини - сочинение " История Вани". | |||||||
53 | М. А. Шолохов. Смысл названия и финала рассказа " Судьба человека". Цели: закрепить представление учащихся о проблематике произведения, подвести итоги изучения рассказа, обобщить сведения о его художественном своеобразии. | 27 нед | Беседа по вопросам учебника, творческая работа. | Тема, идея, проблематика. | Проблематика и художественное своеобразие рассказа. | Определять проблематику, идею, рассказа, авторскую позицию. | Подготовить " Слово о писателе", включив анализ рассказа. | |||||||
54 | Развитие речи. Сочинение о персонаже литературного произведения. Цели: обогатить представления учащихся о сочинении на литературные темы, их основных видах, формировать навыки подбора и расположения материала в сочинении. | 27 нед | Составление плана сочинения, формулировка выводов, подбор цитат. | Сочинение, персонаж, цитата. | Сочинение, его виды, составные части. | Составлять план сочинения, формулировать выводы, подбирать цитаты. | Завершить сочинение о литературном сочинении. | |||||||
4 четверть (16 часов). | ||||||||||||||
55 | В.М.Шукшин. Рассказ " Срезал". Своеобразие образов героев - " чудиков". Цели: обогатить представления учащихся о биографии и творчестве писателя и его героях, показать своеобразие сюжета рассказа. | 28 нед | Заочная экскурсия, работа в группах, беседа. | Рассказ, герой, тип. | Некоторые факты биографии, основные произведения, своеобразие героев - чудиков, средства создания образа. | Читать и анализировать фрагменты рассказа, читать по ролям.. | Подготовка развёрнутых ответов. | |||||||
56 | В.М.Шукшин. Рассказ " Чудик." Нравственная проблематика рассказа. Цели: обогатить представления учащихся о художественном мире и героях Шукшина. | 28 нед | Чтение фрагментов рассказа, презентации иллюстративного материала, работа с учебником, просмотр кинофрагментов. | Характер, тип, юмор, нравственная проблематика. | Проблематика рассказа и его художественное своеобразие. | Читать и анализировать фрагменты рассказа, читать по ролям.. | Выразительное чтение диалогов. | |||||||
57 | Развитие речи . Практикум. Рецензия как жанр литературной критики и публицистики Цели: раскрыть признаки рецензии как жанра, познакомить с разновидностями рецензии, охарактеризовать смысловые части рецензий.. | 29 нед | Словарная работа, чтение и анализ рецензий, редактирование рецензий.. | Аннотация, отзыв, рецензия. | Признаки рецензии как жанра, разновидностями рецензии, смысловые части рецензий.. | Умение писать рецензию. | Написать вступление к рецензии на сборник рассказов В. Шукшина. | |||||||
58 | Развитие речи. Практикум. Рецензия на самостоятельно прочитанное произведение или театральную постановку. Цели: закрепить навыки написания вступления, работы над основной частью и заключением рецензии. | 29нед | Выполнение практических заданий, составление плана, подбор цитат. | Аннотация, отзыв, рецензия. | Признаки рецензии как жанра, разновидностями рецензии, смысловые части рецензий.. | Умение писать рецензию. | Написать рецензию на сборник рассказов В. Шукшина. | |||||||
Зарубежная литература. | ||||||||||||||
59. | Жанр новеллы в зарубежной литературе. П. Мериме «Видение Карла XI». Новелла и её жанровые признаки и разновидности. Цели : познакомить учащихся с особенностями жанра новеллы, проанализировать своеобразие сюжета новеллы Мериме. | 30 нед | Работа с учебником, сообщения учащихся с использованием презентаций, беседа. | Новелла, рассказ, сюжет, развязка, фантастика.. | Факты биографии писателя, понятие о новелле, разновидностях новеллы, особенности сюжета.. | Умение анализировать прозаический текст | Подбор иллюстраций к произведению. | |||||||
60. | Жанр новеллы в зарубежной литературе Э. А. По « Низвержение в Мальстрём». Особенности сюжета новеллы. Цели: обобщить представления учащихся о жанре новеллы, проанализировать особенности сюжета. | 30 нед | Словарная работа, слово учителя, сообщения учащихся с использованием презентаций, устные пересказы сюжета, анализ эпиграфа, работа с учебником. | Новелла, рассказ, сюжет, эпиграф. | Факты биографии писателя, понятие о новелле, разновидностях новеллы, особенности сюжета.. | Умение анализировать прозаический текст | Отзыв о самостоятельно прочитанном произведении | |||||||
61. | Сюжет в детективных произведениях. М. Леблан « Солнечные зайчики». Художественный мир детектива. Цели: обобщить представления учащихся о жанре детектива, подготовить к восприятию рассказа. | 31 нед | Словарная работа, слово учителя, сообщения учащихся с использованием презентаций, устные пересказы сюжета, письменный опрос содержания, работа с учебником. | Сюжет, сюжетная линия, детектив, тип. | Факты биографии писателя, понятие о детективе и своеобразии сюжета. | Умение анализировать прозаический текст | Составление тезисного плана - конспекта по теме "Художественный мир детектива. " | |||||||
62. | Сюжет в детективных произведениях. А Кристи « Тайна египетской гробницы».Особый тип построения сюжета. Цели: обогатить представления учащихся о жанре детектива, закрепить представления учащихся о сюжетной линии. | 31 нед | Слово учителя, сообщения учащихся с использованием презентаций, устные пересказы сюжета, письменный опрос содержания, работа с учебником. | Сюжет, сюжетная линия, детектив, тип. | Факты биографии писателя, понятие о детективе и своеобразии сюжета. | Умение анализировать прозаический текст | Рецензия на самостоятельно прочитанное произведение. | |||||||
63. | Сюжет в детективных произведениях. С. Сименон « Показания мальчика из церковного хора». Конфликт добра и зла в рассказе. Цели: обобщить представления учащихся о жанре детектива, обсудить особенности сюжета рассказа . | 32 нед | Слово учителя, , сообщения учащихся с использованием презентаций, устные пересказы сюжета, письменный опрос содержания. | Сюжет, сюжетная линия, детектив, тип. | Факты биографии писателя, детектив и своеобразие сюжета. | Умение анализировать прозаический текст | Устный рассказ об одном из сыщиков. | |||||||
64. | Сюжет в фантастических произведениях Дж. Р. Р. Толкин « Хоббит, или Туда и обратно». " Художественный мир фэнтези и его необычные обитатели. Цели: познакомить с особенностями жанра фэнтези, с отдельными фактами биографии и творчества и удивительным художественным миром Толкина. | 32 нед | Беседа, сообщения учащихся с использованием презентаций, анализ текста. | Сюжет, фантастика, фэнтези, романтизм, повесть. | Факты биографии писателя, понятие о жанре фэнтези, особенностях сюжета. | Умение анализировать прозаический текст | Устный рассказ об особенностях жанра фэнтези. | |||||||
65. | Сюжет в фантастических произведениях А. Азимов « Поющий колокольчик». Сюжет как цепь испытаний. Цели: обобщить представления учащихся о научно - фантастических произведениях, обсудить особенности сюжета рассказа | 33 нед | Беседа, сообщения учащихся с использованием презентаций, анализ текста. | Сюжет, фантастика, фэнтези, рассказ, романтизм. | Факты биографии писателя, понятие о жанре фэнтези, особенностях сюжета. | Умение анализировать прозаический текст | Письменная работа" Мир фэнтези и его необычные обитатели". | |||||||
66. | Сюжет в фантастических произведениях Р. Шекли « Страж - птица».Философская и нравственная проблематика рассказа. Цели: познакомить с отдельными фактами биографии и творчества Шекли, отметить в рассказе черты жанра " предупреждения" | 33 нед | Заочная экскурсия, работа с учебником, беседа, слово учителя. | Сюжет, фантастика, фэнтези, романтизм. | Факты биографии писателя, понятие о жанре фэнтези, особенностях сюжета. | Умение анализировать прозаический текст | Рецензия на самостоятельно прочитанное произведение. | |||||||
Устное народное творчество ханты и манси. | ||||||||||||||
67. | Мифы, предания народов ханты и манси. Священное сказание о Желанном Богатыре - Купце Нижнего Света, Купце Верхнего Света. Богатыри города Сонг-хуша. Золотоволосый Царь. | 34 нед | Чтение текстов, комментарий, ,беседа, пересказ эпизодов. | Мифы, предания. | Сюжеты мифов ханты и манси, герои, художественное своеобразие. | Умение анализировать фольклорный текст. | Пересказ эпизодов. | |||||||
68. | Мифы, предания народов ханты и манси. Анализ мифов «О богатырях-предках», «Богатырь и связной», «Битва богатырей».
| 34нед | Чтение текстов, комментарий, ,беседа, пересказ эпизодов | Мифы, предания | Сюжеты мифов ханты и манси, герои, художественное своеобразие. | Умение анализировать фольклорный текст. | Пересказ эпизодов | |||||||
69. | Подготовка и защита учебных проектов «Устное народное творчество народов ханты и манси». | 35 нед | Защита и рецензирование проектов. | Мифы, предания | Устное народное творчество народов ханты и манси. | Умение выполнять исследовательскую работу. | Подготовка и защита учебных проектов | |||||||
70. | Подготовка и защита учебных проектов «Устное народное творчество народов ханты и манси». | 35 нед | Защита и рецензирование проектов. | Мифы, предания | Устное народное творчество народов ханты и манси. | Умение выполнять исследовательскую работу | Подготовка и защита учебных проектов |