- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Образование и правописание действительных причастий прошедшего времени (повторение)
Образование и правописание действительных причастий прошедшего времени (повторение)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Нугманова Д.Ш. |
Дата | 20.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Русский язык
Тема:Образование и правописание действительных причастий прошедшего времени (повторение)
Цель: Ознакомить учащихся с образованием и написанием действительных причастий прошедшего времени; вырабатывать навыки написания гласных перед суффиксами этих причастий.
Ход урока:
I.Фронтальный опрос
1)Что называется причастием?
2) Назовите признаки прилагательного у причастия?
3) Назовите признаки глагола у причастия?
4) Какие причастия называются действительными?
5)Как образуются действительные причастия настоящего времени?
6)Какие причастия называются страдательными?
7) Как образуются страдательные причастия настоящего времени?
8) Что такое причастный оборот?
II.Придумать 2 предложения с причастным оборотом.
-
Выпишите только действительные причастия настоящего времени
Прогревающий, уносимый, уносящийся, угнетаемый, вырытый,
обагренный, усиленный, хохочущий, привлекающий.
-
От данных глаголов образуйте действ. причастие настоящего времени.
Прогуливаться, умываться, разбирать, гневаться, проезжать.
III.Чтение теоретического материала в учебнике
знать + вш - знавший
гореть + вш - горевший
сжать + вш - сжавший
нести + несший
принести - принесший
IV.Вывод: Действительное причастие прошедшего времени образуется от основ неопеделенной формы глагола или от основ глагола прошедшего времени переходных и непереходных глаголов, совершенного и несовершенного вида.
Перед суффиксом вш, ш пишется та же буква, которая находится перед ть в неопред. форме.
V.Заменить придаточные предложения причастным оборотом, записать предложения, объяснить знаки препинания.
По узкой тропинке, которая извивается между скал, мы поднимаемся на площадку. (дайте характеристику предложению. Это СПП.)
Катер, приближающийся к берегу, был замечен пограничниками. (Заменить причастный оборот придаточным предложением)
VI.Найти словосочетание со страдательным причастием
а) на пестреющем лугу
б) о движущемся предмете
в) опавшие с тополя
г) отнятая игрушка
д) разлившаяся по небу
VII.найти словосочетание с действ. причастием
1.написанная учеником
2. о движущемся предмете
3. ведущая в парк
4.посаженные весной
5. опрокинутый котенком
VIII. (На экране предложения.)
1.Лежащая книга на столе прочитана.
-правильно ли построено предложение?(нет)
-почему? (определ. слово книга не может находиться в середине прич. об.)
-постройте это предложение правильно.
Книга, лежащая на столе, прочитана.
2. Ученик, напишущий изложение без единой ошибки, получит высокую оценку.
-можно ли так сказать? (нет, прич. имеют две формы времени - наст. и прошедш. В этих случаях прич. об. заменяется словосочет. со словом «который»)
3.Фрукты нового урожая, отправляющиеся с юга, поступают в промышленные районы страны.
(фрукты сами себя отправляют с юга на север) Как исправить предложение? Надо употреблять не действ., а страдательный прич. наст. времени.
Фрукты нового урожая, отправляемые с юга, поступают в промышленные центры страны.
IX.Распространить зависимыми словами данные словосочетания.
Скошенная рожь (комбайном)
Показавшееся солнце (из-за туч)
Усыпанные дорожки (листьями)
Начерченный чертеж (рабочим)
X.Учащиеся составляют по данным схемам предложения:
1.
-
х
,
………..
,…….
2.
……………………..
х
……
XI. Работа с текстом (приложение 1)
XII.Записать словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Объяснить условия выбора гласных в суффиксах.
а) Бор .ю.щийся народ, держ. а.щий знамя, развева. ю .щийся по ветру, та .ю .щий снег.
б) Дремлющий великан, колеблющийся тростник, готовящие выступления, стелющийся туман.
XIII.Домашнее задание: выписать из художественного текста 5 предложений, в которых есть действительные причастия прошедшего времени.
(приложение)
Развертывающаяся перед нами Москва производило сильное впечатление.
Над громадой домов, чернеющих на неизмеримом пространстве, поднималось бесчисленное множество церковных глав и колоколен.
Выше всех поднимался Кремль - жилище великого государя с белой каменной стеной, наполненной белыми каменными церквями с позолоченными главами.
Эта белизна кремлевской стены и большое количество белых каменных зданий дали происхождение известному эпитету, который до сих пор остается за Москвой - , белокаменная.
Задание:
-
Озаглавьте текст (Москва белокаменная)
-
Определите тип речи (описание) (описывается Москва, дома, церкви, колокольни)
-
Определите стиль текста (художественный)
-
Основная мысль текста (почему Москву называют белокаменной)
-
Выделите причастные обороты. Определите их роль. (употребленные в тексте причастные обороты помогают создать образ Москвы).