Тема урока. Роман «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Творческая история романа. ( 9 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 9 классе по произведению А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

2013

Тема урока. Роман «Евгений Онегин» А.С.Пушкина. Творческая история романа.

Цель:

познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Задачи:

Образовательная:


  • познакомить с историей создания романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»;

  • проследить развитие сюжета и сделать наблюдения, касающиеся композиции романа ;

Воспитательная:

  • воспитание любви к русской литературе,;

  • повышать интерес к литературе;

Развивающая:

  • развивать внимание, сообразительность, мышление, самостоятельность, память, воображение;

Тип урока:

  • Изучение нового материала

Вид урока:

  • Традиционный

Методы работы:

  • объяснительно - иллюстративные, частично - поисковые, словесные, наглядные, практические, контроль знаний.

Формы работы:

  • групповая, дифференцированная, самостоятельная.

Оборудование:

  • мультимедийный компьютер, интерактивная доска, портрет писателя, иллюстрации к роману;

Инновационные технологии:

  • личностно - ориентированного обучения;

  • объяснительно - иллюстративного обучения.



Ход урока

  1. Организационный момент. Мотивация

  • Здравствуйте, ребята. Пожалуйста, садитесь! Настроимся на хорошую работу, и все у нас с вами получится.

  • Постановка целей и задач урока.


  1. Повторение ранее изученного материала.

Биография А.С.Пушкина: годы написания романа «Евгений Онегин».

а. Словарная работа.

Реализм, «онегинская строфа».

Реализм (от лат. realis - вещественный) - художественный метод в искусстве и литературе, правдивое изображение действительности, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах.

Онегинская строфа. Соединение ямбических четверостиший в строгом порядке трёх видов их рифмовки (перекрёстная, смежная, опоясывающая). Заключение строфы двустишием со смежно рифмующимися строками.

б. Литературная полемика вокруг романа «Евгений Онегин».

(Запись на доске)

  • Белинский: Онегин - «страдающий эгоист», которого душат «бездеятельность и пошлость жизни».Тема урока. Роман «Евгений Онегин» А.С.Пушкина. Творческая история романа. ( 9 класс)

  • Герцен: Онегин - «умная ненужность», герой времени, которого постоянно находишь возле себя или в самом себе.

  • Добролюбов: в Онегине есть сходство с Обломовым, оба - порождение помещичье - крепостнического строя.

  • Писарев: Онегин- «Митрофанушка Простаков новой формации».

- Чем была вызвана столь оживлённая полемика вокруг «Евгения Онегина»?

- Полемика связана с образом Онегина.

- Чья позиция ближе и понятнее вам, и почему автор, являясь героем романа, показывает своё духовное родство с Онегиным?

3. Творческая история создания романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». (Сообщение учащегося.)

- Роман «Евгений Онегин» был начат поэтом в южной ссылке (9 мая 1823 года) и кончен Болдинской осенью (25 сентября 1830 года). Но на этом работа над романом не прекратилась. В 1831 году поэт переделал последнюю, восьмую главу и написал письмо Онегина к Татьяне.Тема урока. Роман «Евгений Онегин» А.С.Пушкина. Творческая история романа. ( 9 класс)

Вполне естественно, что в течение семи лет план романа менялся. Последний набросок плана «Евгения Онегина» (26 сентября 1830 года) включает десять глав. Восьмая глава должна была стать девятой, а вместо нее после седьмой главы Пушкин намеревался подробно описать путешествие Онегина. Заключался роман десятой главой, где говорилось о зарождении тайных декабристских обществ. Десятая глава и «Путешествие Онегина» не были завершены поэтом, хотя он придавал своему замыслу большое значение и не раз впоследствии возвращался к нему. Современники, которым Пушкин читал десятую главу, и сам поэт понимали, что по цензурным причинам она не могла появиться в печати. 19 октября 1830 года, в день очередной лицейской годовщины, Пушкин сжег десятую главу, как об этом свидетельствует помета на рукописи «Метели». Но, по-видимому, Пушкин оставил в своем распоряжении какие-то копии десятой главы, потому что отрывки из нее он читал П. А. Вяземскому и А. И. Тургеневу. Кроме того, в бумагах Пушкина были обнаружены текст начальных четверостиший первых шестнадцати строф, тщательно зашифрованных, и недоработанный черновой текст трех строф (XV, XVI и XVII). Пушкинисты нашли ключ к шифру Пушкина и теперь нам известны в отрывках и с пропусками семнадцать строф десятой главы.

Однако ни «Путешествие Онегина», ни десятая глава в окончательный текст романа не вошли, хотя отрывки из «Путешествия Онегина» Пушкин опубликовал в примечании к роману. Таким образом, «Евгений Онегин» состоит из восьми глав и представляет собой законченное произведение.

Действие романа развивается с 1819 по 1825 год. Именно в это время, насыщенное большими политическими событиями в истории России и Европы, складывался и сложился тип человека, подобного герою пушкинского произведения.

В России и в Европе сгущалась предгрозовая атмосфера революционных и национально-освободительных движений и одновременно усиливалась реакция. Пушкин хотел воссоздать духовную атмосферу, в которой рождался тип Евгения Онегина, со всей правдивостью и последовательностью.

В течение семи лет и сам Пушкин не оставался неизменным. Поэт запечатлел в «Евгении Онегине» и собственный духовный рост, и развитие своих героев. Пушкин смотрел на них глазами современника и глазами человека, для которого они стали уже историческими типами. Так, в романе Пушкина объединились история и современность. В «Евгении Онегине» предстала реально движущаяся история русского общества.

Думая о форме плана, Пушкин в начале работы над романом не знал, какие поправки внесет жизнь в ход повествования:

И даль свободного романа

Я сквозь магический кристалл

Еще не ясно различал. (8, L)

VI. Чтение отрывков из романа «Евгений Онегин».

1. Беседа по содержанию первых глав.

Глава 1.

- Как автор относится к Онегину?

- Чем близки автор и Онегин и в чём их отличие?

- Отношение к свету, труду, искусству, природе, любви.

- Прямое отношение автора к Онегину.

- На фоне чего предстаёт Онегин?

- Онегин предстаёт на фоне картины русской жизни.

- Попытайтесь объяснить заботу Пушкина об иллюстрации к первой главе. Почему он не только создал набросок иллюстрации, но и просил, чтобы художник сохранил точное расположение Онегина и Автора на фоне Петропавловской крепости?

- Работа с эпиграфом: чтение, осмысление.

И жить торопится и чувствовать спешит. (КН. Вяземский)

Глава 2.

- Найдите строфы, где показана среда, с которой сталкивается Онегин?

- Почему Онегин не сблизился с соседями-помещиками?

- Как сопоставление Онегина с поместным дворянством оттеняет образ автора?

- Почему сблизились Онегин и Ленский?

- Какой характер носила их дружба?

- Почему Пушкин говорит о дружбе Онегина и Ленского: «От делать нечего друзья»?

- Как лирическое отступление (строфа XIV) связано с размышлениями поэта о взаимоотношениях Онегина и Ленского?

Вывод: Известная интеллектуальная близость Онегина и Ленского не скрывает их во многом принципиального различного мировосприятия. С одной стороны, идиллические представления о людях, об их отношениях, не опирающихся на действительное знание жизни; с другой - охлаждённый взгляд на мир, подчас нарочито лишённый поэзии и потому тоже неверный. Среднему романтику Ленскому, всегда восторженному, и разуверившемуся в жизни Онегину и во второй главе противостоит автор, открытый всему миру.

- Во второй главе берёт начало и сюжетная линия Татьяна - Онегин. Как Пушкин изображает семью Лариных?

- В чём смысл противопоставления Татьяны и Ольги (их внешность, вкусы, интересы, воспитание)?

- Почему Татьяна «в семье своей родной» казалась девочкой чужой, а Ленский был принят у Лариных, как родной?

2. Работа с иллюстрациями к роману.

- Озаглавьте иллюстрации строками из романа.

V. Итог урока.

- Каков жанр произведения?

- В романе герои помещены в привычное для них окружение - в петербургское или московское общество и в деревенскую, провинциальную глушь. И любовь героев тоже лишена исключительности. У каждого из героев своя биография, свои привычки, своё понимание жизни. Через мысли, чувства и поступки героев выступает историческая жизнь русского общества. Следовательно, Пушкин стремится к объективному реалистическому изображению. Поскольку в романе отразилась историческая эпоха, то это произведение является романом, но романом стихотворным.

VI. Домашнее задание.

1.Чтение и анализ глав романа.

2. Индивидуальные задания: 1. Обзор крылатых фраз романа.

2. Реализм романа.


© 2010-2022