Организация учебного исследования на уроках русского языка

       Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС).            Перед школой ставятся более сложные задачи, среди которых - всестороннее развитие личности в процессе обучения, в том числе и на основе активизации исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка, что является одной из важнейших предпосылок в формировании и развитии творческого потенциала человека. Исследовательская деятельность, используем...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация учебного исследования на уроках русского языка.Организация учебного исследования на уроках русского языка.Организация учебного исследования на уроках русского языка.Организация учебного исследования на уроках русского языка.Организация учебного исследования на уроках русского языка.Организация учебного исследования на уроках русского языка.Организация учебного исследования на уроках русского языка.Организация учебного исследования на уроках русского языка.Организация учебного исследования на уроках русского языка.Организация учебного исследования на уроках русского языка.Организация учебного исследования на уроках русского языка.Организация учебного исследования на уроках русского языка.Организация учебного исследования на уроках русского языка.Организация учебного исследования на уроках русского языка.Шмидт Лариса Владимировна

МБОУ Зайццевореченская ОСШ

п. Зайцева Речка

Организация учебного исследования на уроках русского языка.

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС).

Перед школой ставятся более сложные задачи, среди которых - всестороннее развитие личности в процессе обучения, в том числе и на основе активизации исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка, что является одной из важнейших предпосылок в формировании и развитии творческого потенциала человека. Исследовательская деятельность, используемая как метод (частично-поисковый, метод проблемного обучения) или как самостоятельная деятельность, позволяет решить многие задачи, стоящие перед современной школой.

Говоря об исследовательской деятельности, необходимо различать два вида исследований: научное и учебное.

Учебное исследование - деятельность, главной целью которой является образовательный результат; она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.

Следовательно, применительно к образовательному процессу школы. Каждому педагогу известно, что дети уже по природе своей - исследователи.

С педагогической точки зрения не важно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное, много раз открытое до него. Механизмы творческого мышления задействованы одни и те же, что и у взрослого творца, открывающего принципиально новое. Именно этот опыт- опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым ценным приобретением ребёнка.

Популярно и актуально на сегодняшний день проблемное обучение, в котором существует особый вид урока - урок-исследование. Одним из возможных способов повышения эффективности и выбора проблемы исследования является опорный конспект, который по своей сути представляет вторичный текст, так как в нем в краткой форме передаются основные сведения текста исходного. При этом могут использоваться сокращения, различные знаки, символы, графические выделения. Часто опорный конспект представляет собой рисунок или схему, иногда таблицу. Психологи отмечают, что преобразование учеником информации, перевод ее в другую, более наглядную форму способствует лучшему пониманию и усвоению знаний. Поэтому важно, чтобы у детей выработалось умение составлять опорные конспекты в различных формах. На своих уроках я работаю с опорными конспектами, начиная с 5 класса. Вначале опорные конспекты ученикам даю в готовом виде, по которым они составляют связный ответ по темам, затем составляем вместе с учащимися, а начиная с 7 класса учащиеся самостоятельно справляются с этим заданием. Например, при изучении темы «Суффиксы причастий» составлен учащимися такой опорный конспект, по которому легко можно ориентироваться в правописании суффиксов действительных и страдательных причастий.

Суффиксы причастий

Действительные Страдательные

Наст.вр. Прош. вр. Наст.вр. Прош. вр.

-ущ- , ( от гл. -вш- -ем- ( от гл. -нн-

- ющ- I спр.) -ш- - ом- I спр.) -енн-

-ащ-, ( от гл. -им- ( от гл. I I спр.) -ённ- -ящ- I I спр.) -т-

Таким образом, умение составлять опорный конспект - одно из важных общеучебных умений, которое подготавливает учеников к презентации своих знаний.

Сказать не побольше, а получше - принцип, определяющий «язык» урока-исследования, который даёт возможность формировать умение думать, размышлять, сопоставлять, делать выводы. Он строится по определённой схеме. В начале урока ставится проблема, которая решается учащимися в группах, работающих в разных направлениях. Дети выдвигают гипотезу, подтверждают либо опровергают её, опираясь на художественный текст. Коллективное обсуждение приводит к решению главной проблемы. Приведу пример урока в 8 классе на тему «Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым». Провожу деловую игру на этапе повторения: учащиеся - учёные, и им нужно в творческих группах исследовать текст с точки зрения лексико-стилистической, с точки зрения орфографии и пунктуации. Текст у каждого «учёного - исследователя».

Лес вечен. Он, словно сказочная птица, возрождается, но для этого ему нужно 100-150 лет - таков возраст «спелого» леса. Свалить вековую сосну - дело нехитрое. А за деревьями - лес. Лес - это климат, источник здоровья. Лес - это отдых. Грибы, ягоды, орехи - словом, самые различные дары получаем мы от леса. Леc - наш добрый, зелёный друг - должен быть заботой каждого взрослого, каждого школьника.

Проводится комплексный анализ текста по заданиям. По окончании работы каждая группа представляет свой отчёт. Проводится беседа о бережном отношении к природе.

Ученики класса рецензируют сообщения. Затем каждая группа «исследователей» получает задания для работы со словом «возрождается». Рассматривают его звуковой и буквенный состав, проводят фонетический разбор, морфемный, словообразовательный анализ, морфологический разбор.

Одна из групп работает со словарями - толковым, словарём синонимов.

После выступления учащихся появляется комплексный анализ слова. После этого проводится беседа о бережном отношении к слову.

В течение всего урока звучит монологическая речь, ученики учатся проводить комплексный анализ текста, отрабатываются навыки работы со словарями. Текст позволяет воспитывать бережное отношение к природе, а тренировочные упражнения - культуру общения и устной речи.

Важно подчеркнуть, что организация учебного исследования на уроках формирует все компоненты исследовательской культуры школьника:

- мыслительных умений (анализ и выделение главного; сравнение;

обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);

- умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;

- умений, связанных с культурой устной и письменной речи.

На таких уроках знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.

Литература

Дейкина, А. Д. Новации в методике преподавания русского языка / А. Д. Дейкина // Русский язык в школе. - 2002. - №3. -с. 105.

Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 321 с.



© 2010-2022