Творческий отчет по теме Проблемное обучение как способ активизации мыслительной деятельности обучающихся

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Творческий отчет учителя русского языка и литературы Бараховой Т.С.

Добрый день. Я Барахова Татьяна Сергеевна учитель русского языка и литературы школы № 11.

Тема моего выступления «Проблемное обучение как способ активизации мыслительной деятельности обучающихся.

Считаю, что проблемное обучение в современной системе образования занимает особое место, так как сегодня нормой становится жизнь в постоянно меняющихся условиях, что требует умения продуктивно решать возникающие проблемы. Обществу нужны люди, обладающие такими качествами, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умения выбирать различные пути осуществления своих целей, а эти качества формируются с детства, следовательно, задача каждого учителя - организовать познавательный поиск по нахождению и решению проблемы, активизировать мыслительную деятельность обучающихся, сформировать убеждения и способы самостоятельной деятельности. Эти задачи успешно решает проблемное обучение.

Проблемное обучение - это дидактическая система, основанная на единстве творческого усвоения знаний и способов деятельности.

Основными единицами дидактической системы проблемного обучения являются

  • проблемный вопрос;

  • проблемная задача;

  • проблемная ситуация.

В начале своей педагогической деятельности основы проблемного обучения постигала на теоретическом уровне. А на практике начинала с проблемных вопросов, содержащих альтернативный выбор, так как они являются начальным звеном цепочки проблемности. Заметила, что очень часто дети затруднялись на них отвечать. Анализируя причины этого, поняла, что ребят надо учить находить ответы на проблемные вопросы через глубокую работу с текстом, достигнув результата, переходила к следующему этапу - постановке познавательной (проблемной) задачи, которая содержит противоречие. Когда обучающиеся овладевали умениями решать проблемные задачи, мы переходили на следующий уровень - решение проблемной ситуации, содержащей противоречие, не имеющее однозначного решения. Так постепенно складывался и пополнялся мой опыт использования на уроках технологии проблемного обучения. Предлагаю вашему вниманию систему уроков на основе проблемных вопросов, познавательных задач, проблемных ситуаций, предполагающих совокупность взаимосвязанных элементов, направленных на развитие творческой самореализации обучающихся через углубленный анализ художественного текста.

Напомню, что проблемный вопрос - это вопрос, в формулировке которого звучит альтернативный выбор.

Изучая рассказ на первом уроке можно задать проблемные вопросы:

  • Почему знакомству с барыней посвящен только один абзац, а потом автор переходит к истории Герасима?

  • Почему, живя один в деревне, Герасим не чувствует одиночества?

  • Как описание каморки Герасима дополняет наше представление о его характере?

Фрагмент урока

Последней картиной-образом, позволяющей понять «примечательность» Герасима, является описание его каморки. Найдите это описание в тексте и приготовьтесь прочитать вслух.

- Посмотрите на слова, записанные на доске:

кровать - (истинно богатырская)

сундук - (дюжий)

стул - (прочный и приземистый)

столик - (крепкого свойства)

- Подберите из текста к данным словам слова-определения (эпитеты), которые автор использует в описании каморки.

-Как описание каморки Герасима дополняет наше представление о его характере? (Еще раз подчеркивают силу Герасима и, наверное, заставляют нас увидеть в нем не только сильного, но и надежного человека, как его мебель)

Познавательная задача - это дидактическая форма выражения проблемы, которая содержит в себе как субъективные, так и объективные противоречия. В задаче всегда есть условие или исходные данные, вопрос, фиксирующий искомое.

  • Так, например, второй урок по рассказу И. С.Тургенева «Муму» можно начать с познавательной задачи: «Главный герой рассказа Тургенева «Муму» немой. Для того чтобы познакомиться с этим человеком на прошлом уроке мы обращались к системе картин-образов. Но эта система не позволяет проникнуть во внутренний мир героя, а нам необходимо это сделать, для того чтобы понять Герасима как человека, личность.

Поэтому сегодня на уроке предлагаю обратиться к ряду сравнений, используемых автором в тексте.»

Для решения данной проблемной задачи необходимо найти в тексте ряд сравнений и проанализировать их. На доске

Фрагмент урока

Решение познавательной задачи

- Вспомните, с кем сравнивает автор Герасима в 1 главе? (Деревом, быком, зверем, гусем).

- Найдите в тексте и зачитайте сравнение Герасима с деревом.

«Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле…»

- Каким мы видим здесь Герасима? (Сильным)

- Как называли на Руси сильных людей? (Богатырями)

- Какое слово-определение из данного сравнения можно добавить к слову «богатырь»? (Могучий)

На доске: (схема, которая поможет обучающимся охарактеризовать внутреннее состояние Герасима в тот или иной момент рассказа).

Дерево бык зверь гусь

«Могучий страдающий одинокий важный

богатырь» недоумевающий рассудительный

степенный

- Подпишем под словом дерево «могучий богатырь»

- Почему автор сравнивает Герасима с деревом?

(Сначала автор сравнивает Герасима с деревом, которое росло на плодородной почве, а это значит, что ему было в деревне комфортно. Переселенный в город, он не понимал, что с ним такое происходит, он как будто был вырван с корнем).

Далее подробно разбирается значение каждого сравнения, а итогом служит вывод по проблемной (познавательной задаче).

(Герасим испытывает одиночество, страдание, непонимание происходящего, ощущение прозрения, свободы и снова одиночество и страдание, так как боль утрат навсегда останется с ним).

Проблемная ситуация - это соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность человека или группы, содержащее противоречие, не имеющее однозначного решения.

Так, на заключительном уроке по рассказу И.С.Тургенева «Муму» следует определиться:

  • Почему все-таки Герасим убивает Муму?

  • Что это было: покорность чужой воле или бунт против насилия, против унижения человеческого достоинства?

Проблемную ситуацию желательно начинать моделировать в начале урока,

чтобы совместными усилиями искать возможные пути решения.

Фрагмент урока

Обратите внимание на тему урока «История целой человеческой жизни». Это слова литературоведа Г. Винникова.

- Как вы думаете, что скрывается за этими словами? О ком они?

III. Организация проблемной ситуации. - Сегодня мы попробуем понять мотивы поступков Герасима. Проанализировав все это, ответим, чем продиктован последний поступок Герасима. Бунт это или смирение?

Выводы:

  1. Проблемное обучение обеспечивает прочность и действенность знаний, поскольку эмоционально по своей природе и вызывает чувство удовлетворения от познания.

  2. Через овладение методами проблемного обучения обучающиеся выходят на более высокий уровень познавательного процесса.

  3. В ходе разрешения учебных проблем формируется ценностное отношение к миру.

  4. Проблемное обучение отвечает требованиям дня: обучать исследуя, исследовать обучаяТворческий отчет по теме Проблемное обучение как способ активизации мыслительной деятельности обучающихсяТворческий отчет по теме Проблемное обучение как способ активизации мыслительной деятельности обучающихся

© 2010-2022