Образование и правописание действительных причастий прошедшего времени (повторение)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык

Тема:Образование и правописание действительных причастий прошедшего времени (повторение)

Цель: Ознакомить учащихся с образованием и написанием действительных причастий прошедшего времени; вырабатывать навыки написания гласных перед суффиксами этих причастий.

Ход урока:

I.Фронтальный опрос

1)Что называется причастием?

2) Назовите признаки прилагательного у причастия?

3) Назовите признаки глагола у причастия?

4) Какие причастия называются действительными?

5)Как образуются действительные причастия настоящего времени?

6)Какие причастия называются страдательными?

7) Как образуются страдательные причастия настоящего времени?

8) Что такое причастный оборот?

II.Придумать 2 предложения с причастным оборотом.

  1. Выпишите только действительные причастия настоящего времени

Образование и правописание действительных причастий прошедшего времени (повторение)Образование и правописание действительных причастий прошедшего времени (повторение)

Прогревающий, уносимый, уносящийся, угнетаемый, вырытый,

Образование и правописание действительных причастий прошедшего времени (повторение)Образование и правописание действительных причастий прошедшего времени (повторение)

обагренный, усиленный, хохочущий, привлекающий.

  1. От данных глаголов образуйте действ. причастие настоящего времени.

Прогуливаться, умываться, разбирать, гневаться, проезжать.

III.Чтение теоретического материала в учебнике

Образование и правописание действительных причастий прошедшего времени (повторение)Образование и правописание действительных причастий прошедшего времени (повторение)

зОбразование и правописание действительных причастий прошедшего времени (повторение)Образование и правописание действительных причастий прошедшего времени (повторение)нать + вш - знавший

Образование и правописание действительных причастий прошедшего времени (повторение)Образование и правописание действительных причастий прошедшего времени (повторение)

гОбразование и правописание действительных причастий прошедшего времени (повторение)Образование и правописание действительных причастий прошедшего времени (повторение)ореть + вш - горевший

Образование и правописание действительных причастий прошедшего времени (повторение)Образование и правописание действительных причастий прошедшего времени (повторение)

сОбразование и правописание действительных причастий прошедшего времени (повторение)Образование и правописание действительных причастий прошедшего времени (повторение)жать + вш - сжавший

Образование и правописание действительных причастий прошедшего времени (повторение)

нОбразование и правописание действительных причастий прошедшего времени (повторение)Образование и правописание действительных причастий прошедшего времени (повторение)ести + несший

Образование и правописание действительных причастий прошедшего времени (повторение)

пОбразование и правописание действительных причастий прошедшего времени (повторение)Образование и правописание действительных причастий прошедшего времени (повторение)ринести - принесший

IV.Вывод: Действительное причастие прошедшего времени образуется от основ неопеделенной формы глагола или от основ глагола прошедшего времени переходных и непереходных глаголов, совершенного и несовершенного вида.

Перед суффиксом вш, ш пишется та же буква, которая находится перед ть в неопред. форме.

V.Заменить придаточные предложения причастным оборотом, записать предложения, объяснить знаки препинания.

По узкой тропинке, которая извивается между скал, мы поднимаемся на площадку. (дайте характеристику предложению. Это СПП.)

Катер, приближающийся к берегу, был замечен пограничниками. (Заменить причастный оборот придаточным предложением)

VI.Найти словосочетание со страдательным причастием

а) на пестреющем лугу

б) о движущемся предмете

в) опавшие с тополя

г) отнятая игрушка

д) разлившаяся по небу

VII.найти словосочетание с действ. причастием

1.написанная учеником

2. о движущемся предмете

3. ведущая в парк

4.посаженные весной

5. опрокинутый котенком

VIII. (На экране предложения.)

1.Лежащая книга на столе прочитана.

-правильно ли построено предложение?(нет)

-почему? (определ. слово книга не может находиться в середине прич. об.)

-постройте это предложение правильно.

Книга, лежащая на столе, прочитана.

2. Ученик, напишущий изложение без единой ошибки, получит высокую оценку.

-можно ли так сказать? (нет, прич. имеют две формы времени - наст. и прошедш. В этих случаях прич. об. заменяется словосочет. со словом «который»)

3.Фрукты нового урожая, отправляющиеся с юга, поступают в промышленные районы страны.

(фрукты сами себя отправляют с юга на север) Как исправить предложение? Надо употреблять не действ., а страдательный прич. наст. времени.

Фрукты нового урожая, отправляемые с юга, поступают в промышленные центры страны.

IX.Распространить зависимыми словами данные словосочетания.

Скошенная рожь (комбайном)

Показавшееся солнце (из-за туч)

Усыпанные дорожки (листьями)

Начерченный чертеж (рабочим)

X.Учащиеся составляют по данным схемам предложения:

1.

х

,

………..

,…….

2.

……………………..

х

……

XI. Работа с текстом (приложение 1)

XII.Записать словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Объяснить условия выбора гласных в суффиксах.

а) Бор .ю.щийся народ, держ. а.щий знамя, развева. ю .щийся по ветру, та .ю .щий снег.

Образование и правописание действительных причастий прошедшего времени (повторение)Образование и правописание действительных причастий прошедшего времени (повторение)

б) Дремлющий великан, колеблющийся тростник, готовящие выступления, стелющийся туман.

XIII.Домашнее задание: выписать из художественного текста 5 предложений, в которых есть действительные причастия прошедшего времени.







(приложение)

Развертывающаяся перед нами Москва производило сильное впечатление.

Над громадой домов, чернеющих на неизмеримом пространстве, поднималось бесчисленное множество церковных глав и колоколен.

Выше всех поднимался Кремль - жилище великого государя с белой каменной стеной, наполненной белыми каменными церквями с позолоченными главами.

Эта белизна кремлевской стены и большое количество белых каменных зданий дали происхождение известному эпитету, который до сих пор остается за Москвой - , белокаменная.

Задание:

  1. Озаглавьте текст (Москва белокаменная)

  2. Определите тип речи (описание) (описывается Москва, дома, церкви, колокольни)

  3. Определите стиль текста (художественный)

  4. Основная мысль текста (почему Москву называют белокаменной)

  5. Выделите причастные обороты. Определите их роль. (употребленные в тексте причастные обороты помогают создать образ Москвы).















© 2010-2022