Рабочая программа Русский язык. 7 класс. УМК Школа 2100

Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. Вместе с тем очевидно, что положение с обучением по предмету «Русский язык» в общей средней школе требует к себе самого серьезного внимания. Анализ состояния преподавания русского языка показывает, что школа не вполне обеспечивает функциональную грамотность учащихся, их орфографическую и пунктуа...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

(для 7«А» кл.)


Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 7 классов авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, Л.Ю. Комиссаровой, И.В. Текучёвой, Н.А. Исаевой, Е.С. Баровой и др.

Пояснительная записка

Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. Вместе с тем очевидно, что положение с обучением по предмету «Русский язык» в общей средней школе требует к себе самого серьезного внимания. Анализ состояния преподавания русского языка показывает, что школа не вполне обеспечивает функциональную грамотность учащихся, их орфографическую и пунктуационную грамотность; недостаточно формируются навыки и умения специализированной устной и письменной речи. Теоретические сведения о русском языке изучаются изолированно и не используются для формирования практической речевой деятельности на родном языке. Это означает, что проблема соотношения знания о языке и практического владения языком все еще не решена. Кроме того, курс родного языка оторван от параллельно изучаемого иностранного языка, практически никак не связан с «неязыковыми» школьными предметами, а с курсом литературы учитель вынужден искусственно устанавливать так называемые межпредметные связи.

Делая попытку найти пути решения указанных проблем, авторы не могут не учитывать и современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием. Поэтому в основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100».

А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Настоящая программа по русскому языку для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина) и составляет вместе с ней описание непрерывного школьного курса русского языка. В основе содержания обучения русскому языку лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: коммуникативной, языковой, культуроведческой и лингвистической. В соответствии с этими видами компетенций нами выделены основные содержательно-целевые направления(линии) развития учащихся средствами предмета Русский язык.

Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе осуществления следующих направлений.

-Формирование у учащихся языковой интуиции.

-Приобретение и систематизация знаний о родном языке с целью обеспечить ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых умений и навыков, для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на родном языке.

Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе осуществления следующих направлений.

-Овладение функциональной грамотностью. Под функциональной грамотностью мы понимаем способность учащегося свободно использовать навыки письма и чтения для целей получения информации из текста, т.е. для его понимания и преобразования, и для целей передачи такой информации в реальном общении.

Функциональная грамотность - это и умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; умение переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания данного вида текстов (гибкость чтения), и умение понимать и анализировать художественный текст.

-Дальнейшее овладение родным языком (расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся, более полное овладение грамматическим строем родного языка, овладение системой стилистических разновидностей речи, овладение нормами языка).

-Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста.

-Овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи.

-Овладение орфографией и пунктуацией, формирование относительной орфографической и пунктуационной грамотности на основе отобранного школьного минимума орфограмм и пунктуационных правил; развитие умения видеть орфографическую и пунктуационную задачу и решать ее посредством знания правил или обращения к учебнику, справочнику, словарю.

Лингвистическая компетенция формируется через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, об этапах развития, о выдающихся ученых-лингвистах.

Культуроведческая компетенция формируется через систему дидактического материала учебников, тексты которых содержат в себе культурологический и воспитательный потенциал русского языка, показывают его тесную связь с историей, духовной культурой, менталитетом русского народа, сообщают знания об истории языка и его месте среди других языков мира.

Все перечисленные линии развития учащихся средствами предмета Русский язык имеют свое начало в курсе русского языка для начальной школы.

Психологической основой данного курса является «теория обобщения» В.В.Давыдова. В соответствии с этой теорией знания общего и абстрактного характера представлены в начале изучения русского языка в 5-м классе; более частные и конкретные знания выводятся из общих знаний как из единой основы. По мнению психологов этого направления и методистов, разделяющих эту точку зрения, при таком расположении грамматического, орфографического и пунктуационного материала усиливается практическая направленность курса, активизируется практическое использование получаемых знаний, ускоряется формирование соответствующих умений и навыков на теоретической основе. В раздел «Повторение и углубление курса начальной школы» (5 класс) вынесены такие обобщенные понятия, как слово, морфема, часть речи, предложение, текст, орфограмма, пунктуационно-смысловой отрезок. В течение всего последующего времени (5-9-й классы) эти понятия конкретизируются, представление о них обогащается новым знанием.

На этапе введения знаний используется технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет организовать исследовательскую работу учащихся на уроке и самостоятельное открытие знаний. Данная технология разработана на основе исследований в двух самостоятельных областях - проблемном обучении (И.А.Ильницкая, В.Т.Кудрявцев, М.И.Махмутов и др.) и психологии творчества (А.В.Брушлинский, А.М.Матюшкин, А.Т.Шумилин и др.) Как в настоящем научном творчестве постановка проблемы идет через проблемную ситуацию, так и на уроке открытия новых знаний постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода из нее одним из трех способов: 1)учитель сам заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему; 2)ученики осознают противоречие и формулируют проблему; 3)учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы.

Структура курса русского языка в 7 классе

Основная часть курса содержит следующие темы:

-слова со значение «предмет»;

-слова со значением «действие» или «состояние»;

-слова со значением «количество»;

-слова со значение «признак»;

-слова со значением «признак предмета»;

-слова со значением «признак признака»;

-слова со значением «дополнительное действие».

Такая подача материала с опорой на общеграмматическое значение слова позволяет целенаправленно развивать у учащихся сознательную рефлексию над языком.

Материал по орфографии и пунктуации дается в связи с изучаемыми темами.

Материал изучается линейно и линейно-ступенчато.

Главные принципы построения этого курса- системность и функциональность. Основные понятия- языковая система и ее реализация в речи.

Орфография и пунктуация изучается рассредоточено.

В 7 классе осуществляется расширение активного и пассивного словаря учащихся, дальнейшее овладение ими грамматическим строем русского языка, системой функциональных разновидностей речи, навыками и умениями различных видов устной и письменной речи

Описание места учебного предмета
«Русский язык» в учебном плане


В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Русский язык» изучается с 5-го по 9-й класс. Общее количество уроков в неделю 7-й класс - 4 часа.


Описание ценностных ориентиров содержания учебного процесса

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе- это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства ее красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии- осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины- осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоциональн0-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважения к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества- осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремленности, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма- осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: ее истории, языку, культуре, ее жизни и ее народу.

Ценность человечества- осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета


Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог - обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к

определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стан­дарта, Примерной программы основного общего образования по русскому языку, Программы для основной школы в рамках образовательной программы «Школа 2100» под ред. Р. Н. Бунеева. Программа рассчитана на 4 часа в неделю, всего - 136 часов (34 рабочих недели).

Актуальность изучения данного курса состоит в обеспечении школьников функциональной грамотностью, что позволит решить проблемы социальной адаптации обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, личностного развития.

Цели обучения:

- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку;

- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков;

- освоение знаний о русском языке, основных нормах русского литературного языка, обога щение словарного запаса;

- формирование умений опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

- применение полученных знаний и умений на практике.

Задачи обучения: 1. Дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;

2. Развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

3. Формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;

4. Формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормированности, соответствия ситуации общения;

5. Формировать умение анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.

Отличительная особенность данной программы по сравнению с примерной: Увеличено количество часов (с 21 часа до 24ч.) на развитие речи с целью более качественной подготовки учащихся к выполнению творческих заданий.

Формы и методы преподавания: 1. Работа с учебной, художественной, научно-популярной литературой; 2. Проблемный диалог, беседа; 3. Элементы анализа текста; 4. Лингвистический эксперимент; 5. Редактирование. 6. Обяснительно-иллюстративный.

Используемые технологии: модульная технология, технология дифференцированного обучения

Обоснование выбора учебно-методического комплекта:

Данный учебно-методический комплект соответствует образовательной программе «Школа 2100», продолжает данную образовательную линию, соответствует принципам развивающего обучения, заложенного в данной программе Р.Н. и Е.В. Бунеевых.

1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И.В. Русский язык: Учебник для 7-го класса основной школы / Под научн. Ред. Акад. РАО А.А. Леонтьева.- Изд. 2-е, перераб - М.: Баласс, 2010 (Образовательная система «Школа 2100»)

2. Барова Е.С., Богданова М.Р. Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку. Подготовка к итоговой аттестации и ЕГЭ. 7 класс. М.: Баласс, 2011.

3. Рабочие тетради к учебнику «Русский язык. 7 класс». М.: Баласс, 2011.

4. Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Грязнова А.Т. Русский язык. 7 класс. Методические рекомендации для учителя.-М., Баласс, 2008

Предлагаемое содержание и объём курса соответствует образовательному стандарту по русскому языку, психолого-педагогической характеристике класса.

Основные виды контроля:

1) диктант (контрольный, объяснительный, словарный, творческий, свободный, предупреди­тельный, схематический, графический); 2) комплексный анализ текста; 3) сочинение;4) изложение с творческим заданием; 5) тест; 6) устное высказывание; 7) тренировочные упражнения.

На изучение программного материала выделяется 136 ч, в неделю - 4 ч, из них на развитие речи - 24 ч (сочинение - 6 ч; изложение - 10 ч), контрольные - 8 ч.








Содержание учебного предмета
«Русский язык»

7-й класс

Русский язык в кругу других славянских языков.
Русский язык и языковые контакты.
Видные учёные-русисты


Слово в языке и речи
(повторение и углубление изученного в 6-м классе)

 Текст.

Тексты разных типов. Тексты разных стилей. Виды чтения.

 Простое и сложное предложение.

Понятие «предложение». Однородные члены предложения.

Сложное предложение. Разделительные знаки препинания.

Обращение. Вводные слова. Выделительные знаки препинания. Предложения с прямой и косвенной речью.

 Части речи.

Понятие «часть речи». Самостоятельные части речи.

Буквенные и небуквенные орфограммы в именах прилагательных. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

Причастие как особая форма глагола и как член предложения. Причастный оборот.

Буквенные и небуквенные орфограммы в причастиях.

Имя числительное как часть речи и как член предложения.

Буквенные орфограммы в именах числительных.

Местоимение как часть речи и как член предложения.

Буквенные и небуквенные орфограммы в местоимениях.

Слова со значением «признак признака»
и «признак действия»

Наречие в языке и речи.

 Наречие как часть речи.

 Общее грамматическое значение.

Лексическое значение наречий. Разряды наречия по лексическому значению. Грамматическое значение наречий. Словообразование наречий. Степени сравнения наречий в сопоставлении со степенями сравнения прилагательных. Буквы е, и в приставках не-, ни- отрицательных наречий.

Буквы о и а в конце наречий с приставками.

Буквы о, е после букв шипящих в суффиксах наречий.

Буква ь после букв шипящих в конце наречий.

Правописание н и нн в наречиях на -о, -е.

Дефис в наречиях.

Слитное и раздельное написание наречий.

Правописание не с наречиями на -о, -е.

 Морфологические признаки.

Неизменяемость.

Разграничение наречий и слов, сходных с ними.

 Сочетательные возможности наречия. Лексическая сочетаемость наречий.

Подчинительная связь «примыкание» в словосочетании «глагол + наречие».

 Роль наречий в предложении.

Наречие в качестве обстоятельства.

Виды обстоятельств.

 Наречия в тексте.

Наречия в художественном и публицистическом тексте.

Категория состояния в языке и речи.

 Категория состояния как часть речи.

 Общее грамматическое значение. Лексическое значение.

 Морфологические признаки.

Формы сравнения.

 Роль категории состояния в предложении.

Деепричастие в языке и речи.

 Деепричастие как особая форма глагола.

 Общее грамматическое значение.

 Морфологические признаки.

Глагольные признаки: вид.

Признаки наречия: неизменяемость.

Образование форм деепричастий. Вариантные формы деепричастий: идя - идучи (устар.), озябнув - озябши (устар.).

Правописание не с деепричастиями.

Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте. Знаки препинания при одиночном деепричастии.

 Сочетательные возможности деепричастий.

Подчинительная связь «управление» в словосочетании «деепричастие + + имя существительное».

Подчинительная связь «примыкание» в словосочетании «деепричастие + + глагол».

 Роль деепричастия в предложении.

Деепричастие в качестве обстоятельства.

 Деепричастие в текстах разных стилей.

Текстообразующая функция деепричастия.

Служебные слова
Самостоятельные и служебные части речи

Предлог.

 Предлог как часть речи.

 Разряды предлогов по структуре.

 Разряды предлогов по значению.

Дефис в предлогах.

 Производные и непроизводные предлоги, их правописание.

Синонимика предлогов (из-за, благодаря, для, в целях и т.п.).

Нормы употребления предлогов по, под, против.

Особенности употребления предлогов в текстах разных стилей.

Союз.

 Союз как часть речи.

Простые и составные союзы.

Разряды союзов по роли в предложении.

Сочинительные союзы. Сочинительные союзы в простом и сложном предложении (однородные члены предложения, сложносочинённое предложение).

Подчинительные союзы в сложном предложении.

 Сложносочинённые предложения.

 Сложноподчинённые предложения.

 Разряды союзов по структуре. Производные и непроизводные союзы.

Слитное и раздельное написание союзов. Отличие союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами, отличие союза от наречия с частицей.

 Союзы в тексте.

Союз как средство связи предложений и частей текста.

Частица.

 Частица как часть речи.

Разряды частиц: смысловые (отрицательные, указательные, выделительные, уточняющие, усилительные, вопросительные, восклицательные, выражающие сомнение) и формообразующие. Раздельное и дефисное написание частиц. Значение и употребление частиц не и ни.

Разграничение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни
с разными частями речи.

Частицы в тексте.

Междометие.

 Междометие как часть речи.

Интонационное выделение междометий.

Группы междометий по значению. Производные и непроизводные междометия.

Запятая и восклицательный знак при междометиях.

Дефис в междометиях.

Употребление междометий в значении других частей речи.

Звукоподражательные слова.

Развитие речи.

Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах изученных стилей речи.

 Стили речи. Публицистический стиль (задача речи, сфера упо-
требления, характерные языковые средства).

 Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Сочетание разных типов речи в одном тексте.

 Изложение (подробное, сжатое, выборочное) текстов публицистического стиля; художественных текстов с описанием внешности, состояния и действий человека.

 Сочинение: рассказ о близком человеке; описание внешности, состояния человека; описание действий; рассказ по картине, включающий описание внешности, состояния, действий; рассуждение на морально-этические темы в публицистическом стиле; повествование с элементами рассуждения; заметка в газету; характеристика литературного героя.

 Повторение изученного в 7-м классе.

Проектная деятельность.

Темы проектов: «СМИ. Прошлое, настоящее, будущее», «Человек», «Дорога», «Миниатюра», «Знаменитый, уникальный, великий человек», «Городские прогулки», «Сценарий», «Удивительная страна - Русский язык», «И всё-таки она хорошая… (о роли грамотности в письменной речи)».







Содержание курса

Наименование раздела

Элементы содержания

Кол-во часов

Из них развит речи

Из них контр работы

Введение

Вводная часть программы освещает путь становления русского национального языка, содержит сведения об общности некоторых славянских языков.

1 час

1

Повторение и углубление изученного в 6 кл

Первый раздел посвящён повторению и углублению сведений об основных частях речи: имени существительном, местоимении-существительном, числительном, глаголе и его формах. Повторяются сведения о простом и сложном предложении, о тексте как единице языка, о типах и стилях речи

37ч

13 ч

2

Знаменательные (самостоятельные) слова.

Во втором разделе учащиеся знакомятся со знаменательными словами (наречием, деепричастием) их правописанием, нормами употребления в речи.

52ч

10ч

3

Служебные части речи

Третий раздел рассматривает общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении служебных частей речи. Углубляются знания о признаках публицисти ческого стиля.

39ч

4

Повторение пройденного в 7-м классе

Четвёртый раздел направлен на повторение, обобщение и систематизацию изученного в курсе русского языка за 7 класс. Значительное внимание уделяется культуре речи: орфоэпическим, лексическим, грамматическим нормам и нормам построения текста.

Итого

136

31

8ч. (3+5)

.


Календарно -тематическое планирование

урока

Тема урока

Кол-во час

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся

Домашнее задание

1

Русский язык среди других славянских языков

1

Повторение изученного

изучение нового

Совершенствовать аналитические умения и навыки,

понимать социальную сущность языка

Учебник

Введение. с.4

Упр.4 с.7



2

Слово в языке и речи.

I. Повторение и углубление изученного

в 6-м классе

1. Текст

Р.Р. Тексты разных типов


1

Повторение изученного

анализ

сопоставление

осознанно и бегло читать тексты; различать тексты разных типов

Учебник §1

Упр.7 с.10, ключевые слова темы

3

Р.Р. Свободный диктант или сжатое изложение

1

Р/р проверка и оценка знаний

развитие речи

пользоваться различными способами переложения текста

Словарные слова за 6 класс(повторить)

4

Р.Р. Тексты разных стилей

1

Р/р повторение изученного

чтение

анализ

сопоставление

характеризо­вать стиль текста

П.2

Упр.12.с.15

5

Р.Р. Тексты публицистического стиля

1

Р/р изучение нового

чтение

анализ

сопоставление

П.3

Упр.16 с.19

6-7

Р.Р. Подробное изложение текста публицистического стиля

2

Р/р оценка и проверка знаний

чтение

пересказ

анализ

Словарные слова за 6 класс

8

2. Простое и сложное предложение

Понятие «предложение». Синтаксический разбор

1

Изучение нового


Обобщение

выполнять синтаксический разбор

П.4

Упр.23 с.22

9

Однородные члены предложения. Разделительные

знаки препинания

1

Изучение нового

Обобщение

обосновывать постановку знаков препинания при однородных членах

П.5

Упр.27 с.24

Ответить на вопросы с.23

10

Сложные предложения. Разделительные знаки

Препинания

1

Изучение нового

Системат., анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию;

находить смысловые отрезки, пункгуационно правильно оформлять предложения изученных типов; составлять предложения с разными способами связи

П.5

Упр.32

11

Сложноподчиненные предложения с придаточными

изъяснительными и определительными

1

Повтор

Изучение нового

систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию;находить смы-

словые отрезки, пункгуационно правильно офор-млять предложения изу ченных типов; составлять предложения с разными способами связи между ними

П.5

Схемы

Упр.38

12

Р.Р. Творческий диктант //свободный диктант.

1

Р/р проверка и оценка знаний

чтение

пересказ

анализ

пересказывать и создавать связный

текст с учётом норм русского языка

Словарные слова

13

Обращения. Вводные слова. Выделительные

знаки препинания.

1

Повторение изученного

работа с учебной литературой

находить в предложении обращения и вводные слова, употреблять их с учётом речевой ситуации.

П.6упр.46 подгот к словарному диктанту

14

Причастный оборот. Выделительные знаки препинания.

1

Изучение нового

составление плана/ алгоритма

выделять запятыми причастные обороты

П.6

Таблица

Упр.50

15

Предложения с прямой и косвенной речью

1

Изучение нового

развитие речи

чтение текста

заменять прямую речь косвенной, правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью.

П.7

Упр.54

16

Диалог. Разделительные и выделительные

знаки препинания

1

Повторение изученного

навыки работы в группе

правильно ставить знаки препинания при диалоге

П.7

Упр.58 подготов к контрольной работе за 6 класс

17

Входной контроль. Контрольный диктант с грамм заданием «Повторение изученного. Синтаксис»

1

Контроль знаний

самоанализ самоорганиз.

конроль усвоения полученных знаний

- без задания

18

Пишем правильно (Работа над ошибками в контроль­ном диктанте)

1

Работа над ошибками

самоанализ самоорганизац

индивид дифференц работа

упр.57


19

3. Части речи

Понятие «часть речи». Морфологический разбор

1

Повторение изученного

Систематизация знаний

различать самостоятельные и служебные части речи, производить морфологический разбор изученных частей речи

П.37

Презентация

Упр.65

20

Самостоятельные и служебные части речи.

Морфологический разбор.

1

Комбинированный урок

Систематизация знаний

различать самостоятельные и служебные части речи.

П.8

Упр.67


21

Р.Р. Диктант с продолжением

1

Р/р

оценка знаний

развитие речи

анализ

создавать связный

текст с учётом норм русского языка

П.8

Учить нормы произношения с.277(учебник)

22

Имя прилагательное как часть речи и как член предложения.

1

Систематизация знаний

Систематизация

опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа.

П.9

Упр.72 повторить теорию с.42

23

Буквенные и небуквенные орфограммы в именах

прилагательных

1

Повторение изученного

систематизация

обобщение

правильно писать окончания и суффиксы прилагательных и существительных

П.10

Таблица с. 47, упр.81

24

Развитие орфографических умений

1

Повторение изученного

планирование учебной деятельности

правильно писать сложные прилагательные.

П.10

Упр.86

25

Слитное и дефисное написание сложных

прилагательных. Развитие речи. Свободный диктант или сжатое изложение

1

Р/р комбинированный урок

развитие речи

планирование деятельности

правильно писать сложные прилагательные.

П.11

Упр.91 правило с.55 словарные слова

26

Слитное и дефисное написание сложных

прилагательных

1

Изучение нового

анализ

планирование деятельности

П.11

Упр.94 правило с.55 (повтор)

27

Причастие как особая форма глагола и как член

предложения. Причастный оборот.

1

Изучение нового

навыки работы в группе, коллективе

отличать причастие от прилагательного, видеть определяемое слово.

П.12ответить на вопросы с.60 упр.101-102

28

Буквенные и небуквенные орфограммы в причастиях

1

Повторение изученного

анализ

планирование деятельности

правильно писать оконч и суфф причастий

П.13

Упр.104 таблица с.65

29

Совершенствование орфографических умений

1

Систематизация знаний

навыки работы в группе,

правильно писать оконч и суфф причастий

П.13

Таблица

Упр.106

30

Р.Р. Свободный диктант (упр.112 или 118 по выбору учителя)

1

Р/р оценка знаний

развитие речи

анализ

создавать связный

текст с учётом норм русского языка

П.13

Без задания

31

Имя числительное как часть речи и как член

предложения.

1

Комбинированный урок

анализ

сопоставление

обобщение

П.14

Ответить на вопросы с.76

Упр.123

32

Имя числительное как часть речи и как член

предложения. Развитие речи. Сочинение-рассуждение

1

Р/р комбинированный урок

развитие связной

письменной речи

свободно излагать свои мысли в письм форме

Упр.128

33

Буквенные орфограммы в именах числительных.

Развитие речи. Свободный диктант или сжатое изложение

1

Р/р комбинированный урок

развитие связной

письменнной речи

свободно излагать свои мысли в письм форме

П.14-15

Нормы орфоэпии с.277

34

Местоимение как часть речи и как член предложения

1

Изучение нового

повторение

систематизация, анализ и отбор необходимой информации для решения учебных задач

П.16ответить на вопросы с.86 упр139

35

Буквенные и небуквенные орфограммы в местоимениях

1

Повторение

обобщение знаний

анализ

обобщение

соблюдать в практике письма основн правила орфографии

П.17

Упр.144

36

Буквенные и небуквенные орфограммы в местоимениях. Р/рСвободный диктант или сжатое изложение

1

Р/р повторение изученного

развитие связной

письменнной речи

соблюдать в практике письма основн правила орфографии

П.17подгот к словарному диктанту

37

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного. Орфография»

1

Проверка и оценка знаний

диктант

самоанализ самоорганизация

соблюдать в практике письма основн правила орфографии

конроль усвоения полученных знаний

без задания

38

Пишем правильно. (Работа над

ошибками в

контрольном диктанте)

1

Комбинированный урок

самоанализ самоорганизация

соблюдать в практике письма основн правила орфографии


Упр.142


39

II. Знаменательные (самостоятельные) слова.

1. Наречие в языке и в речи

Грамматическое значение наречия и его

морфологические признаки


1

Изучение нового

Учебно-познавательная компетенция (целеполаган., планирование)

определять общее грамм знач наречий

П.18

Презентация

Правило с.96

Упр. 150

40

Грамматическое значение наречия и его

морфологические признаки

1

Изучение нового

Учебно-познавательная компетенция (целеполаган.,

планирование)

определять общее грамм значение самост ч р

П.19

Упр.153

41

Лексическое значение наречий

1

Изучение нового

повторение

наблюдение

обобщение

определять общее грамм значение самост ч р

П.19

Упр.155

42

Способы образования наречий

1

Изучение нового

Учебно-познавательная компетенция (целеполагание, планирование)

выполнять словообразоват разбор наречия

П.20

Упр.161

43

Сравнительная форма наречий

1

Изучение нового

Учебно-познавательная компетенция (выводы, обработка результатов и представление)

П.21

Упр.166 правило с.103

44

Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий

1

Изучение нового

обобщение изученного

наблюдение

анализ

обобщение

соблюдать в практике письма основн правила орфогр

П.22

Упр.171 правило с.106

45

Развитие орфографических умений, связанных

с изучаемым видом орфограммы

1

Комбинированный урок

самоанализ самоорганизация

соблюдать в практике письма основн правила орфогр

П.22

Упр.173, 174

46

Буквы а, о на конце наречий с приставками

1

Обобщение и систематизация знаний

обобщение

систематизация

соблюдать в практике письма основн правила орфографии

П.23

Упр.177 правило с.109

47

Развитие орфогр умений, связанных

с изучаемыми орфограммами

1

Повторение изученного

самоанализ самоорганиз

соблюдать в практике письма основн правила орфографии

П.23

Упр.180 правило с.106

48

Буквы о и е после шипящих на конце наречий

1

урок применения знаний и умений;

умение находить орфограммы (применение знаний)

П.24

Упр.183 правило с.114

49

Развитие орфогр умений, связанных

с изучаемым видом орфограмм

1

урок применения знаний и умений;

анализ самоорганизация

самооценка

соблюдать в практике письма основн правила орфографии

П.24упр.186 повтор с.114

50

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

1

Изучение нового

умение находить орфограммы (применение знан

соблюдать в практике письма основн правила орфогр)

П.25

Упр.189 правило с.117

51

Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о, -е

1

изучение нового

Учебно-познавательная компетенция (выводы, обработка результатов и представление)

П.26

Упр.194 правило с.124

52

Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о, -е

1

комбиниров

Учебно-познавательная компетенция (выводы, обработка результатов и представление)

П.26

Таблица

Упр.197

53

Одна и две буквы н в наречиях на -о, -е

1

Изучение нового

сопоставление

классификация

соблюдать в практике письма основн правила орфогр

П.27

Упр.208 правило с.127

54

Одна и две буквы н в наречиях на -о, -е

1

Повторение изученного

анализ самоорганизация

самооценка

соблюдать в практике письма основн правила орфогр

П.27

Схема

Упр.213 правило повтор

55

Р.Р. Свободный диктант (упр. 212)

1

Р/р проверка знаний

развитие связной

письменнн. Речи

П.27

Без задания

56

Дефисное написание наречий

1

Изучение нового

аудирование

анализ

П.28

Упр.216 правило с.135

57

Дефисное написание наречий

1

Повторение изученного

самоанализ самоорганизация

соблюдать в практике письма основн правила орфогр

П.28

Таблица

Упр.223правило

58

Слитное и раздельное написание наречий,

образованных от сущ, прилаг, числительных.

1

Изучение нового

аудирование

анализ

П.29

Упр.233 теория с.141

59

Слитное и раздельное написание наречий,

образованных от сущ, прилаг, числительных.

1

Повторение изученного

работа со словарём

соблюдать в практике письма основн правила орфогр

П.29

Дидакт.материал

Упр.234

60

Текущий контроль. Контр диктант по теме «Наречие»

1

Проверка и оценка знаний

самоанализ самоорганизация

соблюдать в практике письма основн правила орфогр

Без задания

61

Работа над ошибками

1

Комбинированн урок

самоанализ самоорганизация

соблюдать в практике письма основн правила орфогр

Опорные схемы

62

Наречие как член пр-я Р/р Р/рСвободный диктант (упр.232) или сжатое изложение

1

Р/р комбинированный урок

анализ

классификация

П.30

Упр.230

63

Виды обстоятельств

1

Изучение нового

анализ

классификация

П.30

Теория с.148-149

Упр.237

64

Морфологический разбор наречий

1

Изучение нового

повторение изученного

наблюдение

обобщение

П.31

Упр.245

65

Наречие в словосочетании. Примыкание

1

Изучение нового

наблюдение

анализ

П.32

Упр. 249 правило с.152

66

Сложноподчиненные предложения с

придаточными места (ознакомление)

1

Изучение нового

аудирование

анализ

находить в тексте данную синтаксич единицу

П.33

Упр.253

Правило с.154

67

Сложноподчиненные предложения

с придаточными времени (ознакомление)

1

Изучение нового


аудирование

анализ

находить в тексте данную синтаксич единицу

П.33

Упр. 257 теория с.156

68

Р.Р. Наречия в художественном и публицистическом

тексте. Сочинение-миниатюра по опорным словам

1

Р/р

проверка знаний

развитие речи

анализ

свободно излагать свои мысли в письменной форме

П.34

Упр.258, 259

69-70

Р.Р. Сжатое изложение

2

Р/р

проверка знаний

развитие речи

анализ

вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами

П.34

Без задания

71

Контрольный диктант по теме «Наречие»

1

урок контроля знаний

самоанализ самоорганизация

соблюдать в практике письма основн правила орфогр и пунктуации

Дидакт материал

72

Пишем правильно. (Работа над ошибками в

контрольном диктанте)

1

комбинированный

самоанализ самоорганизация

соблюдать в практике письма основн правила орфогр и пунктуации

Опорные схемы


73

Слова со значением «состояние»

2. Категория состояния в языке и в речи

Категория состояния как часть речи


1

Изучение нового

наблюдение

анализ

обобщение

различать слова категории состояния, правильно и уместно употреблять их в речи

П.35

Упр.266 правило с.162

74

Категория состояния как часть речи

1

Изучение нового

повторение

различать слова категории состояния, правильно и уместно употреблять их в речи

подготовить устные ответы на вопросы, стр.159

упр.269повтор правило

75

Морфологический разбор слов категории состояния

1

Повторение изученного

изучение нового

развитие речи

анализ

Теория с.1620164 упр.268


76

Слова со значением «добавочное действие»

3. Деепричастие в языке и в речи

Грамматическое значение деепричастия


1

Изучение нового

наблюдение

анализ

обобщение

разграничивать основное и добавочное действие; выделять деепричастие в речи

Самост работа с текстом п.36

Упр.274

77

Морфологические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия

1

Изучение нового

работа с текстом (анализ, наблюдение)

П. 36упр.279 теолрия с.168-172

78

Деепричастный оборот. Выделение деепричастия и

деепричастного оборота на письме.

1

Изучение нового

наблюдение

анализ

обобщение

В11

Самост работа с текстом п.37

Упр.290

79

Деепричастный оборот. Выделение деепричастия и

деепричастного оборота на письме.

1

Повторение изученного

работа с текстом (анализ, наблюдение)

находить дееприч оборот в тексте, выделять запятыми

В11

Тренинг

П.38упр.293

80

Р.Р. Свободный диктант

1

Р/р оценка знаний

развитие речи

С1, С2

самост работа

п.38

словарные слова с.276

81

Раздельное написание не с деепричастиями

1

Изучение нового

наблюдение

анализ

обобщение

осложнённое списывание

п.39

упр.296

82

Раздельное написание не с деепричастиями. Р/рСвободный диктант или сжатое изложение

1

Изучение нового

Р/р

наблюдение

анализ

обобщение

П. 39

Опорная схема

Упр.299

83

Деепричастие как член предложения

1

Изучение нового

работа с текстом (анализ, наблюдение)

определять виды обстоятельств, выраженных дееприч

П.40

Упр.303 правило с.179

84

Морфологический разбор деепричастия

1

Повтор

Изучение нового

Ситематиз.

определять виды обстоятельств, выраженных дееприч

составление плана;

морфол разбор п. 41упр.307

85

Деепричастие в словосочетании. Примыкание

1

Изучение нового

аудирование

анализ

синтаксич разбор

работа с текстом п.42

упр.311правило с.184

86

Р.Р. Деепричастие в текстах разных стилей

1

урок развития речи

работа с текстом (анализ, наблюдение)

определять, к какой разновидности научного стиля принадлежит текст

С1, С2 практич работа

анализ текста

п. 43

упр.316

87-88

Р.Р. Выборочное изложение

2

урок развития речи

работа с текстом (анализ, наблюдение)

определять, к какой разновидности научного стиля принадлежит текст

С1 коллект работа,

план,

самост работа

п. 43

89-90

Контрольный диктант по теме «Деепричастие».

Работа над ошибками

2

Проверка и оценка знаний

самоанализ самоорганизация

Без задания

Слов слова с.276-277

91

III. Служебные слова

Самостоятельные и служебные части речи.

1

Изучение нового

анализ

обобщение

определять, к какой разновидности научного стиля принадлежит текст

творческое задание

анализ слов

п. 44

упр.320 правило с.193

92

Самостоятельные и служебные части речи.

1

Комбинированный урок

наблюдение

анализ

обобщение

индив работа

дифференц

п. 44 упр.325

правило с.193

93

1. Предлог

Предлог как часть речи. Простые и составные предлоги.

1

Изучение нового

наблюдение

анализ

обобщение

анализ текста

п. 45упр.327 правило с.195

94

Производные и непроизводные предлоги

1

комбинир

наблюдение

анализ

обобщение

работа с таблицей. осложнённое списывание, анализ текстаупр.335

п.46

95

Дефис в предлогах. Слитное и раздельное написание

производных предлогов.

1

Изучение нового

наблюдение

анализ

обобщение

работа с таблицей. осложнённое списывание, анализ текста

п.47 упр.упр.340

96

Дефис в предлогах. Слитное и раздельное написание

производных предлогов.

1

Изучение нового

наблюдение

анализ

обобщение

работа с таблицей. осложнённое списывание, анализ текста

упр.343

п.47

97

Р.Р. Свободный диктант

1

Р/р

проверка знаний

развитие речи

анализировать исходный текст, правильно употреблять в речи предлоги.

С1, С2 самост работа

П. 47

98

Морфологический разбор предлога

1

комбиниров

Систематизация

Д/з диктант «Проверяю себя»

П. 48

Упр.348

99

Употребление предлогов

1

Изучение нового

работа со справочной литературой

П. 49

Опорная схема

Упр.355

100

Употребление предлогов

1

Повторение изученного

работа со справочной литературой

анализировать исходный текст, правильно употреблять в речи предлоги.

П. 49

Упр.356

101

Р.Р. Сжатое изложение

1

Р/р

комбинированный

развитие речи

анализировать исходный текст, правильно употреблять в речи предлоги.

самост работа

п.49

102-103

Контрольный диктант по теме «Предлог».

Пишем правильно. (Работа над ошибками в

контр диктанте)

2

Проверка и оценка знаний

диктант

самоанализ самоорганизация

соблюдать в практике письма основн правила орфогр и пунктуации

самост работа;

работа консультантов

опорные схемы

104

2. Союз

Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Сочинительные и подчинит союзы

1

комбиниров.

наблюдение

анализ

обобщение

работа с учебником

п. 50

упр.364 правило с.216-217

105

Сочинительные и подчинительные союзы

1

Повторение

изучение нового

Систематизация

разграничивать соч и подчин союзы, ССП и СПП, правильно ставить знаки препинания

П.51

Упр.373

106-107

Производные и непроизводные союзы

2

Изучение нового

наблюдение

анализ

обобщение

предупредит диктант; самост работа

упр.379

п. 52

108-109

Слитное написание производных союзов

2

Изучение нового

Обобщение

отличать союзы от созвучных сочетаний

П. 53

Упр.377

Д/з диктант «Проверяю себя»

110

Морфологический разбор союза

1

Изучение нового

повторение изученного

Систематизация

П. 54

Упр.389

111

Р.Р. Союзы в тексте

1

Р/р изучение нового

развитие связной речи

отличать союзы от созвучных сочетаний

С1, С2 самост работа

П. 55

Теория с.233

112-113

Р.Р. Обучающее изложение текста публицистическо

го стиля (подробное или выборочное).

2

урок развития речи

Изучение нового

развитие связной речи

создавать связный текст с учётом норм русс яз, правильно употреблять союзы в тексте

П. 55

114-115

Контрольный диктант по теме «Союз». Пишем правильно. (Работа над ошибками в

контрольном диктанте)

2

Проверка и оценка знаний

диктант

самоанализ самоорганизация

соблюдать в практике письма основн правила орфогр и пунктуации

самост работа

словарные слова

упр.388

116

3. Частица

Частица как часть речи. Разряды частиц

1

Изучение нового

работа с учебником, справочником

П. 56-57

Презентация

Упр.400 правило с.237

117-118

Раздельное и дефисное написание частиц

2

комбиниров

Информационная компетенция (поиск, анализ и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение

п. 58

упр.409 правило с.239

упр.412

119-120

Употребление и разграничение на письме

частиц не и ни. Употребление частицы не

2

Изучение нового

сравнительный анализ

определять смысловое значение частиц не и ни

работа с текстом

п. 59

упр.417 правило с.247

упр.419, 420

121-122

Употребление частицы ни

2

Изучение нового

сравнительный анализ

работа с текстом

п. 59

упр.424(письм), 428 (устно)

123

Морфологический разбор частицы

1

комбиниров

Сравнительный анализ

п. 60

упр.430 правило с.253-254

124

Р.Р. Частицы в тексте

1

Р/р

комбинированный урок

развитие речи

чтение

работа с текстом

П. 61

Упр.432(обозначить орфограммы)

125

Проверочная работа в форме ГИА

1

Проверка и оценка знаний

самоанализ самоорганизация

Дидакт материалы

126

Междометие как часть речи. Типы междометий

1

Изучение нового

Информационная компетенция (поиск, анализ и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение

правильно и уместно употреблять междометия в речи

работа с таблицей,

анализ пр-й

п. 62 упр.440

127

Правописание междометий

1

практикум

функциональная грамотность

правильно и уместно употреблять междометия в речи

самост работа; анализ пр-й

п. 62 упр.439

128

Итоговый контроль. Контрольный диктант с грамм заданием.

1

Проверка и оценка знаний

самоанализ самоорганизация

Без задания

129

Пишем правильно (Работа над ошибками в

контрольном диктанте)

1

Повтор

системат знаний

самоанализ самоорганизация

Упр.436

опорные схемы


130

Повторение и систематизация изученного

в 7-м классе

Морфология. Речь


1

Повторение и систематизация

приёмы решения учебно-познавательных проблем; функциональная грамотность

производить морфологический разбор, осознанно и бегло читать тексты

П. 63 упр.443 подготовиться к зачету с.262(морфология)

131

Орфография. Речь

1

Повторение и систематизация

функциональная грамотность

П.64упр.444

132

Р.Р. Свободный диктант или сжатое изложение

1

Повторение и систематизация

Р/р

развитие речи

П. 64 подготовиться к зачету с.270(синтаксис)

133

Синтаксис. Пунктуация. Речь

1

повторение

функциональная грамотность

определять типы связи слов в словосоч, выполнять синтаксич разбор

словарный диктант, работа с текстом, самост раб

п. 65 упр.449

134

Текст

1

практикум

работа с текстом

выполнять речеведческий анализ текста

П. 66 упр.450

135

Р.Р. Повторение признаков публицистического стиля.

1

Р/р повторение

развитие связной речи

выполнять речеведческий анализ текста

П.66

136

Культура речи. Итоги года.

1

Комбинированный урок

Умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка

П.66

Дидактика

Итого

136




Описание учебно-методического
и материально-технического обеспечения
образовательного процесса по предмету
«Русский язык»

Для реализации целей и задач обучения русскому языку по данной программе используется УМК по русскому языку Образовательной системы «Школа 2100» (издательство «Баласс»).

1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучёва, Н.А. Исаева, Е.С. Барова «Русский язык». Учебники для 5, 6, 7 классов.

2. Е.С. Барова, М.Р. Богданова «Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку». Рабочие тетради для 5, 6, 7 классов.

3. Л.Ю. Комиссарова «Дидактический материал по русскому языку», 5 класс.

4. Е.С. Барова, Е.Н. Воронова «Дидактический материал по русскому языку», 6, 7 классы.

5. Н.А. Исаева «Дидактический материал по русскому языку», 8, 9 классы.

6. Е.С. Барова «Сборник диктантов по русскому языку» для 5-7-го классов.

7. Е.С. Барова, Е.Н. Воронова «Наглядные пособия по русскому языку», 5 класс.

8. Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, Е.Н. Воронова, А.Т. Грязнова, Н.А. Исаева. Методические рекомендации по русскому языку. Пособие для учителя, 5, 6, 7 классы.

К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках русского языка, относятся DVD-плеер, телевизор, компьютер, интерактивная доска и др.

Приведём примеры работ при использовании компьютера:

- орфографический и пунктуационный тренинг;

- редактирование (взаиморедактирование);

- создание текста, его коллективное обсуждение;

- создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том числе для представления результатов проектной деятельности.

При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами, искать информацию и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.

Технические средства на уроках русского языка широко привлекаются также при создании классных газет и журналов (компьютер).


.





Приложения

Темы рефератов

  • Употребление фразеологизмов в речи школьников (подростков)

  • Неологизмы современного русского языка, образованные бессуффиксным способом. Активность их употребления.(синий-синь, насыпать-насыпь, вздохнуть-вздох)

  • Активность употребления сложных слов в современном русском языке в среде подростков

  • Многозначные слова и омонимы

  • Значения суффиксов

  • Сложные слова, их образование

  • Роль нейтральных и стилистически окрашенных слов в русском языке

  • Морфема- значимая часть слова

  • Роль знаков препинания в письменной речи и другие...









































Требования к уровню подготовки учащихся 7-го года обучения

По окончании курса учащиеся должны

уметь:

- по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;

- по лексике: пользоваться разными видами словарей;

- по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор наречий и деепричастий; образовывать новые слова с помощью характерных для изученных частей речи способов словообразования;

- по морфологии: давать определения изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи; разли­чать омонимичные формы разных частей речи;

- по синтаксису: образовывать словосочетания с наречием и деепричастием в качестве одного из компонентов; выполнять разбор словосочетаний; составлять предложения с разными видами обсто­ятельств; составлять предложения с разными способами связи между частями;

- по связной речи: составлять предложения с учетом текстообразующих свойств изученных групп слов; использовать синони­мику предложений с деепричастными оборотами и сложноподчи­ненных предложений, стилистически обоснованно использовать предлоги, союзы; использовать частицы в стилистических целях; находить в тексте языковые средства, характерные для публицис­тического стиля речи; излагать подробно, сжато и выборочно текст публицистического стиля; осознанно и бегло читать тексты публи­цистического стиля; описывать внешность, состояние и действия че­ловека; создавать тексты изученных типов речи, тексты, сочетаю­щие в себе разные типы речи.

- по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограмма­ми; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфогра­фические ошибки; правильно писать изученные в 7-м классе слова с непроверяемыми написаниями;

- по пунктуации: находить смысловые отрезки, пунктуационно правильно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуаци­онные ошибки.

Общеучебные умения и навыки:

- анализировать, классифицировать, сопоставлять предложенный учебный материал;

- работать с учебной литературой

- читать учебно-научные тексты изучающим чтением;

- подробно и выборочно пересказывать (устно и письменно) повествовательные тексты художественного и научного стиля речи;

- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности.

Виды самостоятельной работы учащихся:

  • работа с толковым, словообразовательным, грамматическим словарём;

  • подготовка сообщений на лингвистическую тему;

  • составление простого и сложного плана, опорных схем, таблиц для систематизации учебного материала;

  • анализ учебного и художественного текста;

  • выполнение упражнений различного типа, зачётных работ, тестов в форме ГИА.

Подготовка учащихся к ГИА.

Организация подготовки учащихся к ГИА. Подготовка учащихся к ГИА предполагается на каждом уроке. На уроке изучения нового материала с целью повышения мотивации учащихся обращается внимание на значимость данной темы, на изучение особо важных тем отведено большее количество учебного времени. На уроках повторения и обобщения изученного материал по повторению и подготовке к ГИА достаточно равномерно распределён по урокам в течение года и привязан к тем темам, которые изучаются по программе 7 класса. На уроках развития речи отрабатываются речеведческие умения и навыки, необходимые для успешного выполнения экзаменационных творческих работ: изложения и сочинения. В итоговом повторении в конце года предусмотрены специальные уроки культуры речи.

Формы, приёмы и методы подготовки учащихся к ГИА.

- анализ учебно-научных текстов учебника («диалог с текстом», поиск и подбор аргументов);

- анализ художественного текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения;

- устные и письменные высказывания на лингвистические темы;

-различные виды тренировочных упражнений и диктантов;

- зачётные работы, тесты по типу ГИА;

-творческие задания, связанные с формированием умений и навыков построения мини- и макси-текстов, соответствующие возрастным особенностям школьников.

Перечень учебно-методического обеспечения

Учебно-методический комплект:

для учителя

1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И.В. Русский язык: Учебник для 7-го класса основной школы / Под научн. Ред. Акад. РАО А.А. Леонтьева.- Изд. 2-е, перераб - М.: Баласс, 2010 (Образовательная система «Школа 2100»)

2. Барова Е.С., Богданова М.Р. Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку. Подготовка к итоговой аттестации и ЕГЭ. 7 класс. М.: Баласс, 2011.

3. Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Грязнова А.Т. Русский язык. 7 класс. Методические рекомендации для учителя.-М., Баласс, 2008

для ученика

1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И.В. Русский язык: Учебник для 7-го класса основной школы / Под научн. Ред. Акад. РАО А.А. Леонтьева.- Изд. 2-е, перераб - М.: Баласс, 2010 (Образовательная система «Школа 2100»)

2. Барова Е.С., Богданова М.Р. Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку. Подготовка к итоговой аттестации и ЕГЭ. 7 класс. М.: Баласс, 2011.

3. Рабочие тетради к учебнику «Русский язык. 7 класс». М.: Баласс, 2011.

Дополнительные ресурсы:

  • Материалы подготовки к ГИА по русскому языку;

  • Компакт-диски «Уроки русского языка КиМ» (5 - 9 классы), 2011г.

  • Компакт-диск «Репетитор по русскому языку», КиМ, 2010г.

  • Тестовые материалы и ресурсы сети ИНТЕРНЕТ.

Средства обучения: учебники, словари, таблицы, электронные учебники, дидактический материал на печатной основе, видеоприставка, компьютеры, мультимедиапроектор.

1. Печатные пособия. Таблицы:

Грамматика русского языка (в таблицах и схемах) С. К. Каменовой (2002, 6 с.). Таблицы по русскому языку «Орфография и пунктуация» Л. П. Абросимовой (15 шт., 70x50 см, ламинированные). Таблицы «Грамматика русского языка». Е. Г. Чендулаевой (8 шт.).

2. Информационно-коммуникационные средства:

-1С : Репетитор. Тесты по орфографии. - М. : ЗАО «1С», 2008. - 1 электрон, опт. диск (СВ-ЮМ).

-1С : Репетитор. Тесты по пунктуации. - М. : ЗАО «1С», 2009. - 1 электрон, опт. диск (СО­КОМ).

-Русский язык + Варианты ЕГЭ. - М. : ЗАО «1С», 2009. - 1 электрон, опт. диск (СВ-КОМ).

-Готовимся к ЕГЭ. Версия 2.0. Русский язык : решение экзаменационных задач в интерактив­ном режиме. - М. : Просвещение МЕДИА, 2005. - 1 электрон, опт. диск (СВ-КОМ).

-1С : Репетитор. Русский язык. - М. : АОЗТ «1С», 2005. - 1 электрон, опт. диск (СВ-КОМ).

-Фраза : обучающая программа-тренажер по русскому языку / Гуру-Софт. - М. : ЗАО «Новый диск», 2009. - 1 электрон, опт. диск (СВ-КОМ).

Список литературы

1. Новые государственные стандарты школьного образования. АСТ. Астрель, М., 2006.

2. Примерные программы основного общего образования. М., Просвещение, 2009.

3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2010-2011 учебный год.

4. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И.В. Русский язык: Учебник для 7-го класса основной школы / Под научн. Ред. Акад. РАО А.А. Леонтьева.- Изд. 2-е, перераб - М.: Баласс, 2010 (Образовательная система «Школа 2100»)

5. Барова Е.С., Богданова М.Р. Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку. Подготовка к итоговой аттестации и ЕГЭ. 7 класс. М.: Баласс, 2011.

6. .Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Методические рекомендации для учителя к учебнику «Русский язык. 7 класс», Баласс, 2008.

7. Образовательная программа по курсу "Русский язык" (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина//Образовательная система "Школа 2100". Сборник программ под науч. ред. А.А. Леонтьева). М., Баласс, 2008.

8. Барова, Е. С. Сборник диктантов для 5-7 классов : пособие для учителя и учащихся / Е. С. Ба­рова ; под ред Е. В. Бунеевой. - М.: Баласс, 2010.

9. Балашова, Л. В. Русский язык и культура общения : практикум : в 2 ч. / Л. В. Балашова; под ред. 0. Б. Сиротиной. - Саратов : Лицей, 2002.

10. Богданова, Г. А. Тестовые задания по русскому языку. 7 класс / Г. А. Богданова. - М. : Просве­щение, 2009.

11. Гайбарян, О. Е. Диктанты с грамматическими заданиями / О. Е. Гайбарян, А. В. Кузнецова. -М.: Ростов н/Д.: МарТ, 2003.

12. Лекант, П. А. Справочник школьника по русскому языку : 5-11 классы / П. А. Лекант, Н. Б. Самсонов ; под ред. П. А. Леканта. - Изд. 2-е, испр. - М.: Оникс : Мир и образование, 2006.

13. Розенталъ, Д. Э. Сборник упражнений и диктантов по русскому языку : 5-11 классы / Д. Э. Розенталь. - М. : Оникс : Мир и образование, 2005.

14. Светлышева, В. Н. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации : 5-7 классы / В. Н. Светлышева, О. А. Давыдова. - Изд. 3-е, стереотип. - М. : Дрофа, 2001.

15. Скрябина, О. А. Русский язык. Орфография. Пунктуация / О. А. Скрябина. - М, : Просве­щение, 2006.

16. Федорова, М. В. Уроки русского языка в 7 классе / М. В. Федорова. - М. : Просвещение, 2001.

17. Черников, И. Н. Сборник диктантов с лингвистическим заданием для старших классов / И.Н. Черников, С. С. Петровская, Г. М. Шипицына. -М. : Русское слово, 2003.

Лингвистические словари

Баранов, М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка / М. Т. Баранов. - М. : Просвещение, 2006.

Тихонов И.Т. Школьный словообразовательный словарь. М.: Просвещение, 2005.




© 2010-2022