Урок развития речи по русскому языку Описание деловое и художественное

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок развития речи в 6 классе

Лицевая Ю.Н,

учитель русского языка и литературы

Каменниковская СОШ

Рыбинский район

Ярославская область

Тема: Описание деловое и художественное

Тип урока: изучение нового материала с использованием приемов технологии критического мышления

Цели урока:

• изучить виды описаний и их языковые особенности;

• научиться объяснять особенности каждого из видов описаний;

• использовать полученные знания на практике;

• способствовать выработке у учащихся умения обобщать изученное;

• активизировать сознательную деятельность учащихся.

Ход урока



Актуализация знаний (5 мин.)

Чтобы узнать о каком типе речи пойдёт сегодня речь на уроке, вам нужно отгадать загадку.

Я тип речи замечательный

Умный, добрый и внимательный.

Расскажу вам о любом предмете.

О его форме, качестве и цвете. (описание)

А что мы знаем об описании?

Запишем в таблице ЗХУ.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Отвечает на вопрос какой?

Можно сделать одну фотографию

Рассказывает о признаках предмета

  1. Виды описания.

  2. Чем отличаются друг от друга.

Как вы думаете, мы с вами всё знаем об описании? (Нет)

Перед вами текст. Прочитайте. Определите тип речи.

СПРАВКА

выдана Ивановой Тамаре Петровне, проживающему по адресу: Ярославская область, Рыбинский район, п. Каменники ул. Школьная д.2 кв. 43 , в том, что у нее действительно имеется подсобное хозяйство: петух и десять кур-несушек.

Петух: длина - 66 см, вес- 1250г. Окраска самца красновато-золотистая на спинной стороне, черновато-бурая - на брюшной. Перья на голове, шее, затылке и на верхней стороне хвоста - золотисто-жёлтые. Спина пурпурно-бурая, грудь и рулевые перья чёрно-зелёные, крылья бурые. Гребешок на голове красный, клюв буроватый.

Основание - похозяйственная книга Каменниковского сельсовета № 75.

Справка выдана для представления в отдел полиции «Волжский»

Глава Каменниковской сельской администрации Ю.А. Чистяков

Как вы определили, что это описание? (Говорится о признаках петуха). А почему описание дано в такой интересной форме?

Значит, описание может быть дано в разных видах. Что же мы сегодня должны узнать на уроке?

(Какие бывают виды описания). Заполним вторую колонку в нашей таблице.

Какая тема урока ? Виды описания:

Открытие нового знания (15 мин.)

Сейчас вы поработаете с текстом в паре и заполните сравнительную таблицу.

Задание на листах.

  1. Сравните два текста по плану, результаты запишите в таблицу.

  1. О чём текст?

  2. Цель текста.

  3. Какими словами и словосочетаниями описан кабинет? Выпишите 3-4 слова примера.

  4. Где может встретиться данный текст?



  1. Для кабинета русского языка должна быть отведена классная комната площадью 50 кв. м.

  2. В кабинете допускаются разные варианты планировки мебели: трёхрядная расстановка, расположение столов полукругом, расположение столов буквой «П» ( в зависимости от выбранной формы работы)

  3. В конце кабинета должно быть предусмотрено 2 рабочих места для работы с компьютером.

  4. Вдоль задней стенки должны размещаться секционные шкафы для хранения учебного оборудования.

  5. На передней стене должна быть расположена классная доска, подвесной экран, часть постоянной экспозиции. К месту расположения телевизора подведена антенна.

Ванваныч ходил в четвёртый класс. Школа размещалась в двухэтажном здании из тёмных брёвен. Их класс был на первом этаже. Он был просторный, светлый. На стенах висели различные иллюстрации к сказкам. Всем ребятам было уютно в таком классе. Посредине класса до самого потолка вздымалась кирпичная печь, напоминающая высокого богатыря. Парты размещались вокруг этой печи, а девятнадцатилетняя учительница, Нина Афанасьевна, то и дело поднималась из-за своего стола и обходила печь, чтобы никого не потерять из виду. Когда она выводила что-нибудь на классной доске, многим приходилось выскакивать из-за печки, чтобы правильно списать. Ванваныча это нисколько не обременяло. Московская школа была слишком аккуратная, чтобы походить на жизнь. А в этом сказке было столько притягательного, что хотелось в ней купаться.

Сравнительная таблица



Параметры

сравнения

Кабинет

Тема

Кабинет

Описать кабинета

Цель

Описать класс

Площадь 50 кв. м, планировка мебели, 2 рабочих места для работы с компьютером, секционные шкафы для учебного оборудования, подвесной экран

Слова для описания

Здание из тёмных брёвен, просторный светлый, печь, напоминающая высокого богатыря, было уютно, сказка

В официальных или деловых бумагах

Где можно встретить такой

текст?

В произведениях худож. литературы

Какое из описаний более сухое, чёткое, а какое более красочное, передающее эмоции)

Как бы вы назвали эти 2 типа описания? (Вписываем в сравнительную таблицу названия)

Дописываем тему урока.

Давайте проверим наши предположения по учебнику с. 146-147.

Применение нового знания на практике(15 мин.)

А теперь я предлагаю вам побывать в роли редакторов и использовать полученные знания для составления двух видов описания.

Вставьте в пропуски подходящие по смыслу слова. Не забывайте о видах описания.

  1. У меня есть котёнок сиамской породы. Его зовут Кузя. Ему нет ещё и двух месяцев. Он очень_________________. Шерсть у него _________ ________,_______________,_____________, ___________________ цвета с едва заметными ____________________ полосочками. На грудке шёрстка светлее, как будто на нём _________________________ фартучек.

У моего любимца большие и очень______________ _________ глаза. В темноте глазки светятся как два ________________________.

Носик у котёнка __________________________. Ушки _________________________ с тёмно-коричневой каймой.

На лапках у Кузи маленькие _________________________ перчаточки, из которых высовываются крошечные очень____________________________ коготки. У Котёнка _____________ хвостик.

Если Кузя хочет спать, он капризничает, как ______________________.

2.Объявление



Пропал котёнок____________________ породы. Зовут______________. Шерсть________________цвета с _____________ полосками. На грудке ___________ фартучек. На лапках______________________________ перчаточки. Хвост__________________________.

Нашедшего просьба вернуть за вознаграждение. Обращаться по телефону: 23-25-75

Ребята зачитывают получившиеся варианты текстов. Какой текст художественное описание, а какой - деловое? Как вы определили?

Итог урока. Рефлексия. (7мин.)

Давайте составим синквейн о художественном виде описания.

Художественное описание

Запоминающееся, эмоциональное

Рисует, рассказывает, оценивает

Создаёт яркий образ предмета.

Красивая картинка



Итак, обратимся к нашей таблице ЗХУ и посмотрим, что мы хотели узнать на уроке. Всё ли мы узнали? Третью колонку вы заполните дома. Подчеркните тему урока соответствующим цветом.

Домашнее задание. Заполнить третью колонку в таблице ЗХУ, составить синквейн о деловом описании





© 2010-2022