- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по русскому языку на тему: Мягкий знак - показатель мягкости согласных
Урок по русскому языку на тему: Мягкий знак - показатель мягкости согласных
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Карпова А.А. |
Дата | 12.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: Мягкий знак - показатель мягкости согласных.
Цель:
- познакомить учащихся с новой буквой - мягкий знак, - как показателем мягкости согласных;
- формировать навык чтения буквосочетаний и слов с мягким знаком;
- продолжать формировать понятие звук - буква, твердость, мягкость согласных;
- обогащать словарный запас учащихся;
-уточнять и расширять лексический запас слов;
Коррекционная цель:
- развивать связную речь, память, внимание, зрительное восприятие;
- развивать фонетико-фонематический слух, мелкую моторику рук; логическое мышление, ориентировку в малом пространстве;
Воспитательная цель:
- воспитывать аккуратность, самостоятельность, работоспособность, интерес к родному языку.
Вид урока: урок усвоение новых знаний.
Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование:
Информационный материал:
«Русская азбука» учебник для 1 класса в 2-х частях, В.Г.Горецкий, В.А,Кирюшкин. Москва «Просвещение» 2012
Демонстрационный материал:
плакат «Город букв», образцы букв, иллюстрация «корабль на мели», домики для букв, снежинки со словами, раздаточный материал: таблица слогов, слова на карточках, иллюстрации животных; карточки с вышитой буквой -ь, дидактическая игра «Волшебный мешочек»,
Интерактивный материал:
Презентация к уроку по теме: « Мягкий знак - показатель мягкости согласных»
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Проверка средств коррекции.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
- Проверь дружок, готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке -
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь.
II. Актуализация опорных знаний учащихся
1. «Берег ожидания».
-Посмотрите на карточки-подсказки и догадайтесь, чем мы будем интересным заниматься сегодня на уроке?
2.Языковая разминка. Чтение слов, написанных на снежинках, прикреплённых на доске.
- Ребята, снимите с доски последние снежинки, чтобы они растаяли у вас в руках и поскорее бы наступила весна. Прочитайте слова.
- Скажите, а какое слово лишнее и почему? (ключ)
3.Работа над многозначностью слова.
- Объясните, что такое ключ? Какие бывают ключи?
4.Чтение стихотворения в учебнике.
-индивидуально;
-цепочкой
- наизусть.
III. Мотивация обучения учащихся.
1. Отгадывание загадки. Составление звуковой модели слова.
Белый камушек растаял,
На доске следы оставил. (Мел).
- Составьте слово на доске. МЕЛ
- Сделайте звуковой анализ слова. = ∙ -
- Сколько букв? Сколько звуков?
2. Рассказ учителя.
- Ребята, к нам сегодня на урок пришла новая буква.
Я хотела узнать - как её зовут. Но она всё время молчит. Вы не знаете, почему? (потому что она не имеет звука, не может никакого звука произносить). У неё есть только имя - МЯГКИЙ ЗНАК. Это волшебная буква. Она обозначает мягкость предыдущего согласного.
Вы сейчас в этом убедитесь.
- Послушайте, что она думает…..
Я - волшебник. Захочу
Появлюсь и превращу
Мел, которым пишут в школе,
в мель, опасную на море.
Кто волшебник - отгадай,
Выше руку поднимай.
- Посмотрите, Ь встал в конце слова и произошло волшебство, слово мел превратилось в слово МЕЛЬ.
- А что это такое?
МЕЛЬ - это неглубокое, мелкое место в реке, озере или море.
- Изменяется ли звуковая модель слова? Почему? Будем ли мы Ь обозначать графическим знаком? ( нет).
IV. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы будем изучать букву Ь, которая указывает мягкость согласного. Будем читать слова с этой буквой.
V. Первичное восприятие и осознание нового материала.
1. Знакомство с Ь.
Ь - хитрый знак
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
- Живет в белом домике, нем как рыба.
- На что похожа буква? Р - Ь
Буква Р перевернулась -
Мягким знаком обернулась.
2.Констуирование Ь.
- Из каких частей состоит Ь?
- Пощупайте Ь вышитый нитками, пуговицами.
3.Моделирование.
Вам надо собрать Ь из различных частей.
4. Зрительная гимнастика. Физкультминутка с воздушными шариками.
Ловко мячиком играем
Все движенья повторяем.
Вверху мячик подержу
На него я погляжу.
Мячик ниже опускаю
Его взором провожаю.
Вправо, влево повожу
Глазками за ним слежу.
Глазки сильно закрываю
Мяч за спину убираю.
Вновь глаза я открываю,
Мяч на место помещаю.
На носочки встанем - потолок достанем.
Сколько раз ударю в бубен,
Столько раз дрова разрубим
Сколько покажу кружков,
Столько выполнишь прыжков.
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге.
Потянулся он со сна:
К нам опять пришла весна.
Чтоб опять набраться сил,
Головой медведь крутил.
Наклонился взад-вперёд,
Вот он по лесу идет.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки -
Для медведя витаминки.
Наконец медведь наелся
И на брёвнышке уселся.
VΙ. Закрепление и осмысление знаний учащихся.
1. Чтение слогов на карточках по цепочке.
2. Развитие фонетико-фонематичного слуха.
- Дидактическая игра « Волшебный мешочек»
Достаньте предмет из волшебного мешочка, назовите его, и скажите, где в этом слове находится Ь.
3. Чтение слов на карточках.
- Прочесть своё слово и повесить на доске.
- Хором прочесть.
4. Отгадывание загадок
-
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки.
Дарит мягкие перинки. (гусь)
-
Сквозь грохот пушек и огонь
Бойца проносит верный… (конь)
-
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (ель)
-
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (олень)
-
Спит на льдине целый день,
Толстый маленький (тюлень)
- Ребята, что лишнее? Почему?
5. Заселение Ь в город букв.
- Ребята, куда мы поселим Ь в город букв?
6.Закрепление нового материала при просмотре презентации.
VΙΙ. Итоги урока. Рефлексия.
- Давайте подведем итоги урока.
- С какой буквой познакомились? Обозначает ли эта буква звук?
- Что обозначает Ь?
- В каком домике живет?
- Что мы планировали в начале урока? Выполнили все задания?
- Вы молодцы. Все хорошо отвечали на уроке.
- Наш сегодняшний урок хотела бы закончить стихотворением, посвященным Ь.
Что за буква? Кто узнает?
Звука не обозначает.
Может только показать,
Как согласный прочитать.
В руки взял он длинный шест -
Получилось слово 6.
Не могу понять никак
Ты волшебник, Ь?