Формирование практической грамотности пятиклассников через развитие памяти, внимания, мышления

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАОУ «Демиховский лицей»











Формирование практической

грамотности пятиклассников

через развитие

памяти, внимания, мышления.





Формирование практической грамотности пятиклассников через развитие памяти, внимания, мышления.





Подготовила: Туганова О.Н.,

учитель русского языка и литературы





Концепция модернизации Российского образования определила развитие системы образования. Целью образования становится овладение учеником различных компетенций. Орфографическая грамотность - языковая компетентность, способная помочь в реализации жизненных задач. Цель обучения при таком подходе - не только номинальная, но и ценностная. С другой стороны, изменение целей обучения влечет за собой изменение подходов к обучению. Поэтому обучение орфографической грамотности на уроках русского языка по старым методикам и учебникам становится менее результативным и все более проблематичным.


Одной из главных задач уроков русского языка в школе была и остается задача формирования у школьников орфографической и пунктуационной грамотности. Несмотря на огромное количество рекомендаций, проблема грамотности остается одной из загадок методики преподавания русского языка.

Русский язык считается одним из самых трудных предметов изучаемых в школе, несмотря на то, что знание родного языка дается с детства. Русский язык - это сложная дисциплина, требующая большого труда. Ясно, что обучение родному языку должно включать в себя три составляющих: языкознание, психологию и методику.

Я хотела бы поделиться своими наработками в этом направлении.

По оценкам психологов, на успеваемость обучающихся влияют более 200 факторов. Оказалось, что фактором номер один, воздействие которого на успеваемость гораздо сильнее, чем другие, это фактор - скорость чтения. Быстро читают те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания.

Для развития зрительной оперативной памяти используются зрительные диктанты, разработанные И.Т. Федоренко. Профессор И.Т. Федоренко более четверти века назад жил в Харькове и руководил лабораторией экспериментальной дидактики.

Технология такова. Восемь наборов по шесть предложений в каждом. Особенность предложений такова, что с каждым набором постепенно происходит наращивание предложений на одну - две буквы. Каждое предложение из набора напечатано на отдельном листе. Время экспозиции колеблется от 4 до 8 секунд. Ученикам предлагается записать увиденное предложение по памяти. На набор уходит 5-8 минут от урока. Только после того, как почти все учащиеся успевают запомнить предложение, пишут самостоятельно, можно переходить к очередному набору. В среднем на один набор предложений уходит три дня.

За два месяца можно развить оперативную память, но при условии, что зрительные диктанты должны писаться ежедневно, если писать с перерывами - результата не будет.

Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается.

Запись предложений учащегося производится на листочках. Листочки собираются, но оценки не ставятся, и детям не возвращаются.

Я убедилась на практике в полезности этих тренировочных упражнений. Они помогают развивать зрительную память не только в написании слов, но и в правильном написании слов со сложными орфограммами, а также в постановке знаков препинания. Кроме того позволяют эффективно тренировать оперативную память учащихся, отрабатывать навыки чтения, способствует формированию орфографической зоркости.

Продолжая традиции систематической работы со зрительными диктантами, разработанными И.Т. Федоренко, предлагаю свои наборы предложений. А использование экрана проектора при демонстрации предложений значительно экономит время на уроке.

В среднем на каждый набор уходит три дня, а всего два месяца. За этот небольшой срок можно развить оперативную память.


Помощь в освоении русского языка как предмета через развитие внимания, памяти, мышления, на мой взгляд, предоставляет Нейролингвистическое программирование.

В основу НЛП положено следующее научное представление: известны пять основных способов, с помощью которых люди воспринимают мир. Мы можем видеть, слышать, чувствовать, нюхать, пробовать на вкус.

Учёные установили, что в первую очередь мир воспринимается зрительно (визуальная система восприятия), на слух (аудиальная система восприятия), в ощущениях (кинестетическая система восприятия).

Система, которая используется чаще, чем другие, считается предпочитаемой репрезентативной системой человека. Она используется как сознательно, так и бессознательно. Демонстрируя предпочтение одной репрезентативной системы, человек тем не менее использует и другие. Ведущая репрезентативная система формирует обобщённый тип личности: визуалы, аудиалы, кинестетики. Все это выясняется при помощи тестов.

Не имея специального психологического образования, ссылаюсь на данные ученых о том, в обычном классе примерно у половины учащихся достаточно развиты визуальные, аудиальные и кинестетические способности. Остальные дети отдают предпочтение одной модальности.

Кроме того, исследования психологов свидетельствуют, что ведущая модель построения мира зависит от возраста. Так ученики начальной школы в основном кинестетики, средней - более аудиалы, а в старшей - более визуальны.

Работая с учеником-визуалом, используются слова, описывающие цвет, размер, форму, важное акцентируется другим цветом мела на доске. Используются всевозможные схемы, таблицы, наглядные пособия. Учащиеся 5-6 класса записывают орфографические правила в виде схем, используя яркие цвета, сокращения, позволяющие быстрое использование изложенного материала.

Хорошо «работает» упражнение «Корректирующая проба», когда за отведенное время дается задание зачеркнуть, например, во всём тексте букву «е», а подчеркнуть букву «и».


Работа над зрительным образом слова. К.Д. Ушинский писал: «Ребенок мыслит образами» Ассоциативный метод, действительно, здесь очень целесообразен. У трудного слова появляется рисунок помощник, орфограмма увязывается с ярким образом, цветом, формой, звучанием, действием, благодаря этому срочно запоминается нужная буква. Суть этого метода состоит том, что младший школьник для того, чтобы запомнить слова, выполняет рисунки на буквах, которые вызывают трудность при написании.

Рисунок надо делать только на тех буквах, которые вызывают затруднения при написании, иначе происходит «нагромождение» образов. Рисунок - обязательно должен соответствовать смыслу слова. Процесс этот столь увлекательный, столь и полезный. Дети с удовольствием рисуют, что не только позволяет им запомнить словарные слова, но и развивает воображение. А писать и одновременно рисовать - запоминать трудную букву будет интересно, весело и легко: ты становишься волшебником - ведь обычная буква «О» превращается то в циферблат часов, то в спасательный круг, то в планету. Например : гОрох (вместо буквы О на карточке нарисована горошина), погода ( вместо буквы О нарисовано солнышко).

Подводя итоги такого весёлого конкурса идей, учитель отмечает удачные ответы ребят и предлагает их вниманию заранее подготовленную карточку-картинку. Эта картинка хорошо запоминается и легко всплывает в памяти, когда это нужно. Со временем навык сокращается и нужное слово мы вспоминаем без промежуточной картинки.

Такой прием запоминания психологи называют мнемотехническим и считают самым интересным и наиболее тренирующим и лучшим для запоминания не смысловой информации.


Работа с аудиалами предполагает восприятие и передачу информации на слух. На этом этапе используется многократное повторение слов с четкой артикуляцией, при этом большое значение имеют зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные ощущения.

Составление рифмовок. Дети очень радуются, когда множество веселых шуточных стихов и рифмовок помогают им узнать "очень опасные" слова, учат писать правильно. При хоровой декламации рифмовок ученики сопровождают чтение непроизвольным ритмическим движением головы, рук, ног. Эти движения подтверждали одно из мудрых изречений о том, что движение ума ребенка начинается тогда, когда есть движение его тела, его руки. Ритм непроизвольно и значительно интенсифицирует процесс обучения. Рифмованные упражнения могут читаться хором или индивидуально, громко, тихо, шепотом, цепочкой, построчно. Полезно проводить орфографические чтения шепотом, читая так школьники вынуждены четко артикулировать.

Для запоминания трудных слов, слов-исключений из правил и т.д. применяется «Метод Цицерона». Учитель записывает слова на доске или демонстрирует их на экране. Учащиеся: 1.Читают слова вслух. 2.Закрывают глаза. 3.»Расставляют» слова в своей комнате (в своём шкафу и т.д.) 4. Восстанавливают список слов, вспоминая комнату и «собирая» по ней слова.

Диктант «Проверю себя», когда ученик пишет слова с пропуском букв, в написании которых сомневается. После диктанта дети спрашивают и только потом вставляют нужную букву.

Диктант «Проверяю себя» - вид обобщающего диктанта, отличающийся высоким уровнем самоконтроля учащихся; разрешается спрашивать учителя, пользоваться словарем, справочником и прочим. Вопросы и другие способы самопроверки поощряются (если вопросы задаются не ради показной активности), исправления тоже. Диктант «Проверяю себя» способствует выработке орфографической зоркости, критического отношения к собственному тексту. Вызывает у учащихся интерес.


Дети-кинестетики, по наблюдениям ученых, являются самыми отстающими в обучении детьми в связи с неразвитостью ведущих в образовании модальностей. А построить обучение на ощущениях проблематично. Предлагается использовать с учеником-кинестетиком жесты, прикосновения, упражнения типа «Сенсорный футбол»


Орфографическое правило - это способ действия, инструкция, алгоритм, содержащий условия выбора той или иной орфограммы.
Алгоритмы способствуют развитию у учащихся логического мышления, формированию навыков самоконтроля при решении орфографической задачи. Задача работы с алгоритмом - предупредить ошибку на начальном этапе работы по теме и не допускать повторения ее. Приемы введения алгоритмов могут быть разнообразными. Методисты рекомендуют составлять алгоритмы так, чтобы в них было не более трех мыслительных операций. В 5-6 классах учитель дает учащимся алгоритмы к определенным правилам, а в 7-9 классах учащиеся самостоятельно или под руководством учителя составляют такие алгоритмы. Простота и наглядность модели алгоритма тоже способствуют более успешному его усвоению.
Работа по алгоритму предполагает несколько этапов:
1. Знакомство с правилом и алгоритмом применения.
2. Рассуждение по алгоритму вслух и графическое обозначение орфограммы.
3. Графическое обозначение орфограммы и рассуждение вслух по памяти, без опоры на алгоритм. Слабым учащимся в процессе практического применения разрешаю заглядывать в алгоритм.
4. Далее учащиеся работают в парах самостоятельно, обозначают орфограммы, выполняют взаимопроверку.
Постоянное использование алгоритмов позволяет построить систему работы по усвоению способов действий. Алгоритмы позволяют лучше осмысливать теоретический материал, применять его на практике, формировать обобщенные орфографические и пунктуационные умения и навыки.

Много внимания уделяю игровым, занимательным формам работы, потому что необходимо пробудить интерес и веру в свои силы в каждом ученике. Игра-спутник жизни детей. Работы психологов показывают, что дети испытывают большую потребность в игре, которая обеспечивает заинтересованное восприятие учащихся учебного материала, активизирует деятельность, содействует развитию воли, памяти, мышления.

Игровых, занимательных форм работы очень много. В качестве иллюстрации приведу несколько игр.

  1. Игра «Помоги Пете Ошибкину». В слове "вьюга" Петя Ошибкин написал твёрдый знак, так объяснив выбор орфограммы: после приставки "в-" перед гласной "ю", с которой начинается корень "юг", пишется твёрдый знак. Согласны ли вы с Петей?

  2. Игра «Зоркий глаз». Объявляется конкурс на самого зоркого. Кто найдёт в тексте словарного диктанта самое большое количество орфограмм?

  3. Игра «Эстафета». Напиши правильно: стюарде…а, гри…аса, га…ерея, ко…ерсант, а…ликация, ветер…нар, а…улировать и др.

  4. Игра «Справочное Бюро». Выберете слово, соответствующее лексическому значению: колорит, компонент, комфорт, компромисс (составная часть чего-либо); констатировать, конспирировать, конкурировать, консультировать (сплотить кого-либо для усиления деятельности).

  5. Игра «Угадайка». Учитель называет опознавательные признаки орфограмм, учащиеся должны узнать орфограммы и назвать слова с ними; затем эти слова записать в тетрадь.

Характерно то, что занимательность одинаково действенна для всех категорий учащихся, но в отношение к деятельности слабоуспевающих она имеет особый смысл.

Использование различных подходов к обучению делает обучение личностно-ориентированным, решает проблему индивидуализации в обучении и ценностного подхода к формированию орфографической грамотности как показателя культуры человека, коммуникативной компетенции ученика.





















© 2010-2022