Урок русского языка в 9 классе Тема. Повторение темы «Синтаксис и пунктуация сложного предложения»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Константиновская школа» Симферопольского района Республики Крым

Учитель первой категории Кириченко Т.В.


Урок русского языка в 9 классе

Тема. Повторение темы «Синтаксис и пунктуация сложного предложения».

Цель: закрепить и систематизировать знания о сложном предложении, навыки постановки знаков препинания в нем; развивать чувство языка, грамотность; воспитывать внимательность.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, дидактический материал, карточки.

Осознание специфики

сложного предложения -

важнейший шаг к

развитию культуры речи.

К. Шульжук

Ход урока.


  1. Актуализация опорных знаний учащихся.

  1. Словарный диктант.

Искусство слова, гениальный русский писатель, литературный труд, душевная красота, жизненные проблемы, необыкновенное мастерство, нравственные ценности, характер человеческих чувств, духовное богатство.

  1. Практика по методу «Клубок».

Составьте со словосочетаниями из словарного диктанта предложения.

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Метод «Ассоциативная звезда» ССП, СПП, БСП.

Учащимся необходимо определить, какие карточки относятся к ССП, СПП и БСП.

  1. Объявление темы и цели урока.

  2. Восприятие учащимися учебного материала.

Слово учителя.

Л.Н. Толстой - великий русский писатель, который прошел долгий и сложный путь творческих исканий и духовного совершенствования. Лев Толстой - прозаик, драматург, историк, психолог человеческой души, видный общественный деятель, учитель. Ребята, давайте вспомним, какие произведения написал Л.Н. Толстой? (ответы девятиклассников).

1. Игра-упражнение «Угадай».

На доске написаны три предложения, в своей структуре имеющие много общего, но чем-то отличающиеся. Перед игрой эти предложения прочитываются, расставляются пропущенные знаки препинания. Затем к доске приглашается один ученик, которому вручается карточка с одним из предложений, записанных на доске. Он характеризует это предложения, не называя входящих в него слов. Ученики должны угадать его по некоторым отличительным признакам.

  1. В осеннюю пору хорошо в лесу: воздух особенно свеж, повсюду разнообразный запах прелых листьев и оттаявшей земли (Л. Толстой).

  2. На левом фланге, куда мне приказано явиться, происходила жаркая битва (Л. Толстой).

  3. Ветер не уменьшался, и пошел снежок (Л. Толстой).

  1. Выборочная работа.

  • Чтение учителем текста.

Когда я приехал домой, разделся и подумал о сне, я увидал, что это совершенно невозможно. У меня в руке было перышко от ее веера и целая ее перчатка, которую она дала мне, уезжая, когда садилась в карету, и я подсаживал ее мать и потом ее. Я смотрел на эти вещи и, не закрывая глаз, видел ее перед собой то в ту минуту, когда она, выбирая из двух кавалеров, угадывает мое качество, и слышу ее милый голос, когда говорит: «Гордость? да?» - и радостно подает мне руку или когда за ужином пригубливает бокал шампанского и исподлобья смотрит на меня ласкающими глазами. Но больше всего я вижу ее в паре с отцом, когда она плавно двигается около него и с гордостью и радостью и за себя и за него взглядывает на любующихся зрителей. И я невольно соединяю его и ее в одном нежном, умиленном чувстве (Л. Толстой).

Задание к тексту.

- Докажите что перед вами текст.

- Найдите предложение с подчинительной и сочинительной связью.

- Сделайте полный синтаксический разбор этого предложения. Постройте схему.

  1. Метод «бахрома».

На доске записано предложение, необходимо его охарактеризовать с помощью карточек, построить схему.

Всякая охота тем хороша, что имеешь дело с природой.

  1. Конструирование предложения по его началу.

Если бы я был царь, то издал бы закон, что писатель, который употребил слово, значение которого он не может объяснить, лишается права писать и получает сто ударов розог (Л. Толстой).

Даже те редкие минуты нежности, которые наступали между ними, не успокаивали ее: в нежности его теперь она видела оттенок спокойствия, уверенности, которых не было прежде и которые раздражали ее (Л. Толстой).

- графически выделите части сложных предложений, определите вид связей, постойте схемы.

5. Графический диктант.

1) Он погонял уставшую уже лошадь, чтобы скорее проехать эти толпы (Л. Толстой).

2) Все это смешно показалось Оленину: точно эти казаки играли в солдат (Л. Толстой).

3) Метель становилась сильнее и сильнее, и сверху снег шел сухой и мелкий (Л. Толстой).

6. Переведите предложение с русского языка на украинский. Определите вид сложного предложения.

Всякому человеку, для того чтобы действовать, необходимо считать свою деятельность важною и хорошею (Л. Толстой).

Кожнiй людинi, для того щоб дiяти, потрiбно лiчити свою дiяльнiсть важливою та доброю.

  1. Подведение итогов.

  2. Домашнее задание.

Повторить теоретический материал, упр. 421.



© 2010-2022