Урок по литературе на тему Художественный мир А. Блока в стихотворении Незнакока (11 класс)

Урок демострирует самостоятельную работу учащихся 11 классов.Работ, связанная с выявлением средств выразительности, требует достаточной подготовленности учащихся. что и демонстрируется ребятами.Разнообразие заданий . умение работать с текстом позволяют сделать урок интересным и насыщенным.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по литературе на тему Художественный мир А. Блока в стихотворении Незнакока (11 класс)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Урок по литературе на тему Художественный мир А. Блока в стихотворении Незнакока (11 класс)

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №24 Р,П, ЮРТЫ



Школьный методический семинар учителей русского языка и литературы















Конспект открытого урока литературы

Учитель русского языка и литературы:

Валекжанина Е.Ф., высшая кв.категория









Ноябрь 2011г.





Тема: «Художественный мир А.Блока»

(Урок-практикум: опыт анализа стихотворения «Незнакомка»)

Цели урока:

  • продолжить знакомство с творчеством А.Блока, помочь восприятию блоковской «Незнакомки»;

  • развивать умения анализировать лирическое произведение, находить изобразительно-выразительные средства и определять их роль в тексте;

  • воспитывать любовь к слову через внимание к художественной детали.

План урока:

  1. Повторение изученного материала.

  2. Изучение нового материала: чтение и анализ стихотворения А.Блока «Незнакомка».

  3. Закрепление изученного материала. Рефлексия.

  4. Оценивание работы уч-ся на уроке. Дом.задание.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Сопровождение этапов уроками слайдами

1. Повторение изученного материала

1.Слово учителя: на прошлом уроке, ребята, мы с вами начали знакомиться с творчеством А.Блока, говоря о произведениях из первой книги «Стихи о Прекрасной Даме» пришли к выводу: выступление уч-ся об особенностях цикла

3. - Для усиления мистического впечатления Блок щедро использует различные средства выразительности (тропы и стилистические фигуры). Какие, давайте вспомним, выполнив следующие задания:

практическая работа №1- на столе карточки с заданиями









2.Выступление учащегося об особенностях цикла «Стихи о Прекрасной Даме»





4. Практическая работа №1 ( в парах) - выполнить задание на нахождение соответствия с последующей самопроверкой и выставлением результатов в листы успеха.

Слайд 1: портрет А.Блока



Слайд 2: названия сборников стихов А.Блока

Слайд 3: тезис из ответа уч-ся

Слайд 4: основные образы-символы Слайды 5,6,7:

изобразительно-выразительные средства языка (таблица)

Слайд 8: задание практической работы



Слайд 9: правильные ответы

2. Изучение нового материала



















































































































3. Закрепление изученного. Рефлексия.



4. Оценивание работы уч-ся на уроке. Дом.задание

1. Слово учителя: «лирическая уединенность», «одиночество» Блока, в атмосфере которых создавались «Стихи о Прекрасной Даме», постепенно отступают перед явлениями реальности, появляются новые темы, новые образы. Причиной тому стала первая революция 1905 года, которую Блок принял неоднозначно. В душе поэта происходит некое «раздвоение» - быть среди тех, кто выступает на защиту угнетённых или оставаться в мире своих идеалов, грёз, продолжать стремиться к красоте и совершенству: он замыкается в себе, теряет связь с миром. Поиски способов восстановления этой связи приводят к созданию стихотворения «Незнакомка»:

сообщение уч-ся об истории создания «Незнакомки»

3. Слово учителя: Блок объяснил и то, где он видел Незнакомку - оказывается на картинах Врубеля: «Передо мной возникло, наконец, то, что я (лично) называю «Незнакомкой»: красавица кукла, синий призрак, земное чудо… Незнакомка - это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона, но всякий делает то, что ему назначено…» Синий цвет у Блока обозначает нечто звёздное, высокое, недостижимое; лиловый -тревожное.

- Прочитаем это стихотворение: подготовленный ученик читает стихотворение

5. Вопросы учителя к анализу стихотворения (первичное восприятие):

- Попытайтесь рассказать о том, что вы увидели, услышали, ощутили.

- Какое впечатление все это произвело на вас?

- Что показалось странным, что привлекло внимание, что осталось непонятным?

7. Вопросы учителя к анализу стихотворения (композиционно - образное строение):

- На сколько частей можно разделить стихотворение?

- Какие образы появляются в каждой части?

- Чем, на ваш взгляд, необычна последняя строчка первой строфы?

- Какой приём использует поэт?

- Какие образы помогают увидеть тлетворность загородного местечка? Это вымысел или Реальность?

- Эта картина единична или повторяема изо дня в день? Что в стихотворении говорит об этом? С помощью каких средств?





-Каким предстаёт герой? Как это показано?





- Как вы думаете, это реальная женщина «иль это только снится» поэту? Какие подробности помогают нам представить её облик? С помощью каких выразительных средств подчеркиваются черты внешности героини?





- Для чего использован ассонанс? Что достигается с его помощью?

- Как показано появление героини?

- В первой части анафора создаёт ощущение однообразности, надоевшей картины, а почему здесь нет этого ощущения?

- Как выдумаете, какую роль играет в этом стихотворении расположение героя между

картинами, изображающими Реальность и картинами, изображающими Мечту?

- Какой мир ближе герою? Почему?







* -Почему «очарованные берег и даль», а не «очаровательные»?





- Что происходит с героем при встрече с Незнакомкой?











9.Слово учителя: ребята, сегодняшний анализ стихотворения - это лишь один из вариантов прочтения и понимания этого стихотворения. Это один из путей постижения того, как, из чего появляются такие замечательные произведения, на что необходимо обратить внимание, чтобы понять истинный смысл поэтического произведения. Вам оно понравилось? Много нового узнали?

1.Слово учителя: завершая работу по теме урока, напишем небольшую рецензию на стихотворение











2. Сообщение уч-ся об истории создания стихотворения «Незнакомка»











4. Выразительное чтение стихотворения уч-ся

6. Уч-ся делятся впечатлениями о прочитанном.





8. Ответы уч-ся:

- 1-я часть - неприятно поражающий загородный пейзаж, царство разнузданной пошлости.



- Весенний и тлетворный дух.

Весна и тлен несовместимые понятия - это оксюморон.

- Пьяные окрики, пыль, скука, канавы, остряки, женский визг…

- Повторяется каждый день, жизнь однообразна, привычна: бессмысленно кривится диск - метафора;

И правит/ И раздаётся И каждый вечер/ - анафора

- 2-я часть - опьяненный поэт со своим внутренним миром

- Друг единственный - отражение в

стакане - эпитет, перифраза смирённый и оглушённый терпкой влагой, как и сам герой - сравнение

- 3-я часть - таинственная Незнакомка

- Это Мечта, но в реальном женском обличии: девичий стан, шелками схваченный, шляпа с траурными перьями, очи синие, бездонные, в кольцах узкая рука - эпитеты, метафоры;

И кАждый вечер, в чАс нАзнАченный …,девичий стАн, шелкАми схвАченный,

И веЮт древними поверьями/Ее У прУгие шелка/И шляпа с траУрными перьями/ И в кольцах Узкая рУка -ассонанс

(воздушность, лёгкость, «нездешность» героини)

И каждый вечер/И медленно пройдя/И веют древними поверьями…- анафора

В 1-й части мы слушаем: окрики, плач, скрип, визг,

во 2-й включается зрение и воображение: смотрю, вижу, знаю, чувствую

-Лирический герой- связующее звено между этими мирами.

- Мир Незнакомки. Он чище, тише, таинственнее, он заставляет героя смотреть и увидеть за темной вуалью очарованный берег, на котором цветут синие, бездонные очи (символ сказочного, высокого, недостижимого, к которому хочется стремиться, но не страшного, отталкивающего и разрушительного)

- «Очаровательный», значит красивый, «очарованный» - покрытый тайной, манящий. Незнакомка не просто красива, она таинственна, она не похожа на других «дам, гуляющих среди канав». Потому что этот берег - Незнакомка-видение, достаточно протянуть руку, и он исчезнет.

- Он ощущает причастность к какой-то «глухой тайне», обретает «душевное сокровище» и понимает, что ключ к этой тайне знает только он. И если в начале произведения мы видим героя поникшим, разочарованным в жизни, обратившимся к стакану с вином, праздно наблюдающим за происходящим, то в конце это воспрянувший духом мечтатель, заглянувший в глубину своей души и понявший, что есть что-то, ради чего стоит жить.









2. Уч-ся пишут рецензию, заполняя пропуски на карточках словами, и после окончания работы выполняют самопроверку, отмечая результат в листе успеха













Слайд 10: тема урока





Слайд 11:портрет М.Врубеля

Слайд 12: высказывание А.Блока о видении картина



Слайд 13: картина Врубеля «Демон»



Слайд 14: обложка к книге и рукописная страничка











Слайд 15: толкование слов «весна» и «тлен»









Слайд 16: картинка к 1-й части





Слайд 17: картинка ко 2-й части





Слайды 18,19,20: картинка к 3-й части



















Слайд 21,22: видение за вуалью и картинка с цветущими очами























Слайд 23: картинка с изображением героя и героини (рисунок)









Слайд 24: рецензия на стихотворение (текст с пропусками)

Слайд 25: рецензия на стихотворение (текст с ответами)

Слайд 26: слова благодарности и дом.задание













Приложение 1.

Тропы



«Чахлая рябина мокнет под дождём»

Эпитет

«Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела»

Сравнение

«В саду горит костёр рябины красной»

Метафора

«Заря алая улыбается»

Олицетворение

«Съел три тарелки»

Метонимия

«И слышно было до рассвета, как ликовал француз»

Синекдоха

«Люди в белых халатах нашу жизнь охраняют от бед»

Перифраза

«В сто сорок солнц закат пылал»

Гипербола

«Мальчик с пальчик»

Литота

«За всё, за всё тебя благодарю я:

За тайные мучения страстей,

За горечь слёз, отраву поцелуя,

За месть врагов и клевету друзей…»

Ирония

















































Стилистические фигуры



«Всё моё», -сказало злато;

«Всё моё», - сказал булат;

«Всё куплю», - сказало злато;

«Всё возьму», - сказал булат

Анафора, эпифора

«Ты и убогая, ты и обильная, Ты и могучая, ты и бессильная, Матушка-Русь!»

Антитеза, риторическое восклицание, риторическое обращение

«Да, это была непогода! Какая там гроза! Вихрь, ураган, циклон, смерч, тайфун обрушился на нас»

Градация

«Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле»

Инверсия

«Молодая старость. Не каждому отпущено такое счастье!»

Оксюморон

«О России петь - что стремиться в храм. О России петь - что весну встречать»

Синтаксический параллелизм

«Зверю - берлога,

Страннику - дорога»

Эллипсис

«Этим летом я видел море. Первый раз».

Парцелляция

«Нет, я хотел…, быть может, вы…

Умолчание















































Приложение 2.

Практическая работа.

Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором, выбрав из тех, что перечислены справа, соедини стрелками соответствия:

Приближений, сближений, сгораний -

Не приемлет лазурная тишь…

Мы встречались в вечернем тумане,

Где у берега рябь и камыш.


Эпитет

Метафора

Сравнение

Оксюморон

Олицетворение

Антитеза

Градация

Анафора

Синекдоха

Вечереющий день, догорая,

Отступает в ночные края.

Посещает меня, возрастая,

Неотступная тайна моя.

Эпитет

Метафора

Сравнение

Оксюморон

Олицетворение

Антитеза

Градация

Анафора

Синекдоха

Я и молод, и свеж, и влюблён,

Я в тревоге, в тоске и в мольбе,

Зеленею, таинственный клён,

Неизменно склонённый к тебе.

Эпитет

Метафора

Сравнение

Оксюморон

Олицетворение

Антитеза

Градация

Анафора

Синекдоха

Я сидел в переполненном зале,

Где-то пели смычки о любви.

Эпитет

Метафора

Сравнение

Оксюморон

Олицетворение

Антитеза

Градация

Анафора

Синекдоха

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою.

Эпитет

Метафора

Сравнение

Оксюморон

Олицетворение

Антитеза

Градация

Анафора

Синекдоха



Практическая работа (ответы)

Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором, выбрав из тех, что перечислены справа, соедини стрелками соответствия:

1. Приближений, сближений, сгораний -

Не приемлет лазурная тишь…

Мы встречались в вечернем тумане,

Где у берега рябь и камыш.


Эпитет

Градация

2. Вечереющий день, догорая,

Отступает в ночные края.

Посещает меня, возрастая,

Неотступная тайна моя.

Эпитет

Метафора

Оксюморон

Антитеза

3. Я и молод, и свеж, и влюблён,

Я в тревоге, в тоске и в мольбе,

Зеленею, таинственный клён,

Неизменно склонённый к тебе.

Эпитет

Метафора

Градация

Анафора

4. Я сидел в переполненном зале,

Где-то пели смычки о любви.

Синекдоха

5. Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою.

Анафора

Синтаксический параллелизм























































Приложение 3.

Из истории создания стихотворения А.Блока «Незнакомка»

Стихотворение «Незнакомка» было написано 24 апреля 1906 года и родилось из скитаний Блока по петербургским пригородам. Блок давно облюбовал захолустный дачный посёлок Озерки возле Финляндской железной дороги. Здесь стоял маленький деревянный вокзал. Когда-то, в 80-е годы, Озерки начали процветать. На поросших сосняком берегах Суздальских озер вырастали дачи, были сооружены театральный и концертный залы, ресторан, башня для обозрения окрестностей. Но второго Павловска из Озерков не получилось. К тому времени, когда Блок стал наезжать сюда, разве что только дряхлое театральное здание «Шантеклёр» напоминало о прежнем великолепии. Вдоль пыльных улочек тянулись незатейливые дачки, куда на лето съезжалась публика средней руки. Чахлые палисадники, мелочные лавочки, дешевые трактирчики.

Какие там рестораны! Был скромный железнодорожный буфет, где собирались местные выпивохи. Блок полюбил туда заглядывать и, отчуждённо сидя за бутылкой вина, шокировал своей осанкой, повадкой, костюмом, всем своим обликом «знатного иностранца» и официантов, и посетителей, и станционного жандарма.

Поэт садился на облюбованное место у широкого венецианского окна, выходившего на вокзальную платформу. Зрелище было унылое: чахлые кусты, рельсы, стрелки, семафоры. В Стороне виднелись улицы посёлка. Клочок зеленевшего на вечерней заре неба то закрывался, то открывался. Время от времени, задыхаясь, подкатывал паровозик, влачивший цепочку неприглядных «дачных» вагонов. Иные поезда проносились мимо, и тогда платформу заволакивало свистящее облако пара.

Он медленно пил дешевое красное вино, «терпкое, с отливом ночной фиалки», бутылку, случалось, вторую и третью. Постепенно всё преображалось: и захмелевшие посетители, и сонные лакеи, и случайно забредшая профессионалка с претензией на шик - в помятых шелках и широкополой шляпе с потрёпанными страусовыми перьями.

Потом Блок привёз в Озерки своего друга, молодого литератора Евгения Иванова, показал ему всё, о чём упомянуто в его стихах, и подробно рассказал, как Незнакомка возникла в окне из пара прилетевшего локомотива











Приложение 4.

Рецензия на стихотворение А.Блока «Незнакомка»

Стихотворение А.Блока «Незнакомка» (1906г.) - один из шедевров русской лирики. Оно родилось из скитаний поэта по_________________________________, из впечатлений от поездки в дачный посёлок ___________. Героиню стихотворения, обозначенную в заглавии, по словам самого Блока, он впервые увидел на картинах ___________.

В первой части стихотворения уже в первой строфе объединены противоречащие друг другу __________ «весенний» и «тлетворный», образуя ___________. Это указывает на внутреннюю конфликтность и психологическое состояние героя. На всём, что окружает, лежит печать _________________.

Мотивом второй части стихотворения является смиренное отчаяние, одиночество лирического героя, выраженное с помощью ____________ «друг единственный» и ____________ «друг…, как я, смирён и оглушён».

В третьей части возникает главный образ - ______________. Строфа в третий раз начинается ___________ «И каждый вечер в час назначенный…», которая подчеркивает постоянство не только пошлости и грязной обыденности, но и прекрасного видения, недоступного идеала. Образ героини исполнен поэтической прелести, и её появление сопровождается редкой по красоте звукописью, повторением одинаковых гласных звуков - ____________ на «А» и «У», придающих воздушность и утончённость образу.

Появление Незнакомки совершает переворот в душе лирического героя. Его сознание заполняет волшебный образ, который принимается как «сокровище» и приносит надежду на лучшее.

Рецензия на стихотворение А.Блока «Незнакомка»

Стихотворение А.Блока «Незнакомка» (1906г.) - один из шедевров русской лирики. Оно родилось из скитаний поэта по петербургским пригородам, из впечатлений от поездки в дачный посёлок Озерки. Героиню стихотворения, обозначенную в заглавии, по словам самого Блока, он впервые увидел на картинах Врубеля.

В первой части стихотворения уже в первой строфе объединены противоречащие друг другу эпитеты «весенний» и «тлетворный», образуя оксюморон. Это указывает на внутреннюю конфликтность и психологическое состояние героя. На всём, что окружает, лежит печать разложения.

Мотивом второй части стихотворения является смиренное отчаяние, одиночество лирического героя, выраженное с помощью эпитета «друг единственный» и сравнения «друг…, как я, смирён и оглушён».

В третьей части возникает главный образ - Незнакомки. Строфа в третий раз начинается анафорой «И каждый вечер в час назначенный…», которая подчеркивает постоянство не только пошлости и грязной обыденности, но и прекрасного видения, недоступного идеала. Образ героини исполнен поэтической прелести, и её появление сопровождается редкой по красоте звукописью, повторением одинаковых гласных звуков - ассонансов на «А» и «У», придающих воздушность и утончённость образу.

Появление Незнакомки совершает переворот в душе лирического героя. Его сознание заполняет волшебный образ, который принимается как «сокровище» и приносит надежду на лучшее.



НЕЗНАКОМКА

По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух,

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух.

Вдали, над пылью переулочной,

Над скукой загородных дач,

Чуть золотится крендель булочной,

И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,

Заламывая котелки,

Среди канав гуляют с дамами

Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины,

И раздается женский визг,

А в небе, ко всему приученный,

Бессмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный

В моем стакане отражен

И влагой терпкой и таинственной,

Как я, смирён и оглушен.

А рядом у соседних столиков

Лакеи сонные торчат,

И пьяницы с глазами кроликов

"In vino veritas!" кричат.

И каждый вечер, в час назначенный

(Иль это только снится мне?),

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне,

И медленно, пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна,

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,

Смотрю за темную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,

Мне чье-то солнце вручено,

И все души моей излучины

Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склонённые

В моем качаются мозгу,

И очи синие, бездонные

Цветут на дальне берегу.

В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

Ты право, пьяное чудовище!

Я знаю: истина в вине.

24 апреля 1906 года. Озерки





Лист успеха __________________________



Повторение: проверочная работа

Изучение нового материала

Закрепление: рецензия




__________________________________________________________________________________





23


© 2010-2022