Литературный вечер «Что за прелесть эти уездные барышни!»

«Золотым» называют в развитии русской литературы XIX век. И это не случайно: лучшие произведения лучших авторов составляют замечательную коллекцию, позволяющую зримо ощущать традиции, обычаи, жизнь того времени. На уроках литературы изучаются произведения, анализируются образы, сопоставляются герои. Не менее важно расширять мировоззрение учащихся в процессе внеурочной деятельности, в частности, давать больше знаний о жизни общества, в частности уездного. Эта задача решается на данном литературно...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературный вечер «Что за прелесть эти уездные барышни!»


Цель: расширить знания учащихся о традициях, укладе уездной жизни в России XIX века, способствовавшей формированию и образованию лучших представительниц дворянства, нашедших отражение в галерее литературных героев «золотого» века русской литературы; продолжить выработку навыков выразительного чтения учащимися литературных текстов, их творческие способности.

Оборудование: фрагменты кинофильмов, музыкальные произведения (вальсы, романс), презентация. Перед вечером вывешивается объявление: « Милостивые сударыни и судари! Имеем честь пригласить вас пожаловать на литературный вечер «Что за прелесть эти уездные барышни!», назначенный на… Соблаговолите явиться к … часам»

Ход вечера.

Звучит вальс, входит пара учащихся, танцуют, позже на экране демонстрируется фрагмент «Первый бал Наташи Ростовой» из кинофильма «Война и мир».


Ведущий 1:

Век вертопрахов и кокеток,

Лорнетов, тростей, вееров,

Икры зернистой и креветок,

Лосин, лампасов, киверов…

Так писала Н.Жданова о XIX столетии. Век торжествующей женственности: с локонами, кружевами, тонкими полупрозрачными тканями. Век капризниц, падавших в обморок от слишком стянутых талий, разговоров ни о чём, романов, длиною в одну мазурку, тайных венчаний в запорошенных снегом деревушках…

Вспомним, что писал А.С.Пушкин в повести «Барышня-крестьянка»: «Что за прелесть эти уездные барышни! Воспитанные на чистом воздухе, в тени своих садовых яблонь, они знание света черпают из книжек…».

Имея много свободного времени, девушки посвящали его домашнему чтению. В начале XIX века они читали преимущественно французские романы. Вспомним отрывок из романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин»: (исполняет чтец)

Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли всё;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.
Отец ее был добрый малый,
В прошедшем веке запоздалый;
Но в книгах не видал вреда;
Он, не читая никогда,
Их почитал пустой игрушкой
И не заботился о том,
Какой у дочки тайный том
Дремал до утра под подушкой...

Ведущий 2:

Немудрено, что для уездных барышень посещение их домов гостями было важным событием. Тот же А.С.Пушкин в повести «Барышня-крестьянка» написал: «Для барышни звон колокольчика есть уже приключение, поездка в ближний город полагается эпохою в жизни, а посещение гостя оставляет долгое, иногда и вечное воспоминание…». Не менее яркое описание подобного события мы находим и в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» (приезд Анатоля Курагина в Лысые горы).

Что было ещё характерно для времяпрепровождения уездных барышень? Многие из них оформляли свои литературные альбомы. «Альбомы распространили у нас вкус к чтению - приохотили к литературе. И это ясно!.. Женщины, эти лёгкие, непостоянные, ветреные, но всегда милые для нас создания - женщины делают всё, что хотят с нами, их усердными поклонниками… Благодарение женщинам! Они ввели в употребление альбомы и доставили приятное и полезное занятие нашим молодым людям. Я даже уверен, что со времени появления альбомов у нас стали писать лучше, приятнее, выражаться свободнее, приличнее, ближе к общественному разговору, - так писали об альбомах в 1820 году в журнале «Благонамеренный». Автор говорит о роли альбомов в выработке литературного русского языка. Но важно другое: альбомы в жизни русского общества начала XIX века занимали довольно большое место - к ним относились неравнодушно, даже когда сердились, писали всё равно:

Вы съединить могли с холодностью сердечной

Чудесный жар пленительных очей.

Кто любит вас, тот очень глуп, конечно;

Но кто не любит - во сто раз глупей.

Ведущий 1:

Всем известно, что много писал в альбомы барышень А.С.Пушкин. Но нельзя не вспомнить также Батюшкова, Баратынского, Вяземского, Языкова… В XIX веке сложилась форма девичьих альбомов с загнутыми уголками - секретами, где скрывалась надпись: «Кто прочтёт секрет без спроса, тот останется без носа»; с надписями на последней странице: «Кто любит более тебя, пусть пишет далее меня». Удивительно, что форма альбома практически без изменений прошла через два столетия и дошла почти до нашего времени!

Альбомы всячески украшали. Их давали гостям, чтобы они сделали запись. Заполнялись альбомы долгое время, иногда переходили от матери к дочери. Если около записи появлялся могильный крест, это означало, что автора записи уже нет на свете. Альбом не только сопровождал человека по жизни, но и обозначал его отношение со смертью. Существовали предрассудки: боялись заполнять первый лист, потому что бытовало поверье, что автор такой записи скоро уйдёт в мир иной. Заполнять альбом начинали с конца, потом появлялись записи в середине, но чаще всего новая запись появлялась рядом с той, которая чем-то задела автора. Получался своеобразный диалог. В альбомах пушкинского круга был принят обмен цитатами, переделки известных стихотворных текстов. Вот пример одной из записей в альбоме:

Скажи, альбом, в простых словах

Твоей владетельнице милой,

Что царствует она в сердцах

И всех влечёт волшебной силой;

Что слишком счастлив был бы я,

Хоть мне она давно знакома,

Когда бы вспомнила меня

Она без помощи альбома.

Ведущий 2:

Нам трудно сейчас понять, чем были альбомы для барышень XIX века. Иметь альбом было нормально, странно было его не иметь. Где ещё оставит памятку гость, не заставший дома хозяев? Если в дом пришёл известный человек, как обойтись без альбома, чтобы сохранить доказательство его визита? Обратимся к стихотворению А.С.Пушкина: (исполняет чтец)

Конечно, вы не раз видали
Уездной барышни альбом,
Что все подружки измарали
С конца, с начала и кругом.
Сюда, назло правописанью,
Стихи без меры, по преданью
В знак дружбы верной внесены,
Уменьшены, продолжены.
На первом листике встречаешь
Qu' écriez-vous sur ces tablettes;*
И подпись: t. à v. Annette;**
А на последнем прочитаешь:
«Кто любит более тебя,
Пусть пишет далее меня».

Тут непременно вы найдете
Два сердца, факел и цветки;
Тут верно клятвы вы прочтете
В любви до гробовой доски;
Какой-нибудь пиит армейский
Тут подмахнул стишок злодейский.
В такой альбом, мои друзья,
Признаться, рад писать и я…

Ведущий 1:

Да, альбом мог содержать:

1)клятвы в любви до гробовой доски;

2) восхищение красотой и умом владелицы альбома;

3) пожелания счастья и любви;

4) клятвы верности и преданности;

5) наставления владелице никогда не забывать друзей;

6) насмешки над альбомными стихами и т. д.

В этом собрании «искромётных» мыслей можно было встретить произведения разных жанров: эпиграммы - один из видов сатирической поэзии, представляющий собою короткое сатирическое стихотворение, обычно высмеивающее какое-либо лицо;, каламбуры - игра слов, оборот речи, шутка, основанная на комическом обыгрывании звукового сходства разнозначащих слов или словосочетаний («Осип охрип, а Архип осип»), но чаще всего мадригалы - коротенькое стихотворение, хвалебное, льстивое, любовное, нежное, тонкое и острое.

В этих же альбомах делались зарисовки или акварели, вклеивались работы гостей, сделанные на отдельных листах.

Уездные города с их размеренной, тихой, в большинстве своём, жизнью упоминаются в литературе XIX века довольно часто. Древняя тверская земля отразилась в жизни и творчестве А.С.Пушкина. Малинники, Берново… Привлекали здесь поэта и молодые провинциальные барышни, которых он называл своею «истинной публикой». Одной из них, синеглазой Катеньке Вельяшевой, он посвятил своё стихотворение «Подъезжая под Ижоры…». (исполняет чтец)

Подъезжая под Ижоры,
Я взглянул на небеса
И воспомнил ваши взоры,
Ваши синие глаза.
Хоть я грустно очарован
Вашей девственной красой,
Хоть вампиром именован
Я в губернии Тверской,
Но колен моих пред вами
Преклонить я не посмел
И влюбленными мольбами
Вас тревожить не хотел.
Упиваясь неприятно
Хмелем светской суеты,
Позабуду, вероятно,
Ваши милые черты,
Легкий стан, движений стройность,
Осторожный разговор,
Эту скромную спокойность,
Хитрый смех и хитрый взор.
Если ж нет... по прежню следу
В ваши мирные края
Через год опять заеду
И влюблюсь до ноября.

Ведущий 2:

Главным развлечением молодёжи в уездных городах были, конечно же, танцы. Детей в дворянских семьях обучали танцам с 5-6 лет. В провинции чаще всего устраивались общественные балы. Средства собирали со всех желающих путём распространения лотерейных билетов. Самые непринуждённые из балов - семейные. Их организовывали по случаю памятных семейных дат, на которые заранее распространяли пригласительные билеты. В залах проводили всевозможные аукционы и конкурсы, а вырученные деньги шли в помощь приютам.

Бал - настоящая находка

Для юных франтов и для дам;

Его с восторгом ждёт красотка,

Он праздник пасмурным отцам.

Чтоб дочка куколкой оделась,

Хлопочет опытная мать.

А чтоб она не засиделась.

Везёт её потанцевать.

(Ф.Кони)


(звучит вальс Г.Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель». Все желающие танцуют)

Ведущий 1:

В XIX столетии дамы активно пользовались веерами, которые по-прежнему считались любимым аксессуаром. Именно в XIX веке веера стали изготавливаться не только из традиционных материалов, но и из страусовых перьев. Это привело, кстати сказать, к значительному сокращению популяции этой замечательной птицы. На карикатурах второй половины века XIX можно увидеть такой сюжет - модная дама догоняет стаю перепуганных страусов. Самыми стильными были, по-прежнему, веера из Франции, однако Германия и Голландия также производили весьма достойную продукцию.

Существовали также веера-программки, которые выдавались дамам при входе в театр. Были даже такие экзотические формы, как веера - меню и веера - пригласительные билеты.

Для дамы веер имел особое значение. Он не только служил для обмахивания, но и выполнял иную работу: помогал скрыть непристойный смешок или незаметно для других шепнуть словцо соседу. И, разумеется, веер по-прежнему являлся орудием дамского кокетства.

(демонстрируется язык веера)


«Вы мне безразличны» - закрыть веер.

«Да» - веер прикладывается левой рукой к правой щеке.

«Нет» - открытый веер прикладывается правой рукой к левой щеке.

«Ты мой идеал» - дотронуться открытым веером до губ и сердца.

«Я вас не люблю» - закрытым веером делается движение в сторону.

«Я тебя люблю» - правой рукой указать закрытым веером на сердце.

«Будьте осторожны, за нами следят» - открытым веером дотронуться до левого уха.

Ведущий 2:

«Моя мечта теперь - хозяйка», - писал А.С.Пушкин. А откуда эти хозяйки брались? С конца XVIII века в свете считалось весьма престижным брать в жёны «смолянок». В Смольном институте благородных девиц учились девушки всех сословий, в том числе и провинциалки из небогатых семей. Их настольной книгой был конспект лекций по домоводству. Испытайте, девушки, себя и вы, ответив на вопросы на знание кухни XIX столетия!

ВОПРОСЫ:

  1. А.С.Пушкин в романе «Евгений Онегин» пишет: «И Страсбурга пирог нетленный меж сыром лимбургским живым и ананасом золотым…». Что это за «страсбургский пирог»? (законсервированный паштет из гусиной печени).

  2. Что это за блюдо «Беф-строганов»? (кушанье названо в честь дипломата Г.А.Строганова, это мелко нарезанные и хорошо прожаренные кусочки мяса).

  3. В.А.Гиляровский в книге «Москва и москвичи» вспоминал: «Считалось особым шиком, когда обеды готовил повар - француз Оливье…». Чем же прославился этот повар?

  4. Почему популярная в 19 веке манная каша названа «гурьевской»? (по имени министра финансов графа Гурьева, готовится на сливочных пенках с добавлением грецких орехов, персиков, ананасов и прочих фруктов).

И, конечно же, воспитанницы Смольного института, да и вообще почти все девушки того времени, обучались иностранным языкам, танцам, игре на музыкальных инструментах, пению. Предлагаю вам послушать один из романсов XIX века.

(звучит романс «Капризная, упрямая» в исполнении И.Юрьевой)


Ведущий 1:

Многие уездные города отличались неторопливостью, особым колоритом, привлекали внимание известных поэтов XIX века. Один из таких городов - Тамбов. М.Ю.Лермонтов посвятил ему немало строк.

(читается отрывок из произведения М.Ю.Лермонтова «Тамбовская казначейша»)

Тамбов на карте генеральной
Кружком означен не всегда;
Он прежде город был опальный,
Теперь же, право, хоть куда.
Там есть три улицы прямые,
И фонари и мостовые,
Там два трактира есть, один
Московский, а другой Берлин.
Там есть еще четыре будки,
При них два будочника есть;
По форме отдают вам честь,
И смена им два раза в сутки;
. . . . . . . . . .
Короче, славный городок.


Вдруг оживился круг дворянский;
Губернских дев нельзя узнать;
Пришло известье: полк уланский
В Тамбове будет зимовать.
Уланы, ах! такие хваты...
Полковник, верно, неженатый -
А уж бригадный генерал,
Конечно, даст блестящий бал.
У матушек сверкнули взоры;

Зато, несносные скупцы,
Неумолимые отцы
Пришли в раздумье: сабли, шпоры
Беда для крашеных полов...
Так волновался весь Тамбов…

И, действительно, какое оживление начиналось в уездном городишке, когда в него прибывали военные!

(звучит марш из к/ф «О бедном гусаре замолвите слово», можно показать фрагмент этого фильма)


Ведущий 2:

В светском обществе ценилось умение кавалеров развлекать дам. Весёлый анекдот, замысловатый рассказ, любовное признание… Владели этим в совершенстве многие офицеры: остроты, каламбуры, эпиграммы, светские истории. Держались они с той светской изысканной свободой, какая располагает к непринуждённому общению. Среди анекдотов могли быть рассказаны и такие:


  • XIX век. Россия. Москва. Зимний вечер. Площадь перед Большим театром. На улицу выходят, после посещения премьеры, господа: в бобровых шубах, цилиндрах, непременно со столь модными тростями. Кто-то попыхивает сигарами. Дамы - в вечерних платьях и накинутых поверх норковых и шиншилловых манто. Блестят бриллианты и драгоценные камения. Слышится весёлый женский смешок. Подаются элегантные экипажи.

Рядом останавливается ассенизаторская повозка. Запряжена двумя клячами, перемазанными с головы до ног дерьмом, аж самих не видно. На телеге бочка, полная тем же. Вонища - жутченная! Рядом с бочкой восседают подобного вида двое возничих. Один другому говорит, озираясь на публику вокруг:

- Я отойду, а ты приглядывай, кабы наш бочонок тут кто не спёр!


  • Богатый человек вместе с детьми выехал на природу. Ходит по полю. Видит - неподалёку какой-то мужик косит траву. Он говорит своим детям:

- Смотрите, дети, на этого грязного, вонючего мужика. В то время, как мы получаем образование, этот простой русский мужик косит траву. Мужик этот совершенно бескультурный, не знает ни литературы, ни истории, ни психологии, но мы должны быть благодарны ему, потому что такие крестьяне, как он, кормят нас.

Богатый человек и его семья ушли, а Лев Толстой продолжал косить траву…

Ведущий 1:

Непросто было завоевать сердце уездной барышни. Особая стать, воспитание, утончённость, скромность привлекали внимание кавалеров, но не каждый мог рассчитывать на быстрое ответное чувство.

Сегодня в роли кавалеров - наши юноши, которые попытаются сказать своим «дамам» изысканный комплимент.

(проводится конкурс «Комплимент»)

Слово учителя:

Вот и заканчивается наш вечер. Думаю, что вы многое узнали о быте уездных городов XIX века и о том, какая « прелесть эти уездные барышни». Если вас заинтересовало то, о чём мы сегодня говорили, продолжайте знакомиться с «золотым» веком в развитии России. Уверена, что вы откроете для себя ещё много интересного!



Использованные ресурсы:

Журнал «Читаем, учимся, играем» 12\2004

ilibrary.ru/text/436/p.3/index.html

books.google.ru/books?id=HSTt4S_C_fgC&pg=PA382&lpg=PA382&dq

rvb.ru/pushkin/01text/01versus/0423_36/1829/0491.htm

lib.rus.ec/node/337632

livelib.ru/quote/549243

© 2010-2022