РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Мне, как и каждому учителю, хочется, чтобы мои ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В современном информационном обществе полученные знания имеют тенденцию к потере важности в пользу способностей приобретать новые знания. Чтобы хорошо управляться с информацией учащимся придется овладеть практическими мыслительными навыками. Поэтому вопросы активизации познавательной деятельности школьников относят к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Из опыта работы

учителя русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 39 города Краснодара

Шкуропат Людмилы Владимировны

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития…


Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности


В. А. Сухомлинский


В последнее время перед школой стоит важная задача - повысить уровень обучения, пробудить интерес к знаниям, поднять их престиж. Решение этой задачи обеспечивается многими факторами: содержанием обучения, методами и приемами работы учителя на уроках и внеклассных занятиях, развитием познавательного интереса к изучению русского языка.

Снижение интереса к русскому языку, его точности и выразительности побудило меня использовать в своей работе нетрадиционные формы преподавания русского языка, так как занимательные задания своей необычностью, новизной и нестандартностью подачи материала стимулируют познавательную деятельность учащихся. Нетрадиционные уроки позволяют поставить учащихся в активную коммуникативную позицию, проявить деятельностный подход к усвоению новых знаний, умений и навыков. Поэтому считаю важным показать целесообразность использования игровых форм в урочной и внеурочной деятельности, так как игра способствует повышению учебной мотивации учащихся. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организаций педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Основными принципами своего урока считаю:

  1. Востребованность темы учениками, интерес к уроку, понимание, где и когда она пригодится.

  2. Учет возрастных и психологических особенностей ученика. Урок должен стать диалогом, уроком сотрудничества.

  3. Сочетание четырех факторов: обучения, воспитания, развития, творчества.

  4. Разнообразие типов урока.

Реализация игровых приемов и ситуаций на уроке происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, чтобы нацелить ребят на успешное выполнение учебного задания - ученик должен ощутить себя «творцом»; учебная деятельность подчиняется правилам игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Почему я предпочитаю игровые технологии?

  1. Игра способствует усвоению знаний не по необходимости, а по желанию самих учащихся и проходит не формально, а заинтересованно, живо.

  2. Игра дает возможность учащемуся оценить себя на фоне других учеников.

  3. Игра расширяет кругозор, развивает находчивость, смекалку, и, следовательно, происходит активизация познавательной деятельности, так как у ребенка азарт игры сильнее страха неуспеха.

  4. Игра требует сотрудничества всего коллектива. Она создает атмосферу здорового соревнования, мобилизует творческие возможности учащегося, так как от него зависит не только личная отметка, но и победа команды.

Можно выделить следующие уроки:

  • Урок-конференция

  • Урок-диспут

  • Урок-аукцион

  • Урок-экзамен

  • Урок-конкурс

  • Урок-путешествие

  • Урок-КВН

  • Урок-семинар

  • Урок-турнир

Игра может с успехом использоваться в разных по типу уроках: объяснения нового материала, комбинированных, повторения и обобщения изученного материала, закрепления изученного. Результатом является развитие речевой грамотности учащихся, развитие мышления, памяти, развитие языкового чутья.

Например, при изучении темы «Лексика» учащимся были предложены следующие задания: «Нарисуй карту», где нужно подписать изученные термины; «Собери предложение», «Найди слово», «Отгадай пословицу», «Нарисуй фразеологизм» и т.д.

На уроке-путешествии «В страну Лингвинию» капитаны экипажей проводили «переговоры с аборигенами»: переводили на русский литературный язык следующие предложения:

  1. В буреломе ховаются волки.

  2. Чего ты, мой милый, чего там шукаешь?

  3. Молодой казаче, чего зажурился?

  4. Время самое настало из неволи утикать.

Несколько человек вели судовой журнал - увлекательный рассказ о своем путешествии, используя подходящие по смыслу фразеологизмы:

Ни жив ни мертв, как рыба в воде, не вешать носа, не терять голову, не в своей тарелке, путеводная звезда, засучить рукава, навострить уши, владеть собой, между жизнью и смертью, в сорочке родиться, выйти сухим из воды, один за всех и все за одного, наломать дров, упустить из виду, тут как тут, сложить руки, тряхнуть стариной, море по колено и другие.

Китайская пословица «Скажи мне - я забуду. Покажи мне - я могу запомнить. Позволь мне сделать самому - и это станет моим навсегда» как нельзя лучше характеризует игровые технологии.

© 2010-2022